Комментарии
- 21 дек 2019 14:47Владимир БутыринПомню такая трансформаторная станция стояла на станционной у поворота с пр.Ленина к жд вокзалу и у музея Бурылина. Конец 60-х начало 70-х 20века
- 21 дек 2019 23:04Юрий АндреяненковИ еще несколько слов про электротехническое оборудование того времени. В 2017 году «Ивэнерго» была проведена реконструкция подстанции 35/3кВ «ОБ-4» (Октябрьская Болотная-4), расположенной в п. Октябрьский Комсомольского района Ивановской обл. ПС была запущена в эксплуатацию в 1932 г. На подстанции было установлено оборудование 1917-1931 г. выпуска, в том числе трансформатор собственных нужд типа ОДБ, произведенный в Российской Империи компанией «Русское Общество «Всеобщая Компанiя Электричества» ровно сто лет назад – в 1917 году. 100 лет работы - это срок.
- 22 дек 2019 13:07Евгений ИвановДля кого тусклые фонари, для кого тусклый город Иваново-Вознесенск с тусклыми церквями - но был Красным Манчестером...
- 23 дек 2019 07:10ОЛЬГА ТИХОНОВА
- 25 дек 2019 21:03Александр Тарасов - Ермолов
- 25 дек 2019 22:02Вера Готовкина ответила Евгению ИвановуЕвгений, но ивановские храмы были бы и сейчас украшением города. Не такие уж они и тусклые...
- 27 дек 2019 07:04Евгений Иванов ответил Вере ГотовкинойИ Бог творил и сотворил, и люди, которых он создал, начали творить и благодарить Бога. Да и часы и колокола , на снесенной колокольне, бы главными часами города Иваново-Вознесенска.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
ИСТОРИЯ ГОРОДА ИВАНОВО
УЛИЦЫ ТУСКЛЫХ ФОНАРЕЙ
«Знатен город наш ситца’ми,
Массой фабрик, богачами,
Многокрасочной рекой,
Местом грязным и болотным,
Управленьем беззаботным
Над общественной нуждой.
Электрического света
Мы дождемся ль? Нет ответа…»
(Газета «Ивановский листок», 1912 г.)
К концу XVIII века уличное освещение стало непременной и привычной частью благоустройства большинства крупных городов мира, в том числе и обеих российских столиц. В первой половине XIX века городские улицы Европы и России, как и полтора столетия до этого, освещались масляными фонарями. Параллельно велись опыты по замене масла спирто-скипидарной смесью. Но уже в середине XIX века на мировых рынках появились два непревзойденных конкурента - керосин (минеральное масло) и светильный газ (из каменного угля) - легкое и дешевое горючее.
В допетровскую эпоху улицы российских городов в ночное время не освещались, и с наступлением темноты городская жизнь замирала. Для ночных передвижений горожане запасались фонарями. С утверждения Петром I в 1718 году проекта "Устройства уличных фонарей Санкт-Петербурга" в России началось регулярное освещение улиц. В 1730 году появился указ Сената о постановке в Москве «фонарей на столбах». "Светильни" на деревянных столбах с фильтром, погруженным в конопляное масло, едва освещали небольшое пространство вокруг себя и служили по ночам тусклыми ориентирами для припозднившихся путников. Но уже к началу 80-х годов XIX века в пределах Садового кольца освещался уже весь центр Москвы, здесь было установлено около 9000 газовых фонарей.
Первые газовые фонари появились в Иваново-Вознесенске на территориях отдельных фабрик. Так, еще 17 августа 1872 г. почетный гражданин города Николай Маркелович Полушин подал прошение в городскую управу, в котором содержалась просьба разрешить ему освещать фабрику газом, добываемым из остатков петролеума. Особо указывалось им, что здание для этого технологического процесса (так называемая «газовая палильная») уже построено на территории предприятия. 22 августа управа поручает одному из своих членов — Н.Д. Васильеву — и приглашенному им технику А.Я. Зимину осмотреть данную постройку. Позднее, уже в начале 1880-х гг., на газовое освещение стали переходить и другие фабрики города.
