ции мамлюков. «В лице кипчакских тюрок и черкесов,– отмечал Клиф- форд Босворт,– которых ввозили из южнорусских степей и региона Северного Кавказа и которые вытеснили Аййубидов, новый институт военно-рабских гвардейцев дал свое назва- ние одной из наиболее важных династий позднесредневеко- вого исламского мира – Мамлюкам Египта и Сирии»2 . Черкесия стала одним из ведущих поставщиков мам- люкского пополнения около 1280 г., когда бахритский султан Калаун создал собственный гвардейский полк Бурджи3 . Властные претензии черкесских мамлюков обозначились на рубеже XIII и XIV вв.4 . Ч. Гальперин отмечает, что «кыпчаки доминировали в корпусе египетских мамлюков на протяже- нии всего периода «бахри» (1250–1382 гг.) и не уступали 1 Verlinden Ch. Le commerce… P. 227. 2 Bosworth C. E. Recruitment, Muster, and Review in Medieval Islamic Armies // War, Technology and Society in the Middle East. Edited by V.J. Parry and M.E. Yapp. L., 1975. P. 63. 3 Зеленев Е. И. Египет... С. 140. 4 Хасанов А. А. Формирование черкесской группировки мамлюков в Египте // Арабские страны, Турция, Иран, Афганистан. История. Экономика. М., 1973. С. 162; Ayalon D. The Wafidiya in the Mamluk Kingdom // Islamic Culture. Hyderabad, 1951. P. 97, 99–100; Amitai R. Mamluks of Mongol Origin and their Role in Early Mamluk Political Life // MSR. 2008. Vol. XII. № 1. P. 123; Holt P.M. The Age… P. 110. 207 лидерства черкесам до окончания распада Ильханата»1 . Фор- мально, считается, что бахритский период длился до 1382 г. Ильханат распался в 30-е годы XIV в., и, таким образом, Ч. Гальперин солидаризируется с мнением о том, что возвы- шение черкесов произошло задолго до Баркука – в 30-е и 40-е годы XIV в. Период «эстафеты», когда власть в Египте стала переходить из рук тюркских эмиров в руки черкесских эми- ров совпадает с ослаблением и распадом Ильханата. Усиление черкесов в Каире часто объясняют деятельно- стью Баркука, который целенаправленно приобретал своих соотечественников. Но уже и сам Баркук был представителем такого поколения мамлюков, в котором насчитывалось осо- бенно много черкесов. При описании Дешт-и Кипчака ал-Калкашанди отмечал: «Что же касается этого нашего времени, то после того, как стал править султан ал-Малик аз-Захир Баркук из рода чер- кесов, он предпочел брат 208 Кабарду. Один из этих походов возглавили высокопостав- ленные перебежчики из государства Ильханов. Эмир Хасан, один из иранско-монгольских военачальников, погиб в Черкесии1 . Заметим здесь, что ал-Умари был не только ученым-эн- циклопедистом, но и секретарем ан-Насира, что делает его сведения особенно ценными. Замечание ал-Умари относится к длительному третьему правлению ан-Насира (1310–1341), которое совпадает со стабильным и длительным правлением хана Узбека в Золотой Орде (1313–1341). Это было время наивысшего могущества Орды, и вполне логично, что тюркское население не испытывало проблем с военной угрозой своему существованию. При Узбеке татары (кипчаки) приняли ислам оконча- тельно, а это ставило деятельность купцов по приобретению невольников-татар вне закона. В этот период Черкесия явля- лась христианской страной и, соответственно, черкесское население полностью соответствовало требованию мамлюк- ской мобилизации. Воин, попавший в плен и проданный в мамлюки, имел существенное преимущество перед детьми и юношами. Чер- кесский воин, прошедший через войну с Ордой, уже мог выступить в роли наставника и лидера. Кроме того, такие люди легко самоорганизовывались и сохраняли язык и традиции своей родины. Они воспроизводили в новых условиях ту воинскую и феодальную иерархию, в которой привыкли жить в Черкесии. Поэтому черкесские мамлюки были в большей степени черкесами, чем мамлюками, и ими верховодили их соплеменники княжеской крови. Эта строгая соподчиненность стала залогом высокой консолидации, дисциплины и неизбежно толкала к захвату власти. Так, согласно Пьетро Казола (Pietro Casola, 1427–1507), католическому канонику, который в 1494 г. совершил паломничество в Иерусалим, султан Каитбай и его сподвижник эмир Азбек были бывшими военнопленными из Черкесии, захваченными «на поле битвы»2 . В середине XIV в. количество черкесов в составе мам- люкской армии увеличилось до такой степени, что ни отдель- 1 Голубев Л. Э. Военная… С. 376–379. 2 Canon Pietro Casola’s Pilgrimage to Jerusalem in the Year 1494, by M. Margareth Newett. Manchester: At the University Press, 1907. P. 280. 