АРСЕНАЛЬНОЕ КАРЕ (ЧАСТЬ 1)

Конюшенный двор (будущее Арсенальное каре) почти весь был отдан под конюшенные надобности. В корпусе с окнами на регулярные сады находились конюшни. Вероятно, там же, рядом с конюшнями, содержали охотничьих собак. В корпусе, сейчас выходящем в Собственный сад, были устроены манеж и сараи, а рядом, в башнях, - жилье конюшенной прислуги.
Богатая коллекция оружия, собранная графом Григорием Григорьевичем Орловым, в первой четверти 19 века легла в основу декора Арсенальной галереи, созданной в полуциркуле, примыкавшем к Кухонному каре.
После того как Павел взошел на престол и Гатчина была превращена в императорскую резиденцию, помещений в главном корпусе и полуциркулях для размещения императорской свиты и приезжающих гостей стало катастрофически не хватать. Поэтому уже в конце 18 века возникают проекты по расширению Гатчинского дворца. Однако все эти проекты так и не были осуществлены. И только полвека спустя новый владелец Гатчины, Николай 1, желая по возможности сохранить центральный дворец в неприкосновенности, как это было при Павле 1 и Марии Федоровне, приказал архитектору Р. Кузьмину заняться перестройкой Арсенального каре. Произведенные архитектором перестройки в 1850-х годах, превратили это здание практически в самостоятельный дворец, в котором на протяжении второй половины 19 века и проживали последовательно семьи императоров Николая 1, Александра 2 и Александра 3. Арсенальный корпус после перестройки насчитывал более 200 помещений, в которых смогли разместиться не только императорская семья, но и многочисленные родственники, гости и прислуга.
В бельэтаже Арсенала Кузьмин расположил парадные апартаменты, в нижнем этаже находились личные комнаты Николая 1 и Александра 2, а в антресольном этаже - комнаты Александра 3.
В личных комнатах Николая 1 располагалась мебель в стиле николаевского ампира, изготовленная из красного дерева, строгих форм, стулья имели простые кожаные сиденья.
В то же время парадные комнаты были обставлены роскошной мебелью в стиле Людовика 14, а также французской мебелью с инкрустацией, имитировавшей продукцию мастерской известного мастера А. Ш. Буля. Кроме того, здесь находились и образцы итальянской чернолаковой мебели.
Но, уже начиная со спальни, декор интерьеров резко менялся, становясь более роскошным и красочным. Однако и в этой роскошной обстановке у Николая была своя раскладушка походного типа с жестким матрасом и солдатским одеялом, которая всегда стояла рядом с супружеской кроватью.
Убранство помещений на половине императрицы Александры Федоровны было решено в ином характере, более типичном для художественных вкусов 1830-1840-х годов. Их декор резко отличался от сдержанного и зачастую суховатого оформления интерьеров Николая 1.
Стены помещений и мебель здесь были обиты узорчатыми штофными тканями разных расцветок, затканных роскошными букетами цветов. Лепное убранство потолков выполнено в стиле второго рококо. Как обычно, большое место в убранстве помещений отводилось картинам - портретам и пейзажам.
(Л.А. Кашук "Гатична 18 - начала 20 века")

АРСЕНАЛЬНОЕ КАРЕ (ЧАСТЬ 1) - 813010621021
АРСЕНАЛЬНОЕ КАРЕ (ЧАСТЬ 1) - 813010622813
АРСЕНАЛЬНОЕ КАРЕ (ЧАСТЬ 1) - 813010625629
АРСЕНАЛЬНОЕ КАРЕ (ЧАСТЬ 1) - 813010628189

Комментарии

  • 23 дек 2015 16:26
    1) Приемная Николая 1 (Э.П. Гау, 1877 г.)
  • 23 дек 2015 16:27
    2) Угловой кабинет Николая 1 (Э.П. Гау, 1877 г.)
  • 23 дек 2015 16:28
    3) Дубовый кабинет Александры Федоровны (Э.П. Гау, 1877 г.)
  • 23 дек 2015 16:28
    4) Готическая галерея (Э.П. Гау, 1874 г.)