Порог - деревянное прямоугольное возвышение в нижней части дверного проема между сенями и избой. Порог служил препятствием для проникновения холодного воздуха из сеней в избу. Мифологическим сознанием народа порог осмыслялся как граница между двумя различными мирами: миром живущей в доме семьи и внешним огромным миром.
Внешний мир воспринимался как непонятное и враждебное людям пространство.
Мир семьи — как пространство, наполненное теплом, добротой, счастьем, ощущением единения и поддержки. Внутри дома складывались отношения особые, непохожие на отношения людей во внешнем мире. Люди иначе одевались, иначе говорили, иначе вели себя. Поэтому именно с порогом — границей между мирами — было связано много поверий, примет, обрядовых действий.
Так, например, при входе в чужой дом надо было обязательно остановиться у порога и прочесть краткую молитву. Отправляясь в дальнюю дорогу посидеть немного на лавке у порога, прочесть молитву — проститься с домом. Русские крестьяне говорили: «Без Бога — ни до порога», т. е., переходя из одной реальности в другую, человек должен попросить разрешения у своего защитника — Бога. Всем известен запрет здороваться через порог, подавать при прощании через порог руку, разговаривать друг с другом. Несоблюдение этих правил могло привести к плохим последствиям: гибели в пути, поломке саней и т. п.
С порогом связаны ритуальные действия родин, свадеб, похорон. Считалось, что если плаценту заложить под порог, то ребенок всегда будет стремиться к родному дому. Его связь с матерью и отцом будет неразрывной. С этой же целью ребенка кладут на порог сразу после его появления на свет или после крещения, возвратясь из церкви.
В свадебном ритуале жених и поезжане, приезжающие за невестой, должны перепрыгнуть через порог ее дома, не касаясь ногами. В то же время невеста, входя в дом родителей жениха после венчания, должна была обязательно немного постоять на пороге. В первом случае порог осмыслялся как препятствие, через которое надо перескочить, чтобы навсегда увезти девушку из дома. Во втором случае порог преставляли как место приобщения девушки к новому дому.
В погребальной обрядности гроб с покойным при выносе из избы три раза ударялся о порог, что воспринималось сопровождающими погребальную процессию как прощание с домом уходящего из мира людей в «иной» мир.
Как было бы здорово, если мы живущие в 21 веке продолжали соблюдать это традиции и обряды, детей своих научили и внукам наказали.
Верхневский сельский Дом Культуры
:Ирина Кривощекова
Информационный час "Порог в крестьянской избе"
Порог - деревянное прямоугольное возвышение в нижней части дверного проема между сенями и избой. Порог служил препятствием для проникновения холодного воздуха из сеней в избу. Мифологическим сознанием народа порог осмыслялся как граница между двумя различными мирами: миром живущей в доме семьи и внешним огромным миром.
Внешний мир воспринимался как непонятное и враждебное людям пространство.
Мир семьи — как пространство, наполненное теплом, добротой, счастьем, ощущением единения и поддержки. Внутри дома складывались отношения особые, непохожие на отношения людей во внешнем мире. Люди иначе одевались, иначе говорили, иначе вели себя. Поэтому именно с порогом — границей между мирами — было связано много поверий, примет, обрядовых действий.
Так, например, при входе в чужой дом надо было обязательно остановиться у порога и прочесть краткую молитву. Отправляясь в дальнюю дорогу посидеть немного на лавке у порога, прочесть молитву — проститься с домом. Русские крестьяне говорили: «Без Бога — ни до порога», т. е., переходя из одной реальности в другую, человек должен попросить разрешения у своего защитника — Бога. Всем известен запрет здороваться через порог, подавать при прощании через порог руку, разговаривать друг с другом. Несоблюдение этих правил могло привести к плохим последствиям: гибели в пути, поломке саней и т. п.
С порогом связаны ритуальные действия родин, свадеб, похорон. Считалось, что если плаценту заложить под порог, то ребенок всегда будет стремиться к родному дому. Его связь с матерью и отцом будет неразрывной. С этой же целью ребенка кладут на порог сразу после его появления на свет или после крещения, возвратясь из церкви.
В свадебном ритуале жених и поезжане, приезжающие за невестой, должны перепрыгнуть через порог ее дома, не касаясь ногами. В то же время невеста, входя в дом родителей жениха после венчания, должна была обязательно немного постоять на пороге. В первом случае порог осмыслялся как препятствие, через которое надо перескочить, чтобы навсегда увезти девушку из дома. Во втором случае порог преставляли как место приобщения девушки к новому дому.
В погребальной обрядности гроб с покойным при выносе из избы три раза ударялся о порог, что воспринималось сопровождающими погребальную процессию как прощание с домом уходящего из мира людей в «иной» мир.
Как было бы здорово, если мы живущие в 21 веке продолжали соблюдать это традиции и обряды, детей своих научили и внукам наказали.