Вятская земля является последним оплотом народовластия на территории будущей России. Ушкуй - это судно. Имеет два вариарта: под прямоугольным парусом и без палубы и трюмов - речной ушкуй.
И соответсвенно более пригодный для моря с трюмами спереди и сзади и с косым парусом - морской ушкуй.
Считается, что название судов происходит от места их изобретения - река Ушкуя (приток Волхова).
Другая версия - от древневепского (финнского) слова "лодка", но более вероятно - от имени полярного медведя - ушкуя. Кстати, это название медведя существовало у поморов до XIX века. Косвенным аргументом в пользу второй версии служит то, что норманны ходили по морям на "морских волках". Ушкуи чаще украшались головами медведей. Так, в новгородской былине в описании корабля Соловья Будимировича сказано: "На том было соколе-корабле два медведя белые заморские". Ушкуи считались самыми крупными русскими судами XIV-XV веков. Так, псковский летописец в 1463 году ставил ушкуи выше ладей.
Обычно ушкуй строился из сосны. Киль его вытесывался из одного ствола и представлял собой брус, поверх которого накладывалась широкая доска, служившая основанием для поясов наружной обшивки. Она скреплялась с килем деревянными стержнями (гвоздями), концы которых расклинивались. Балки, образующие носовую и кормовую оконечности корабля, делались прямыми и устанавливались вертикально или с небольшим наклоном наружу, причем носовая была выше кормовой. Они соединялись с килем кницами (угольниками для жесткого соединения элементов набора корпуса судна, примыкающих друг к другу под углом), вырезанными из ствола дерева с отходящей под углом толстой ветвью. С наружной обшивкой и первыми шпангоутами штевни скреплялись горизонтальными кницами, причем верхняя одновременно служила опорой для палубного настила, а нижняя размещалась на уровне ватерлинии или чуть выше. Опруги (шпангоуты) состояли из "штук" (деталей) - толстых веток естественной погиби, стесанных по поверхности прилегания к обшивке, со слегка снятой кромкой на стороне. В средней части судна опруги состояли из трех частей, а в оконечностях - из двух. Морские ушкуи (в отличие от речных) имели плоскую палубу только на носу и корме. . Грузоподъемность их составляла 4 - 4,5 т.
Ушкуйник - буквально тот, кто на ушкуе плавает с целью примерно той же, что и викинги и варяги: нападение на прибрежные поселения, торговля награбленным или - если не удалось награбить - торговля "транзитная" (там купил, а тут продал дороже).
В 14 веке восточные русские княжества и Булгария оказались в составе Улуса Джучи (Золотой Орды), а бывшая Киевская Русь (Южная Русь) вошла в Великое княжество Литовское. Русский Север сохранял относительную независимость. В Новгородские земли бежали от татар русские христиане, а на Вятку – славяне-язычники. Историк Н. Карамзин считал, что волна славянских переселенцев – выходцев от древних вятичей – непокорного племени, жившего в глухих лесах к югу от Оки, дошли до Камы дали название реке Вятке (приток Камы). Затем пошли сюда же переселенцы с Русского Севера – новгородцы и устюжане. Оба потока сошлись на берегах Вятки и, смешавшись со временем с местными племенами, дали начало новой самобытной вятской народности. Верховодили здесь самые отчаянные – хлыны. Так возникли города Хлынов и Слободской.
В словаре Фасмера: хлын - "бездельник, мошенник, барышник", нижегор., вятск., казанск. (Даль), хлы́нец "бродяга", смол. (также у Шолохова), хлы́нда "бродяга", онежск. (Подв.), хлы́новец "плут", череповецк. (Барсов), хлы́ни "безделье", олонецк. (Кулик.), хлы́нить "вяло, лениво идти, ехать", вологодск. (Даль), олонецк. (Кулик.). Ср. также Хлы́нов – стар. название Вятки; название пригорода Москвы, Верещагин, Пам. книжка Вятск. губ. 25, 323 и сл. (Цит. по FUF Anz. 8, 39).
В конце 14 века за страх, наводимый дерзкими налетами на окружающие земли и города, их называли даже новыми норманнами.
