Звуковой стороной языка занимается такой раздел лингвистики, как фонетика. Она изучает способы образования звуков, классифицирует их, а также исследует изменения в потоке речи. Определение Даже школьники начальных классов знают, что в русском языке существуют гласные и согласные звуки. При произношении последних характерно наличие в ротовой полости различных препятствий на пути воздушной струи, сконцентрированное в одном месте мускульное напряжение, а также образование путем сочетания тона и шума. Лингвисты создали артикуляционную классификацию согласных звуков, которая учитывает следующие признаки: участие голоса и шума; место, способ образования преграды; подъем средней части языка. Классификация по участию голоса/шума Школьная фонетика ограничивается выделением глухих и звонких звуков, как бы забывая о наличии сонорных. Научная же лингвистика подобных упущений не допускает. Попробуем восполнить пробел следующей таблицей. Сонорные голос > шум Звонкие голос < шум Глухие шум Вторая колонка обозначает соотношение тона и шума. Если параметр «голос» меньше шумовой составляющей, то перед нами звонкий согласный звук, больше – сонорный. При образовании участвует только шум – это указывает на глухость. По месту преграды Органы, образующие согласные звуки, также подвергаются классификации. Их подразделяют на активные и пассивные. В числе первых находятся нижняя губа и язык (его передняя, средняя или задняя части). А вот альвеолы, зубы и верхняя губа относятся к пассивным органам. По месту образования звуки бывают язычными и губными, которые, в свою очередь, могут относиться к губно-губным ([б], [п], [м]) или губно-зубным ([в], [ф]). Не забываем о мягких вариантах! В обоих случаях активную роль играет нижняя губа, а пассивную – ее соседка сверху или зубы. Если же активным оказывается язык, то согласные, соответственно, получают названия передне-, средне- или заднеязычных. Первая группа оказывается самой многочисленной. В нее входят все оставшиеся звуки, за исключением йота, образуемого средней частью спинки органа. К заднеязычным относятся [г], [к], [х] и особый фрикативный звук γ, практически не свойственный русскому языку и встречающийся только в отдельных словах («бог», междометиях «ого», «ага»). По способу образования Когда образуются согласные звуки, воздушная струя сталкивается с препятствиями, которые могут быть разных типов. Лингвисты на этом основании решили создать еще одну классификацию, выделяя смычные и щелевые (фрикативные) звуки. При образовании смычных согласных проход для них полностью закрыт, дабы воздушный поток прорвал «плотину» из губ. В случае фрикативов органы речевого аппарата сближаются друг с другом, но полностью не смыкаются, образуя небольшую щель. Понять «who is who» можно, попросту понаблюдав за собой. Такие твердые согласные звуки, как [б], [п], [д], [т], [г], [к], а также их мягкие разновидности явно образуются со взрывом (отсюда и соответствующее название). В других случаях поток воздуха минует преграду через нос ([м], [н]) или как бы отходит в бок ([л]). Также возможно сочетание элементов смычных и фрикативных звуков – в аффрикатах наподобие [ц] и [ч]. Приведем обобщенные данные в таблице: Смычные Взрывные ([б], [п], [д], [т], [г], [к]) Смычно-проходные ([м], [н], [л]) Аффрикаты ([ц], [ч], [дж"], [дз]) Фрикативные Все остальные звуки Обратите внимание: буквы, обозначающие согласные звуки [дж"] и [дз], в русском языке отсутствуют. Такие аффрикаты являются звонким аналогом [ч] и [ц] и появляются только в случае позиционных изменений. По подъему средней части спинки языка При образовании звуков иногда возникает дополнительная артикуляция, связанная с подъемом средней спинки языка. Подобное явление называется палатализацией и может касаться любых согласных, кроме среднеязычных. В школьной и научной фонетике по признаку «наличие/отсутствие палатализации» принято выделять твердые и мягкие согласные звуки. Большинство из них в русском языке образуют соотносительные ряды, но не