«Мокарнас» или «Сталактитовый карниз», это декоративная полка или выступ под потолком, на месте стыка потолка и стен, играющем важную роль в строении иранских зданий, прежде всего мечетей. Сталактитовый карниз в своей оригинальной форме весьма похож на осиные улья и представляет собой каскад выступов. Его дизайн строго следует определенным правилам, ибо, помимо декоративного аспекта, он привносит в строение здания дополнительную прочность. Архитекторы, использующие эту методику в украшении зданий, фактически за счет тщательных вычислений переносят часть тяжести потолка или купола на этот архитектурный элемент. В книге Садека Шамса «Явления архитектуры иранской земли» читаем: «Мокарнас заимствован из естественных каскадных строений в природе, прежде всего сталактита в пещерах. Сталактиты – это огромные наросты в пещерах из карбоната кальция, простой извести или льда, которые образуют самые причудливые формы на протяжении многих столетий. Конечно, некоторые мокарнасы больше похоже на растительные узоры, но в большинстве своем они имеют правильные геометрические формы». Сталактитовый карниз изготавливается на внутренней или внешней поверхности здания из кирпича, гипса или цемента. Наилучшим местом для него является стык потолка и стен. Однако этот декоративно-структурный элемент используется в эйванах (верандах) или на верхушке колонн. Мокарнасы делятся по своим архитектурным особенностям на четыре группы. Большая часть сталактитовых карнизов в Иране относится к эпохе Ахаменидов. В сохранившихся зданиях древней Персии мы встречаем великолепные образцы этого искусства. Древнейший образец мокарнаса находится в здании под названием «Докан Давуд» (Лавка Давида), которое датируется мидийским периодом. Это историческая гробница или захоронение, которое было обнаружено в районе Сар-пол-Захаб, на западе Ирана. Каменный фасад здания вырезан прямо в скальной породе горы. На его эйване мы встречаем множество мокарнасов. Прекрасные образцы сталактитовых карнизов существуют в таких сооружениях, как зороастрийский храм в Пасаргаде (шестой век до н.э.), что говорит о степени развитости этого декоративного искусства в ту отдаленную эпоху. После прихода ислама иранские искусства стали тесно переплетаться с духовными ценностями исламского учения и нашли применения в таких сооружений как мечети. Так, например, гробница шаха Исмаила из династии Саманидов в Бухаре, построенная в конце 9 – начале 10 веков, отличается декоративными элементами в верхней части стены, а именно оригинальным иранским мокарнасом. Впоследствии сталактитовые карнизы начали использовать в кирпичных башнях и куполах мечетей. Прекраснейший образец этого искусства мы встречаем в исторической Соборной мечети Исфагана, фундамент которой, по свидетельству истории, был заложен в правлении Сельджукидов в Иране. Соборная мечеть имеет структуру из четырех эйванов, в строении которых были собраны все оригинальные архитектурные элементы древнеиранского и раннего исламского искуства. Четыре эйвана расположены по четырем сторонам центрального двора мечети, и в каждом из них мы встречаем красивые украшения в виде мокарнаса. Они изготовлены из гипса и кирпича, и под ними виднеются надписи, указывающие дату постройки и имя архитектора. После монгольского нашествия на Иран практически все искусства на некоторое время пришли в упадок, однако после того, как завоеватели освоились и переняли иранскую культуру и цивилизацию, иранские мастера и художники вновь получили возможность проявить свою изобретательность. Сталактитовые карнизы на мечети Алишаха в г. Табриз и гробнице Шейха Абдусамада в г. Натанзе представляют собой прекрасные образцы этого декоративно-структурного искусства в послемонгольский период. Мокарнасы в этих зданиях изготовлены с использованием уже кафеля и мозаики. Гробница Тамерлана в Самарканде также украшена великолепными мокарнасами. Внутренние освещение концентричных сталактитовых карнизов удваивает их красоту. Подпотолочные украшения также имели немало