Бытовала некое демократическое устройство хлыновского сообщества, сохраненное с новгородской традиции. Некоторые исследователи называют Вятскую землю также "Вятская вечевая республика". Единственным памятником письменности, давшим хоть какую-то характеристику этого в древнейший период, является "Повесть о стране Вятской". Государственный строй, описанный "Повестью", во многом идентичен новгородскому и представляет собой не что иное, как феодальную республику. Вечевое устройство Вятской земли подтверждается и независимым от "Повести" источником - "Архангелогородским летописцем", который под 1489 г. упоминает "всю землю Вяцкую".
В условиях удаленности Вятской земли от основной территории Древней Руси княжеская власть сюда, особенно после монголо-татарского нашествия, не дотягивалась, территория оставалась как бы "ничейной". Вследствие этого институт посадничества как республиканский орган управления, противостоящий княжеской власти, что было характерно для большинства земель Северной Руси, а с XIV в. сохранилось только в Новгороде и Пскове, на Вятке не возникает.
Поэтому вполне закономерно, что, по крайней мере к XV в., земские воеводы сосредоточивают в своих руках высшую исполнительную власть над всей территорией Вятской земли. Они избирались на вече из числа местных бояр. На более низкой ступени административной пирамиды располагались ватаманы, которые были профессиональными военными, выполнявшими командные функции различного характера - от охранных и промысловых до чисто военных.
В должностные обязанности подвойских входила преимущественно судебная сфера, о чем свидетельствует само название, означавшее судебного пристава или рассыльного, глашатая и даже исполнителя вечевых приговоров. Историки Вятского края также указывают на судебные (Эммаусский А.В., 1972) либо административные (Зимин А.А., 1991) или те и другие (Низов В.В., 1989) функции подвойских.
Важнейшее значение для выяснения структуры управления Вятской земли ХII-ХIV вв. имеют находки металлических печатей, которыми скреплялись государственные документы, завещания, дарственные и жалованные грамоты, различные земельные и торговые сделки. Правда, они были найдены не в Вятке, а на Ковровском (первоначальный Котельнич) и Шабалинском городищах. Думается, что подобные находки в г. Вятке еще впереди. Отсутствие аналогичных печатей в соседних землях свидетельствует о независимом их изготовлении.
Относительно соотношения вечевых традиций на Вятке с княжескими притязаниями на нее можно сказать следующее. Судя по всему, Вятка в князьях особо не нуждалась, в отличие от Новгорода или Пскова, которые были заинтересованы в союзе с сильными князьями вследствие сложной обстановки на западных рубежах Руси с начала XII в. Тем не менее в официальных документах XV в. Вятка числится в качестве владений то Суздаля, то Москвы, то Галича. Поэтому следует согласиться с В.В.Низовым (1991), что Вятка признавала лишь "верховный сюзеренитет" (покровительство) великих князей, но на деле оставалась не владением, а скорее их союзником (Зимин А.А., 1991), заключая время от времени договоры с ними (Макарихин В.П., 1992). Остановимся на социальной структуре вятского общества. Упомянутое в грамотах боярство являлось на Вятке наиболее влиятельной группой феодального класса. Происхождение его во многом неясно.
Второй по значимости реальной силой Вятской земли было купечество, которое, возможно, владело помимо городских усадеб еще и какими-то землями в сельской округе. Влияние купцов было обусловлено зависимостью Вятки от товаров, без которых обойтись было трудно (цветной металл, украшения, стекло, пряности, вооружение, некоторые виды продуктов питания). Во всяком случае, археологические находки говорят о связях Вятки в XIII - XV вв. как с землями Древней Руси, так и с регионами Прибалтики, Причерноморья и Поволжья.
Влияние "житьих людей" на управленческие структуры было, вероятно, менее значительным. Из их среды также формировались какие-то кадры местной администрации. Особую категорию составляли лица духовного звания, представляющие церковную и монастырскую (задолго до Трифона) братию. Судя по обвинительным посланиям Ионы, образованность вятских священников была невысокой, происхождение оставалось неясным, а конкретная деятельность клира значительно нарушала церковные догматы. Похоже, что на Вятской земле духовная жизнь направлялась отнюдь не православием, а одной из его еретических разновидностей, впитавшей в себя славянское и финно-пермское язычество.