209 ные репрессии, ни упразднение черкесской гвардии уже не могли остановить процесс захвата власти уроженцами Чер- кесии. В июне 1341 г., в связи с избранием нового султана, упоминается Байбарс ал-Ахмади ал-Джаркаси (1262–1345), один из наиболее влиятельных эмиров сотни (и командующих тысячей – мукаддам альф – в военное время)1 . В последние годы ан-Насира и во время кратких прав- лений шести его потомков карьеру совершил другой черкес – эмир Гурлу. В 1346 г. он становится регентом малолетнего султана Хаджжи I и активно продвигает своих соплеменни- ков на высшие придворные должности. Гурлу был обвинен противной группировкой в заговоре, сослан в Газу и в 1347 г. убит во время молитвы. О группе его протеже хронист писал: «Черкесы были неожиданно схвачены и сосланы, и о них говорили: “Это люди с жаждущими власти душами, которые принесли столько раздоров”»2 . В 1347 г. черкесские мамлюки добивались избрания на трон калаунида Хусейна, но эмирское собрание предпочло кандидатуру калаунида Хасана (1347–1351)3 . А. аль-Холи, рассматривая контакты мамлюков с Золотой Ордой в прав- ление ан-Насира и в середине XIV в., со ссылкой на Ибн Хаджара ал-Аскалани, отмечает, что «к эмиру Таза приехали его отец и брат – черкесы»4 . Имеется в виду эмир сотни Сайф ад-Дин Таз ал-Насири (умер в 1362), «магнат калаунидской эпохи». Ибн Дукмак под 1366 г. упоминает эмира Акбугу Джаркаса, заведывающего султанским арсеналом5 . В 1379 г. между Генуей и султаном ал-Мансуром Ала-ад- дин Али (реальным правителем при малолетнем калауниде был черкесский эмир Баркук) было заключено очередное 1 Steenbergen J. van. Mamluk Elite on the Eve of al-Nasir Muhammad’s Death (1341): A Look behind the Scenes of Mamluk Politics // MSR. 2005. Vol. IX. № 2. P. 173, 197. 2 Ayalon D. The Circassians in the Mamluk Kingdom // Journal of the American Oriental Society. Vol. 69. Pt. 3. New Haven, 1949. P. 138; Beaumont D. Political Violence and Ideology in Mamluk Society // MSR. 2004. Vol. VIII. № 1. P. 206. 3 Muir W. The Mameluke or Slave Dynasty of Egypt, 1260–1517 A.D. L., 1896. P. 93. 4 Амин аль-Холи. Связи между Нилом и Волгой в XIII–XIV вв. М., 1962. С. 12. 5 Steenbergen J. van. On the Brink of the New Era? Yalbugha al-Hassaki (d. 1366) and the Yalbughawiyah // MSR. 2001. Vol. XV. P. 133, 137, 126. 210 соглашение, регулировавшее перевозку мамлюкского попол- нения. Венецианский купец Эммануэль Пилоти, живший в Леванте, сообщал, что на протяжении 1420 г. султан получил из Каффы две тысячи рабов. Пилоти возмущался поведением генуэзцев, жажда наживы которых усиливала военную мощь мамлюков. В качестве основных национальных групп чер- номорских рабов, которых перевозили генуэзцы, Эм. Пилоти называет черкесов (Cercassi), русских (Rossi) и татар (Tartres)1 . В 1431 г. султан Барсбай заключил с администрацией Каффы соглашение, которое позволяло его агентам беспошлинно вывозить приобретенных в этом городе неволь- ников. Бертрандон де ла Брокьер, бургундский аристократ, посетивший Палестину и Сирию в 1432 г., сообщает о пред- ставителе султана Барсбая в Каффе – генуэзце Джентиле Империале, которого он встретил в Дамаске2 . Каналы поставок рабов из Черноморья после захвата османами Константинополя (1453) и Каффы (1475) в значи- тельной степени сузились. Мамлюкское правительство было вынуждено обратить внимание на рабов европейского про- исхождения. Так, А. фон Харфф перечисляет в составе мам- люкского войска греков, албанцев, венгров и итальянцев, а из восточных рабов – только самих черкесов3 . Представители европейских народов составляли внушительную часть мам- люкской армии. Можно предполагать, что это обстоятельство создавало дополнительное напряжение внутри правящего мамлюкского класса. Стамбул начал первую войну с мамлюками (1485–1491) после того, как османский десант атаковал черноморское побережье Черкесии. Дм. Кантемир отмечал, что Баязид II приступил к этой «бесплодной» войне с мыслью о том, что «господство черкесов в Египте невозможно было сокрушить силой оружия и что эта процветающая империя останется несокрушимой до той поры, пока страна под названием Черкесия будет сохранять свою силу: единственное средство 1 Verlinden Ch. Le commerce… P. 228–229. 2 Brocquiere В. de la. Travels to Palestine during the years 1432 and 1433 / Transl. by Thomas Johnes. Hafod, 1807. P. 146. 3 Die Pilgerfahrt des Ritters Arnold von Harff von Cöln durch Italien, Syrien, Aegypten, Arabien, Aethiopien, Nubien, Palästina, die Türkei, Frankreich und Spanien: wie er sie in den Jahren 1496 bis 1499 vollendet. J. M. Heberle (H. Lempertz), 1860. S. 87, 103. 