На заседании 22 декабря 1872 г. городская дума обсуждала проблему газоосвещения общественных зданий. По итогам прений было принято следующее решение: «...в городе недостаточно общественных зданий, поэтому газовое освещение невыгодно для общества, в связи с этим признать его ненужным».
Из многих социально-экономических достижений России рубежа XIX-XX вв. особое место занимает феномен стремительного индустриального развития города Иваново-Вознесенска и прилегающих к нему пригородов. Официальные власти констатировали это явление на основе соответствующей статистики, а именно по численности городского населения: 1880-е гг. — 33 тыс. жителей, 1897 г. — 54 тыс., 1910 г. — более 100 тыс.; по количеству промышленных заведений: 1880-е гг. — 51, 1900 г. — 59, 1910 г. — 64; по числу рабочих: 1880-е гг. —11 тыс. человек, 1900 г. — 27 тыс., 1910 г. — 32 тыс. В этот период город стремительно рос территориально. Это означало, что ежедневные пешие перемещения иваново-вознесенских рабочих из дома на фабрику и обратно занимали несколько часов и измерялись километрами.
Хроника городской жизни запечатлела на страницах «Ивановского листка», самого массового ежедневного издания Иванова-Вознесенска начала ХХ века, настоящие крики души иваново-вознесенцев. В одном из его выпусков сообщалось, что «... обыватели некоторых глухих улиц, где еще нет освещения, предполагают обратиться с просьбой в городскую управу, чтобы она вспомнила о них и поставила какие-либо фонари, т.к. без них в дождливую погоду некоторым приходится стать среди улицы и кричать «Караул, помогите!» Сообщение, опубликованное 21 июня 1913 г., касалось уже не городских окраин, а центра города (50 метров от здания городской управы). Как очень эмоционально констатирует обозреватель «Листка», прохожие здесь «рискуют в темное время сломать себе ноги, свалившись в гнилую деревянную водосточную трубу под обрывом».
Как и во всех регионах центра России на рубеже XIX – ХХ вв. иваново-вознесенские улицы освещались лишь 9 месяцев в году. В журнале заседания городской думы от 30 января 1874 г. в росписи городских расходов в статье об освещении улиц было «назначено на наем служителя 80 руб. в период с 15 августа по 15 апреля и с назначением в непосредственное его распоряжение на покупку свеч и спичек для зажигания фонарей по 50 коп. в месяц. Постановили …деньги в жалованье за январь служащему по найму фонарщику бессрочноотпускному рядовому М. Латышеву 10 руб. и на покупку свеч и спичек выдать 50 коп., а всего 10 руб. 50 коп.». В силу относительной дешевизны керосиновых фонарей, нещадно коптивших и требовавших к себе ежедневного внимания, именно ими обустраивалось в последние десятилетия XIX века большинство иваново-вознесенских улиц. Световая отдача таких источников была очень мала из-за низкой температуры пламени. В 1900 г. город обслуживали 17 фонарщиков, в 1906 г. их число увеличилось до 42 человек.
В 1891 г. городской голова А.И. Дилигенский в примечаниях к отчету о благоустройстве города особо отметил, что кроме 2828 руб. на освещение городских улиц 544 фонарями «комитетом по управлению приобретенным от графа Шереметева имением в 1891 г. произведено хозяйственным способом освещение Базарной площади 50 фонарями и покупкою ламп и фонарей на 222 руб. 78 коп.». Постановлением городской думы о трактирном промысле от 4 октября 1893 г. всем содержателям трактирных заведения в обязательном порядке вменялось «освещать свои заведения, для чего у входных дверей на особом столбе по образцу уличных фонарей и должен быть поставлен, по крайней мере, один фонарь».