... Непривилегированная масса вятчан представляла собой свободное общинное население, состоящее из крестьян и ремесленников. Судя по всему, была на Вятке и прослойка пленных, живших в общинах на зависимом положении холопов.
Итак, Вятская земля пользовалась известной самостоятельностью. Управление было выборным. Во главе его стояли земские воеводы, ватаманы, ведавшие военными и гражданскими делами, и подвойские, выполнявшие судебно-полицейские функции. В сельских местностях всеми делами ведали сотские и старосты. В случае военной опасности собиралось военное ополчение (рать) из всех способных носить оружие. Воеводы обычно избирались из наиболее знатных и богатых бояр, ватаманы и подвойские из числа житьих людей и купцов. Церковное управление сосредоточивалось в руках десятильника (старшего священника).
Примерно в 1378 году Вятская земля формально стала феодальной вотчиной суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича, после смерти которого (1383 г.) в Суздальско-Нижегородском княжестве развернулась междоусобная война за наследство между сыновьями умершего князя Семеном и Василием (по прозвищу Кирдяпа), с одной стороны, и их дядей князем Борисом Константиновичем, владевшим Нижним Новгородом в качестве вассала своего старшего брата, с другой стороны. Сыновей Дмитрия Константиновича в этой войне поддерживал великий князь московский Дмитрий Донской, а Борис Константинович искал помощи у хана Золотой Орды Тохтамыша.
В 1393 году Нижегородское княжество было присоединено к Москве. Нижегородские князья после долгой борьбы вынуждены были покориться и получили в удел Вятскую землю. В 1411 году суздальско-нижегородские князья предприняли новую попытку вернуть свои владения, но снова потерпели поражение. Недолго просуществовавшее Вятское княжество было ликвидировано, Вятская земля была "передана во владение" Юрию Галицкому. Вятчане активно участвовали в феодальной войне в середине XV века на стороне своего сюзерена Юрия Галицкого и его сына Василия Косого. Война закончилась победой Василия Темного. Вятчане вынуждены были признать себя вассалами Великого князя Московского.
От Рюрика до наших дней. История
:Виктор Кислицын
ВЯТСКАЯ РЕСПУБЛИКА УШКУЙНИКОВ
Вятская земля является последним оплотом народовластия на территории будущей России.
Ушкуй - это судно. Имеет два вариарта: под прямоугольным парусом и без палубы и трюмов - речной ушкуй.
Другая версия - от древневепского (финнского) слова "лодка", но более вероятно - от имени полярного медведя - ушкуя. Кстати, это название медведя существовало у поморов до XIX века. Косвенным аргументом в пользу второй версии служит то, что норманны ходили по морям на "морских волках". Ушкуи чаще украшались головами медведей. Так, в новгородской былине в описании корабля Соловья Будимировича сказано: "На том было соколе-корабле два медведя белые заморские". Ушкуи считались самыми крупными русскими судами XIV-XV веков. Так, псковский летописец в 1463 году ставил ушкуи выше ладей.
Обычно ушкуй строился из сосны. Киль его вытесывался из одного ствола и представлял собой брус, поверх которого накладывалась широкая доска, служившая основанием для поясов наружной обшивки. Она скреплялась с килем деревянными стержнями (гвоздями), концы которых расклинивались. Балки, образующие носовую и кормовую оконечности корабля, делались прямыми и устанавливались вертикально или с небольшим наклоном наружу, причем носовая была выше кормовой. Они соединялись с килем кницами (угольниками для жесткого соединения элементов набора корпуса судна, примыкающих друг к другу под углом), вырезанными из ствола дерева с отходящей под углом толстой ветвью. С наружной обшивкой и первыми шпангоутами штевни скреплялись горизонтальными кницами, причем верхняя одновременно служила опорой для палубного настила, а нижняя размещалась на уровне ватерлинии или чуть выше. Опруги (шпангоуты) состояли из "штук" (деталей) - толстых веток естественной погиби, стесанных по поверхности прилегания к обшивке, со слегка снятой кромкой на стороне. В средней части судна опруги состояли из трех частей, а в оконечностях - из двух. Морские ушкуи (в отличие от речных) имели плоскую палубу только на носу и корме. . Грузоподъемность их составляла 4 - 4,5 т.
