Портрет Ганриетты Гиршман.У туалетного стола 1907год Третьяковская галерея.
Ганриетту Гиршман (1885–1970) называли первой красавицей Петербурга и Москвы, ею восхищались художники, писатели и композиторы.
Генриетта Леон родилась в Петербурге. Её мать закончила Берлинскую консерваторию по классу рояля, отец занимался экспортом зерна. Родители собирали картины. После получения аттестата зрелости Генриетта два года изучала языки, музыку и живопись в Дрездене. Потом, по совету Репина, поступила в художественную студию О.Э. Браза. В их доме часто устраивались вечера, звучала музыка.
В 1903 г. Генриетта вышла замуж за купца 1-й гильдии потомственного почётного гражданина Владимира Осиповича Гиршмана (1867-1936) и переехала в Москву. Владимир Осипович владел заводом по производству швейных иголок и собирал современную русскую живопись и антикварную мебель. Особенно ценил работы Валентина Серова и Константина Сомова. Не случайно именно они нарисовали лучшие портреты Генриетты.
Об этом браке А.Н. Бенуа вспоминал: "Принято было недоумевать, как такая очаровательная женщина, такая красавица – 'самая красивая дама Москвы', как Генриетта Леопольдовна 'могла выносить' такого совсем неподходящего мужа. На самом же деле они являли собой образцовую, тесно связанную пару и как будто друг другом не тяготились вовсе".
В особняке Гиршманов у Красных ворот бывали многие представители "серебряного века". В альбомах Генриетты стихи, рисунки, автографы, даже признания в любви. Среди авторов Брюсов, Серов, Горький, Рахманинов, Шаляпин, Станиславский. Кстати, коллекция Гиршманов не была спрятана от посетителей. Она входила в путеводители, и, с разрешения хозяина, её можно было посмотреть.
ВАЛЕНТИН СЕРОВ И ГАНРИЕТТА ГИРШМАН.
Многие добивались чести иметь портрет кисти Валентина Серова, но многие и "боялись его всевидящего глаза". Генриетта Гиршман не боялась. Она знала, что Серов был в неё влюблен. В 1904-1911 гг. она заказала ему, по крайней мере, пять портретов.
По словам Игоря Грабаря, Серов находился под очарованием Генриетты Гиршман: «Угрюмый и не легко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек, и очень симпатичной».
«Помню, как с обычной для него иронической улыбкой, — писала Гиршман, — он благодарил меня за долготерпение и указал на сюрприз: в глубине портрета, в зеркале, он написал свой уменьшенный автопортрет!»
Кроме Серова, портреты Гиршман писали Александр Риццони, Илья Галкин, Константин Сомов, Филипп Малявин, Константин Юон, Николай Милиоти, Леонид Пастернак, Зинаида Серебрякова.
В 1918 г.Гршман разместил в своём особняке хранилище Музейного фонда, но в начале 1919 г. коллекцию национализировали, и летом 1920 г. картины передали в Румянцевский музей, откуда в 1924 г. они попали в Третьяковскую галерею. Коллекцию мебели постигла такая же судьба. Вначале в особняке открыли Музей мебели, а потом передали экспонаты в Александринский дворец в Нескучном саду. В 1926 г. мебель частично ушла в музеи, а частично – попала в учреждения. Вскоре Гиршманы уехали в Париж, где открыли художественный салон. В кризис 1930-х гг. спрос на антиквариат упал, и салон стал книжной лавкой. В ней они проводили выставки художников-эмигрантов. Заказывать картины или покупать их, как прежде, они не могли, и выставки не только помогали существованию лавки, но и были своеобразной помощью художникам.
После смерти мужа Генриетта осталась с двумя детьми. Сначала она поддерживала магазин, работала в приюте для детей эмигрантов. Потом уехала в Америку. Некоторое время работала секретарём у дирижёра Бостонского оркестра Сергея Кусевицкого, с которым была знакома с московских времен. Потом сотрудничала с одним из нью-йоркских музыкальных издательств.
Последние годы жизни Г.Л.Гиршман прошли в Нью-Йорке. По свидетельству А.Н.Бенуа, она до последнего времени продолжала быть очаровательной, несмотря на весьма почтенный возраст, живой, всем интересовавшейся, особенно музыкой.