211 ослабить Каитбая – заградить проход тем многочисленным солдатам, которые все эти годы переправлялись в Египет и способствовали возрождению его мощи». В результате осман- ский экспедиционный корпус в 889 г. хиджры (1484) нанес удар по Черкесии и прошел ее из конца в конец, захватив «бесконечное множество пленников»1 . Точно известно об османском походе в Черкесию 1479 г. Вполне вероятно, что именно этот поход имел в виду Дм. Кантемир и просто ошибся в дате. Но, зная эрудированность этого автора в области османских источников, можно пред- положить, что информацию о походе 1484 г. он получил из труда Мустафы Геневи. Согласно этому источнику, Баязид II направил «сильное войско в страну черкесов, которое разо- рило многие местечки. И это было причиной того, почему черкесы не смогли больше попадать в Египет. И правитель Египта, таким образом, проиграл (остался в глупом положе- нии)»2 . Если удар наносился по Черкесии с целью установ- ления контроля за главными портами, то разумно было бы ожидать запрета со стороны османского правительства на трафик черкесских невольников по турецкой территории. И такой запрет последовал после начала войны с Египтом в 1485 г.: султан Баязид запретил провоз черкесских рабов не только в Сирию и Египет, но и в Персию, поскольку оттуда они переправлялись к мамлюкам. Х. Сахиллиоглу, автор исследования о рабах в социальной и экономической жизни османской Бурсы в конце XV и начале XVI в., приводит ряд документов, демонстрирующих полное преобладание черкесов в общем числе кавказских рабов, пере- правлявшихся через различные анатолийские порты и Бурсу. Профессиональные работорговцы выступали здесь в роли вербовщиков мамлюков, что отмечает и Сахиллиоглу: «Персидские и арабские торговцы и те османские торговцы, которые проделывали долгий путь, без сомнения, имели покупку и продажу рабов своей основной деятельностью. Мы должны также упомянуть в этом контексте существова- 1 Cantimir D. Histoire de l’Empire Othoman, où se voyent les causes de son agrandissement et de sa decadence / Traduite en Fransois par M. de Joncquières. T. I. Paris, 1743. P. 132. 2 Цит. по: Гудаков В.В. Северо-Западный Кавказ в системе меж- дународных отношений с древнейших времен до конца 60-х годов XIX века. СПб., 2007. С. 220. 212 ние профессиональных работорговцев, которые прибывали в Бурсу для приобретения черкесских рабов для их перепро- дажи в мамлюкскую армию»1 . После начала войны с Египтом, в 1485 г., Баязид запретил экспорт рабов не только в Сирию и Египет, но и в Персию, поскольку оттуда они переправлялись к мамлюкам. В 1489 г. этот запрет еще действовал, поскольку, согласно Ибн Ийасу, Каитбай выдвинул одним из главных условий начала пере- говоров о мире отмену этого османского эмбарго на деятель- ность работорговцев2 . Статистика продажи черкесских рабов через Бурсу за 1486–1487 гг. говорит в пользу того, что транзит черкесов через Анатолию не прекратился. Так, 3 марта 1486 г. через Керпе в Бурсу были доставлены 37 черкесов, где они были куплены Мехмедом бин Абдуллахом за 8440 акче, что составляло 234 акче за человека. 13 февраля 1487 г. были также из Керпе доставлены 58 черкесов, которые были приобретены группой торговцев из Бурсы. 15 ноября 1487 г. из Керпе в Бурсу достав- лены 22 черкеса, приобретенные Хасаном бин Хаджи Сулей- маном за 3850 акче (175 акче за человека). 17 ноября 1487 г. из Керпе в Бурсу доставили 70 черкесов, купленных Хаджи Мехмедом бин Юсуфом и партнерами за 11.200 акче (по 160 акче за человека)3 . Исключительно арабские имена тех купцов, которые целенаправленно скупали черкесов, а также почти полное отсутствие единичных сделок могут означать то, что все эти черкесы предназначались для пополнения мамлюкской армии. Цены на черкесских невольников сильно разнятся. Так, в 1479 г. наместник Хамы в Сирии приобрел у османского купца из Кайсери двух черкесов – Сантибега и Канибега – за 3450 акче4 . Эта цена может свидетельствовать о знатном происхождении. Не тот ли это Канибег, или Канибай ал-Чар- каси, который стал эмиром, главным конюшим при Кансаве ал-Гаури в начале XVI в. и построил великолепную мечеть рядом с Цитаделью?5 1 Sahillioglu H. Slaves in the social and economic life of Bursa in the late 15th and early 16th centuries // Turcica. Vol. XVII. Paris, 1986. P. 77. 2 Sahillioglu H. Slaves… P. 81. 3 Ibid. P. 71. 4 Ibid. P. 81. 5 Mamluk Art. The Splendour and Magic of the Sultans. Cairo, 2001. P. 82–83. 213 На основании документов из архива Бурсы Сахиллиоглу составил таблицы, демонстрирующие нам численность, про- исхождение и половой состав рабов. В трех регистрах 1465– 1466 гг., с общей численностью в 903 раба, черкесов – 10. Из 171 раба регистра 1472 г. черкесов – 3, других кавказцев нет. Из 772 рабов регистра 1484 г. черкесов – 26, других кавказцев нет. Из 654 рабов регистра 1489 г. черкесов – 63, других кав- казцев нет. Из 514 рабов регистра 1511–1513 гг. черкесов – 30, абхазов – 2, грузин – 11 . Эти данные далеки от полноты, но и они ясно показывают явное преобладание черкесов среди кавказских рабов. Численность черкесских рабов очень сильно уступает количеству русских и балканских рабов, которые, впрочем, могли, в своем большинстве, оставаться в Турции. Мухаммад ал-Халаби, войсковой кади при экспедици- онном корпусе мамлюков, направленном в Анатолию, в 1471 г. отметил, что местный феодал Сарим ибн Пахлаван «захватил в пути между Малатьей и Бахасна один караван, в котором находились черкесские мамлюки с купцом по имени Шайхи». Это привело к тому, что мамлюкский наместник Малатьи осадил гору, на которой укрывался мятежный феодал. Поскольку инцидент произошел непосредственно перед появлением огромной армии мамлюков, можно предполагать, что купец и черкесские мамлюки, которых насчитывалось 28 человек, были освобождены2 . Османский хронист Бехишти Ахмед Синан, современник первой османо-мамлюкской войны, отмечал наличие в мамлюкском Дамаске двух воинских соединений: турецкого (атрак) и черкесского3 . Черкесия как центр «мобилизации» мамлюков отображена на карте Московии (1525) Паоло Джовио (1483–1552), выда- ющегося итальянского ученого-энциклопедиста. Можно предполагать, что Джовио опирался на книгу своего совре- менника генуэзца Дж. Интериано «Быт и страна зихов, име- нуемых черкесами» (La vita: & sito de Zichi, chiamiti ciarcassi: historia notabile), вышедшую в свет в Венеции в 1502 г. Учи- тывая то обстоятельство, что Джовио испытывал огромный 1 Sahillioglu H. Slaves… P. 98–104. 2 Мухаммад ал-Халаби. Поход эмира Йашбека / Пер. с араб. З. М. Буниятова, Т. Б. Гасанова. Баку, 1985. С. 22–23. 3 Moser B. Die Chronik des Ahmed Sinân Čelebi genannt Bihišti : eine Quelle zur Geschichte des osmanischen Reiches unter Sultan Bâyezid II. München, 1980. S. 122. 214 интерес к мамлюкскому Египту, Османской империи и, в целом, к Востоку, мимо его внимания никак не могла пройти книга о черкесах, изданная в его городе. Кроме того, Джовио оставил нам описание мамлюкского государства, снабженное необычайно любопытными портретами трех султанов чер- кесской династии – Каитбая, Кансава ал-Гаури и Туманбая1 . Поэтому краткая легенда о черкесах, помещенная им к востоку от «Меотского болота», по всей видимости, восходит к Инте- риано: «Ханская область, населенная чиркасами-христианами, которые в другое время поставляли рабов в Каир, к великому султану». («Hane regionim habitat Circassi Christiani qui alias venales Cayrum ad magnum Soldanum portabantur»). Вот два высказывания из Интериано на тему связи Чер- кесии с мамлюкским Египтом: «Большая часть проданных увозится в город Каир, в Египет, и таким образом [случается], что фортуна превращает их из самых жалких крестьян на свете, какими они были, в величайших владык на свете и государей нашего века, а именно – в султанов, эмиров и т. п.». «Эти зихи по большей части красивы и хорошо сложены, а в Каире можно встретить людей [отличающихся] величе- ственной наружностью между мамелюками и эмирами, большинство которых, как было сказано, из их племени»2 . Отличие Джовио от Интериано состоит в констатации зависимости черкесов от крымского хана. Джовио мог полу- чить такую информацию от русского посла Дмитрия Гера- симова (около 1465 – 1536 гг.), находившегося в Риме летом 1525 г. Герасимов выступил консультантом П. Джовио, опубликовавшего затем «Книгу о посольстве Василия, вели- кого князя Московского, к Клименту VII». В картуше отмечено: «MOSCHOVIAE Tabula ex relatione Demetrue … Anno M.D.XXV. Mise Octob»). Имя Дмитрий и датировка октябрем 1525 г. подтверждают связь карты с Д. Герасимовым3 . 1 Pauli Iovii Novocomensis episcopi Nucerini Vitae illustrium virorum: tomis duobus comprehensae, & proprijs imaginibus illustratae. 1578. URL.: http://www.pitts.emory.edu/woodcuts/1578Giov1/00021365.jpg 2 АБКИЕА. С. 48, 50. 3 Карта Московии, составленная Павлом Иовием (Паоло Джовио), епископом Новокомским и русским послом Дмитрием Герасимовым. 1537 г. Ксилогравюра. Единственный сохранившийся экземпляр. Рос- сийский государственный архив древних актов. Ф. 192. Оп. 6. Д. 963 // http://rusarchives.ru/projects/statehood/04-12-karta-moskoviya.shtml 215 Герасимов, будучи дипломатом, имел возможность опи- раться на посольские источники. В январе 1519 г. в Москву доставили грамоту от хана Мухаммед-Гирея, в которой сооб- щалось о крайне неутешительных результатах большого похода калги Бахадур-Гирея в Черкесию. Тем не менее, несмотря на разгром крымского отряда, нашлась какая-то группа лиц, которая поспешила присягнуть Мухаммед-Гирею1 . Таким образом, выражение «ханская область» на карте Джо- вио–Герасимова, скорее всего, восходит к той посольской информации, которой располагал Герасимов https://vk.com/doc358527_459944744?hash=94f20d28c3b95f06bb&dl=0e85e2afd4ba82fa3c
Черкесский круг
:Nafseta Ч
Черкесия как одна из главных территорий мобилиза-
ции мамлюков.
«В лице кипчакских тюрок и черкесов,– отмечал Клиф-
форд Босворт,– которых ввозили из южнорусских степей и
региона Северного Кавказа и которые вытеснили Аййубидов,
новый институт военно-рабских гвардейцев дал свое назва-
ние одной из наиболее важных династий позднесредневеко-
вого исламского мира – Мамлюкам Египта и Сирии»2
.