В 1880-х годах австрийцем Карлом Ауэром была изобретена калильная сетка, в несколько раз увеличивавшая силу света керосиновых фонарей. Это означало, что достигнутый уровень искусственного освещения открывает совсем новую эпоху, что не осталось не замеченным населением провинциальных городов. Восторженный тон рекламы на страницах местных периодических изданий наглядно отражал это настроение: «Получена громадная партия настоящих керосинокалильных ламп «Метеор» №20 Теодора Крейнгель. Остерегайтесь подделок. Цена 14 рублей. Георгиевская улица, дом Маркова». Реклама наиболее распространенной марки керосинокалильного фонаря «Марса» обещала сильный свет (800-1000 свечей), полную безопасность, отсутствие искусственного давления. Главные достоинства, которые, по мнению производителя, обеспечивали его преимущества - «Наливка керосина простейшая - нет никаких насосов. Фонарь горит без давления. Фонарь зажигается очень просто и немедленно может быть поднят на место - через минуту сам засветит, не требуя никакой регулировки. Фонарь горит непрерывно свыше 20 часов, расходуя в час около % фунта керосина - на 3 копейки. Для тушения достаточно повернуть кран; по израсходованию налитого количества керосина, фонарь сам гаснет, не давая копоти».
В 1912 г. были сдан подряд освещения всех улиц города Иванова-Вознесенска керосинокалильными фонарями системы «Люкс» вместе со столбами, кронштейнами, лебедками, тросами, баллонами для угольной кислоты. 24 сентября 1913 г. городским самоуправлением было принято решение о замене всех уличных фонарей с простыми лампами-коптилками керосинокалильными (при том, что в городе уже 3 года функционировало электрическое освещение). Незадолго перед этим, по информации «Ивановского диска» от 21 июня 1913 г., Городская Дума, приняла решение выдать управе запрашиваемую сумму, но было «постановлено старые обветшавшие фонари не продавать, а оставить на складе … имея в виду то, что эти негодные фонари могли попасть в руки такого монтера, который, подкрасив их заново и отремонтировав, мог снова пустить их в оборот и, пожалуй, спустя несколько лет, та же Управа могла приобрести их для нужд города вместо настоящих новых». Чтобы не впасть в такой обман, их и решили держать при складе "под спудом".
Некоторые состоятельные граждане Иванова-Вознесенска проявляли инициативу в устройстве освещения отдельных улиц за свой счет. Так, например, Александр Яковлевич Дюрингер в январе 1912 г. обратился в городскую управу с просьбой принять «в дар городу керосино-калильный фонарь системы «Самосвет» в 1600 свечей с лебедкой, чугунным столбом, для освещения 2-ой Борисовской улицы и Борисовского переулка, которыя очень страдают от недостатка освещения в особенности в весенние и осеннее время, а почему движение в эту пору года здесь невозможно трудное».
В деле электрификации города значительный прорыв произошел в самом начале 1890-х г.г. Зажглись сотни ламп накаливания, правда …только на территории отдельных фабрик. В докладной записке полицмейстера от 10 июня 1890 г. указывалось, что электрическое освещение устроено на фабриках «Товарищества ткацкой мануфактуры», купца Якова Викторовича Гречина и на отбельной фабрике «Товарищества Куваевской мануфактуры». В ткацком корпусе фабрики Гречина стояли две динамо-машины: одна — системы «Сименс» типа «ЮЗ» с переменным током и особым возбудителем постоянного тока, другая динамо-машина была системы «Гель-браун» с постоянным током. Первая машина питала 16 ламп «Сименс», вторая — 30 ламп системы «Эдем» (10 свечей каждая). Все лампы были рассчитаны на 800 часов работы. В прядильном корпусе были установлены две динамо-машины с постоянным током: одна — системы «Гранма» (напряжение 56 Вольт), другая — системы «Бюрген» (напряжение 100 Вольт). Они приводились в движение паровой машиной.
Все эти нововведения были весьма успешны, что подтверждается последующим ходом электрификации фабрик, заводов и мастерских Иваново-Вознесенска в середине и 2-й половине 1890-х гг. Убеждает нас в этом докладная записка начальника нижегородского почтово-телеграфного округа, побывавшего по делам службы в Иваново-Вознесенске, во Владимирское губернское правление от 30 мая 1895 г.: им давался перечень предприятий города, самовольно установивших электрическое освещение (в частности, фабрика Товарищества мануфактур Прасковьи Витовой сыновьями, мастерские технических изделий купца Жохова), и заведений, чьи владельцы спешно устанавливали электричество для производственных целей (фабрика А.Н. Новикова, Товарищества Покровской мануфактуры, завод И.Е. Пономарева, ситцевая фабрика братьев Л. и Н. Гандуриных, предприятие торгового дома «З. Кокушкин и К. Маракушев»).
