Виктор Данько
7 мая

Вопросы увольнения по Указу Президента России от 3 августа 2023 г.

N 580. Иск военнослужащего удовлетворен! Решение вступило в законную силу!
Решение Магнитогорского гарнизонного военного суда Челябинской области от 27 марта 2024 г. по делу N 2а-40/2024
Магнитогорский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Усачева Е.В, с участием представителя административного истца по доверенности
Ха С.В, представителя административных ответчиков войсковой части N и ее командира по доверенности - Ка П.В, при секретаре судебного заседания Ль О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
N 2а-40/2024 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N, матроса Ша Амирзяна Хазиахматовича
об оспаривании отказа командира указанной воинской части направить рапорт
на увольнение в аттестационную комиссию,
УСТАНОВИЛ:
Ш А.Х. обратился в Магнитогорский гарнизонный военный суд через своего представителя с административным исковым заявлением, в котором просит
с учетом уточнений, принятых судом, признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с непредставлением его на аттестационную комиссию в целях рассмотрения вопроса об увольнении с военной службы, и обязать командира представить его на аттестационную комиссию.
Обосновывая свои требования, представитель Ша в административном иске указал, что 6 сентября 2022 г. административный истец заключил краткосрочный контракт о прохождении военной службы с Минобороны России сроком на четыре месяца до 5 января 2023 г. Однако в установленный срок его не уволили, поэтому
он 25 декабря 2023 г. подал командиру рапорт об увольнении его с военной службы
в связи с исключительными обстоятельствами, такими как, нахождение на иждивении троих несовершеннолетних детей, получение военной травмы, длительное нахождение в плену и ослабление в этой связи здоровья, морального состояния, а его убеждения и вероисповедование не позволяют проходить военную службу. Эти обстоятельства, по мнению истца, в силу п. 1 Указа Президента России от 3 августа 2023 г. N 580 являются основанием для его увольнения с военной службы
по заключению аттестационной комиссии. Вместе с тем, командир войсковой части N отказался представить его на аттестационную комиссию.
В судебном заседании представитель административного истца привел аналогичные доводы, указанные в административном иске, просил удовлетворить уточненные требования.
Административный истец, административные ответчики - войсковая часть N и ее командир, аттестационная комиссия указанной воинской части
и ее председатель, войсковая часть N и ее командир, заинтересованные лица - Федеральное казенное учреждение "74 финансово-экономическая служба" Министерства обороны Российской Федерации, извещенные надлежащим образом
о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Из письменных возражений командира войсковой части N следует, что
он, рассмотрев рапорт Ша от 25 декабря 2023 г, не усмотрел оснований для его увольнения, так как указанные административным истцом причины не подпадают под основания для увольнения, определенные на период мобилизации Указом Президента России от 21 сентября 2022 г. N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" (далее - Указ), а военнослужащие, у которых истек срок контракта, в силу Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ
"О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон) продолжают проходить военную службу в период мобилизации. В этой связи административный ответчик просил отказать в удовлетворении административного иска.
Председатель аттестационной комиссии войсковой части N направил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении требований Ша и привел аналогичные доводы, указанные в возражениях командира войсковой части N.
Заслушав пояснения представителей административного истца и ответчиков, исследовав и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, военный суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании заявления от 6 сентября 2022 г. Шым заключен первый контракт о прохождении военной службы
с Минобороны России сроком на 4 (четыре) месяца, то есть до 5 января 2023 г. Приказом командира войсковой части N от 8 сентября 2022 г. N матрос Ш назначен на должность номера расчета мотострелкового отделения.
Исходя из справки командира войсковой части N за исх. N, Ш участвовал в специальной военной операции, как указал в рапорте истец, в период с 13 сентября 2022 г. по 4 февраля 2023 г, где согласно медицинской справки получил акубаротравму.
Из исследованных медицинских документов и характеристик, психологических характеристик следует, что Ш неоднократно в период с марта 2023 г. обращался в медицинские учреждения, где ему выставлены различные медицинские диагнозы, в том числе - астено-невротический синдром, расстройство адаптации.
25 декабря 2023 г. Шым в адрес командира войсковой части N подан рапорт с просьбой представить его на аттестационную комиссию в целях рассмотрения вопроса об увольнении с военной службы по истечении контракта при наличии исключительных обстоятельств на основании Указа Президента России
от 3 августа 2023 г. N 580.
Как следует из книги учета рапортов, данный рапорт Ша зарегистрирован в этот же день за вх. N.
