Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение по вертикали») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами[1]. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном. В обобщённом виде схема формы такова[2]: A — B — A — C — A — … — A Содержание [убрать] 1 Старинное (куплетное) рондо 2 Старинная концертная форма 3 Рондо в творчестве К. Ф. Э. Баха 4 Рондо классической эпохи 4.1 Малое рондо 4.1.1 Однотемное рондо 4.1.2 Двухтемное рондо 4.2 Большое рондо 4.2.1 Большое регулярное рондо 4.2.2 Большое регулярное рондо с повторением побочных тем 4.2.3 Большое нерегулярное рондо 4.2.4 Сонатная форма с эпизодом вместо разработки 5 Послеклассическое рондо 6 Примечания 7 Литература 8 Ссылки Старинное (куплетное) рондо [править] Начало пьесы Франсуа Куперена «Le Tic-Toc-Choc, ou Les Maillotins», написанной в форме куплетного рондо (автограф) Название происходит от французского слова Couplet, которым в нотах композиторы XVIII века помечали разделы, называемые нами эпизодами. Рефрен назывался «рондо́» (фр. rondeau; иногда форму куплетного рондо по французской традиции также называют «рондо́», с ударением на последнем слоге). Куплетное рондо было одной из любимых форм французских клавесинистов — Шамбоньера, Ф. Куперена, Рамо и других. В большинстве это программные пьесы, обычно — миниатюры, самого разного характера. В этой форме эти композиторы писали и танцы. В немецком барокко рондо встречается редко. Иногда применяется в финалах концертов (И. С. Бах. Концерт для скрипки с оркестром E-dur, 3-я часть). В сюитах это часто подражание французскому стилю (в той или иной мере) либо танцы французского происхождения (И. С. Бах. Паспье из Английской сюиты e-moll). Различна продолжительность формы. Норма — 5 или 7 частей. Минимум — 3 части (Ф. Куперен. «Le Dodo, ou L’Amour au berceau»). Максимально известное количество частей (в принципе для рондо) — 17 (Пассакалия Ф. Куперена). Рефрен излагает ведущую (почти всегда — единственную во всем произведении) тему, её доминирующая роль сильно выражена. Обычно он написан компактно, в гомофонной фактуре и имеет песенный характер. В большинстве случаев он квадратен (в том числе у И. С. Баха) и имеет форму периода. Последующие проведения рефрена всегда в главной тональности. Он почти не меняется, единственное нормативное изменение — отказ от повторения (если оно было в первом проведении рефрена). Варьирование рефрена крайне редко. Куплеты почти никогда не имеют нового материала, они развивают тему рефрена, оттеняя её устойчивость. В большинстве случаев имеет место одна из двух тенденций: малые отличия куплетов друг от друга или целенаправленное развитие куплетов, накопление движения в фактуре. Старинная концертная форма [править] Основная статья: Старинная концертная форма Эта форма не является одной из форм рондо, хотя в её основе — тот же принцип. От рондо она принципиально отличается очень масштабными изменениями первой темы (здесь — ритурнеля) при её повторных возвращениях: все они (кроме заключительного) транспонированы, часто проводятся в сокращённом виде. При этом достигается не характерная для рондо динамика развития, иногда даже превосходящая динамику сонатной формы у классиков. Рондо в творчестве К. Ф. Э. Баха [править] Карл Филипп Эммануэль Бах Эстетика Карла Филиппа Эммануэля Баха была противоположна эстетике французских клавесинистов. Он внёс в форму рондо очень сильный элемент фантазийности. К. Ф. Э. Бах обращается с формой гораздо свободнее, чем его предшественники и многие композиторы последующих эпох. Рефрен активно развивается (чего нет у французских клавесинистов и венских классиков), он транспонируется (причём не обязательно в родственную тональность), имеют место сокращения, разработка или расширение рефрена (часто за счёт включения фантазийных элементов — каденций и т. п.). На фантазийном материале часто строятся эпизоды. Возрастает контраст между частями и их количеством. Общий тональный план лишён уравновешенности, как и масштабы разделов. Возрастает и индивидуальность конструкции каждого произведения. Иногда в его рондо присутствует элемент сонатности (это выражается в возвращении одного из