Искусство каждый день
Женские судьбы в портретах Валентина Серова.
Третьяковская галерея.
Ганриетту Гиршман (1885–1970) называли первой красавицей Петербурга и Москвы, ею восхищались художники, писатели и композиторы.
Генриетта Леон родилась в Петербурге. Её мать закончила Берлинскую консерваторию по классу рояля, отец занимался экспортом зерна. Родители собирали картины. После получения аттестата зрелости Генриетта два года изучала языки, музыку и живопись в Дрездене. Потом, по совету Репина, поступила в художественную студию О.Э. Браза. В их доме часто устраивались вечера, звучала музыка.
В 1903 г. Генриетта вышла замуж за купца 1-й гильдии потомственного почётного гражданина Владимира Осиповича Гиршмана (1867-1936) и переехала в Москву. Владимир Осипович владел заводом по производству швейных иголок и собирал современную русскую живопись и антикварную мебель. Особенно ценил работы Валентина Серова и Константина Сомова. Не случайно именно они нарисовали лучшие портреты Генриетты.
Об этом браке А.Н. Бенуа вспоминал: "Принято было недоумевать, как такая очаровательная женщина, такая красавица – 'самая красивая дама Москвы', как Генриетта Леопольдовна 'могла выносить' такого совсем неподходящего мужа. На самом же деле они являли собой образцовую, тесно связанную пару и как будто друг другом не тяготились вовсе".
В особняке Гиршманов у Красных ворот бывали многие представители "серебряного века". В альбомах Генриетты стихи, рисунки, автографы, даже признания в любви. Среди авторов Брюсов, Серов, Горький, Рахманинов, Шаляпин, Станиславский. Кстати, коллекция Гиршманов не была спрятана от посетителей. Она входила в путеводители, и, с разрешения хозяина, её можно было посмотреть.
ВАЛЕНТИН СЕРОВ И ГАНРИЕТТА ГИРШМАН.
Многие добивались чести иметь портрет кисти Валентина Серова, но многие и "боялись его всевидящего глаза". Генриетта Гиршман не боялась. Она знала, что Серов был в неё влюблен. В 1904-1911 гг. она заказала ему, по крайней мере, пять портретов.
По словам Игоря Грабаря, Серов находился под очарованием Генриетты Гиршман: «Угрюмый и не легко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек, и очень симпатичной».
«Помню, как с обычной для него иронической улыбкой, — писала Гиршман, — он благодарил меня за долготерпение и указал на сюрприз: в глубине портрета, в зеркале, он написал свой уменьшенный автопортрет!»
Кроме Серова, портреты Гиршман писали Александр Риццони, Илья Галкин, Константин Сомов, Филипп Малявин, Константин Юон, Николай Милиоти, Леонид Пастернак, Зинаида Серебрякова.
В 1918 г.Гршман разместил в своём особняке хранилище Музейного фонда, но в начале 1919 г. коллекцию национализировали, и летом 1920 г. картины передали в Румянцевский музей, откуда в 1924 г. они попали в Третьяковскую галерею. Коллекцию мебели постигла такая же судьба. Вначале в особняке открыли Музей мебели, а потом передали экспонаты в Александринский дворец в Нескучном саду. В 1926 г. мебель частично ушла в музеи, а частично – попала в учреждения.
Вскоре Гиршманы уехали в Париж, где открыли художественный салон. В кризис 1930-х гг. спрос на антиквариат упал, и салон стал книжной лавкой. В ней они проводили выставки художников-эмигрантов. Заказывать картины или покупать их, как прежде, они не могли, и выставки не только помогали существованию лавки, но и были своеобразной помощью художникам.
После смерти мужа Генриетта осталась с двумя детьми. Сначала она поддерживала магазин, работала в приюте для детей эмигрантов. Потом уехала в Америку. Некоторое время работала секретарём у дирижёра Бостонского оркестра Сергея Кусевицкого, с которым была знакома с московских времен. Потом сотрудничала с одним из нью-йоркских музыкальных издательств.
Последние годы жизни Г.Л.Гиршман прошли в Нью-Йорке. По свидетельству А.Н.Бенуа, она до последнего времени продолжала быть очаровательной, несмотря на весьма почтенный возраст, живой, всем интересовавшейся, особенно музыкой.