Павел Мостовской.

Учитель, писатель, поэт.
К 100-летию со дня рождения
В Красноярском крае немало писателей и поэтов, наследие которых нам особенно близко и дорого. В их творчестве глубоко и ярко отразились красота нашей природы, лучшие черты характера и души сибиряков. Свое скромное место в этом ряду занимает наш земляк-иланец Павел Михайлович Мостовской (1918-2002). Он не был профессиональным писателем. Он был учителем, завучем, директором школы, и все свое основное время отдавал обучению и воспитанию детей, общественной работе, семье. Но литературное творчество занимало в его жизни важное место.
Родился Павел Михайлович 23 июня 1918 года в селе Мухоршибирь, в Забайкалье, в семье адвоката. Через четыре месяца от воспаления легких умерла его мать. Брат матери, в семье которого не было детей, усыновил мальчика. Так Михаил Агафангелович и Ирина Зосимовна Мостовские стали настоящими, любящими родителями Павла. О родном отце, которого мальчик в детстве видел два-три раза, он узнал, когда уже был взрослым. Он, адвокат, написал в Москву правдивое письмо о том, как страдают крестьяне от поголовной коллективизации, за что был арестован и бесследно исчез.
Михаил Агафангелович имел зажиточное крестьянское хозяйство. Но, когда в 1914 году его взяли в действующую армию солдатом-санитаром, хозяйство пришло в упадок. Вернувшись, он принял участие в гражданской войне. В период подъема партизанского движения против японско-семеновских банд он добровольно организовал лазарет, где лечились красные партизаны.
В 131 году семья переехала в Иркутск. Отец работал кассиром сначала на чаепрессовочной фабрике, потом – на мясокомбинате. Мать была домохозяйкой, но энергичная, деловая, она не могла сидеть сложа руки. Базар рядом. Она зимой, заварив полный чайник крепкого свежего чая, шла поить приезжих крестьян «горяченьким». А когда начался голод, недавно созданные колхозы не обеспечивали страну хлебом, она выменивала на базаре вещи на продукты.
Павел учился в фабрично-заводской десятилетке и помогал своим родителям чем мог. Он торговал на улице свежими газетами, конфетами, пока классная руководительница не засекла его и не пожаловалась родителям. Пришлось расстаться с этим прибыльным делом.
С детства Павел любил книги и мечтал стать писателем-путешественником. Чтобы как-то приблизить свою мечту, он начал вести дневник и сочинять стихи. В 4 классе он написал свое первое стихотворение о дружбе, которое было одобрено учительницей и помещено в школьную стенгазету. Павел опубликовал две заметки в городской молодежной газете. Позднее, уже будучи редактором школьной газеты «За учебу», он сплошь заполнил ее своими заметками и стихами. Начав сочинять, он не мог уже остановиться. Но печатали в иркутских газетах его редко, в его произведениях сказывался недостаток жизненного опыта и образования. Нужно было делать какие-то шаги для расширения жизненного кругозора. После 9 класса Павел поступил в пединститут на литературный факультет. В вузе его избрали председателем литературно-творческого кружка и редактором газеты, которую выпускал этот кружок. Газеты выходила веселой, злободневной, полной юмора, сатиры и критических статей. Но писательство не кормило студента. И Павел вместе с другом нашел оплачиваемое место учителя в вечерней школе на чаепрессовочной фабрике. Нужно было обучать работниц по программе начальных классов школы. Преподавание так увлекло Павла, что он решил перейти на заочное обучение и начать работать в школе. Да и родителям помогать надо было.
В 1937 году отдел железнодорожных школ направляет его на работу в город Иланский. Этот год был годом особо безграничного разгула сталинского произвола и беззакония. Шли аресты, царило общее гнетущее настроение среди людей. Все это сказалось и на приехавшем 19-летнем учителе. Но молодость взяла свое. Первый учебный год в школе № 60 молодой учитель начал с воодушевлением, с подъемом, с радостью. Родителям он писал: «Ура! Наконец-то нашел свое место! Наконец-то получил возможность развернуться для активной, энергичной, деятельной жизни!».
Уроки, кружки, стенгазеты, самообразование – работы много. Но Павел Михайлович находит время для творчества. Он пишет рассказы, стихи, грустные, навеянные трагическими событиями. В школах начались аресты учителей. Кого-то задержали и выпустили, а директора школы № 41, лучшего преподавателя литературы Николая Матвеевича Лесникова безвинно расстреляли.
Начало войны застало Павла Михайловича. Мостовского у родных в Крыму, куда он приехал погостить на время летних каникул. Во все последующие дни он и другие приезжие стали получать телеграммы из военкомата «Срочно явиться». Но срочно приехать не получилось: на вокзалах толпы людей, неразбериха в поездах. 17 суток добирался наш иланец до дома. В первый же день военно-медицинская комиссия забраковала его по зрению.