эпизодов в конце формы в основной тональности). Этим он готовит рондо-сонату венского классицизма. В качестве иллюстрации сказанного можно привести схему Рондо К. Ф. Э. Баха B-dur для клавира[3]. Первая строчка — тип раздела (Р — рефрен, ЭП — эпизод), вторая — количество тактов, третья — локальная форма раздела, четвёртая — тональность раздела, пятая — аналогия разделов произведения с разделами сонатной формы (ГП — главная партия, ПП — побочная партия): Р ЭП1 Р ЭП² Р ЭП³ Р ЭП4 Р ЭП5 (ЭП²) Р ЭП6 Р Р1 ЭП7 (ЭП3, 4) Р 8+4+8 12 8 11 8 8+8 4+8 11 8 8 4+4 8+25 8 23 8+16+14+19 15 3 ч. ф. период период B c-B F B-Es Es c c c-E E a d d-B B B b B (ГП) (ПП) (ПП²) (ГП) (ПП²) Рондо классической эпохи [править] Рондо в музыке венских классиков занимает большое место. После Ф. И. Баха эта форма снова обрела уравновешенность и стройность. Части классического рондо строго регламентированы, свобода минимальна. Такое понимание формы соответствует общей для классиков концепции гармоничного и разумно устроенного мира. Область применения рондо в этот период — финалы или медленные части циклов (то есть части, где важна устойчивость, завершённость и отсутствует конфликтность). Реже встречаются отдельные пьесы в форме рондо (Моцарт. Рондо a-moll; Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»). По количеству тем выделяют малое рондо (1 или 2 темы) и большое рондо (3 темы и более). Ниже будут рассмотрены эти типы. Нужно заметить, что в европейской теории XIX — начала XX веков (А. Б. Маркс и его последователи, в том числе русские) выделялось 5 форм рондо. Далее будет указано, какой форме рондо по Марксу соответствует тот или иной тип. Малое рондо [править] Однотемное рондо [править] Структура этого типа формы имеет изложение темы и её повторение, связанные модулирующим ходом[4]). Схема этой формы такова: А — ход — А Т → Т Основное качество этой формы, позволяющее причислить её к формам рондо — наличие хода. Такая форма в чистом виде встречается редко, часто имеет место зарождение нового тематического материала (и образности) внутри хода, что приближает целое к двухтемному рондо. Тема обычно бывает в простой двухчастной форме, чем обуславливается самостоятельное значение хода (а не его серединная роль), реже простая трехчастная или период (в этом случае ход имеет размеры, намного превосходящие тему). Самостоятельные пьесы в этой форме редки. Примеры: Л. ван Бетховен. Багатель, ор. 119 № 6 (тема — простая двухчастная безрепризная форма). Р. Шуман. Новеллетта № 2 D-dur (тема — период, ход занимает 74 такта). Двухтемное рондо [править] Также называется «формой Adagio» или «формой Andante» — так как в этой форме написано большинство медленных частей сонатно-симфонических циклов композиторов-классиков (традиционно Andante или Adagio)[5]. Схема этой формы такова: А — ход — B — ход — A Т → не-Т → Т Такая структура называется нечётным рондо (по количеству проведений тем, не считая ходов). Иногда произведение может заканчиваться второй темой (B), такая структура называется чётным рондо: А — ход — B — ход — A — ход — B1 Т → не-Т → Т → Т Форма может быть продолжена ещё и завершаться на проведении главной темы: А — ход — B — ход — A — ход — B1 — ход — A Т → не-Т → Т → Т → Т Двухтемное рондо в основном применяется в медленной музыке лирического характера (медленные части циклов, ноктюрны, романсы и т. п.) и в оживлённой моторной, часто жанрово-танцевальной (финалы циклов, этюды, отдельные пьесы и т. д.). Главная (первая) тема обычно написана в простой форме, чаще всего в простой двухчастной. Она устойчиво излагается в главной тональности и имеет ясную каденцию. Вторая тема в той или иной мере контрастирует с первой и имеет самостоятельное значение. По тематизму она может быть производной от главной. В большинстве случаев она устойчива, но может быть и неустойчивой. Часто вторая тема написана в простой двухчастной, реже — в форме периода. Иногда может пропускаться один из ходов (чаще — уводящий). Ходы могут иметь свой тематический материал или же развивать материал темы. Примеры: Л. ван Бетховен. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, op. 15, II часть. Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 3 до мажор, ор. 2 № 3, II часть. В. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром A-dur (KV 488), II часть. Большое рондо [править] К большим рондо относятся формы, имеющие от трёх тем и более. Большое рондо принято делить: по количеству тем — на трёхтемное, четырёхтемное и т. п.; по правильности возвращения рефрена — на регулярное и нерегулярное; по повторяющемуся разделу — возможны формы, где кроме рефрена возвращается один из эпизодов. Большое рондо состоит из тех же частей, что и малое рондо — из тем и ходов. Такие же и характеристики этих разделов — темы более устойчивы, ходы — менее. Вступление в большом рондо, когда оно является частью цикла, встречается редко, если оно и есть, то невелико и несамостоятельно. Напротив, в отдельных произведениях вступление может разрастаться до большой интродукции (Сен-Санс. Интродукция и рондо-каприччиозо). Кода в большом рондо присутствует почти всегда. Часто она включает в себя последнее проведение главной темы. Большое регулярное рондо [править] В этом типе рондо[6] рефрен последовательно возвращается после эпизодов. Схема формы такова: А → B → A → C → A … A Общее число тем может различаться, но в большинстве случаев их три, соответственно, всего пять разделов. Главная тема имеет те же характеристики, что и в малом рондо. Она может варьироваться при своих повторных проведениях. В рондо классической эпохи рефрен всегда проводится в главной тональности, в более позднее время рефрен может транспонироваться (Ф. Шуберт. Соната a-moll, op. 164, 2-я часть). Эпизоды обычно имеют мотивную самостоятельность. Часто используется принцип нарастания контраста — каждый следующий эпизод контрастен рефрену более, чем предыдущий. Большое регулярное рондо с повторением побочных тем [править] В этом типе рондо[7] одна или несколько побочных тем (эпизодов) повторяются — обычно транспонированно, очень редко в той же тональности. Применяется она почти исключительно в финалах сонатно-симфонических циклов. Схема наиболее распространённой разновидности такова: А → B → A → C → A → B → A Т D T S T T Т Обозначения тональностей условны (для эпизодов), хотя тональный план, показанный на схеме, более распространён. Иногда может быть пропущено одно из проведений рефрена при повторении (Гайдн. Симфония № 101 D-dur, 4-я часть). Структура этого типа рондо обладает иными, более масштабными пропорциями. Иначе воспринимается начальный участок формы (ABA) — теперь это уже целый экспозиционный раздел. В большинстве случаев перед центральным эпизодом (С) отсутствует ход — чтобы ярче отделить его от экспозиционного и репризного разделов. Контраст между рефреном и центральным эпизодом больше, чем между рефреном и первым эпизодом — часто меняется характер (например, с подвижного танцевального на распевный и лирический). Большое нерегулярное рондо [править] В этом типе рондо чередование частей свободное, рядом могут находиться два или более эпизода. Типической планировки эта форма не имеет. Пример: Шуберт. Рондо для фортепиано в 4 руки e-moll, ор. 84 № 2. Его схема такова: А B → C → A → B C → B A Сонатная форма с эпизодом вместо разработки [править] Данный тип формы может быть трактован двояко — и как разновидность рондо, и как смешанная форма[8]. От рондо-сонаты она отличается отсутствием разработки и тем, что в конце экспозиции не возвращается главная тональность (в рондо-сонате второе проведение главной партии звучит в главной тональности) Эта форма имеет некоторые черты сонатной формы — типичную сонатную экспозицию и репризу. Однако она лишена главного для сонатной формы раздела — разработки, которую заменяет эпизод с новым тематическим материалом. Поэтому принципиально эта форма оказывается ближе к рондо. Схема формы такова: А (ГП) B (ПП) C (эпизод) A (ГП) B (ПП) T не-Т Т Т Основная сфера применения этой формы — финалы сонатно-симфонических циклов (например, финал Сонаты для фортепиано № 1 Бетховена). Послеклассическое рондо [править] Рондо в новых условиях[9] отличается очень разнообразным применением. Оно может использоваться более традиционно (финал цикла), или более свободно — например, самостоятельная миниатюра (некоторые