Советский тяжелый танк КВ-2

В ходе военных действий в период советско-финского конфликта обнаружилась уязвимость нашей танковой техники при прорыве мощных укреплений линии Маннергейма с железобетонными огневыми точками и надолбами. Пушки танков Т-26 и БТ по своей мощности не могли подавить артиллерийские доты и дзоты противника, а тонкая противопульная броня не давала возможности подойти ближе на необходимую для огневого поражения дистанцию. Не мог о полной мере решить эту задачу и новый опытный КВ-1 со своим 76,2-мм орудием.
Нужны были машины с надежной броневой защитой и мощными орудийными системами калибра 130. 152. 210, 230 мм. Была разработана программа, названная "Большой триплекс", предусматривающая создание на базе тяжелых танков Т-35 и с самостоятельной ходовой частью самоходных артиллерийских установок. Конструкторы разработали установки СУ-14 Бр-2 с гаубицей-пушкой калибра 152 мм и СУ-100 Y co 130-мм пушкой. Но они получились громоздкими, мало маневренными и главное, не выдерживали огня противотанковой артиллерии.
Решение проблемы предложил Н.Л. Духов: устанавливать на своем тяжелом танке КВ-1 152-мм гаубицу-пушку. В это было трудно поверить: ведь калибр 76,2 мм для танков был предельным. И сразу же возникло множество вопросов: не опрокинется ли при выстреле танк, как смогут выдержать большую массу ходовая часть и трансмиссия и ряд других.
Но несмотря на это, конструктор был уверен в расчетах и надежности своей машины, база KB-1 уже была испытана. Ходовая часть танка состояла из широкой мелко звенчатой гусеницы цевочного зацепления, шести сдвоенных опорных катков на борт с внутренней амортизацией, трех поддерживающих катков, направляющего колеса с устройством натяжения и ведущего колеса заднего расположения со съемным зубчатым венцом О В кормовой части находились моторное и трансмиссионное отделения. Надежными и неуязвимыми показали себя торсионная подвеска, планетарные механизмы поворота. Дизель В-2К конструкции И.Я. Трашутина также отличался повышенной надежностью и достаточной мощностью. Лобовая 75-мм броня корпуса с любой дистанции не пробивалась снарядами противотанковых орудий.
Для того чтобы смонтировать в танке 152-мм гаубицу МЛ-20С, пришлось изготовить более высокую башню, в результате чего повысилась фронтальная проекция танка и несколько снизилась его скорость (в данном случае не главное его качество).
Экипаж КВ-2 состоял из шести человек. 8 отделении управления располагались командир, механик-водитель и радист-пулеметчик с пулеметом ДТ. Поскольку замок был поршневого типа и автоматики не имел, обслуживание МЛ-20С требовало, кроме наводчика и заряжающего, еще и замкового.
КВ-2 отличался от других танков еще одной особенностью — он мог стрелять бетонобойными снарядами. Это качество КВ-2 применяли и позже, в начале Великой Отечественной войны, когда, случалось, танки оказывались без снарядов к 152-мм орудию и тогда в ход шли бетонобойные.
Об этом вспоминал в своей книге "Воспоминания и размышления" маршал Советского Союза Г.К. Жуков.
"Бетонобойный снаряд имел взрыватель, который срабатывал с замедлением, т.е. сначала он проникал в толщу бетона, а затем взрывался. А попадая в башню танка, он просто срывал ее, отбрасывая в сторону."
Вначале 1940-х годов КВ-2 еще не называли самоходной установкой, но было очевидно, что такая машина очень нужна и ей уготовано решать специфические задачи. Поскольку высокая башня была весьма уязвима, в 1940 г. конструкторы увеличили наклон лобового броневого листа и тем снизили ее высоту, убрали из корпуса пулемет.
Герой Советского Союза Г. Пенежко вспоминает о своей первой встрече с КВ-2. Бой шел в селе Ситном. На окраине его показались громадные ярко-желтой окраски немецкие танки «Рейнметалл». 45-мм пушка танка БТ, в котором находился Г. Пенежко. конечно, не могла пробить его лобовую броню. Но отступать было некуда, и он дал команду механику «огонь», а сам нажал педаль спуска. Однако выстрела не последовало из-за того, что под педалью застряла гильза снаряда. Через прицел Пенежко увидел, что у немецкого танка вместо башни лишь облако дыма! Что же произошло? Выглянув из люка, он увидел, что на месте, где стоял немецкий танк, дымится черное пятно и валяются исковерканные листы брони, а позади разворачивается вправо громадная башня нашего КВ-2. Оказывается, это был его выстрел, после чего гремит еще один, и у очередного немецкого тяжелого танка слетает башня и разваливается корпус.
КВ-2 был выпущен небольшой серией, но достойно воевал и явился основой для создания в дальнейшем тяжелых артиллерийских установок.
Первые испытания показали прочность конструкции, и два опытных КВ-2 стали готовить к отправке на финский фронт. Командир одной из машин Э.Ф. Глушак впоследствии вспоминал: «Препятствия на линии Маннергейма были сделаны основательные. Перед нами высились в три ряда громадные гранитные надолбы. И асе же для того, чтобы проделать проход шириной 6—8 метров, нам понадобилось лишь пять выстрелов бетонобойными снарядами. Пока взламывали надолбы, противник нас непрерывно обстреливал. Дот мы быстро засекли, а затем двумя выстрелами полностью разрушили его. Когда вышли из боя, на броне насчитали 48 вмятин, но ни одной пробоины».

Советский тяжелый танк КВ-2 - 813366896299
Советский тяжелый танк КВ-2 - 813366897835
Советский тяжелый танк КВ-2 - 813366898091
Советский тяжелый танк КВ-2 - 813366900395

Комментарии

Комментариев нет.