Г. ОРЛОВА Самой поразительной особенностью дворца, созданного Ринальди, был контраст между его суровой внешностью и изысканностью внутреннего убранства. В 18 веке, как в эпоху барокко, так и при классицизме, основным принципом расположения комнат во дворце становится анфиладный. По этому принципу залы и двери в помещениях располагались на одной оси и следовали друг за другом. Таким образом, через распахнутые двери просматривались несколько последующих комнат и создавался эффект многократной смены впечатлений. Восхищенные гости находились в постоянном движении, переходя из зала в зал и получая каждый раз новые ощущения. Интерьер дворца представлялся большой сценой, где каждый зал являл собой отдельную мизансцену. Каждая такая пространственная мизансцена имела свою индивидуальную разработку, как в плане архитектурном, так и декоративно-прикладном. Большое значение придавалось колористическому решению каждого зала. Помимо обязательного Белого зала с позолотой, в большинстве своем помещения окрашивались в яркие колеры: малиновый, терракотовый, золотистый, зеленый, бирюзовый, голубой, синий. Соответственно окраске и залы назывались: Белый зал, Малиновая столовая, Голубая гостиная, Золотая галерея. Мебель в этих залах также обивалась тканями основного колера. Насыщенная цветовая раскраска стен и обивка мебели создавали приподнятое, праздничное настроение. Интерьер каждого зала чаще всего выдерживался в единой стилистике или соответствовал определенной заданной теме. Картины, висящие на стенах, скульптура, мебель - все отвечало определенному стилю какой-либо эпохи. На протяжении 18-19 веков интерьеры дворца изменялись, перестраивались соответственно с изменениями моды и вкуса различных эпох. Декорировку многих залов обновляли, исходя из пожеланий новых владельцев. Таким образом, в отличие от внешнего облика Гатчинского дворца, который в своей центральной основе оставался неизменным, интерьерная сцена несколько раз меняла свои декорации для разных исторических спектаклей, которые на ней разыгрывались. Благодаря, сохранившимся архивным документам и описаниям современников, можно, иногда приблизительно, а зачастую и весьма точно, реконструировать интерьеры дворца и различные эволюции, происходящие в их перестройке и декорировке. При Орлове из вестибюля, располагавшегося на первом этаже, на бельэтаж и далее на третий этаж вела парадная лестница. Она размещалась не по центральной оси дворца, а была смещена от нее влево. Этот прием весьма характерен для архитектурной практики А. Ринальди. Для того чтобы не нарушать цельный монолитный облик центрального корпуса, лестница была скрыта в массиве здания, никак не выявляясь на фасаде. Она состояла из нескольких маршей по 17 ступеней в каждом и хорошо освещалась большими окнами, ее украшала железная кованая решетка. Точный сведений о расположении и назначении комнат в Гатчинском дворце в период владения Г. Орлова не сохранилось. В 18 веке среди комнат большое значение отводилось кабинетам. В это время определилось несколько типов кабинетов, служивших для разных целей. так, Большой кабинет служил для приема посетителей, в Парадном кабинете находились наиболее ценные картины, бронзовая скульптура, книги и прочее. Задний кабинет являлся хранилищем ценных бумаг, документов, денег и т. п. Кабинеты дам служили им для совершения туалета, молитв и полуденного отдыха. Существовали также особые кабинеты непринужденности, где ставились ночные стулья. Известно, что на месте Большого кабинета Орлова находилась впоследствии Верхняя Тронная Павла 1, а парадная опочивальня павловского времени была устроена на месте более ранней спальни Орлова. При смене владельцев дворца менялось назначение различных помещений, их интерьеры, но в основном облик замка - дворца, сформировавшийся при Павле1, остался без изменений. (Л.А. Кашук "Гатчина 18-начала 20 века")
Гатчина
:Кристина Энгель
ИНТЕРЬЕРЫ ДВОРЦА ГРАФА Г.
Г. ОРЛОВА
Самой поразительной особенностью дворца, созданного Ринальди, был контраст между его суровой внешностью и изысканностью внутреннего убранства.
В 18 веке, как в эпоху барокко, так и при классицизме, основным принципом расположения комнат во дворце становится анфиладный. По этому принципу залы и двери в помещениях располагались на одной оси и следовали друг за другом. Таким образом, через распахнутые двери просматривались несколько последующих комнат и создавался эффект многократной смены впечатлений. Восхищенные гости находились в постоянном движении, переходя из зала в зал и получая каждый раз новые ощущения.
Интерьер дворца представлялся большой сценой, где каждый зал являл собой отдельную мизансцену. Каждая такая пространственная мизансцена имела свою индивидуальную разработку, как в плане архитектурном, так и декоративно-прикладном. Большое значение придавалось колористическому решению каждого зала. Помимо обязательного Белого зала с позолотой, в большинстве своем помещения окрашивались в яркие колеры: малиновый, терракотовый, золотистый, зеленый, бирюзовый, голубой, синий. Соответственно окраске и залы назывались: Белый зал, Малиновая столовая, Голубая гостиная, Золотая галерея. Мебель в этих залах также обивалась тканями основного колера. Насыщенная цветовая раскраска стен и обивка мебели создавали приподнятое, праздничное настроение. Интерьер каждого зала чаще всего выдерживался в единой стилистике или соответствовал определенной заданной теме. Картины, висящие на стенах, скульптура, мебель - все отвечало определенному стилю какой-либо эпохи.
На протяжении 18-19 веков интерьеры дворца изменялись, перестраивались соответственно с изменениями моды и вкуса различных эпох. Декорировку многих залов обновляли, исходя из пожеланий новых владельцев. Таким образом, в отличие от внешнего облика Гатчинского дворца, который в своей центральной основе оставался неизменным, интерьерная сцена несколько раз меняла свои декорации для разных исторических спектаклей, которые на ней разыгрывались.
Благодаря, сохранившимся архивным документам и описаниям современников, можно, иногда приблизительно, а зачастую и весьма точно, реконструировать интерьеры дворца и различные эволюции, происходящие в их перестройке и декорировке.
При Орлове из вестибюля, располагавшегося на первом этаже, на бельэтаж и далее на третий этаж вела парадная лестница. Она размещалась не по центральной оси дворца, а была смещена от нее влево. Этот прием весьма характерен для архитектурной практики А. Ринальди. Для того чтобы не нарушать цельный монолитный облик центрального корпуса, лестница была скрыта в массиве здания, никак не выявляясь на фасаде. Она состояла из нескольких маршей по 17 ступеней в каждом и хорошо освещалась большими окнами, ее украшала железная кованая решетка.
Точный сведений о расположении и назначении комнат в Гатчинском дворце в период владения Г. Орлова не сохранилось. В 18 веке среди комнат большое значение отводилось кабинетам. В это время определилось несколько типов кабинетов, служивших для разных целей. так, Большой кабинет служил для приема посетителей, в Парадном кабинете находились наиболее ценные картины, бронзовая скульптура, книги и прочее. Задний кабинет являлся хранилищем ценных бумаг, документов, денег и т. п. Кабинеты дам служили им для совершения туалета, молитв и полуденного отдыха. Существовали также особые кабинеты непринужденности, где ставились ночные стулья. Известно, что на месте Большого кабинета Орлова находилась впоследствии Верхняя Тронная Павла 1, а парадная опочивальня павловского времени была устроена на месте более ранней спальни Орлова.
При смене владельцев дворца менялось назначение различных помещений, их интерьеры, но в основном облик замка - дворца, сформировавшийся при Павле1, остался без изменений. (Л.А. Кашук "Гатчина 18-начала 20 века")