ноктюрны Шопена — как превращение медленной части цикла в самостоятельную пьесу), самостоятельная вокальная пьеса (Бородин. «Море»), по принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки). Меняется и образное содержание рондо. Теперь это может быть экстатическая музыка («Поганый пляс Кащеева царства» из «Жар-птицы», финал «Весны священной» Стравинского), драматическая и трагическая (Танеев. Романс «Менуэт»). Хотя сохраняется и традиционная лирическая сфера (Равель. «Павана»). Исчезает классическая унификация формы, сильно возрастает её индивидуализация. Две одинаковых конструкции — редкость. Рондо может иметь любое количество частей не меньше пяти. Рефрен может проводиться в разных тональностях (что иногда встречалось уже у венских классиков), нередко нарушение регулярности следования частей (2 эпизода подряд). Такой тип рондо смыкается с другими формами, в частности, с контрастно-составной (это выражается в усилении контраста между разделами) или сюитной (формально сюита «Картинки с выставки» Мусоргского — рондо). Примечания [править] ↑ Рефрен некоторые музыковеды называют главной темой, эпизоды — побочными темами. Эти термины приняты в немецкой музыковедческой школе и использовались в дореволюционной России. Теперь они снова получают распространение. ↑ Здесь и далее под буквами A, B и т. д. подразумевается тематический материал (А — первая тема, В — вторая и т. д.). Такой способ составления схем является общепринятым в музыковедческой практике. ↑ Схема составлена В. Н. Холоповой ↑ Первая форма рондо по А. Марксу. ↑ Вторая форма рондо по А. Марксу. ↑ Третья форма рондо по А. Марксу. ↑ Четвёртая форма рондо по А. Марксу. Часто используется термин «рондо с центральным эпизодом». В советских учебниках обычно называется рондо-сонатой с эпизодом. Рондо-соната с эпизодом ближе к рондо, тогда как в более нормативный тип, рондо-соната с разработкой, относится к смешанным формам. ↑ Термин «Сонатная форма с эпизодом вместо разработки» был принят в советской музыковедческой практике. В настоящее время в связи с усилением внимания к музыкальной теории дооктябрьского периода, эту форму принято относить либо к формам рондо (по классификации А. Маркса — 5-я форма рондо), либо к смешанным формам. ↑ В этом понятии объединяют очень различные по смыслу и содержанию формы, написанные после Бетховена и вплоть до наших дней Литература [править] Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки. - Ч. 2. - М.: Владос, 2003. ISBN 5-691-01039-5 Григорьева Г.В. Анализ музыкальных произведений: Рондо в музыке ХХ века. - М.: «Музыка», 1995. ISBN 5-7140-0615-1 Кюрегян Т. Форма в музыке XVII—XX веков. М., 1998. ISBN 5-89144-068-7 Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М.: «Музыка», 1979. Протопопов В.В. Форма рондо в инструментальных произведениях Моцарта. - М.: Музыка, 1978. Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма. - СПб.: «Композитор», 1998. ISBN 5-7379-0049-5 Тюлин Ю.Н. Музыкальная форма. - Л.: «Музыка», 1974. Фраёнов В. Музыкальная форма. Курс лекций. М., 2003. ISBN 5-89598-137-2 Холопова В. Формы музыкальных произведений. Санкт-Петербург, «Лань», 1999. ISBN 5-8114-0032-2 Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Рондо в его историческом развитии. - Ч. 1, 2. - М.: «Музыка», 1988, 1990. Ссылки [править] Учебник форм В. Н. Холоповой в сети. [скрыть] Музыкальные формы Вокальные формы Куплетная форма • Запевно-припевная форма Простые формы Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма Сложные формы Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната Циклические формы Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория Полифонические формы Канон • Фуга Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка Специфические формы эпохи романтизма Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма Формы музыкального театра Опера • Оперетта • Балет Музыка • Теория музыки
Классическая Музыка
:Sirius Haku -
Словарик для участников
Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение по вертикали») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами[1]. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном.
