Кудаева З.Ж. Доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литератур КБИГИ «Вестник АТУ». Выпуск 1 (232) 2019 =============================================================== С противопоставлением верха и низа в адыгском этикете связан целый комплекс представлений и норм. «Ипщэ - пишет Б.Х. Бгажноков, - при всех обстоятельствах, остается наиболее почетной, удачной, счастливой стороной». В этикете это находило отражение в целом ряде правил: человек, следовавший «сверху», считался более почитаемым, чем тот, который следовал «снизу», поэтому при встрече его следовало приветствовать первым. Сэламыр ипщэк1э дэхъеин **** - «Приветствие нужно направлять вверх». С противопоставлением верха и низа связано и представление о предпочтительном, почетном расположении в пространстве двора, дома, селения и т.п. Феодальная верхушка - князья, владельцы села, уорки-дворяне - всегда селились в верхней части селения: къуажапщэ - «верхняя часть селения». В речевой практике сохранилось выражение, обозначающее одновременно низкий статус и презрительно-уничижительную оценку человека, несоответствующего принятым нравственно этическим, этикетным нормам, или попросту неумного: къуажэк1э - «принадлежащий к нижней части селения». Этими же принципами определялась канонизированность правил застольного этикета, в частности концепция почетного места (жъант1э - каб.-черк.). По свидетельству ученых, жанта - глинобитное сиденье у очага, наиболее удаленное от входной двери. Дж. Лонгворт отмечал, что оно «возвышалось над полом на целых три дюйма» и «младшие, удостаивавшиеся чести сидеть с гостем или старшим, устраивались прямо на полу, т.е. в буквальном смысле ниже старших» . Нэхъыжъым жьант1эрейщ «Старшему принадлежит почетное место», то есть место «вверху». Наиболее уважаемых, старших по возрасту и положению гостей приглашали занять почетное место в жанта со словами: ипщэк1э фыкъы- дыхьэ, ипщэк1э фыкъэув - «проходите вверх», «становитесь вверху». С оппозицией верх / низ тесно связана, как одно из ее частных манифестаций противопоставление сидя /стоя. В адыгской этической и этикетной традиции принято вставать, выражая тем самым почтение, уважение перед старшим по возрасту, женщиной, гостем, например: Л1ы нэмысыф1эр хуа- рэм тесми ц1ыхубзым хуэтэдж « Иоспитанный мужчина, даже если под ним чистокровный скакун (т.е. он знатен, богат, знаменит) - перед женщиной привстает на стременах». Связь с противопоставлением верхнего и нижнего в данном случае инверсирована. По-видимому, акт вставания, в основе, предназначен был символизировать принадлежность или отнесенность адресанта, на которого направлялся этот жест «верхнему» миру. Оппозиция правый /левый - одна из стержневых в семантике адыгского этикета: правая сторона наиболее почетна, при передвижениях людей правую сторону принято уступать в знак уважения старшим по возрасту и положению, женщине, гостю. Во время танца-удж девушка должна была находиться справа, при встрече с женш;иной следовало разминуться, оставляя за ней правую от себя сторону, мужчину следовало пропустить с левой от себя стороны: Ц1ыхубзым къамышыр ират, ц1ыхъхъум 1эщэ ират - «Женщине оставляют плеть, мужчине - кинжал» (Горцы носили оружие слева, а плеть держали в правой руке). Оппозиция правый/ левый нашла отражение в правилах застольного этикета: в заключение трапезы на стол подавалась исключительно правая половина головы жертвенного животного, причем, по сведениям С.Х. Мафедзева, расположение этого блюда на столе было строго регламентированно - «нос» должен был «смотреть» мимо правого плеча гостя. Ср.: с приметой-правилом: Мэл яук1ам и щхьэлъэныкъуэ ижьыр унэм ирах- тэкъым, ирахыр сэмэгурт - «Когда резали барана, то правую половину головы из дома не выносили, выносили левую».
