Сначала немного о материалах, из которых изготавливают шлемы. Недорогие шлемы изготавливают из термопласта под названием поликарбонат, более дорогие из различных композитов (у каждого производителя свой). Кто-то может подумать, что пластмассовый шлем – вещь несерьезная, но поликарбонат обладает высокой ударной прочностью. Из поликарбоната, например, изготавливают ОМОНовские щиты, пуленепробиваемые стекла. Прочность всех шлемов примерно одинаковая, независимо от материала (если это шлем известного производителя). Каждый серьезный шлем должен иметь паспорт для омологации (у нас в стране, в некоторых видах моторного спорта, с этим строго, мотокросс к ним, почему то не относится). Отсутствие паспорта должно наводить на мысль о нецелесообразности использования такого шлема в серьезных мероприятиях. Теперь о главном отличие недорогих и дорогих шлемов – весе. Если поликарбонатные и некоторые композитные шлемы (речь идет о кроссовых шлемах) весят в среднем 1600-1700 грамм, то средний вес дорогих композитных – 1200 грамм. Некоторые модели могут весить и меньше килограмма (в зависимости от размера). Если с весом поликарбонатных шлемов все понятно, прочность достигается при определенной толщине оболочки, то большое различие веса композитных шлемов требует пояснения. Основной армирующий материал композитных шлемов – стекловолокно, оно обладает высокими прочностными свойствами, но имеет существенный недостаток – большой вес. Чтобы снизить вес не в ущерб прочности, в сочетание со стекловолокном применяют другие волокна. Углеволокно (для родившихся за границей, или хотевших там родиться – карбон) – материал с очень низким удельным весом, но довольно хрупкий. Арамид (кевлар) – высокопрочный, дорогой материал. Различное сочетание этих волокон позволяет получить высокопрочную оболочку с низким весом (и высокой ценой). Теперь о мифе про карбоновые шлемы. Такие шлемы обычно имеют частично неокрашенную оболочку, где видно, модную нынче (хотя на любителя), структуру углеволокна. На самом деле, при формование оболочки, оно было уложено первым слоем для декоративных целей. Если бы шлем был целиком из углепластика, то он бы практически ничего не весил и при ударе раскололся на множество осколков. А для чего нужен низкий вес шлема? Большая инерционная масса дает дополнительную нагрузку на мышцы шеи во время ускорения-торможения, как следствие раньше наступает общая утомляемость (речь о спорте). При аварийных ситуациях, во время больших перегрузок, большая масса может критически повлиять на шейный отдел позвоночника. Теперь как работает шлем при ударе. В автомобиле, при аварии, человека от запредельных перегрузок защищают сминаемые зоны, которые поглощают энергию удара. В шлеме происходит примерно тоже самое. Внешняя оболочка защищает от проникающего ранения, ее частичное разрушение поглощает часть энергии удара. Внутренняя оболочка (вспененный полимер), сминаясь, поглощает оставшуюся часть энергии. Вот почему шлем, получивший серьезный удар, подлежит замене. При кажущейся целостности (мелкие трещинки на оболочке), он потерял свои первоначальную способность поглощать энергию удара. При получении другого удара, поглощать энергию уже будет нечем, и мозг может получить запредельную перегрузку. Кстати о внутренней оболочке, чем она толще, тем лучше ее поглощающие свойства. Можно заметить, что габариты дорогого, качественного шлема, заметно больше своего дешевого собрата при одинаковом размере. Теперь о комфорте. В первую очередь про вентиляцию. Большое количество вентиляционных отверстий на внешней оболочке шлема сильно снижают ее прочность. Как правило, чем дороже шлем, тем у него лучше организована вентиляция при минимальном количестве вентиляционных отверстий. Защита челюсти (речь идет о кроссовых шлемах) - желательно, чтобы она была с дефлектором, перекрывающим открытую зону до очков, меньше будет попадать песка и грязи на лицо. Внутренняя подкладка – лучше, чтобы полностью была съемной, проще будет стирать. Подведем итог. Лучший выбор за композитным шлемом, Цена такого шлема, как правило, от 2000-3000 руб. (плюс- минус). Шлемы дороже это суммы – имиджевые. Их владельца греет мысль, что он не хуже всех, и что сделал для защиты себя все, что смог. Позиция, которая найдет понимание у определенной группы людей, но и в обозначенную цену вы получаете очень достойный шлем. Более дешевые шлемы подойдут тем, кто не собирается покорять вершины мотоспорта, и не будет вести борьбу за каждую секунду на круге. Все шлемы, независимо от цены и примененных материалов, предоставляют высокую степень защиты (оговорюсь – при любительском применении, без высоких скоростей).
Wild motorcycles
:Михаил Воронов
Выбираем шлем
Сначала немного о
материалах, из которых
изготавливают шлемы.