В обобщённом виде схема формы такова[2]:
A — B — A — C — A — … — A
Содержание [убрать]
1 Старинное (куплетное) рондо
2 Старинная концертная форма
3 Рондо в творчестве К. Ф. Э. Баха
4 Рондо классической эпохи
4.1 Малое рондо
4.1.1 Однотемное рондо
4.1.2 Двухтемное рондо
4.2 Большое рондо
4.2.1 Большое регулярное рондо
4.2.2 Большое регулярное рондо с повторением побочных тем
4.2.3 Большое нерегулярное рондо
4.2.4 Сонатная форма с эпизодом вместо разработки
5 Послеклассическое рондо
6 Примечания
7 Литература
8 Ссылки
Старинное (куплетное) рондо [править]
Начало пьесы Франсуа Куперена «Le Tic-Toc-Choc, ou Les Maillotins», написанной в форме куплетного рондо (автограф)
Название происходит от французского слова Couplet, которым в нотах композиторы XVIII века помечали разделы, называемые нами эпизодами. Рефрен назывался «рондо́» (фр. rondeau; иногда форму куплетного рондо по французской традиции также называют «рондо́», с ударением на последнем слоге).
Куплетное рондо было одной из любимых форм французских клавесинистов — Шамбоньера, Ф. Куперена, Рамо и других. В большинстве это программные пьесы, обычно — миниатюры, самого разного характера. В этой форме эти композиторы писали и танцы. В немецком барокко рондо встречается редко. Иногда применяется в финалах концертов (И. С. Бах. Концерт для скрипки с оркестром E-dur, 3-я часть). В сюитах это часто подражание французскому стилю (в той или иной мере) либо танцы французского происхождения (И. С. Бах. Паспье из Английской сюиты e-moll).
Различна продолжительность формы. Норма — 5 или 7 частей. Минимум — 3 части (Ф. Куперен. «Le Dodo, ou L’Amour au berceau»). Максимально известное количество частей (в принципе для рондо) — 17 (Пассакалия Ф. Куперена).
Рефрен излагает ведущую (почти всегда — единственную во всем произведении) тему, её доминирующая роль сильно выражена. Обычно он написан компактно, в гомофонной фактуре и имеет песенный характер. В большинстве случаев он квадратен (в том числе у И. С. Баха) и имеет форму периода.
Последующие проведения рефрена всегда в главной тональности. Он почти не меняется, единственное нормативное изменение — отказ от повторения (если оно было в первом проведении рефрена). Варьирование рефрена крайне редко.
Куплеты почти никогда не имеют нового материала, они развивают тему рефрена, оттеняя её устойчивость. В большинстве случаев имеет место одна из двух тенденций: малые отличия куплетов друг от друга или целенаправленное развитие куплетов, накопление движения в фактуре.
Старинная концертная форма [править]
Основная статья: Старинная концертная форма
Эта форма не является одной из форм рондо, хотя в её основе — тот же принцип. От рондо она принципиально отличается очень масштабными изменениями первой темы (здесь — ритурнеля) при её повторных возвращениях: все они (кроме заключительного) транспонированы, часто проводятся в сокращённом виде. При этом достигается не характерная для рондо динамика развития, иногда даже превосходящая динамику сонатной формы у классиков.
Рондо в творчестве К. Ф. Э. Баха [править]
Карл Филипп Эммануэль Бах
Эстетика Карла Филиппа Эммануэля Баха была противоположна эстетике французских клавесинистов. Он внёс в форму рондо очень сильный элемент фантазийности.
К. Ф. Э. Бах обращается с формой гораздо свободнее, чем его предшественники и многие композиторы последующих эпох. Рефрен активно развивается (чего нет у французских клавесинистов и венских классиков), он транспонируется (причём не обязательно в родственную тональность), имеют место сокращения, разработка или расширение рефрена (часто за счёт включения фантазийных элементов — каденций и т. п.). На фантазийном материале часто строятся эпизоды. Возрастает контраст между частями и их количеством. Общий тональный план лишён уравновешенности, как и масштабы разделов. Возрастает и индивидуальность конструкции каждого произведения. Иногда в его рондо присутствует элемент сонатности (это выражается в возвращении одного из эпизодов в конце формы в основной тональности). Этим он готовит рондо-сонату венского классицизма.