Массовое переоснащение передовой группы фабрик и заводов Иваново-Вознесенска в 1894-1896 гг. произвело сильное впечатление на местных деятелей общественного управления. Представители городской управы (по инициативе городского головы П.Н. Дербенева) направили запросы в те города Российской империи, где были заключены концессии на устройство электрического освещения и трамвая. О намерениях властей Иваново-Вознесенска подступиться к практическому решению этих вопросов первым узнало московское отделение фирмы «Симменс и Гальске». Данная компания поспешила уведомить городского голову о желании участвовать в конкурсе на получение указанной концессии. Однако, ознакомление со сметами предлагаемых проектов показало, что город в случае осуществления задуманных мероприятий обречен на весьма обременительные расходы, несопоставимые с затратами на керосиновое освещение улиц и площадей, а сами фабриканты «были обременены» весьма дорогостоящей по затратам технической реконструкцией своих собственных предприятий (в смысле перевода их на электрическое освещение и тягу). Так что для них интересы города как бы отступали на второй план. Члены комиссии по электроосвещению стали прибегать к тактике «тихого саботажа»: открыто не отказываясь от общественного поручения, они, по сути, отстранились от него. Предпринимательская элита более дорожила своими интересами, нежели общественными.
Если в 1904 г. некоторые крупные предприятия еще имели керосиновое или газовое освещение, то в 1912 г. керосиновое освещение сохранилось только на фабрике Щапова.
8 января 1909 г. в городскую управу поступило заявление от правления Товарищества механических изделий о готовности взять на себя решение проблемы электрификации города. 8 января 1910 г. (ст. ст.) городская дума приняла решение в пользу предложения иваново-вознесенского Товарищества механических изделий об устройстве электрической станции и сети наружного освещения. В феврале 1911 года между городским управлением и Товариществом механических изделий был заключен договор. Согласно этому договору, эксплуатация электростанции разрешалась «Товариществу» бесплатно в течение 30 лет. Город в дальнейшем мог построить свою станцию с кабельной сетью, но не нарушая и не сокращая деятельности Товарищества. За освещение улиц и общественных зданий городское управление платило Товариществу по 30 коп. за кВт-час (часть энергии поставлялась со скидкой 30%). Частные лица должны были платить по 30 коп. за кВт-час без скидок, в последующие годы цены не раз менялись.
Уличное электрическое освещение города началось с 23 декабря 1910 г. (по новому стилю 5 января 1911 г.). Именно эта дата и вошла в историю как день рождения городской энергетики. Юридически же датой начала функционирования городских электрических сетей является 12 января 1911 г. (по новому стилю - 25 января 1911 г.). В этот день инспектор Московского почтово-телеграфного округа Белотелов, губернский архитектор Федоров, заведующий городской телефонной сетью Федосеев и председатель «Товарищества механических изделий» Полушин произвели осмотр электростанции, устройства подземных кабелей и 48 дуговых электрических фонарей, установленных на улицах города. В результате было дано официальное разрешение центральных властей на эксплуатацию электротехнического оборудования «малой» энергетики г. Иваново-Вознесенска.
В 1911 году улицы Иванова-Вознесенска уже освещались 48 дуговыми электрическими, 68 керосинокалильными и 495 простыми керосиновыми фонарями.
Из документа «Товарищества механических изделий», направленного в адрес городской управы, от 10 сентября 1912 г. узнаем, что на местной электростанции были установлены два дизель-мотора завода «Аугсбурско-Нюренбергского машиностроительного общества» мощностью 320 л. с. и 160 л. с. Они соединялись с 3-фазными генераторами, изготовленными «Всеобщей компанией электричества», давали ток напряжением 3000 В. Мощность большого генератора составляла 230 кВт, малого — 120 кВт. Генераторы соединялись с распределительным щитом с помощью 3-жильных свинцовых бронированных кабелей сечением 3x10 кв. мм. Устройство подземной канализации тока городской сети высокого напряжения состояло из двух питающих 3-жильных кабелей: сечение 1-го было 3 х 10 кв. мм, 2-го — 3 х 25 кв. мм. Оба кабеля с изоляцией для напряжения 3000 В в свинцовой оболочке и стальной броне. Для перехода через реку Уводь был применен специальный речной кабель с проволочной броней и двумя свинцовыми оболочками.