сторонников в эпоху Сефевидов, причем мокарнасы часто использовали в верхней части колонн, поддерживающих свод. Красивые и весьма многообразные карнизы можно встретить в дворце Али-капу в Исфагане. Здесь в мокарнасах использованы неправильные ромбические формы, четырехконечные звезды и даже узкие треугольники. И, наконец, наиболее поздние в историческом плане, но не в художественном, образцы этого декоративного искусства встречаются в мечети Мутаххари (бывшей Сепахсалар) в Тегеране и хусейнии Амин-ад-даулы в г. Кашане, которые относятся к эпохе Каджаридов. Искусство украшения сталактитовыми карнизами проникло из Ирана и в другие страны. В Сирии и Турции в мокарнасах часто используют камень вместо кирпича и гипса. Эта разновидность уходит в традицию использования каменных декоративных элементов в дизайне. Периодом расцвета этого искусства в Сирии считаются 12-13 века н.э. В Египте во многих зданиях, в частности в мечети Ибн-Тутуна, построенной в 9 веке, применялись красивейшие мокарнасы. Также фасады многих зданий в Андалузии и Марокко в период с 12 по 15 века покрывались уникальными сталактитовыми карнизами. В этом искусстве, как правило, архитектор прикреплял на фасаде доски разных размеров, на которые наносился тонкий слой гипса. После высыхания гипса доска препятствовала обрушению карниза. В стихах известных иранских поэтов не раз упоминалось о мокарнасах. В большинстве подразумевает украшение необычайное красоты, которые приковывает к себе взоры зрителей и повергает их в изумление, но нельзя забывать, что красота, которой прельщается человеческий глаз, носит внешний характер и вместо этого следует опираться на твердый фундамент. Выдающийся персидский лирик Хафиз уподобляет увлеченность мирской мишурой внешней красоте мокарнаса.
Красоты Ирана
«Мокарнас» или «Сталактитовый карниз»
«Мокарнас» или «Сталактитовый карниз», это декоративная полка или выступ под потолком, на месте стыка потолка и стен, играющем важную роль в строении иранских зданий, прежде всего мечетей. Сталактитовый карниз в своей оригинальной форме весьма похож на осиные улья и представляет собой каскад выступов.
Его дизайн строго следует определенным правилам, ибо, помимо декоративного аспекта, он привносит в строение здания дополнительную прочность. Архитекторы, использующие эту методику в украшении зданий, фактически за счет тщательных вычислений переносят часть тяжести потолка или купола на этот архитектурный элемент.
В книге Садека Шамса «Явления архитектуры иранской земли» читаем: «Мокарнас заимствован из естественных каскадных строений в природе, прежде всего сталактита в пещерах. Сталактиты – это огромные наросты в пещерах из карбоната кальция, простой извести или льда, которые образуют самые причудливые формы на протяжении многих столетий. Конечно, некоторые мокарнасы больше похоже на растительные узоры, но в большинстве своем они имеют правильные геометрические формы».
Сталактитовый карниз изготавливается на внутренней или внешней поверхности здания из кирпича, гипса или цемента. Наилучшим местом для него является стык потолка и стен. Однако этот декоративно-структурный элемент используется в эйванах (верандах) или на верхушке колонн. Мокарнасы делятся по своим архитектурным особенностям на четыре группы.
Большая часть сталактитовых карнизов в Иране относится к эпохе Ахаменидов. В сохранившихся зданиях древней Персии мы встречаем великолепные образцы этого искусства. Древнейший образец мокарнаса находится в здании под названием «Докан Давуд» (Лавка Давида), которое датируется мидийским периодом. Это историческая гробница или захоронение, которое было обнаружено в районе Сар-пол-Захаб, на западе Ирана. Каменный фасад здания вырезан прямо в скальной породе горы. На его эйване мы встречаем множество мокарнасов. Прекрасные образцы сталактитовых карнизов существуют в таких сооружениях, как зороастрийский храм в Пасаргаде (шестой век до н.э.), что говорит о степени развитости этого декоративного искусства в ту отдаленную эпоху.