В качестве иллюстрации сказанного можно привести схему Рондо К. Ф. Э. Баха B-dur для клавира[3]. Первая строчка — тип раздела (Р — рефрен, ЭП — эпизод), вторая — количество тактов, третья — локальная форма раздела, четвёртая — тональность раздела, пятая — аналогия разделов произведения с разделами сонатной формы (ГП — главная партия, ПП — побочная партия):
Р ЭП1 Р ЭП² Р ЭП³ Р ЭП4 Р ЭП5
(ЭП²) Р ЭП6 Р Р1 ЭП7
(ЭП3, 4) Р
8+4+8 12 8 11 8 8+8 4+8 11 8 8 4+4 8+25 8 23 8+16+14+19 15
3 ч. ф. период период
B c-B F B-Es Es c c c-E E a d d-B B B b B
(ГП) (ПП) (ПП²) (ГП) (ПП²)
Рондо классической эпохи [править]
Рондо в музыке венских классиков занимает большое место. После Ф. И. Баха эта форма снова обрела уравновешенность и стройность. Части классического рондо строго регламентированы, свобода минимальна. Такое понимание формы соответствует общей для классиков концепции гармоничного и разумно устроенного мира.
Область применения рондо в этот период — финалы или медленные части циклов (то есть части, где важна устойчивость, завершённость и отсутствует конфликтность). Реже встречаются отдельные пьесы в форме рондо (Моцарт. Рондо a-moll; Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»).
По количеству тем выделяют малое рондо (1 или 2 темы) и большое рондо (3 темы и более). Ниже будут рассмотрены эти типы. Нужно заметить, что в европейской теории XIX — начала XX веков (А. Б. Маркс и его последователи, в том числе русские) выделялось 5 форм рондо. Далее будет указано, какой форме рондо по Марксу соответствует тот или иной тип.
Малое рондо [править]
Однотемное рондо [править]
Структура этого типа формы имеет изложение темы и её повторение, связанные модулирующим ходом[4]). Схема этой формы такова:
А — ход — А
Т → Т
Основное качество этой формы, позволяющее причислить её к формам рондо — наличие хода. Такая форма в чистом виде встречается редко, часто имеет место зарождение нового тематического материала (и образности) внутри хода, что приближает целое к двухтемному рондо.
Тема обычно бывает в простой двухчастной форме, чем обуславливается самостоятельное значение хода (а не его серединная роль), реже простая трехчастная или период (в этом случае ход имеет размеры, намного превосходящие тему).
Самостоятельные пьесы в этой форме редки.
Примеры:
Л. ван Бетховен. Багатель, ор. 119 № 6 (тема — простая двухчастная безрепризная форма).
Р. Шуман. Новеллетта № 2 D-dur (тема — период, ход занимает 74 такта).
Двухтемное рондо [править]
Также называется «формой Adagio» или «формой Andante» — так как в этой форме написано большинство медленных частей сонатно-симфонических циклов композиторов-классиков (традиционно Andante или Adagio)[5].
Схема этой формы такова:
А — ход — B — ход — A
Т → не-Т → Т
Такая структура называется нечётным рондо (по количеству проведений тем, не считая ходов). Иногда произведение может заканчиваться второй темой (B), такая структура называется чётным рондо:
А — ход — B — ход — A — ход — B1
Т → не-Т → Т → Т
Форма может быть продолжена ещё и завершаться на проведении главной темы:
А — ход — B — ход — A — ход — B1 — ход — A
Т → не-Т → Т → Т → Т
Двухтемное рондо в основном применяется в медленной музыке лирического характера (медленные части циклов, ноктюрны, романсы и т. п.) и в оживлённой моторной, часто жанрово-танцевальной (финалы циклов, этюды, отдельные пьесы и т. д.).
Главная (первая) тема обычно написана в простой форме, чаще всего в простой двухчастной. Она устойчиво излагается в главной тональности и имеет ясную каденцию.
Вторая тема в той или иной мере контрастирует с первой и имеет самостоятельное значение. По тематизму она может быть производной от главной. В большинстве случаев она устойчива, но может быть и неустойчивой. Часто вторая тема написана в простой двухчастной, реже — в форме периода.