Черкесия стала одним из ведущих поставщиков мам-
люкского пополнения около 1280 г., когда бахритский султан
Калаун создал собственный гвардейский полк Бурджи3
.
Властные претензии черкесских мамлюков обозначились на
рубеже XIII и XIV вв.4
. Ч. Гальперин отмечает, что «кыпчаки
доминировали в корпусе египетских мамлюков на протяже-
нии всего периода «бахри» (1250–1382 гг.) и не уступали
1
Verlinden Ch. Le commerce… P. 227.
2
Bosworth C. E. Recruitment, Muster, and Review in Medieval Islamic
Armies // War, Technology and Society in the Middle East. Edited by V.J.
Parry and M.E. Yapp. L., 1975. P. 63. 3
Зеленев Е. И. Египет... С. 140.
4
Хасанов А. А. Формирование черкесской группировки мамлюков
в Египте // Арабские страны, Турция, Иран, Афганистан. История.
Экономика. М., 1973. С. 162; Ayalon D. The Wafidiya in the Mamluk
Kingdom // Islamic Culture. Hyderabad, 1951. P. 97, 99–100; Amitai R.
Mamluks of Mongol Origin and their Role in Early Mamluk Political Life //
MSR. 2008. Vol. XII. № 1. P. 123; Holt P.M. The Age… P. 110.
207
лидерства черкесам до окончания распада Ильханата»1
. Фор-
мально, считается, что бахритский период длился до 1382 г.
Ильханат распался в 30-е годы XIV в., и, таким образом,
Ч. Гальперин солидаризируется с мнением о том, что возвы-
шение черкесов произошло задолго до Баркука – в 30-е и 40-е
годы XIV в. Период «эстафеты», когда власть в Египте стала
переходить из рук тюркских эмиров в руки черкесских эми-
ров совпадает с ослаблением и распадом Ильханата.
Усиление черкесов в Каире часто объясняют деятельно-
стью Баркука, который целенаправленно приобретал своих
соотечественников. Но уже и сам Баркук был представителем
такого поколения мамлюков, в котором насчитывалось осо-
бенно много черкесов.
При описании Дешт-и Кипчака ал-Калкашанди отмечал:
«Что же касается этого нашего времени, то после того, как
стал править султан ал-Малик аз-Захир Баркук из рода чер-
кесов, он предпочел брат
208
Кабарду. Один из этих походов возглавили высокопостав-
ленные перебежчики из государства Ильханов. Эмир Хасан,
один из иранско-монгольских военачальников, погиб в
Черкесии1
.
Заметим здесь, что ал-Умари был не только ученым-эн-
циклопедистом, но и секретарем ан-Насира, что делает его
сведения особенно ценными. Замечание ал-Умари относится
к длительному третьему правлению ан-Насира (1310–1341),
которое совпадает со стабильным и длительным правлением
хана Узбека в Золотой Орде (1313–1341). Это было время
наивысшего могущества Орды, и вполне логично, что тюркское
население не испытывало проблем с военной угрозой своему
существованию.
При Узбеке татары (кипчаки) приняли ислам оконча-
тельно, а это ставило деятельность купцов по приобретению
невольников-татар вне закона. В этот период Черкесия явля-
лась христианской страной и, соответственно, черкесское
население полностью соответствовало требованию мамлюк-
ской мобилизации.
Воин, попавший в плен и проданный в мамлюки, имел
существенное преимущество перед детьми и юношами. Чер-
кесский воин, прошедший через войну с Ордой, уже мог
выступить в роли наставника и лидера. Кроме того, такие люди
легко самоорганизовывались и сохраняли язык и традиции
своей родины. Они воспроизводили в новых условиях ту
воинскую и феодальную иерархию, в которой привыкли жить
в Черкесии. Поэтому черкесские мамлюки были в большей
степени черкесами, чем мамлюками, и ими верховодили их
соплеменники княжеской крови. Эта строгая соподчиненность
стала залогом высокой консолидации, дисциплины и неизбежно
толкала к захвату власти. Так, согласно Пьетро Казола (Pietro
Casola, 1427–1507), католическому канонику, который в 1494 г.
совершил паломничество в Иерусалим, султан Каитбай и его
сподвижник эмир Азбек были бывшими военнопленными из
Черкесии, захваченными «на поле битвы»2
.
В середине XIV в. количество черкесов в составе мам-
люкской армии увеличилось до такой степени, что ни отдель-
1
Голубев Л. Э. Военная… С. 376–379.
2
Canon Pietro Casola’s Pilgrimage to Jerusalem in the Year 1494, by
M. Margareth Newett. Manchester: At the University Press, 1907. P. 280.
209
ные репрессии, ни упразднение черкесской гвардии уже не
могли остановить процесс захвата власти уроженцами Чер-
кесии. В июне 1341 г., в связи с избранием нового султана,
упоминается Байбарс ал-Ахмади ал-Джаркаси (1262–1345),
один из наиболее влиятельных эмиров сотни (и командующих
тысячей – мукаддам альф – в военное время)1
.
В последние годы ан-Насира и во время кратких прав-
лений шести его потомков карьеру совершил другой черкес –
эмир Гурлу. В 1346 г. он становится регентом малолетнего
султана Хаджжи I и активно продвигает своих соплеменни-
ков на высшие придворные должности. Гурлу был обвинен
противной группировкой в заговоре, сослан в Газу и в 1347 г.
