Для тяжелых танков прежних лет выпуска был характерен один существенный недостаток: при весьма внушительных габаритах они имели слабую броню, обеспечивающую защиту только от пуль. При универсальности массового среднего ганка, совмещающего в себе такие важнейшие боевые качества.как маневренность, огневая мощь, хорошее бронирование, способность действовать самостоятельно и сопровождать пехоту, обойтись без тяжелых машин невозможно. Они необходимы для прорыва мощных укреплений противника и прикрытия пехоты и средних танков, вводимых в эти прорывы. Соответствовать своему назначению тяжелые танки могут лишь при их хорошей бронеэащищеиности и вооружении. В конце 1930-х начале — 1940-х годов созданием тяжелых машин занималось КБ Кировского завода, руководимое Ж.Я. Котиным. «Танки — война умов» — сказал он. Когда в жестоком бою сходятся танки, в нем участвуют и создатели их — конструкторы. Согласно доктрине фашистской Германии, главные качества танков — это скорость и огневая мощь, поскольку расчет брался на молниеносную войну, на неожиданность. Хорошая броня и высокая проходимость были на втором плане. Танковые клинья по дорогам должны, как нож в масло, войти и вспороть оборону, ошеломить неожиданностью и замкнуть кольцо окружения, при этом у артиллерии не будет времени, чтобы поразить танки, а от пуль пехоты достаточно и противо-пульной брони. К тому же еще ни одна армия мира не имела танков, броню которых не поражала бы противотанковая артиллерия. В КБ Ж.Я. Котина преобладал другой взгляд. Подвижность, проходимость, скорость — всем этим качествам боевой машины — да, но не в ущерб бронированию! Следовательно, необходимо принципиально новое решение, обеспечивающее защиту от снарядов любых пушек вероятного противника. Ж.Я. Котин дает задание молодому ведущему инженеру Н.Л. Духову на проектирование нового тяжелого танка противоснарядного бронирования. Тяжелый танк с мощной броней и вооружением должен быть однобашенным — эту точку зрения КБ Котина сумело обосновать и отстоять. В начале 1939 г. началось проектирование машины, а уже к осени танк, получивший обозначение KB ("Клим Ворошилов»), проходил заводские испытания. Когда танк двигался по испытательной трассе, поражала его подвижность, необычная для тяжелых машин. У него была большая, чем у СМК, скорость, толще броня, лучше вооруженность, новым был двигатель. 19 декабря 1939 г. Главный военный совет вынес решение принять танк KB на вооружение Красной Армии. По существу это был первый в мире серийный тяжелый танк. Войсковые испытания танка проходили во фронтовых условиях советско-финской войны. В боях явное превосходство танков KB было очевидным. Когда к железобетонным укреплениям линии Маннергейма двинулись тяжелые машины — два только что изготовленных KB, один СМК и один Т-100, финские артиллеристы открыли по ним огонь, но снаряды лишь высекали искры из брони. К бою подключились мощные орудия, но танки под градом снарядов продолжали упорно двигаться, особенно КВ. В ходе сражения стало ясно, что KB неуязвим для снарядов 40-мм противотанковых пушек. Толстая броня полностью защищала машины от огня противника, несмотря на попадания. Маршал Совет-ского Союза К.А. Мерецков так отозвался о танке KB: «...Мы получили первоклассную по тому времени машину. Это было огромное достижение нашей промышленности, внесшей серьезный вклад в развитие боевой мощи армии». Серийное производство танков началось на Кировском заводе в Ленинграде летом 1940 г. Корпус танка КВ-1 сварен из броневых листов. Башня изготовлялась в двух вариантах — сварная из броневых листов и литая с толщиной стенок до 105 мм. В лобовом листе корпуса располагался смотровой люк механика-водителя, слева в шаровой опоре закреплялся пулемет. В передней части башни располагались пушка, спаренный пулемет, монтировался оптический прицел. В стенках башни были предусмотрены смотровые щели, закрытые стеклоблоками, в нише, в шаровой опоре закреплялся пулемет. 8 крыше башни имелся входной люк, на котором устанавливалась турельная установка с зенитным пулеметом, закреплялись прицел и прибор наблюдения. Механизм поворота башни был снабжен электрическим и ручным приводами. За боевым отделением находилось моторно-трансмиссионное отделение. Здесь располагался 4-тактный дизель В-2 водяного охлаждения, форсированный до 600 л.