Ушкуйник - буквально тот, кто на ушкуе плавает с целью примерно той же, что и викинги и варяги: нападение на прибрежные поселения, торговля награбленным или - если не удалось награбить - торговля "транзитная" (там купил, а тут продал дороже).
В 14 веке восточные русские княжества и Булгария оказались в составе Улуса Джучи (Золотой Орды), а бывшая Киевская Русь (Южная Русь) вошла в Великое княжество Литовское. Русский Север сохранял относительную независимость. В Новгородские земли бежали от татар русские христиане, а на Вятку – славяне-язычники.
Историк Н. Карамзин считал, что волна славянских переселенцев – выходцев от древних вятичей – непокорного племени, жившего в глухих лесах к югу от Оки, дошли до Камы дали название реке Вятке (приток Камы).
Затем пошли сюда же переселенцы с Русского Севера – новгородцы и устюжане. Оба потока сошлись на берегах Вятки и, смешавшись со временем с местными племенами, дали начало новой самобытной вятской народности. Верховодили здесь самые отчаянные – хлыны. Так возникли города Хлынов и Слободской.
В словаре Фасмера: хлын - "бездельник, мошенник, барышник", нижегор., вятск., казанск. (Даль), хлы́нец "бродяга", смол. (также у Шолохова), хлы́нда "бродяга", онежск. (Подв.), хлы́новец "плут", череповецк. (Барсов), хлы́ни "безделье", олонецк. (Кулик.), хлы́нить "вяло, лениво идти, ехать", вологодск. (Даль), олонецк. (Кулик.). Ср. также Хлы́нов – стар. название Вятки; название пригорода Москвы, Верещагин, Пам. книжка Вятск. губ. 25, 323 и сл. (Цит. по FUF Anz. 8, 39).
В конце 14 века за страх, наводимый дерзкими налетами на окружающие земли и города, их называли даже новыми норманнами.
Бытовала некое демократическое устройство хлыновского сообщества, сохраненное с новгородской традиции. Некоторые исследователи называют Вятскую землю также "Вятская вечевая республика".
Единственным памятником письменности, давшим хоть какую-то характеристику этого в древнейший период, является "Повесть о стране Вятской".
Государственный строй, описанный "Повестью", во многом идентичен новгородскому и представляет собой не что иное, как феодальную республику. Вечевое устройство Вятской земли подтверждается и независимым от "Повести" источником - "Архангелогородским летописцем", который под 1489 г. упоминает "всю землю Вяцкую".
Поэтому вполне закономерно, что, по крайней мере к XV в., земские воеводы сосредоточивают в своих руках высшую исполнительную власть над всей территорией Вятской земли. Они избирались на вече из числа местных бояр. На более низкой ступени административной пирамиды располагались ватаманы, которые были профессиональными военными, выполнявшими командные функции различного характера - от охранных и промысловых до чисто военных.
В должностные обязанности подвойских входила преимущественно судебная сфера, о чем свидетельствует само название, означавшее судебного пристава или рассыльного, глашатая и даже исполнителя вечевых приговоров. Историки Вятского края также указывают на судебные (Эммаусский А.В., 1972) либо административные (Зимин А.А., 1991) или те и другие (Низов В.В., 1989) функции подвойских.
Важнейшее значение для выяснения структуры управления Вятской земли ХII-ХIV вв. имеют находки металлических печатей, которыми скреплялись государственные документы, завещания, дарственные и жалованные грамоты, различные земельные и торговые сделки. Правда, они были найдены не в Вятке, а на Ковровском (первоначальный Котельнич) и Шабалинском городищах. Думается, что подобные находки в г. Вятке еще впереди. Отсутствие аналогичных печатей в соседних землях свидетельствует о независимом их изготовлении.