Черкесский круг
:Nafseta Ч
♦ САКРАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АДЫГСКОГО ЭТИКЕТА
Кудаева З.Ж. Доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литератур КБИГИ «Вестник АТУ». Выпуск 1 (232) 2019
===============================================================
С противопоставлением верха и низа в адыгском этикете связан целый комплекс представлений и норм. «Ипщэ - пишет Б.Х. Бгажноков, - при всех обстоятельствах, остается наиболее почетной, удачной, счастливой стороной». В этикете это находило отражение в целом ряде правил: человек, следовавший «сверху», считался более почитаемым, чем тот, который следовал «снизу», поэтому при встрече его следовало приветствовать первым. Сэламыр ипщэк1э дэхъеин **** - «Приветствие нужно направлять вверх».
С противопоставлением верха и низа связано и представление о предпочтительном, почетном расположении в пространстве двора, дома, селения и т.п. Феодальная верхушка - князья, владельцы села, уорки-дворяне - всегда селились в верхней части селения: къуажапщэ - «верхняя часть селения». В речевой практике сохранилось выражение, обозначающее одновременно низкий статус и презрительно-уничижительную оценку человека, несоответствующего принятым нравственно этическим, этикетным нормам, или попросту неумного: къуажэк1э - «принадлежащий к нижней части селения».
Этими же принципами определялась канонизированность правил застольного этикета, в частности концепция почетного места (жъант1э - каб.-черк.). По свидетельству ученых, жанта - глинобитное сиденье у очага, наиболее удаленное от входной двери. Дж. Лонгворт отмечал, что оно «возвышалось над полом на целых три дюйма» и «младшие, удостаивавшиеся чести сидеть с гостем или старшим, устраивались прямо на полу, т.е. в буквальном смысле ниже старших» . Нэхъыжъым жьант1эрейщ
«Старшему принадлежит почетное место», то есть место «вверху». Наиболее уважаемых, старших по возрасту и положению гостей приглашали занять почетное место в жанта со словами: ипщэк1э фыкъы- дыхьэ, ипщэк1э фыкъэув - «проходите вверх», «становитесь вверху».
С оппозицией верх / низ тесно связана, как одно из ее частных манифестаций противопоставление сидя /стоя. В адыгской этической и этикетной традиции принято вставать, выражая тем самым почтение, уважение перед старшим по возрасту, женщиной, гостем, например: Л1ы нэмысыф1эр хуа- рэм тесми ц1ыхубзым хуэтэдж « Иоспитанный мужчина, даже если под ним чистокровный скакун (т.е. он знатен, богат, знаменит) - перед женщиной привстает на стременах». Связь с противопоставлением верхнего и нижнего в данном случае инверсирована. По-видимому, акт вставания, в основе, предназначен был символизировать принадлежность или отнесенность адресанта, на которого направлялся этот жест «верхнему» миру.
Оппозиция правый /левый - одна из стержневых в семантике адыгского этикета: правая сторона наиболее почетна, при передвижениях людей правую сторону принято уступать в знак уважения старшим по возрасту и положению, женщине, гостю. Во время танца-удж девушка должна была находиться справа, при встрече с женш;иной следовало разминуться, оставляя за ней правую от себя сторону, мужчину следовало пропустить с левой от себя стороны: Ц1ыхубзым къамышыр ират, ц1ыхъхъум 1эщэ ират - «Женщине оставляют плеть, мужчине - кинжал» (Горцы носили оружие слева, а плеть держали в правой руке). Оппозиция правый/ левый нашла отражение в правилах застольного этикета: в заключение трапезы на стол подавалась исключительно правая половина головы жертвенного животного, причем, по сведениям С.Х. Мафедзева, расположение этого блюда на столе было строго регламентированно - «нос» должен был «смотреть» мимо правого плеча гостя. Ср.: с приметой-правилом: Мэл яук1ам и щхьэлъэныкъуэ ижьыр унэм ирах- тэкъым, ирахыр сэмэгурт - «Когда резали барана, то правую половину головы из дома не выносили, выносили левую».