После прихода ислама иранские искусства стали тесно переплетаться с духовными ценностями исламского учения и нашли применения в таких сооружений как мечети. Так, например, гробница шаха Исмаила из династии Саманидов в Бухаре, построенная в конце 9 – начале 10 веков, отличается декоративными элементами в верхней части стены, а именно оригинальным иранским мокарнасом.
Впоследствии сталактитовые карнизы начали использовать в кирпичных башнях и куполах мечетей. Прекраснейший образец этого искусства мы встречаем в исторической Соборной мечети Исфагана, фундамент которой, по свидетельству истории, был заложен в правлении Сельджукидов в Иране. Соборная мечеть имеет структуру из четырех эйванов, в строении которых были собраны все оригинальные архитектурные элементы древнеиранского и раннего исламского искуства. Четыре эйвана расположены по четырем сторонам центрального двора мечети, и в каждом из них мы встречаем красивые украшения в виде мокарнаса. Они изготовлены из гипса и кирпича, и под ними виднеются надписи, указывающие дату постройки и имя архитектора.
После монгольского нашествия на Иран практически все искусства на некоторое время пришли в упадок, однако после того, как завоеватели освоились и переняли иранскую культуру и цивилизацию, иранские мастера и художники вновь получили возможность проявить свою изобретательность. Сталактитовые карнизы на мечети Алишаха в г. Табриз и гробнице Шейха Абдусамада в г. Натанзе представляют собой прекрасные образцы этого декоративно-структурного искусства в послемонгольский период. Мокарнасы в этих зданиях изготовлены с использованием уже кафеля и мозаики. Гробница Тамерлана в Самарканде также украшена великолепными мокарнасами. Внутренние освещение концентричных сталактитовых карнизов удваивает их красоту.
Подпотолочные украшения также имели немало сторонников в эпоху Сефевидов, причем мокарнасы часто использовали в верхней части колонн, поддерживающих свод. Красивые и весьма многообразные карнизы можно встретить в дворце Али-капу в Исфагане. Здесь в мокарнасах использованы неправильные ромбические формы, четырехконечные звезды и даже узкие треугольники.
И, наконец, наиболее поздние в историческом плане, но не в художественном, образцы этого декоративного искусства встречаются в мечети Мутаххари (бывшей Сепахсалар) в Тегеране и хусейнии Амин-ад-даулы в г. Кашане, которые относятся к эпохе Каджаридов.
Искусство украшения сталактитовыми карнизами проникло из Ирана и в другие страны. В Сирии и Турции в мокарнасах часто используют камень вместо кирпича и гипса. Эта разновидность уходит в традицию использования каменных декоративных элементов в дизайне. Периодом расцвета этого искусства в Сирии считаются 12-13 века н.э. В Египте во многих зданиях, в частности в мечети Ибн-Тутуна, построенной в 9 веке, применялись красивейшие мокарнасы. Также фасады многих зданий в Андалузии и Марокко в период с 12 по 15 века покрывались уникальными сталактитовыми карнизами.
В этом искусстве, как правило, архитектор прикреплял на фасаде доски разных размеров, на которые наносился тонкий слой гипса. После высыхания гипса доска препятствовала обрушению карниза.
В стихах известных иранских поэтов не раз упоминалось о мокарнасах. В большинстве подразумевает украшение необычайное красоты, которые приковывает к себе взоры зрителей и повергает их в изумление, но нельзя забывать, что красота, которой прельщается человеческий глаз, носит внешний характер и вместо этого следует опираться на твердый фундамент.
Выдающийся персидский лирик Хафиз уподобляет увлеченность мирской мишурой внешней красоте мокарнаса.