с. Внутри корпуса помещались три топливных бака общей емкостью 615 л. Центробежный вентилятор системы охлаждения был закреплен на носке коленчатого вала двигателя. Силовая передача механическая, главный фрикцион сухого трения (сталь по феррадо). Наружный барабан его крепился к диску вентилятора, а ступица ведомого барабана устанавливалась на хвостовик ведущего вала пятискоростной коробки передач. Бортовые фрикционы — многодисковые, сухого трения (сталь по стали). Тормоза — ленточные. Доступ к агрегатам силовой передачи осуществлялся через два люка в крыше корпуса. Бортовые передачи — двухступенчатые, планетарные.Для внешней связи танк оборудовался радиостанцией, для внутренней — переговорным устройством. Отличие КВ-1. кроме усиления броневой защиты, применения литой башни с увеличенной толщиной стенок, заключается также в использовании цельнометаллических опорных катков. Ходовая часть состоит из мелкозвенчатой гусеницы цевочного зацепления, шести опорных и трех поддерживающих катков, направляющего колеса с натяжным устройством и ведущего колеса заднего расположения со сменными зубчатыми венцами. Подвеска всех опорных катков — торсионная. Источник электроэнергии — четыре аккумуляторные батареи и генератор мощностью 1000 Вт. К началу 1942 г, танк KB за счет толстой брони и отсутствия достаточно серьезных немецких противотанковых средств, кроме 88-мм пушки Flak 36/37 универсального назначения, мог уверенно противостоять любому танку противника. Но с появлением немецких 50-мм танковых пушек с подкалиберными снарядами наш танк КВ потерял главное свое преимущество: основной компонент защиты — толстая броня перестала быть актуальной. KB имел такое же вооружение, как Т-34, но по остальным показателям значительно уступал ему. к тому же был более дорогим по затратам. Ряд принятых мер, например экранирование лобовой брони, привели к утяжелению танка. В то время генерал-майор танковых войск М.Е. Катуков, когда в Ставке спросили его мнение о КВ. ответил, что KB неповоротливы и медлительны, с трудом преодолевают препятствия, ломают мосты, вооружение их недостаточно и вообще эти тяжелые машины приносят много хлопот. В распутицу они выходили из строя из-за поломок в коробках передач . Ж.Я. Котин, объезжающий фронтовые танковые части, учитывал все высказываемые претензии. Напрашивался вывод: при наступательных операциях тяжелому танку необходимы высокие скорости, которые могли бы обеспечить стремительные рывки на любой местности, быструю смену направления для уклонения от снарядов противника. Необходимо улучшить трансмиссию и коробку передач, разработать другую конструкцию бортовых фрикционов. Летом 1942 г. приступили к существенной модернизации танка KB, вскоре началась активная работа над новой машиной — танком KB-1С. Снижение массы КВ-1 до 42.5 т (масса KB-1 С) было достигнуто путем уменьшения высоты корпуса, снижения массы агрегатов силовой передачи, ходовой части (сужение гусениц), сокращения размеров питой башни с той же, что и на KB-1. 76-мм пушкой. В процессе работы возникла трудная техническая проблема, связанная с изготовлением алюминиевых трубок радиатора. Дело в том, что поставки алюминия на танковые заводы прекратились, и пришлось разработать новую систему охлаждения с использованием для производства радиаторных трубок листового железа вместо алюминия. Опыта использования такого материала для данных целей не имелось ни в отечественной, ни в мировой практике. Кроме того, еще было необходимо без существенной перекомпоновки вписать новую систему охлаждения в имеющееся пространство моторного отделения. Возник вопрос, как проверить работу железного радиатора на морозе, когда в Челябинске в это время стояла жара. У кого-то родилась шальная идея провести испытания в крупногабаритной морозильной камере Челябинского холодильника, и добро на это дал уполномоченный ГКО. первый секретарь Челябинского обкома ВКП{6) Н.С. Патоличев, хотя это был немалый риск оставить город даже на неделю без самой крупной морозильной камеры. Через такие переживания приходилось проходить людям в военных условиях, брать на себя огромную ответственность, принимать не проверенное практикой ответственное решение, опираясь только на свой инженерный опыт, и все это в условиях жесточайшей нехватки времени и величайшей напряженности всех человеческих сил. Но проверка железного сварного радиатора прошла успешно, хотя некоторые поправки пришлось внести. Подверглась изменениям и силовая передача. Были установлены новый главный фрикцион, новая коробка передач конструкции Н.