ИЖ Юпитер-4 мощный и... ненадёжный

Четвёртое воплощение «Юпитера» дебютировало в 1981 году. Модель стала революционной по внешнему виду – она лишилась той «визуальной тяжеловесности», которая была свойственна предыдущим поколениям этой модели.


В целом же ИЖ Юпитер-4 стал одним из самых спорных «железных коней» ижевского мотозавода. С одной стороны – он получил самый мощный двигатель в истории линейки. С другой – вызывал слишком много нареканий на качество сборки и надёжность… потому, уже в 1985 году, уступил место следующему поколению.

Погнавшись за мощностью, ижевские конструкторы упустили из виду тот нюанс, что мотоциклы в СССР к началу 1980-х годов постепенно перекочевали в статус «сельского транспорта» (а на селе было очень мало дорог с приличным асфальтом, где бы получалось реализовать весь потенциал большеобъёмного двигателя).
ИЖ Юпитер-4 мощный и... - 955967202543
Так вот главная особенность «четвёртого Юпитера» – обновлённый мотор, который, после модернизации ЦПГ, стал ещё мощнее (на 12% в сравнении с предыдущим), но теперь больше ориентирован для работы в диапазоне высоких оборотов… в связи с этим была перенастроена и усилена коробка передач, а так же модернизировано сцепление (добавлена пара дисков).

Но первое, что бросается в глаза и лучше всего получилось у конструкторов – это внешность. Мотоцикл стал похож на японские байки второй половины 1970-х годов (и это стало «затяжным трендом» в сегменте дорожных байков, поэтому следующее поколение внешне трудно отличимо от четвёртого).

Часть технических решений для ИЖ Юпитер-4 было позаимствовано у модели Планета Спорт, особенно это касается электрооборудования. Кстати, важная особенность в четвёртом поколении Юпитер получил наконец-то 12-вольтовое электрооборудование (что решило давнюю проблему с яркостью светоприборов).

Так же была доработана подвеска – увеличен ход, что повысило комфортабельность и проходимость.

Технические характеристики
Двигатель – двухцилиндровый, двухтактный, воздушного охлаждения:
∅ цилиндра – 62 мм
ход поршня – 57.6 мм
рабочий объем – 347.6 см³
максимальная мощность – 28 л.с. при 5200—5600 об/мин;
максимальный крутящий момент – 35.1 Н•м
питание – карбюратор (К-62Д)
топливо – смесь бензина А-76 и масла.
Трансмиссия:
сцепление – многодисковое в масляной ванне
коробка передач – четырехступенчатая (3.17–1.81–1.26–1.0)
Максимальная скорость – 125 км/ч;
Тормозной путь (с 60 км/ч до 0) ≈ 23 метра;
Контрольный расход топлива – 6.2 л/100 км;
Ёмкость топливного бака – 17 литров
Размеры:
колёсная база – 1450 мм
дорожный просвет – 135 мм
длина – 2170 мм
ширина – 810 мм
высота – 1170 мм
Сухая масса – 160 кг
отличия Юпитер-4К
Максимальная скорость – 95 км/ч
Тормозной путь (с 60 км/ч до 0) ≈ 25 метров
Контрольный расход топлива – 7.5 л/100 км
Размеры:
дорожный просвет – 125 мм
длина – 2200 мм
ширина – 1700 мм
высота – 1300 мм
Сухая масса – 255 кг
Плюсы и минусы
Мотоцикл неплохой, но в погоне за увеличением динамико-скоростных характеристики, конструкторы упустили из виду самое важное – надёжность. Несмотря на это, ИЖ Юпитер-4 имел ряд достоинств:

Самый мощный в серии двигатель
Универсальность
Простая (в ремонте) конструкция
Возможность заправляться низкооктановым бензином
Недостатков у модели получилось больше, только самые значительные их которых:
Четвёртое поколение «Юпитеров», в сравнении с предшественниками, получило гораздо более сложную схему электропроводки с большим количеством клеммных соединений. Сегодня, из-за преклонного возраста мотоцикла, это может приводить к отказу оборудования.
Мотор получился слишком мощным. Вкупе с отсутствием высококачественных двухтактных масел, цилиндро-поршневая группа при эксплуатации в сельской местности на низких оборотах с высокой нагрузкой быстро выходила из строя.
Итоговые оценки и отзывы
Несмотря на то, что по техническим характеристикам ИЖ Юпитер-4 превосходит даже пятую версию, с этим мотоциклом инженеры явно перемудрили. Именно по этой причине уже в 1985 году модель убрали с конвейера, заменив её на «что по-проще»

Комментарии

  • 5 мар 2023 20:55
    У меня тоже такой был в 1984, я его сразу переделал, поставил карбюратор от Явы 350, и токарь проточил головки камеры сгорания сделал сферу как на Иж2, и ганял нормально
  • 6 мар 2023 06:53
    Верно.Был у меня такой, причем с завода.Замотала работа двигателя, а точнее работа цилиндров.С пробегом 5000км продал.
  • 6 мар 2023 08:26
    Планета 3 мощнее и по проще
  • 6 мар 2023 09:07
    ты хоть знаеш где сколько лошадок было
  • 6 мар 2023 09:34
    У меня в 2005 году был такой. С пробегом 300 км купил. С звездой 22 зуба, бегал 140 без особого напряга. Только положительные впечатление
  • 6 мар 2023 10:23
    Видел Юпитеры и как с ними люди страдали. То левый не работает то правый. И в грузоперевозки планета не уступала, даже наоборот. В обслуживании проще. Но каждому свое. На вкус как говорится товарищей нет
  • 6 мар 2023 10:39
    был у меня и третий и четвертый и пятый вообще без проблем.главное зажигание выставить по уму и карб.отрегулировать .и еще как с завода попадется
  • 6 мар 2023 11:44
    На четырках тоже стояли. И тоже не всегда помогали.
  • 6 мар 2023 19:15
    Сергей, не всё верно. Как понять пост В. Фролова, с которым вы согласны: "за счёт увеличенных окон продувки мощность уменьшилась, зато увеличилось тяговое усилие"? Бред какой-то. Мощность и крутящий момент (а не тяговое усилие) двигателя тесно взаимосвязаны и зависят от оборотов вала. Последние находятся в прямой зависимости от удельного расхода топлива в единицу времени. Если перепускные каналы и их окна увеличенного сечения, то мощность и момент мотора должны быть больше оба. Это аксиома. В пятом двигателе всего лишь изменили фазы газораспределения (по впуску-выпуску и по началу-концу продувки). При этом верхнюю кромку выпускного окна (основного регулятора крутящего момента) опустили ниже относительно верхнего торца цилиндра. Посмотрите диаграммы обоих моторов и развёртки их цилиндров, всё станет понятно. Таким образом потребные и максимальные мощность мотора и его крутящий момент на валу переместили у двигателя Ю-5 в зону пониженных оборотов вала. Вот и все главные отличия этого мотора от четвёртого: первый уверенно шёл на низах, а его предшественника надо было крутить, иначе - никак.
  • 6 мар 2023 19:24
    Понятно и доходчиво . Респект .
  • 6 мар 2023 19:42
    Иначе говоря , на Ю-5 , начали возвращаться к Ю-2 .
  • 6 мар 2023 19:48
    Как-то так.
  • 6 мар 2023 19:48
    Одумались вобщем ..
  • 5 авг 2023 08:21
    Она любую гору возьмёт.малооборотистая.мы выросли в горах.не разу не подводила,а звук.....это что-то
  • 4 мая 2024 21:58
    Запуск в серию иж юпитер 4 был в 1979 году, и были они в оранжевом цвете , выпускались параллельно с 3-02. У меня у дяди был такой, неубиваемый аппарат.