убит во время молитвы. О группе его протеже хронист писал:
«Черкесы были неожиданно схвачены и сосланы, и о них
говорили: “Это люди с жаждущими власти душами, которые
принесли столько раздоров”»2
.
В 1347 г. черкесские мамлюки добивались избрания на
трон калаунида Хусейна, но эмирское собрание предпочло
кандидатуру калаунида Хасана (1347–1351)3
. А. аль-Холи,
рассматривая контакты мамлюков с Золотой Ордой в прав-
ление ан-Насира и в середине XIV в., со ссылкой на Ибн
Хаджара ал-Аскалани, отмечает, что «к эмиру Таза приехали
его отец и брат – черкесы»4
. Имеется в виду эмир сотни Сайф
ад-Дин Таз ал-Насири (умер в 1362), «магнат калаунидской
эпохи». Ибн Дукмак под 1366 г. упоминает эмира Акбугу
Джаркаса, заведывающего султанским арсеналом5
.
В 1379 г. между Генуей и султаном ал-Мансуром Ала-ад-
дин Али (реальным правителем при малолетнем калауниде
был черкесский эмир Баркук) было заключено очередное
1
Steenbergen J. van. Mamluk Elite on the Eve of al-Nasir Muhammad’s
Death (1341): A Look behind the Scenes of Mamluk Politics // MSR. 2005.
Vol. IX. № 2. P. 173, 197. 2
Ayalon D. The Circassians in the Mamluk Kingdom // Journal of the
American Oriental Society. Vol. 69. Pt. 3. New Haven, 1949. P. 138; Beaumont
D. Political Violence and Ideology in Mamluk Society // MSR. 2004. Vol.
VIII. № 1. P. 206. 3
Muir W. The Mameluke or Slave Dynasty of Egypt, 1260–1517 A.D.
L., 1896. P. 93. 4
Амин аль-Холи. Связи между Нилом и Волгой в XIII–XIV вв.
М., 1962. С. 12. 5
Steenbergen J. van. On the Brink of the New Era? Yalbugha al-Hassaki
(d. 1366) and the Yalbughawiyah // MSR. 2001. Vol. XV. P. 133, 137, 126.
210
соглашение, регулировавшее перевозку мамлюкского попол-
нения. Венецианский купец Эммануэль Пилоти, живший в
Леванте, сообщал, что на протяжении 1420 г. султан получил
из Каффы две тысячи рабов. Пилоти возмущался поведением
генуэзцев, жажда наживы которых усиливала военную мощь
мамлюков. В качестве основных национальных групп чер-
номорских рабов, которых перевозили генуэзцы, Эм. Пилоти
называет черкесов (Cercassi), русских (Rossi) и татар (Tartres)1
.
В 1431 г. султан Барсбай заключил с администрацией
Каффы соглашение, которое позволяло его агентам
беспошлинно вывозить приобретенных в этом городе неволь-
ников. Бертрандон де ла Брокьер, бургундский аристократ,
посетивший Палестину и Сирию в 1432 г., сообщает о пред-
ставителе султана Барсбая в Каффе – генуэзце Джентиле
Империале, которого он встретил в Дамаске2
.
Каналы поставок рабов из Черноморья после захвата
османами Константинополя (1453) и Каффы (1475) в значи-
тельной степени сузились. Мамлюкское правительство было
вынуждено обратить внимание на рабов европейского про-
исхождения. Так, А. фон Харфф перечисляет в составе мам-
люкского войска греков, албанцев, венгров и итальянцев, а
из восточных рабов – только самих черкесов3
. Представители
европейских народов составляли внушительную часть мам-
люкской армии. Можно предполагать, что это обстоятельство
создавало дополнительное напряжение внутри правящего
мамлюкского класса.
Стамбул начал первую войну с мамлюками (1485–1491)
после того, как османский десант атаковал черноморское
побережье Черкесии. Дм. Кантемир отмечал, что Баязид II
приступил к этой «бесплодной» войне с мыслью о том, что
«господство черкесов в Египте невозможно было сокрушить
силой оружия и что эта процветающая империя останется
несокрушимой до той поры, пока страна под названием
Черкесия будет сохранять свою силу: единственное средство
1
Verlinden Ch. Le commerce… P. 228–229.
2
Brocquiere В. de la. Travels to Palestine during the years 1432 and
1433 / Transl. by Thomas Johnes. Hafod, 1807. P. 146. 3
Die Pilgerfahrt des Ritters Arnold von Harff von Cöln durch Italien,
Syrien, Aegypten, Arabien, Aethiopien, Nubien, Palästina, die Türkei,
Frankreich und Spanien: wie er sie in den Jahren 1496 bis 1499 vollendet.
J. M. Heberle (H. Lempertz), 1860. S. 87, 103.
211
ослабить Каитбая – заградить проход тем многочисленным
солдатам, которые все эти годы переправлялись в Египет и
способствовали возрождению его мощи». В результате осман-
ский экспедиционный корпус в 889 г. хиджры (1484) нанес
удар по Черкесии и прошел ее из конца в конец, захватив
«бесконечное множество пленников»1
.
Точно известно об османском походе в Черкесию 1479 г.
Вполне вероятно, что именно этот поход имел в виду Дм.