Ф. Шамшурина с демультипликатором, обеспечившая восемь передач вперед и две назад. В ходовой части применили облегченные ходовые катки и литые катки меньшей ширины. Дополнительно установили топливные баки. В результате всех изменений улучшились обзорность и условия работы заряжающего и стрелка-радиста, повысились скорость и надежность машины. Но огневая мощь оставалась на прежнем уровне из-за того, что не было еще разработано новое танковое орудие. 20 августа 1942 г модернизированный танк KB-1С был принят на вооружение. и Кировский завод в Челябинске сразу начал его серийный выпуск. До сентября 1942 г. было изготовлено 1106 машин. Первые партии танков KB- 1С поступили в войска в ноябре— декабре 1942 г. Ж.Я. Котин настойчиво предлагал комплектовать тяжелыми гайками отдельные танковые полки и бригады. Такое же мнение высказывали и крупные военачальники. Дело в том. что боевая эффективность тяжелых танков не могла проявиться в полной мере из-за недостатков в структуре танковых частей, когда в одном батальоне имелись роты тяжелых, средних и легких машин. Управление таким батальоном затруднялось по нескольким причинам: радиостанции на танках были разных типов, что усложняло связь: на марше роты шли с разными скоростями; КВ. идущие в передовом отряде, затрудняли движение идущим вслед средним и легким машинам, поскольку разрушали мосты и переправы. Поэтому новыми тяжелыми танками КВ-1С стали укомплектовывать специальные танковые части — отдельные гвардейские танковые полки прорыва. Эти полки предполагалось придавать бронетанковым соединениям для решения боевых задач по прорыву обороны противника в процессе наступления. Впервые такие полки появились к концу декабря 1942 г. в составе Донского и Воронежского фронтов. Танки KB - 1С участвовали в боях по ликвидации окруженной Сталинградской группировки, наступлении на Харьков зимой 1943 г.. а затем, после немецкого контрнаступления, вели тяжелые оборонительные бои. Большинство машин при этом было потеряно- Новые КВ-1С получили выведенные в резерв гвардейские танковые полки прорыва после зимней кампании 1943 г. Большая часть этих полков была распределена по разным фронтам и участвовала в различных локальных операциях.
ОО "Народное Объединение Луганская Гвардия"
Советский тяжелый танк КВ-1
Для тяжелых танков прежних лет выпуска был характерен один существенный недостаток: при весьма внушительных габаритах они имели слабую броню, обеспечивающую защиту только от пуль. При универсальности массового среднего ганка, совмещающего в себе такие важнейшие боевые качества.как маневренность, огневая мощь, хорошее бронирование, способность действовать самостоятельно и сопровождать пехоту, обойтись без тяжелых машин невозможно. Они необходимы для прорыва мощных укреплений противника и прикрытия пехоты и средних танков, вводимых в эти прорывы. Соответствовать своему назначению тяжелые танки могут лишь при их хорошей бронеэащищеиности и вооружении.
В конце 1930-х начале — 1940-х годов созданием тяжелых машин занималось КБ Кировского завода, руководимое Ж.Я. Котиным. «Танки — война умов» — сказал он. Когда в жестоком бою сходятся танки, в нем участвуют и создатели их — конструкторы.
Согласно доктрине фашистской Германии, главные качества танков — это скорость и огневая мощь, поскольку расчет брался на молниеносную войну, на неожиданность. Хорошая броня и высокая проходимость были на втором плане. Танковые клинья по дорогам должны, как нож в масло, войти и вспороть оборону, ошеломить неожиданностью и замкнуть кольцо окружения, при этом у артиллерии не будет времени, чтобы поразить танки, а от пуль пехоты достаточно и противо-пульной брони. К тому же еще ни одна армия мира не имела танков, броню которых не поражала бы противотанковая артиллерия.
В КБ Ж.Я. Котина преобладал другой взгляд. Подвижность, проходимость, скорость — всем этим качествам боевой машины — да, но не в ущерб бронированию! Следовательно, необходимо принципиально новое решение, обеспечивающее защиту от снарядов любых пушек вероятного противника.
Ж.Я. Котин дает задание молодому ведущему инженеру Н.Л. Духову на проектирование нового тяжелого танка противоснарядного бронирования.