Относительно соотношения вечевых традиций на Вятке с княжескими притязаниями на нее можно сказать следующее. Судя по всему, Вятка в князьях особо не нуждалась, в отличие от Новгорода или Пскова, которые были заинтересованы в союзе с сильными князьями вследствие сложной обстановки на западных рубежах Руси с начала XII в. Тем не менее в официальных документах XV в. Вятка числится в качестве владений то Суздаля, то Москвы, то Галича. Поэтому следует согласиться с В.В.Низовым (1991), что Вятка признавала лишь "верховный сюзеренитет" (покровительство) великих князей, но на деле оставалась не владением, а скорее их союзником (Зимин А.А., 1991), заключая время от времени договоры с ними (Макарихин В.П., 1992).
Остановимся на социальной структуре вятского общества. Упомянутое в грамотах боярство являлось на Вятке наиболее влиятельной группой феодального класса. Происхождение его во многом неясно.
Второй по значимости реальной силой Вятской земли было купечество, которое, возможно, владело помимо городских усадеб еще и какими-то землями в сельской округе. Влияние купцов было обусловлено зависимостью Вятки от товаров, без которых обойтись было трудно (цветной металл, украшения, стекло, пряности, вооружение, некоторые виды продуктов питания). Во всяком случае, археологические находки говорят о связях Вятки в XIII - XV вв. как с землями Древней Руси, так и с регионами Прибалтики, Причерноморья и Поволжья.
Влияние "житьих людей" на управленческие структуры было, вероятно, менее значительным. Из их среды также формировались какие-то кадры местной администрации. Особую категорию составляли лица духовного звания, представляющие церковную и монастырскую (задолго до Трифона) братию. Судя по обвинительным посланиям Ионы, образованность вятских священников была невысокой, происхождение оставалось неясным, а конкретная деятельность клира значительно нарушала церковные догматы. Похоже, что на Вятской земле духовная жизнь направлялась отнюдь не православием, а одной из его еретических разновидностей, впитавшей в себя славянское и финно-пермское язычество.
... Непривилегированная масса вятчан представляла собой свободное общинное население, состоящее из крестьян и ремесленников. Судя по всему, была на Вятке и прослойка пленных, живших в общинах на зависимом положении холопов.
Итак, Вятская земля пользовалась известной самостоятельностью. Управление было выборным. Во главе его стояли земские воеводы, ватаманы, ведавшие военными и гражданскими делами, и подвойские, выполнявшие судебно-полицейские функции. В сельских местностях всеми делами ведали сотские и старосты. В случае военной опасности собиралось военное ополчение (рать) из всех способных носить оружие. Воеводы обычно избирались из наиболее знатных и богатых бояр, ватаманы и подвойские из числа житьих людей и купцов. Церковное управление сосредоточивалось в руках десятильника (старшего священника).
Примерно в 1378 году Вятская земля формально стала феодальной вотчиной суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича, после смерти которого (1383 г.) в Суздальско-Нижегородском княжестве развернулась междоусобная война за наследство между сыновьями умершего князя Семеном и Василием (по прозвищу Кирдяпа), с одной стороны, и их дядей князем Борисом Константиновичем, владевшим Нижним Новгородом в качестве вассала своего старшего брата, с другой стороны. Сыновей Дмитрия Константиновича в этой войне поддерживал великий князь московский Дмитрий Донской, а Борис Константинович искал помощи у хана Золотой Орды Тохтамыша.
В 1393 году Нижегородское княжество было присоединено к Москве. Нижегородские князья после долгой борьбы вынуждены были покориться и получили в удел Вятскую землю.
В 1411 году суздальско-нижегородские князья предприняли новую попытку вернуть свои владения, но снова потерпели поражение. Недолго просуществовавшее Вятское княжество было ликвидировано, Вятская земля была "передана во владение" Юрию Галицкому. Вятчане активно участвовали в феодальной войне в середине XV века на стороне своего сюзерена Юрия Галицкого и его сына Василия Косого. Война закончилась победой Василия Темного. Вятчане вынуждены были признать себя вассалами Великого князя Московского.
Продолжение следует, начало смотрите:
http://ok.ru/group/52809572548851/topic/64998891192563
http://ok.ru/group/52809572548851/topic/65012559184115
#ИсторияРуси #ИсторияВятки