Недорогие шлемы
изготавливают из
термопласта под
названием поликарбонат,
более дорогие из
различных композитов (у
каждого производителя
свой). Кто-то может
подумать, что
пластмассовый шлем –
вещь несерьезная, но
поликарбонат обладает
высокой ударной
прочностью. Из
поликарбоната, например,
изготавливают
ОМОНовские щиты,
пуленепробиваемые
стекла.
Прочность всех шлемов
примерно одинаковая,
независимо от материала
(если это шлем известного
производителя). Каждый
серьезный шлем должен
иметь паспорт для
омологации (у нас в
стране, в некоторых видах
моторного спорта, с этим
строго, мотокросс к ним,
почему то не относится).
Отсутствие паспорта
должно наводить на
мысль о
нецелесообразности
использования такого
шлема в серьезных
мероприятиях.
Теперь о главном отличие
недорогих и дорогих
шлемов – весе. Если
поликарбонатные и
некоторые композитные
шлемы (речь идет о
кроссовых шлемах) весят
в среднем 1600-1700
грамм, то средний вес
дорогих композитных –
1200 грамм. Некоторые
модели могут весить и
меньше килограмма (в
зависимости от размера).
Если с весом
поликарбонатных шлемов
все понятно, прочность
достигается при
определенной толщине
оболочки, то большое
различие веса
композитных шлемов
требует пояснения.
Основной армирующий
материал композитных
шлемов – стекловолокно,
оно обладает высокими
прочностными
свойствами, но имеет
существенный недостаток
– большой вес. Чтобы
снизить вес не в ущерб
прочности, в сочетание со
стекловолокном
применяют другие
волокна. Углеволокно (для
родившихся за границей,
или хотевших там
родиться – карбон) –
материал с очень низким
удельным весом, но
довольно хрупкий.
Арамид (кевлар) –
высокопрочный, дорогой
материал. Различное
сочетание этих волокон
позволяет получить
высокопрочную оболочку
с низким весом (и
высокой ценой). Теперь о
мифе про карбоновые
шлемы. Такие шлемы
обычно имеют частично
неокрашенную оболочку,
где видно, модную нынче
(хотя на любителя),
структуру углеволокна. На
самом деле, при
формование оболочки,
оно было уложено
первым слоем для
декоративных целей. Если
бы шлем был целиком из
углепластика, то он бы
практически ничего не
весил и при ударе
раскололся на множество
осколков.
А для чего нужен низкий
вес шлема? Большая
инерционная масса дает
дополнительную нагрузку
на мышцы шеи во время
ускорения-торможения,
как следствие раньше
наступает общая
утомляемость (речь о
спорте). При аварийных
ситуациях, во время
больших перегрузок,
большая масса может
критически повлиять на
шейный отдел
позвоночника.
Теперь как работает шлем
при ударе. В автомобиле,
при аварии, человека от
запредельных перегрузок
защищают сминаемые
зоны, которые поглощают
энергию удара. В шлеме
происходит примерно
тоже самое. Внешняя
оболочка защищает от
проникающего ранения,
ее частичное разрушение
поглощает часть энергии
удара. Внутренняя
оболочка (вспененный
полимер), сминаясь,
поглощает оставшуюся
часть энергии. Вот почему
шлем, получивший
серьезный удар, подлежит
замене. При кажущейся
целостности (мелкие
трещинки на оболочке),
он потерял свои
первоначальную
способность поглощать
энергию удара. При
получении другого удара,
поглощать энергию уже
будет нечем, и мозг может
получить запредельную
перегрузку. Кстати о
внутренней оболочке, чем
она толще, тем лучше ее
поглощающие свойства.
Можно заметить, что
габариты дорогого,
качественного шлема,
заметно больше своего
дешевого собрата при
одинаковом размере.
Теперь о комфорте. В
первую очередь про
вентиляцию. Большое
количество
вентиляционных
отверстий на внешней
оболочке шлема сильно
снижают ее прочность.
Как правило, чем дороже
шлем, тем у него лучше
организована вентиляция
при минимальном
количестве
вентиляционных
отверстий. Защита
челюсти (речь идет о
кроссовых шлемах) -
желательно, чтобы она
была с дефлектором,
перекрывающим
открытую зону до очков,
меньше будет попадать
песка и грязи на лицо.
Внутренняя подкладка –
лучше, чтобы полностью
была съемной, проще
будет стирать.
Подведем итог. Лучший
выбор за композитным
шлемом, Цена такого
шлема, как правило, от
2000-3000 руб. (плюс-
минус). Шлемы дороже это
суммы – имиджевые. Их
владельца греет мысль,
что он не хуже всех, и что
сделал для защиты себя
все, что смог. Позиция,
которая найдет
понимание у
определенной группы
людей, но и в
обозначенную цену вы
получаете очень
достойный шлем. Более
дешевые шлемы подойдут
тем, кто не собирается
покорять вершины
мотоспорта, и не будет
вести борьбу за каждую
секунду на круге. Все
шлемы, независимо от
цены и примененных
материалов,
предоставляют высокую
степень защиты
(оговорюсь – при
любительском
применении, без высоких
скоростей).