6 мая

Детским садом в Дашогузе руководит заведующая без высшего образования.

Детей плохо кормят и часто ругают
Недавно turkmen.news писал, что школу №21 этрапа Берекет Балканского велаята возглавляет директор без высшего образования. Атмосфера в школе далека не то что от идеальной, но даже от нормальной. Но как выяснилось, это не единственный руководитель учреждения образования, у которого нет диплома. Заведующая детским садом №12 в Дашогузе Дженет Аловова также не училась в вузе, а обстановка в ее дошкольном учреждении аналогична школе в Берекете.
На снимке: Еда из риса и теста в туркменском детском саду. Одну морковь на 180 человек (!) принесли повара из дома
Обстановка в детском саду, возглавляемом заведующей со средним специальным образованием, оставляет желать лучшего. Воспитатели постоянно кричат на детей так, что даже взрослый человек вздрагивает. Детей кормят жидким супом и картофельным пюре с хлебом, а также дают чай и изредка компот. Мяса, рыбы, молока, кисломолочных продуктов воспитанники садика не видят, хотя эти продукты, согласно нормативам Минобразования, выделяются.
На Аловову жаловались в Минобразования еще при прошлом министре, Оразгельды Гурбанове. В феврале 2024 года этот пост заняла Байрамгуль Ораздурдыева, но с ее приходом в 12-ом саду ничего не изменилось…
Это попросту дискредитирует идею высшего образования. Молодые люди, потратившие много денег и сил, чтобы выучиться дома или за рубежом, видят, что кто-то получает выгодную должность лишь благодаря удачным связям. Так зачем стараться учиться, если главные начальники в садике и школе, которые ты посещал, стали таковыми отнюдь не благодаря учебе? Дети быстро «схватывают» такие вещи, так что сложившееся положение дел вредит целому поколению.
Теоретически человек без высшего образования может быть неплохим руководителем. Любить свою работу, детей, быть ответственным, порядочным — те важные качества, наличие которых могло бы, наверное, обеспечить успех на такой должности. Однако, согласно статье 47 закона «Об образовании», простые воспитатели и школьные учителя обязаны иметь высшее педагогическое образование (с тех пор, как профессиям воспитателя и учителя начальных классов в Туркменистане начали учить в вузах, а не в педагогических училищах). А вот про руководителей такого не сказано. Отмечается лишь, что те должны «обладать требуемыми знаниями, квалификацией и качествами руководителя».
Кто-то может возразить, мол, директор школы или заведующая — не педагоги, а администраторы, то есть своего рода завхозы, зачем им педобразование. И с этим даже можно согласиться. Выдвигать на пост директора школы одного из учителей, а главврачом больницы — одного из врачей, было принято в СССР. Таким образом ценные кадры отрываются от исполнения непосредственных обязанностей и вынуждены на ходу учиться руководить учреждением. В западных странах эти роли исполняют профессиональные управленцы-менеджеры. Но в любом случае это высокообразованные люди, а не те, кто учился, максимум, в училище на нянечку.
Руководитель, знающий педагогику, хорошо осознает, что дикие крики недопустимы и что это далеко не лучший способ работы с детьми. Человек, изучавший менеджмент, умеет управлять и взрослым коллективом и знает, как заставить их хорошо делать свою работу.
Однако всякий раз оказывается, что жалобы на туркменские детские сады примерно одинаковые, независимо от того, какой специалист их возглавляет — с высшим образованием или без такового.
Источники отмечают, что лишь в Ашхабаде подобного не происходит. Все столичные дошкольные учреждения и школы возглавляют исключительно люди с дипломами. А в велаятах на такую должность вполне могут пристроить кого-то по знакомству, особо не придираясь к уровню образования и другим «формальностям».

Комментарии