обходится без исключений. Так, согласные звуки [ц], [ч] существуют только в одном варианте. Для [ж], [ш] характерно твердое произношение; палатализация имеет место только в случае удвоения (в словах «вожжи», «дрожжи» и т. д.). Дополнительные характеристики Артикуляционная классификация имеет ряд факультативных характеристик. К таковым относится конфигурация языка, в соответствии с которой звуки бывают дорсальными и апикальными. Также помимо артикуляционной классификации, учитывающей особенности образования звуков, существует иная – акустическая. Ее специфика заключается в том, что она не приемлет деление на гласные и согласные звуки, а предпочитает анализировать их все вместе. Акустическая характеристика выводится на основании высоты, силы, длительности, тембра звука и оперирует несколько специфической терминологией – «бемольность», «вокальность», «резкость». Ее параметры соотносимы с артикуляционной классификацией. Так, в категорию диезных попадают мягкие согласные звуки, а смычные соответствуют прерванным. Сильные и слабые позиции для согласных Очень часто написание слова не совпадает с его звучанием. Это происходит из-за того, что звуки в потоке речи оказывают воздействие друг на друга, озвончаются, смягчаются и т. д. Такое влияние может отсутствовать (тогда мы имеем дело с сильной позицией) или, напротив, быть максимальным. Причем для каждого из соотносительных рядов согласных эти параметры различаются. Позиция перед гласным, [в] или сонорным является сильной для разграничения глухости/звонкости. Слабыми же считаются позиция перед другим несонорным звуком и конец слова. Так, звонкий согласный звук [д] в слове «код» перестает быть таковым и передается в транскрипции по-иному. Возможен и обратный процесс. Например, фонетическая запись словоформы «отдать» будет указывать на наличие удвоенного [д], что служит поводом для возможных орфографических ошибок. То есть глухой согласный звук [т], ассимилировавшись, стал звонким. Соотносительные ряды по признаку «твердость/мягкость» имеют свои слабые и сильные позиции. В случае первых возможно смягчение предыдущего согласного. Яркий тому пример – звук «н» в словоформе «нянчить», который хоть и не стоит рядом с мягким знаком, но тем не менее указывается при транскрибировании палатализованным. Отметим, что разделение позиций на сильные и слабые довольно относительно. Язык не стоит на месте, меняются произносительные нормы, а вместе с ними и фонетические записи слов. Некоторые из этих перемен мы испытываем на себе. Так, когда-то давно твердые согласные звуки смягчались перед палатализованным губным (в словах «ветви», «двери»). Сейчас такое произношение встречается разве что у представителей старшего поколения и постепенно сходит на нет.
В русском языке разделяются глухие и звонкие согласные. Правила написания букв, обозначающих их, начинают изучать уже в первом классе. Но даже по окончании школы многие так и не могут без ошибок писать слова, где встречаются глухие и звонкие согласные. И это печально. Зачем нужно правильно писать глухие и звонкие согласные в русском языке Некоторые люди относятся к культуре письма поверхностно. Они оправдывают своё незнание в этой области такой расхожей фразой: «Какая разница, как написано, всё равно ведь понятно, о чём речь!» На самом деле ошибки в написании слов свидетельствуют о низком уровне культуры личности . Нельзя считать себя развитым человеком, не умея правильно писать на своём родном языке. Есть и ещё один факт, свидетельствующий в пользу правила о безошибочном написании. Ведь глухие и звонкие согласные иногда находятся в таких словах, которые устной в речи являются омофонами. То есть звучат одинаково, а пишутся по-разному. Неверное употребление буквы в них чревато потерей или изменением смысла контекста. Например, слова "пруд" – "прут", "кот" – "код", "рог" – "рок" как раз входят в этот список. Он должен быть основан на том факте, что несколько ребят не умели правильно писать в словах буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки. А произошло это во время школьной командной игры «Кладоискатели». В правилах её было отмечено, что нужно двигаться по маршруту, указанном в записках. Причём место, где было спрятано следующее письмо, указывалось не точно. Записка содержала только намёк на него. Вот команды получили первые письма с таким текстом: «Дорога, луг, камень». Одна группа ребят сразу побежала в сторону лужайки, нашла там камень, под которым и было спрятано письмо. Вторая же, перепутав слова-омофоны «луг» и «лук», побежала к грядке. Но, естественно, среди ярко зеленеющих рядов никакого камня они не обнаружили. Можно историю изменить таким образом, будто составлял записки неграмотный писака. Именно он, давая указания членам своей команды, вместо слова «луг» использовал «лук». Не зная, как пишутся парные звонкие и глухие согласные, «грамотей» ввёл ребят в заблуждение. В результате соревнование было сорвано. Правило написания сомнительных парных по глухости-звонкости согласных На самом деле проверить, какую букву следует писать в том или ином случае, достаточно просто. Парные звонкие и глухие согласные звуки вызывают сомнения в написании лишь тогда, когда находятся в конце слова или за ними стоит ещё один согласный глухой звук. Если один из данных случаев имеет место быть, нужно подобрать однокоренное или изменить форму слова так, чтобы за сомнительным согласным следовал гласный звук. Можно также воспользоваться вариантом, где за проверяемой буквой стоит звонкий согласный. Кружка – кружечка, снег – снега, хлеб – хлеба; резь – резной, пот - потный. Дидактическая игра «Соедини проверяемое слово с проверочным» Чтобы во время занятий успеть сделать больше, можно провести игру, в которой закрепляются навыки без записывания. Условием её будет задание, в котором детям предлагается только соединить проверочные слова с проверяемыми чертой. Времени на это уходит меньше, а проделанная работа будет чрезвычайно эффективна. Интереснее станет игра, если проводить её в виде соревнования. Для этого составляют три варианта заданий, где используются два столбика. В одном записаны проверочные слова. В другой же нужно занести те, в которых находятся в сомнительном положении звонкие и глухие согласные. Примеры слов могут быть такими. Первый столбик: хлеба, пруды, снега, луковка, луга, прутик. Второй столбик: лук, хлеб, луг, прут, снег, пруд. Для усложнения задания можно включить в столбец с проверочными словами те, которые не подходят для проверки, то есть не являются однокоренными с теми, в написании которых существуют сомнения: снеки, слуга, спрут. Таблица согласных по звонкости-глухости Все согласные звуки делятся по нескольким параметрам. Во время фонетического разбора слова в школе указываются такие характеристики, как мягкость-твёрдость, звонкость или глухость. Например, звук [н] – согласный, твёрдый, звонкий. А звук [п] отличается от него только одной характеристикой: он не звонкий, а глухой. Отличие же звуков [р] и [р’] кроется лишь в мягкости и твёрдости. Исходя из этих характеристик, составляется таблица, благодаря которой можно определить, имеет ли звук пару по мягкости-твёрдости. Ведь некоторые согласные бывают только мягкими либо только твёрдыми. Также разделяют согласные звонкие и глухие. Таблица, представленная здесь, показывает, что некоторые звуки не имеют пару по этому признаку. Например, таковыми являются й, л, м, н, р; х, ц, ч, щ. Причём звуки первого ряда являются звонкими, а звуки второго – глухими. Остальные же согласные являются парными. Именно они и составляют сложность в написании, так как часто слышится глухой звук там, где пишется буква, обозначающая звонкий согласный. Проверки требуют только парные согласные - звонкие и глухие. Таблица отражает этот момент. Например, звук «б», попадая в конечную позицию или оказываясь перед другим глухим согласным, сам «оглушается», превращаясь в «п». То есть слово «граб» (порода дерева) произносится и слышится как [грап]. В таблице показано, что эти