1 мая

В Марыйском велаяте из-за сорняка «кошачий хвост» вновь не уродилась пшеница

В ряде этрапов Марыйского велаята уже четвертый год подряд урожай пшеницы губит сорняк, который местные жители называют «кошачий хвост» (pişikguýruk). У дехкан нет денег на гербициды.
На снимке: Сорняк "кошачий хвост" на полях в Марыйском велаяте, апрель 2024 года
Хлеборобы считают, что «кошачий хвост» попадает на поля вместе с семенами пшеницы из-за их плохой очистки на элеваторах. С недавних пор в Марыйском велаяте используют российские семена, более подходящие для туркменской почвы и климата. Первое время урожайность от них была высокой, но с каждым годом качество ухудшается.
«Кошачий хвост» — очень агрессивный сорняк. Если на землю попадает хотя бы одно его семя, то пшеница в радиусе трёх-четырёх квадратных метров не растет. По агротехническим срокам через месяц в Марыйском велаяте должны начаться косовица и обмолот. Но на многих полях нет ни единого колоска пшеницы — на огромных площадях выросли лишь колосья «кошачьего хвоста».
Одной из главных причин плохого урожая пшеницы являются хищения и махинации на элеваторах. На 1 гектар земли, согласно нормативам, выдается 230 килограммов семян по цене 106 манатов, включая доставку. Этот же объем указывается в накладных документах. В реальности же, как правило, объем семян всегда выходит на 10-20 килограммов меньше. Агрономы, распределяющие посевной материал среди арендаторов, объясняют это тем, что такое количество выдают им на элеваторах, мол, все претензии к ним.
Но воровство не ограничивается лишь семенами. При сдаче урожая работники зерноприемных пунктов, в частности, весовщики, с каждой тонны минусуют по 20-30 процентов, или 200-300 килограммов, хотя официально за сорность и влажность допускается списание не более 2-3 процентов, то есть 20-30 килограммов с каждой тонны.
Умышленно созданную «неучтенку» приемщики зерна оформляют на фиктивных производителей пшеницы, которыми могут быть свои же родственники либо те, кто готов платить и выдавать купленное зерно за свое. На них оформляются чековые книжки и накладные, но в реальности те ничего не сдают или сдают меньше положенного, при этом получая свои дополнительные тонны из зерна, украденного у настоящих дехкан. Такая схема хищения происходит с ведома и при участии многочисленных правоохранительных органов.
Что же касается «кошачьего хвоста», то в 2023 году чиновники из Мары проводили собрание, посвященное этой проблеме. Но ничего дельного арендаторам-зерноводам не посоветовали: нужны гербициды, которые дехканские объединения предоставить не могут. Нет их и на рынке, но даже если бы они и были, у большинства дехкан на них нет денег.
В этом году ощущается и нехватка удобрений. Особым спросом пользуется российский препарат «Эдагум», но вместо него дехкане вынуждены использовать продукцию туркменабадского химического завода. Качество местной подкормки крайне низкое.
Таким образом, сельчане попадают в замкнутый круг. Из-за отсутствия урожая их финансовое положение еще ухудшится. Несмотря на то что урожая у них не будет, им придется платить за некачественные семена, работу сельхозтехники и иные государственные услуги, тарифы на которые с этого года повысились. Поэтому по итогам сезона дехкане в очередной раз останутся не с прибылью, а с убытком.

Комментарии