Иногда может пропускаться один из ходов (чаще — уводящий). Ходы могут иметь свой тематический материал или же развивать материал темы.
Примеры:
Л. ван Бетховен. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, op. 15, II часть.
Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 3 до мажор, ор. 2 № 3, II часть.
В. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром A-dur (KV 488), II часть.
Большое рондо [править]
К большим рондо относятся формы, имеющие от трёх тем и более.
Большое рондо принято делить: по количеству тем — на трёхтемное, четырёхтемное и т. п.; по правильности возвращения рефрена — на регулярное и нерегулярное; по повторяющемуся разделу — возможны формы, где кроме рефрена возвращается один из эпизодов.
Большое рондо состоит из тех же частей, что и малое рондо — из тем и ходов. Такие же и характеристики этих разделов — темы более устойчивы, ходы — менее.
Вступление в большом рондо, когда оно является частью цикла, встречается редко, если оно и есть, то невелико и несамостоятельно. Напротив, в отдельных произведениях вступление может разрастаться до большой интродукции (Сен-Санс. Интродукция и рондо-каприччиозо).
Кода в большом рондо присутствует почти всегда. Часто она включает в себя последнее проведение главной темы.
Большое регулярное рондо [править]
В этом типе рондо[6] рефрен последовательно возвращается после эпизодов. Схема формы такова:
А → B → A → C → A … A
Общее число тем может различаться, но в большинстве случаев их три, соответственно, всего пять разделов.
Главная тема имеет те же характеристики, что и в малом рондо. Она может варьироваться при своих повторных проведениях. В рондо классической эпохи рефрен всегда проводится в главной тональности, в более позднее время рефрен может транспонироваться (Ф. Шуберт. Соната a-moll, op. 164, 2-я часть).
Эпизоды обычно имеют мотивную самостоятельность. Часто используется принцип нарастания контраста — каждый следующий эпизод контрастен рефрену более, чем предыдущий.
Большое регулярное рондо с повторением побочных тем [править]
В этом типе рондо[7] одна или несколько побочных тем (эпизодов) повторяются — обычно транспонированно, очень редко в той же тональности. Применяется она почти исключительно в финалах сонатно-симфонических циклов.
Схема наиболее распространённой разновидности такова:
А → B → A → C → A → B → A
Т D T S T T Т
Обозначения тональностей условны (для эпизодов), хотя тональный план, показанный на схеме, более распространён.
Иногда может быть пропущено одно из проведений рефрена при повторении (Гайдн. Симфония № 101 D-dur, 4-я часть).
Структура этого типа рондо обладает иными, более масштабными пропорциями. Иначе воспринимается начальный участок формы (ABA) — теперь это уже целый экспозиционный раздел. В большинстве случаев перед центральным эпизодом (С) отсутствует ход — чтобы ярче отделить его от экспозиционного и репризного разделов. Контраст между рефреном и центральным эпизодом больше, чем между рефреном и первым эпизодом — часто меняется характер (например, с подвижного танцевального на распевный и лирический).
Большое нерегулярное рондо [править]
В этом типе рондо чередование частей свободное, рядом могут находиться два или более эпизода. Типической планировки эта форма не имеет. Пример: Шуберт. Рондо для фортепиано в 4 руки e-moll, ор. 84 № 2. Его схема такова:
А B → C → A → B C → B A
Сонатная форма с эпизодом вместо разработки [править]
Данный тип формы может быть трактован двояко — и как разновидность рондо, и как смешанная форма[8].
От рондо-сонаты она отличается отсутствием разработки и тем, что в конце экспозиции не возвращается главная тональность (в рондо-сонате второе проведение главной партии звучит в главной тональности)
Эта форма имеет некоторые черты сонатной формы — типичную сонатную экспозицию и репризу. Однако она лишена главного для сонатной формы раздела — разработки, которую заменяет эпизод с новым тематическим материалом. Поэтому принципиально эта форма оказывается ближе к рондо.
Схема формы такова:
А
(ГП) B
(ПП) C
(эпизод) A
(ГП) B
(ПП)
T не-Т Т Т
Основная сфера применения этой формы — финалы сонатно-симфонических циклов (например, финал Сонаты для фортепиано № 1 Бетховена).
