Комментарии
- 4 сен 2015 20:36Гатчина1) нижняя Кавалерская (Э.П. Гау, 1877 г.)
- 4 сен 2015 20:36Гатчина2) Нижняя Тронная Павла 1 (Э.П. Гау, 1877 г.)
- 4 сен 2015 20:36Гатчина3) Комната дежурного офицера (Э.П. Гау, 1877 г.)
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Гатчина
:Кристина Энгель
ГЛАВНЫЙ КОРПУС ДВОРЦА.
ПЕРВЫЙ ЭТАЖ (ЧАСТЬ 1)
Из помещений первого этажа наиболее впечатляющим своими интерьерами был Вестибюль. Он сразу настраивал на торжественный лад перед осмотром овальных помещений дворца. Просторное и высокое помещение перекрывал цилиндрический свод. Стены Вестибюля были облицованы пудостским камнем и расчленены лопатками, которые переходили в подпружные арки.
Отдельная группа дворцовых помещений, непосредственно не связанная с Арсенальным и Кухонным каре, располагалась в нижнем этаже главного корпуса дворца. Апартаменты Павла, также как и апартаменты всех последующих императоров, живших в Гатчине, представляли собой определенный комплекс, который включал в себя парадные, личные и служебные помещения.
Комнаты Павла включали в себя Кавалергардскую или Приемную, где находились дежурные офицеры; Нижний Тронный зал; Знаменную (для хранения знамен расквартированных в Гатчине военных частей), Туалетную (откуда винтовая лестница вела в покои Марии Федоровны), Овальный кабинет, Башенную комнату, Собственную кофишенскую и Официантскую, где находилась прислуга, обслуживавшая личный стол императора.
Комнаты императора выходили окнами на плац перед дворцом, на сторону Арсенального каре и на Собственный садик.
Первоначальная, ринальдиевская отделка этих комнат не сохранилась. Тяжелые прямые сандрики над дверными проемами, профилировка карнизов, роспись потолков, рисунок полотнищ дверей - все это напоминает о переделках, осуществленных В. Бренной в 1790-х годах и А. Воронихиным в 1810-х.
На протяжении 191 века интерьеры этих помещений поддерживались в том виде, какой имели осенью 1800 года, когда Павел был во дворце последний раз.
Справа от входа с плаца располагалась Кавалергардская. Простая темная дубовая дверь вела из сеней в эту комнату, где нес дежурство караул из состава кавалергардского полка.
Кроме того, в Приемной, или Кавалерской, нижнего этажа, как ее называли зачастую, собирались придворные и ближайшая свита, когда высочайшие выходы в сад для прогулок, на катанье или в церковь происходили из покоев нижнего этажа. Она служила и столовой в те дни, когда Павел Петрович был наследником престола и скромная, уединенная жизнь великокняжеской четы протекала, когда не было гостей, по большей части в нижнем этаже дворца.
На стенах Кавалергардской висели три большие аллегорические картины работы итальянских мастеров в потускневших золоченых рамах, тканный по оригиналу Пьетро Ротари портрет Григория Орлова и портреты фельдмаршала С.Ф. Апраксина и его жены. По стенам стояли дубовые стулья с сиденьями, обитыми кожей. Два раскладных стола красного дерева, фонарь и узкое зеркало в простенке дополняли скромное убранство.
Рядом с Кавалергардской находилась Нижняя Тронная Павла 1, которая была очень простой в сравнении с Тронными залами среднего этажа. Нижняя Тронная была спроектирована архитектором В. Бренной в 1790-е годы и затем переделана архитектором А. Воронихиным в начале 19 века. Здесь происходили редкие приватные аудиенции и небольшие церемонии, как, например, прибивка к древкам полковых знамен, освящаемых затем на плацу или в Собственном садике.
В Нижней Тронной стоял резной вызолоченный трон под балдахином, а за ним висел огромный портрет Петра 1 на коне. Его написал художник Франсуа Жувене в бытность Петра в Париже в 1717 году. Стены украшали портреты А.Д. Меншикова и Б.Х. Миниха и гипсовый бюст короля Франции Генриха 4.
На столе против трона стоял обелиск из слоновой кости, с надписью, прославлявшей Павла за борьбу с революционной Францией. Изумительная по мастерству исполнения и изяществу рисунка бронзовая люстра, с полным основанием приписывавшаяся знаменитому французскому бронзовщику Гутьеру, резные золоченые подстолья и гобеленовая драпировка на двери дополняли убранство Тронной.
Дальше следовали Комната дежурного офицера и Знаменная. В комнате дежурного офицера находились мраморные бюсты Генриха 4 и его министра Сюлли, исполненные Ф. Мартеном в 1774 году.
Офицерам, находившимся в карауле около кабинета Павла, доводилось присутствовать зачастую при весьма забавных сценах.
В Знаменную комнату без окон ставили при Павле знамена расквартированных в Гатчине войск. Ее украшал портрет принца Генриха Прусского, брата Фридриха 2, кисти выдающегося немецкого портретиста 18 века Антона Граффа. (Л.А. Кашук "Гатчина 18 - начала 20 века")