Кантемир и просто ошибся в дате. Но, зная эрудированность
этого автора в области османских источников, можно пред-
положить, что информацию о походе 1484 г. он получил из
труда Мустафы Геневи. Согласно этому источнику, Баязид II
направил «сильное войско в страну черкесов, которое разо-
рило многие местечки. И это было причиной того, почему
черкесы не смогли больше попадать в Египет. И правитель
Египта, таким образом, проиграл (остался в глупом положе-
нии)»2
. Если удар наносился по Черкесии с целью установ-
ления контроля за главными портами, то разумно было бы
ожидать запрета со стороны османского правительства на
трафик черкесских невольников по турецкой территории. И
такой запрет последовал после начала войны с Египтом в
1485 г.: султан Баязид запретил провоз черкесских рабов не
только в Сирию и Египет, но и в Персию, поскольку оттуда
они переправлялись к мамлюкам.
Х. Сахиллиоглу, автор исследования о рабах в социальной
и экономической жизни османской Бурсы в конце XV и начале
XVI в., приводит ряд документов, демонстрирующих полное
преобладание черкесов в общем числе кавказских рабов, пере-
правлявшихся через различные анатолийские порты и Бурсу.
Профессиональные работорговцы выступали здесь в
роли вербовщиков мамлюков, что отмечает и Сахиллиоглу:
«Персидские и арабские торговцы и те османские торговцы,
которые проделывали долгий путь, без сомнения, имели
покупку и продажу рабов своей основной деятельностью.
Мы должны также упомянуть в этом контексте существова-
1
Cantimir D. Histoire de l’Empire Othoman, où se voyent les causes
de son agrandissement et de sa decadence / Traduite en Fransois par M. de
Joncquières. T. I. Paris, 1743. P. 132. 2
Цит. по: Гудаков В.В. Северо-Западный Кавказ в системе меж-
дународных отношений с древнейших времен до конца 60-х годов XIX
века. СПб., 2007. С. 220.
212
ние профессиональных работорговцев, которые прибывали
в Бурсу для приобретения черкесских рабов для их перепро-
дажи в мамлюкскую армию»1
.
После начала войны с Египтом, в 1485 г., Баязид запретил
экспорт рабов не только в Сирию и Египет, но и в Персию,
поскольку оттуда они переправлялись к мамлюкам. В 1489 г.
этот запрет еще действовал, поскольку, согласно Ибн Ийасу,
Каитбай выдвинул одним из главных условий начала пере-
говоров о мире отмену этого османского эмбарго на деятель-
ность работорговцев2
.
Статистика продажи черкесских рабов через Бурсу за
1486–1487 гг. говорит в пользу того, что транзит черкесов через
Анатолию не прекратился. Так, 3 марта 1486 г. через Керпе в
Бурсу были доставлены 37 черкесов, где они были куплены
Мехмедом бин Абдуллахом за 8440 акче, что составляло 234
акче за человека. 13 февраля 1487 г. были также из Керпе
доставлены 58 черкесов, которые были приобретены группой
торговцев из Бурсы. 15 ноября 1487 г. из Керпе в Бурсу достав-
лены 22 черкеса, приобретенные Хасаном бин Хаджи Сулей-
маном за 3850 акче (175 акче за человека). 17 ноября 1487 г. из
Керпе в Бурсу доставили 70 черкесов, купленных Хаджи
Мехмедом бин Юсуфом и партнерами за 11.200 акче (по 160
акче за человека)3
.
Исключительно арабские имена тех купцов, которые
целенаправленно скупали черкесов, а также почти полное
отсутствие единичных сделок могут означать то, что все эти
черкесы предназначались для пополнения мамлюкской армии.
Цены на черкесских невольников сильно разнятся. Так, в
1479 г. наместник Хамы в Сирии приобрел у османского купца
из Кайсери двух черкесов – Сантибега и Канибега – за
3450 акче4
. Эта цена может свидетельствовать о знатном
происхождении. Не тот ли это Канибег, или Канибай ал-Чар-
каси, который стал эмиром, главным конюшим при Кансаве
ал-Гаури в начале XVI в. и построил великолепную мечеть
рядом с Цитаделью?5
1
Sahillioglu H. Slaves in the social and economic life of Bursa in the
late 15th and early 16th centuries // Turcica. Vol. XVII. Paris, 1986. P. 77. 2
Sahillioglu H. Slaves… P. 81.
3
Ibid. P. 71.
4
Ibid. P. 81.
5
Mamluk Art. The Splendour and Magic of the Sultans. Cairo, 2001.
P. 82–83.
213
На основании документов из архива Бурсы Сахиллиоглу
составил таблицы, демонстрирующие нам численность, про-
исхождение и половой состав рабов. В трех регистрах 1465–
1466 гг., с общей численностью в 903 раба, черкесов – 10. Из
171 раба регистра 1472 г. черкесов – 3, других кавказцев нет.
Из 772 рабов регистра 1484 г. черкесов – 26, других кавказцев
нет. Из 654 рабов регистра 1489 г. черкесов – 63, других кав-
казцев нет. Из 514 рабов регистра 1511–1513 гг. черкесов – 30,
абхазов – 2, грузин – 11
. Эти данные далеки от полноты, но и
они ясно показывают явное преобладание черкесов среди
кавказских рабов. Численность черкесских рабов очень сильно
уступает количеству русских и балканских рабов, которые,
впрочем, могли, в своем большинстве, оставаться в Турции.