Послеклассическое рондо [править]
Рондо в новых условиях[9] отличается очень разнообразным применением. Оно может использоваться более традиционно (финал цикла), или более свободно — например, самостоятельная миниатюра (некоторые ноктюрны Шопена — как превращение медленной части цикла в самостоятельную пьесу), самостоятельная вокальная пьеса (Бородин. «Море»), по принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки).
Меняется и образное содержание рондо. Теперь это может быть экстатическая музыка («Поганый пляс Кащеева царства» из «Жар-птицы», финал «Весны священной» Стравинского), драматическая и трагическая (Танеев. Романс «Менуэт»). Хотя сохраняется и традиционная лирическая сфера (Равель. «Павана»).
Исчезает классическая унификация формы, сильно возрастает её индивидуализация. Две одинаковых конструкции — редкость. Рондо может иметь любое количество частей не меньше пяти. Рефрен может проводиться в разных тональностях (что иногда встречалось уже у венских классиков), нередко нарушение регулярности следования частей (2 эпизода подряд).
Такой тип рондо смыкается с другими формами, в частности, с контрастно-составной (это выражается в усилении контраста между разделами) или сюитной (формально сюита «Картинки с выставки» Мусоргского — рондо).
Примечания [править]
↑ Рефрен некоторые музыковеды называют главной темой, эпизоды — побочными темами. Эти термины приняты в немецкой музыковедческой школе и использовались в дореволюционной России. Теперь они снова получают распространение.
↑ Здесь и далее под буквами A, B и т. д. подразумевается тематический материал (А — первая тема, В — вторая и т. д.). Такой способ составления схем является общепринятым в музыковедческой практике.
↑ Схема составлена В. Н. Холоповой
↑ Первая форма рондо по А. Марксу.
↑ Вторая форма рондо по А. Марксу.
↑ Третья форма рондо по А. Марксу.
↑ Четвёртая форма рондо по А. Марксу. Часто используется термин «рондо с центральным эпизодом». В советских учебниках обычно называется рондо-сонатой с эпизодом. Рондо-соната с эпизодом ближе к рондо, тогда как в более нормативный тип, рондо-соната с разработкой, относится к смешанным формам.
↑ Термин «Сонатная форма с эпизодом вместо разработки» был принят в советской музыковедческой практике. В настоящее время в связи с усилением внимания к музыкальной теории дооктябрьского периода, эту форму принято относить либо к формам рондо (по классификации А. Маркса — 5-я форма рондо), либо к смешанным формам.
↑ В этом понятии объединяют очень различные по смыслу и содержанию формы, написанные после Бетховена и вплоть до наших дней
Литература [править]
Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки. - Ч. 2. - М.: Владос, 2003. ISBN 5-691-01039-5
Григорьева Г.В. Анализ музыкальных произведений: Рондо в музыке ХХ века. - М.: «Музыка», 1995. ISBN 5-7140-0615-1
Кюрегян Т. Форма в музыке XVII—XX веков. М., 1998. ISBN 5-89144-068-7
Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М.: «Музыка», 1979.
Протопопов В.В. Форма рондо в инструментальных произведениях Моцарта. - М.: Музыка, 1978.
Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма. - СПб.: «Композитор», 1998. ISBN 5-7379-0049-5
Тюлин Ю.Н. Музыкальная форма. - Л.: «Музыка», 1974.
Фраёнов В. Музыкальная форма. Курс лекций. М., 2003. ISBN 5-89598-137-2
Холопова В. Формы музыкальных произведений. Санкт-Петербург, «Лань», 1999. ISBN 5-8114-0032-2
Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Рондо в его историческом развитии. - Ч. 1, 2. - М.: «Музыка», 1988, 1990.
Ссылки [править]
Учебник форм В. Н. Холоповой в сети.
[скрыть] Музыкальные формы
Вокальные формы Куплетная форма • Запевно-припевная форма
Простые формы Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма
Сложные формы Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната
Циклические формы Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория
Полифонические формы Канон • Фуга
Специфические формы европейского
Средневековья и Возрождения Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал
Специфические формы эпохи барокко Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка
Специфические формы эпохи романтизма Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма
Формы музыкального театра Опера • Оперетта • Балет
Музыка • Теория музыки