Зимой 1941-42 г.г. были призваны на фронт почти все учителя-мужчины и ученики 9 классов. Оставшиеся трудились, не жалея себя. Помогали колхозам в уборке урожая, молотили зерновые, заготавливали в тайге дрова, ремонтировали учебные здания, обеспечивали подшефный паровоз стеклом, краской, тряпьем, заботились о семьях фронтовиков и эвакуированных.
Об всем этом Мостовской написал в своем очерке, который был опубликован в газете «Красноярский железнодорожник». В этом же издании увидели свет стихи «Письма с фронта», «Проводы», «Песни победы», «Сестра милосердия». Есть стихи, посвященные преподавателю, другу, машинисту-фронтовику, погибшему на ст. Дарница, И.И. Шевелю, ученику В.А. Зеленкову.
1 ноября 1943 года, на второй перемене, ученики забежали в учительскую: «Павел Михайлович, вас Володя Долгих спрашивает. Он в коридоре, внизу, стесняется войти». Учитель и ученик встретились, обнялись. Володя изменился, возмужал. Рассказал, что воевал в составе гвардейской дивизии на Брянском фронте, дважды был ранен. Уезжает в Иркутск, поступать в горно-металлургический институт. В дальнейшем В.И. Долгих станет директором Норильского горно-металлургического комбината, дважды Героем Социалистического Труда, будет награжден шестью орденами Ленина и многими другими наградами. Его бюст сегодня возвышается в центре нашего города. А для Павла Михайловича он всегда оставался любимым учеником, добрым отзывчивым и внимательным. Он много раз и в стихах, и в прозе будет вспоминать о нем и о других дорогих своих учениках, которые отважно сражались с фашистами.
Послевоенный период – самый активный в творчестве П.М. Мостовского Богатый педагогический, жизненный и литературный опыт помогает ему написать свою первую книгу о детях «Пионерская помощь». Его юные герои занимаются вроде бы обычными делами: собирают древесные и кустарниковые семена, чтобы переслать их в колхозы степной зоны, мечтают о будущей профессии, огорчаются по поводу двоек, решают задачи, пишут сочинения. Автор сумел показать, как формируется характер подростков, как общее дело воспитывает в них волю, честность, мужество, уважение к старшим. В 1958 году Московское издательство «Детгиз» и Красноярское книжное издательство выпустили отдельной книгой повесть для школьников «На каникулах». В ней маленький герой искренне и весело рассказывает о своей жизни в период каникул, о своих мальчишеских происшествиях, озорных выходках, радостях и горестях. Автор сумел правдиво передать психологию подростка, жаждущую приключений, действия, показать романтику этого возраста.
Всю свою жизнь П.М. Мостовской искал «искру» таланта в своих учениках. Если находил, то был безмерно счастлив. Всемерно помогал и поддерживал новое дарование. Зная это, сотрудники Иланской районной газеты «Ленинец» предложили Мостовскому возглавить литературное объединение при редакции. За 12 лет Павел Михайлович сгруппировал вокруг себя десятки начинающих авторов не только Иланского района, но и из разных городов края. Он редактировал и рецензировал их произведения. Благодаря ему, многие авторы публиковались в «Литературной страничке» районной газеты, в краевых газетах, участвовали во всесоюзных литературных конкурсах. Володя Иванов издал вой первый поэтический сборник «Встреча» в Красноярском книжном издательстве.
Мостовской собрал материалы литературного творчества более двадцати земляков и передал в музей боевой и трудовой славы локомотивного депо.
Павел Михайлович часто писал стихи. Но серьезно начал заниматься поэзией в зрелом возрасте, когда вышел на пенсию. Им написано более 2000 стихов, посвященных любимому городу, землякам-иланцам, сибирской природе. Все они несут огромный заряд бодрости и позитивной энергии, учат стойко сопротивляться невзгодам и болезням, любить жизнь и все живое вокруг.
Уже 16 лет нет на свете этого замечательного человека. Дети, внуки, правнуки свято берегут все, что с ним связано: дом, где он проживал последние 40 лет, библиотеку, которую собирал всю жизнь, деревья, посаженные им в молодости. Каждый год в детской межпоселенческой библиотеке собираются юные читатели, чтобы увидеть фильм об этом человеке, послушать его стихи, увидеть предметы быта, которые его окружали. А как говорят в народе: если помнят человека – значит он еще жив.
Анна Кулишова.
Фото из семейного архива П.М. Мостовского

Комментарии