Мухаммад ал-Халаби, войсковой кади при экспедици-
онном корпусе мамлюков, направленном в Анатолию, в 1471 г.
отметил, что местный феодал Сарим ибн Пахлаван «захватил
в пути между Малатьей и Бахасна один караван, в котором
находились черкесские мамлюки с купцом по имени Шайхи».
Это привело к тому, что мамлюкский наместник Малатьи
осадил гору, на которой укрывался мятежный феодал.
Поскольку инцидент произошел непосредственно перед
появлением огромной армии мамлюков, можно предполагать,
что купец и черкесские мамлюки, которых насчитывалось 28
человек, были освобождены2
. Османский хронист Бехишти
Ахмед Синан, современник первой османо-мамлюкской
войны, отмечал наличие в мамлюкском Дамаске двух воинских
соединений: турецкого (атрак) и черкесского3
.
Черкесия как центр «мобилизации» мамлюков отображена
на карте Московии (1525) Паоло Джовио (1483–1552), выда-
ющегося итальянского ученого-энциклопедиста. Можно
предполагать, что Джовио опирался на книгу своего совре-
менника генуэзца Дж. Интериано «Быт и страна зихов, име-
нуемых черкесами» (La vita: & sito de Zichi, chiamiti ciarcassi:
historia notabile), вышедшую в свет в Венеции в 1502 г. Учи-
тывая то обстоятельство, что Джовио испытывал огромный
1
Sahillioglu H. Slaves… P. 98–104.
2
Мухаммад ал-Халаби. Поход эмира Йашбека / Пер. с араб. З. М.
Буниятова, Т. Б. Гасанова. Баку, 1985. С. 22–23. 3
Moser B. Die Chronik des Ahmed Sinân Čelebi genannt Bihišti : eine
Quelle zur Geschichte des osmanischen Reiches unter Sultan Bâyezid II.
München, 1980. S. 122.
214
интерес к мамлюкскому Египту, Османской империи и, в
целом, к Востоку, мимо его внимания никак не могла пройти
книга о черкесах, изданная в его городе. Кроме того, Джовио
оставил нам описание мамлюкского государства, снабженное
необычайно любопытными портретами трех султанов чер-
кесской династии – Каитбая, Кансава ал-Гаури и Туманбая1
.
Поэтому краткая легенда о черкесах, помещенная им к востоку
от «Меотского болота», по всей видимости, восходит к Инте-
риано: «Ханская область, населенная чиркасами-христианами,
которые в другое время поставляли рабов в Каир, к великому
султану». («Hane regionim habitat Circassi Christiani qui alias
venales Cayrum ad magnum Soldanum portabantur»).
Вот два высказывания из Интериано на тему связи Чер-
кесии с мамлюкским Египтом: «Большая часть проданных
увозится в город Каир, в Египет, и таким образом [случается],
что фортуна превращает их из самых жалких крестьян на
свете, какими они были, в величайших владык на свете и
государей нашего века, а именно – в султанов, эмиров и т.
п.». «Эти зихи по большей части красивы и хорошо сложены,
а в Каире можно встретить людей [отличающихся] величе-
ственной наружностью между мамелюками и эмирами,
большинство которых, как было сказано, из их племени»2
.
Отличие Джовио от Интериано состоит в констатации
зависимости черкесов от крымского хана. Джовио мог полу-
чить такую информацию от русского посла Дмитрия Гера-
симова (около 1465 – 1536 гг.), находившегося в Риме летом
1525 г. Герасимов выступил консультантом П. Джовио,
опубликовавшего затем «Книгу о посольстве Василия, вели-
кого князя Московского, к Клименту VII». В картуше отмечено:
«MOSCHOVIAE Tabula ex relatione Demetrue … Anno M.D.XXV.
Mise Octob»). Имя Дмитрий и датировка октябрем 1525 г.
подтверждают связь карты с Д. Герасимовым3
.
1
Pauli Iovii Novocomensis episcopi Nucerini Vitae illustrium virorum:
tomis duobus comprehensae, & proprijs imaginibus illustratae. 1578. URL.: http://www.pitts.emory.edu/woodcuts/1578Giov1/00021365.jpg 2
АБКИЕА. С. 48, 50.
3
Карта Московии, составленная Павлом Иовием (Паоло Джовио),
епископом Новокомским и русским послом Дмитрием Герасимовым.
1537 г. Ксилогравюра. Единственный сохранившийся экземпляр. Рос-
сийский государственный архив древних актов. Ф. 192. Оп. 6. Д. 963 // http://rusarchives.ru/projects/statehood/04-12-karta-moskoviya.shtml 215
Герасимов, будучи дипломатом, имел возможность опи-
раться на посольские источники. В январе 1519 г. в Москву
доставили грамоту от хана Мухаммед-Гирея, в которой сооб-
щалось о крайне неутешительных результатах большого
похода калги Бахадур-Гирея в Черкесию. Тем не менее,
несмотря на разгром крымского отряда, нашлась какая-то
группа лиц, которая поспешила присягнуть Мухаммед-Гирею1
.
Таким образом, выражение «ханская область» на карте Джо-
вио–Герасимова, скорее всего, восходит к той посольской
информации, которой располагал Герасимов https://vk.com/doc358527_459944744?hash=94f20d28c3b95f06bb&dl=0e85e2afd4ba82fa3c