Тяжелый танк с мощной броней и вооружением должен быть однобашенным — эту точку зрения КБ Котина сумело обосновать и отстоять. В начале 1939 г. началось проектирование машины, а уже к осени танк, получивший обозначение KB ("Клим Ворошилов»), проходил заводские испытания. Когда танк двигался по испытательной трассе, поражала его подвижность, необычная для тяжелых машин. У него была большая, чем у СМК, скорость, толще броня, лучше вооруженность, новым был двигатель. 19 декабря 1939 г. Главный военный совет вынес решение принять танк KB на вооружение Красной Армии. По существу это был первый в мире серийный тяжелый танк.
Войсковые испытания танка проходили во фронтовых условиях советско-финской войны. В боях явное превосходство танков KB было очевидным.
Когда к железобетонным укреплениям линии Маннергейма двинулись тяжелые машины — два только что изготовленных KB, один СМК и один Т-100, финские артиллеристы открыли по ним огонь, но снаряды лишь высекали искры из брони.
К бою подключились мощные орудия, но танки под градом снарядов продолжали упорно двигаться, особенно КВ. В ходе сражения стало ясно, что KB неуязвим для снарядов 40-мм противотанковых пушек. Толстая броня полностью защищала машины от огня противника, несмотря на попадания. Маршал Совет-ского Союза К.А. Мерецков так отозвался о танке KB: «...Мы получили первоклассную по тому времени машину. Это было огромное достижение нашей промышленности, внесшей серьезный вклад в развитие боевой мощи армии».
Серийное производство танков началось на Кировском заводе в Ленинграде летом 1940 г. Корпус танка КВ-1 сварен из броневых листов. Башня изготовлялась в двух вариантах — сварная из броневых листов и литая с толщиной стенок до 105 мм. В лобовом листе корпуса располагался смотровой люк механика-водителя, слева в шаровой опоре закреплялся пулемет.
В передней части башни располагались пушка, спаренный пулемет, монтировался оптический прицел. В стенках башни были предусмотрены смотровые щели, закрытые стеклоблоками, в нише, в шаровой опоре закреплялся пулемет. 8 крыше башни имелся входной люк, на котором устанавливалась турельная установка с зенитным пулеметом, закреплялись прицел и прибор наблюдения. Механизм поворота башни был снабжен электрическим и ручным приводами.
За боевым отделением находилось моторно-трансмиссионное отделение. Здесь располагался 4-тактный дизель В-2 водяного охлаждения, форсированный до 600 л.с. Внутри корпуса помещались три топливных бака общей емкостью 615 л. Центробежный вентилятор системы охлаждения был закреплен на носке коленчатого вала двигателя. Силовая передача механическая, главный фрикцион сухого трения (сталь по феррадо). Наружный барабан его крепился к диску вентилятора, а ступица ведомого барабана устанавливалась на хвостовик ведущего вала пятискоростной коробки передач. Бортовые фрикционы — многодисковые, сухого трения (сталь по стали).
Тормоза — ленточные. Доступ к агрегатам силовой передачи осуществлялся через два люка в крыше корпуса. Бортовые передачи — двухступенчатые, планетарные.Для внешней связи танк оборудовался радиостанцией, для внутренней — переговорным устройством.
Отличие КВ-1. кроме усиления броневой защиты, применения литой башни с увеличенной толщиной стенок, заключается также в использовании цельнометаллических опорных катков. Ходовая часть состоит из мелкозвенчатой гусеницы цевочного зацепления, шести опорных и трех поддерживающих катков, направляющего колеса с натяжным устройством и ведущего колеса заднего расположения со сменными зубчатыми венцами. Подвеска всех опорных катков — торсионная.
Источник электроэнергии — четыре аккумуляторные батареи и генератор мощностью 1000 Вт. К началу 1942 г, танк KB за счет толстой брони и отсутствия достаточно серьезных немецких противотанковых средств, кроме 88-мм пушки Flak 36/37 универсального назначения, мог уверенно противостоять любому танку противника. Но с появлением немецких 50-мм танковых пушек с подкалиберными снарядами наш танк КВ потерял главное свое преимущество: основной компонент защиты — толстая броня перестала быть актуальной. KB имел такое же вооружение, как Т-34, но по остальным показателям значительно уступал ему. к тому же был более дорогим по затратам. Ряд принятых мер, например экранирование лобовой брони, привели к утяжелению танка. В то время генерал-майор танковых войск М.Е. Катуков, когда в Ставке спросили его мнение о КВ. ответил, что KB неповоротливы и медлительны, с трудом преодолевают препятствия, ломают мосты, вооружение их недостаточно и вообще эти тяжелые машины приносят много хлопот. В распутицу они выходили из строя из-за поломок в коробках передач . Ж.Я. Котин, объезжающий фронтовые танковые части, учитывал все высказываемые претензии. Напрашивался вывод: при наступательных операциях тяжелому танку необходимы высокие скорости, которые могли бы обеспечить стремительные рывки на любой местности, быструю смену направления для уклонения от снарядов противника. Необходимо улучшить трансмиссию и коробку передач, разработать другую конструкцию бортовых фрикционов. Летом 1942 г. приступили к существенной модернизации танка KB, вскоре началась активная работа над новой машиной — танком KB-1С.