Трансформаторная система состояла из 16 каменных будок с железными дверями. В каждой из них находился трансформатор (мощность в диапазоне 10-40 кВА) с масляным охлаждением, настроенным на напряжение 380/220 В. Кабельная сеть 48 дуговых фонарей уличного освещения состояла из подземного бронированного и освинцованного 2-жильного кабеля сечением 2х10 кв. мм. Все вышеуказанное оборудование и провода были изготовлены «Всеобщей компанией электричества».
13 электрических фонарей были поставлены по Александровской улице (от Туляковского моста до ул. Всесвятской). Они заменили 18 керосинокалильных фонарей. Горожане признавали, что площадь освещения стала меньше, чем при старых фонарях. Обыватели объясняли это тем, что на электрических фонарях стояли матовые плафоны, а на керосинокалильных — прозрачные. Более весомая причина заключалась в слабости накала дуговых ламп. В газете «Ивановский листок» за 28 ноября 1910 г. объяснялось, что «...это... только проба и проба первая».
Техническая экспертиза, проведенная московской комиссией (председатель — инженер А.М. Авенариус) по инициативе городского головы 20 декабря 1914 г., показала, что двигатели городской электростанции с оборудованием и запчастями находились в «прекрасном состоянии как по отношению к изготовлению, так и в смысле вполне хорошего ухода». Однако эксперты отметили технологическую безграмотность инициаторов создания предприятия, особенно в вопросе территориального размещения электрической станции (на заводе Товарищества механических изделий, в советские годы "Ивтекмаш"). Критические суждения были высказаны инженером В.И. Воронцовым-Вельяминовым и поддержаны инженером Авенариусом: «Электрическая станция расположена в местности, лишенной воды, что ограничивает до крайности выбор систем машин, лишая станцию возможности воспользоваться более дешевым топливом (за паровыми турбинами все преимущества, но здесь они не могут использоваться)».
По данным на осень 1915 г. существовало следующее расположение электрических фонарей в г. Иваново- Вознесенске: по 3 фонаря стояли у городской управы и в торговых рядах, 3 шт. — на нижней торговой площади, 1 шт. — у проезда на Приказном мосту, 6 шт. — на Кокуе, 4 шт. — у Покровского собора и на Песках, 5 — на ул. Георгиевской, 4 — на ул. Напалковской, 1 — на углу Пьяного переулка, 4 — на ул. Никольской, 16 — на Александровской и Николаевской улицах, 1 фонарь — на Сенной улице.
22 февраля 1915 г. в рубрике «Городская жизнь» в заметке «Шаг назад» были изложены ядовитые суждения от имени городских обывателей по поводу плодотворности усилий городского руководства по развитию города, которые в исторической перспективе воспринимаются в другой, скорее в трагической тональности: «Наши отцы города много слез чернильных пролили и много денег ухлопали по поводу ходатайства о разрешении городу облигационного займа на устройство городского водопровода, торговых рядов, электрической станции и ассенизационного обоза, полагая, что последние, когда будут сооружены, будут приносить материальную пользу городу, но по воле судьбы благим намерениям «отцов» - быть может, к счастью, не может осуществиться. Все эти сооружения оказались теперь мифом на бумаге...».
---
Исп. материалы: И.А. Вербина, Н.М. Губина "Система городского освещения Иваново-Вознесенска на рубеже 19-20 вв." (2007 г.); Ильин Ю.А. "Рождение системы электроосвещения г. Иваново-Вознесенска (1910-январь 1911 г.)"; Ильин Ю.А. "Общественное управление и предприниматели на рубеже XIX-XX вв.: к вопросу об электрификации г. Иваново-Вознесенска".