Согласно сообщению командира войсковой части N от 15 января 2023 г.
исх. N Шу отказано в увольнении с военной службы. При обосновании своих доводов командир сослался на действие Указа и Закона, которыми дан исчерпывающий перечень увольнения военнослужащих в период мобилизации, под которые не подпадают причины, приведенные Шым.
Установленные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде доказательствами и не оспаривались сторонами.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что административный истец изъявил желание уволиться с военной службы по окончанию контракта, на основании п. "б" ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - ФЗ N 53), обосновав это наличием, якобы имеющихся у него исключительных обстоятельств, а поэтому просил для определения таковых, с учетом требований п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 августа 2023 г. N 580 представить его на аттестационную комиссию.
При принятии решения суд руководствуется следующими нормами закона.
В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 51 ФЗ N 53 военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по истечении срока контракта.
Согласно ч. 2 ст. 36 ФЗ N 53 особенности прохождения военной службы при введении чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 августа 2023 г.
N 580 "О некоторых вопросах прохождения военной службы" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, наряду с основаниями, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 647 и иными указами Президента, устанавливающими основания увольнения
в период мобилизации, могут быть уволены с военной службы по основаниям, указанным в п.п. "б", "г", и "к" п. 1, п.п. "а", "ж" и "м" п. 2, п.п. "б" - "д" п. 3 и п. 6 ст. 51 ФЗ N 53. Решение об увольнении военнослужащих по указанным основаниям принимаются в исключительных случаях в соответствии с заключением аттестационной комиссии и с учетом необходимости эффективного выполнения задач, возложенных на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Исходя из ст. 26 Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" в целях, в том числе, определения соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования военнослужащих проводится аттестация, где дается оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего
с военной службы.
Таким образом, указанные нормы закона накладывают обязанность
на аттестационную комиссию, а не на командира, дать оценку причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.
При таких данных довод административных ответчиков, ссылающихся
на ограниченные Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г.
N 647 основания для увольнения военнослужащих с военной службы в период мобилизации, юридического значения не имеет, так как является ошибочным.
С учетом изложенного, требование административного истца надлежит признать обоснованными, а действия командира войсковой части N, связанные
с непредставлением военнослужащего Ша на аттестационную комиссию войсковой части N в целях рассмотрения вопроса об увольнении с военной службы - незаконными, нарушающими права и законные интересы административного истца.
В этой связи суд в целях восстановления прав административного истца
полагает необходимым возложить обязанность на командира войсковой части N
представить в аттестационную комиссию документы, предусмотренные законом, для дачи заключения о наличии оснований для увольнения Ша А.Х.
с военной службы.
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска, понесенные административным истцом судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ подлежат взысканию в пользу Ша с войсковой части N за счет денежных средств, находящихся на лицевом счете Федерального казенного учреждения
"74 финансово-экономическая служба" Министерства обороны Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд
решил:
административный иск Ша Амирзяна Хазиахматовича удовлетворить полностью.
Признать незаконными действия командира войсковой части N
связанные с отказом представить Ша А.Х. на аттестационную комиссию указанной воинской части в целях рассмотрения вопроса об увольнении административного истца с военной службы.
С целью устранения нарушения прав и законных интересов административного истца возложить обязанность на командира войсковой части N
в тридцатидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда представить в аттестационную комиссию документы, предусмотренные законом, для дачи заключения о наличии оснований для увольнения Ша А.Х. с военной службы.
Об исполнении решения по данному административному делу командиру войсковой части N необходимо сообщить в Магнитогорский гарнизонный военный суд и административному истцу в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с войсковой части N в пользу Ша Амирзяна Хазиахматовича понесенные им судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Исполнение решения суда в части возмещения судебных расходов в виде государственной пошлины произвести с лицевого счета Федерального казенного учреждения "74 финансово-экономическая служба" Министерства обороны Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Магнитогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий "данные изъяты" Е.В. Усачев

Комментарии

Комментариев нет.