Снижение массы КВ-1 до 42.5 т (масса KB-1 С) было достигнуто путем уменьшения высоты корпуса, снижения массы агрегатов силовой передачи, ходовой части (сужение гусениц), сокращения размеров питой башни с той же, что и на KB-1. 76-мм пушкой. В процессе работы возникла трудная техническая проблема, связанная с изготовлением алюминиевых трубок радиатора. Дело в том, что поставки алюминия на танковые заводы прекратились, и пришлось разработать новую систему охлаждения с использованием для производства радиаторных трубок листового железа вместо алюминия.
Опыта использования такого материала для данных целей не имелось ни в отечественной, ни в мировой практике. Кроме того, еще было необходимо без существенной перекомпоновки вписать новую систему охлаждения в имеющееся пространство моторного отделения. Возник вопрос, как проверить работу железного радиатора на морозе, когда в Челябинске в это время стояла жара. У кого-то родилась шальная идея провести испытания в крупногабаритной морозильной камере Челябинского холодильника, и добро на это дал уполномоченный ГКО. первый секретарь Челябинского обкома ВКП{6) Н.С. Патоличев, хотя это был немалый риск оставить город даже на неделю без самой крупной морозильной камеры.
Через такие переживания приходилось проходить людям в военных условиях, брать на себя огромную ответственность, принимать не проверенное практикой ответственное решение, опираясь только на свой инженерный опыт, и все это в условиях жесточайшей нехватки времени и величайшей напряженности всех человеческих сил.
Но проверка железного сварного радиатора прошла успешно, хотя некоторые поправки пришлось внести. Подверглась изменениям и силовая передача. Были установлены новый главный фрикцион, новая коробка передач конструкции Н.Ф. Шамшурина с демультипликатором, обеспечившая восемь передач вперед и две назад. В ходовой части применили облегченные ходовые катки и литые катки меньшей ширины. Дополнительно установили топливные баки.
В результате всех изменений улучшились обзорность и условия работы заряжающего и стрелка-радиста, повысились скорость и надежность машины. Но огневая мощь оставалась на прежнем уровне из-за того, что не было еще разработано новое танковое орудие.
20 августа 1942 г модернизированный танк KB-1С был принят на вооружение. и Кировский завод в Челябинске сразу начал его серийный выпуск. До сентября 1942 г. было изготовлено 1106 машин.
Первые партии танков KB- 1С поступили в войска в ноябре— декабре 1942 г. Ж.Я. Котин настойчиво предлагал комплектовать тяжелыми гайками отдельные танковые полки и бригады. Такое же мнение высказывали и крупные военачальники. Дело в том. что боевая эффективность тяжелых танков не могла проявиться в полной мере из-за недостатков в структуре танковых частей, когда в одном батальоне имелись роты тяжелых, средних и легких машин. Управление таким батальоном затруднялось по нескольким причинам: радиостанции на танках были разных типов, что усложняло связь: на марше
роты шли с разными скоростями; КВ. идущие в передовом отряде, затрудняли движение идущим вслед средним и легким машинам, поскольку разрушали мосты и переправы. Поэтому новыми тяжелыми танками КВ-1С стали укомплектовывать специальные танковые части — отдельные гвардейские танковые полки прорыва. Эти полки предполагалось придавать бронетанковым соединениям для решения боевых задач по прорыву обороны противника в процессе наступления. Впервые такие полки появились к концу декабря 1942 г. в составе Донского и Воронежского фронтов.
Танки KB - 1С участвовали в боях по ликвидации окруженной Сталинградской группировки, наступлении на Харьков зимой 1943 г.. а затем, после немецкого контрнаступления, вели тяжелые оборонительные бои. Большинство машин при этом было потеряно- Новые КВ-1С получили выведенные в резерв гвардейские танковые полки прорыва после зимней кампании 1943 г. Большая часть этих полков была распределена по разным фронтам и участвовала в различных локальных операциях.