Спустя год после выхода легендарного "Апостола" (1 марта 1564 года), 7 августа 1565 года первопечатник Иван Федоров и его помощник Петр Тимофеев Мстиславец (белорусский типограф, первопечатник, соратник Федорова) приступили к изданию в Москве "Часовника" - второй из датированных русских печатных книг. Книга вышла двумя "заводами", то есть изданиями.
Небольшая по формату и скромная по сравнению с "Апостолом" книжица, "Часовник" был не только церковно-богослужебной книгой, сборником повседневных молитв, но и учебником. По "Часовнику" московские люди учились читать. Поэтому в этой книге была особая нужда, и спрос на нее был большой. Подготовка к печатанию "Часовника" заняла больше года. Нужно было дополнительно отлить литеры, заготовить доски для новых заставок, закупить бумагу, краски. Зато само печатание было выполнено в короткий срок, менее чем через два месяца: 7 августа 1565 года оно было начато, а работу завершили 29 сентября. А ведь Иван Федоров издал книгу лишь вдвоем, вручную.
Книга разошлась настолько быстро, что последовали повторные издания. По приказу царя, 2 сентября 1565 года параллельно с первым изданием стали печатать второе издание "Часовника", которое и закончили 29 октября 1565 года. От первого издания "Часовника" сохранился лишь один экземпляр, который хранится в Брюсселе, Королевской библиотеке Альберта I. Единственным экземпляром второго издания располагает Российская национальная библиотека в Петербурге. Все издания Федорова являются ценными памятниками русской культуры, замечательными образцами печатного искусства XVI века. Книги отличаются четким красивым шрифтом, искусно гравированными украшениями - заглавия, инициалы и местами строчные буквы напечатаны киноварью. Перед началом каждой статьи - небольшие узорные заставки, которые представляют собой плетеные украшения из различных линий. Шрифт Часовника тот же, что и в Апостоле 1564 года. Содержание Часовника: "Начало вечерни", "Начало третиаго часа", "Начало утрени", "Начало павечерницы яко же певаема бывает в великий пост", "Канон пресвятой богородицы, творение кир. Феофана", "Тропари воскресны и богородичны и ипакои осмимъ гласовомъ", "Тропари богородичны и кондаки дневные". Вскоре после выхода "Часовника" в свет Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец покинули Москву.
Первомайская сельская библиотека
#Литературныйкалендарь
Спустя год после выхода легендарного "Апостола" (1 марта 1564 года), 7 августа 1565 года первопечатник Иван Федоров и его помощник Петр Тимофеев Мстиславец (белорусский типограф, первопечатник, соратник Федорова) приступили к изданию в Москве "Часовника" - второй из датированных русских печатных книг. Книга вышла двумя "заводами", то есть изданиями.
По "Часовнику" московские люди учились читать. Поэтому в этой книге была особая нужда, и спрос на нее был большой. Подготовка к печатанию "Часовника" заняла больше года. Нужно было дополнительно отлить литеры, заготовить доски для новых заставок, закупить бумагу, краски. Зато само печатание было выполнено в короткий срок, менее чем через два месяца: 7 августа 1565 года оно было начато, а работу завершили 29 сентября. А ведь Иван Федоров издал книгу лишь вдвоем, вручную.
От первого издания "Часовника" сохранился лишь один экземпляр, который хранится в Брюсселе, Королевской библиотеке Альберта I. Единственным экземпляром второго издания располагает Российская национальная библиотека в Петербурге.
Все издания Федорова являются ценными памятниками русской культуры, замечательными образцами печатного искусства XVI века. Книги отличаются четким красивым шрифтом, искусно гравированными украшениями - заглавия, инициалы и местами строчные буквы напечатаны киноварью. Перед началом каждой статьи - небольшие узорные заставки, которые представляют собой плетеные украшения из различных линий.
Шрифт Часовника тот же, что и в Апостоле 1564 года. Содержание Часовника: "Начало вечерни", "Начало третиаго часа", "Начало утрени", "Начало павечерницы яко же певаема бывает в великий пост", "Канон пресвятой богородицы, творение кир. Феофана", "Тропари воскресны и богородичны и ипакои осмимъ гласовомъ", "Тропари богородичны и кондаки дневные".
Вскоре после выхода "Часовника" в свет Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец покинули Москву.