звуки являются парными по звонкости-глухости. Таковыми же можно назвать «в»-«ф», «г»-«к», «д»-«т», «ж»-«ш» и «з»-«с». Хотя к паре «г»-«к» можно добавить звук «х», который часто звучит в оглушённой позиции на месте «г»: мягок – мягкий [м’ахк’ий], лёгок – лёгкий [л’охк’ий]. Дидактическая игра-лото «Сомнительные согласные» Чтобы занятия, на которых изучается правописание звонких и глухих согласных, не превратились в нудную рутину, следует их разнообразить. Педагогам и родителям можно подготовить для дидактической игры специальные небольшие карточки с картинками и словами, в которых есть сомнительные согласные звуки. Сомнительную согласную можно заменить точками или звёздочками. Дополнительно следует изготовить более крупные карточки, в которых будут стоять только буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости согласные. На стол раскладываются карточки с картинками. По сигналу ведущего игроки берут их со стола и закрывают ими буквы на крупной карточке, которые являются пропущенными по их мнению. Кто раньше других и без ошибок закроет все окошечки, считается выигравшим. Внеклассные мероприятия по русскому языку Выигрышными вариантами развития интереса к этой области науки являются вечера, конкурсы, КВНы. Проводятся они во внеурочное время для всех желающих. Очень важно составить увлекательный сценарий такого мероприятия. Особое внимание следует уделить разработке заданий, которые будут и полезными, и увлекательными. Такие мероприятия могут проводиться с учащимися самых разных возрастов. Интересными заданиями могут быть и такие, которые содержат в себе элемент литературного творчества. Например, полезно предложить ребятам: - составить рассказ о том, как поссорились звуки «т» и «д»; - придумать как можно больше однокоренных слов к слову «рог» за одну минуту; - написать короткое четверостишие с рифмами: луг-лук, прут-пруд. Чередование согласных в русском языке Иногда, вопреки законам правописания, некоторые буквы в словах заменяются другими. Например, «дух» и «душа». Исторически (этимологически) они являются однокоренными, однако имеют разные буквы в корне – «х» и «ш». Такой же процесс чередования согласных наблюдается в словах «ноша» и «носить». Но в последнем случае звук «ш» чередуется с согласным «с». Однако следует заметить, что это – не чередование звонких и глухих согласных, составляющих пару. Это особый вид замены одного звука другим, произошедший в глубокой древности, на заре формирования русского языка. Чередуются такие согласные звуки: з – ж – г (пример: друзья – дружить – друг); т – ч (пример: летать – лечу); ц – ч – к (пример: лицо – личный – лик); с – ш – х (примеры: лесник – леший, пашня – пахать); ж – д - жд (пример: вожак – водитель - вождение); з - ст (пример: фантазия - фантастический); щ – ск (пример: лощеный – лоск); щ – ст (пример: мощеный - мостить). Часто чередованием называют появление в глаголах звука «л», который носит в данном случае красивое название «эль эпентетикум». Примерами могут быть пары слов «люблю – любить», «кормлю – кормить», «куплю – купить», «графлю – графить», «ловлю – ловить», «гублю – губить». Русский язык настолько богат, происходящие в нём процессы столь разнообразны, что если педагог постарается найти увлекательные варианты работы на занятиях как в классе, так и вне уроков, то многие подростки окунутся в мир познаний и открытий, по-настоящему заинтересуются этим школьным предметом.
AиOкосметикМАРИНа
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Звуковой стороной языка занимается такой раздел лингвистики, как фонетика. Она изучает способы образования звуков, классифицирует их, а также исследует изменения в потоке речи.
Определение
Даже школьники начальных классов знают, что в русском языке существуют гласные и согласные звуки. При произношении последних характерно наличие в ротовой полости различных препятствий на пути воздушной струи, сконцентрированное в одном месте мускульное напряжение, а также образование путем сочетания тона и шума. Лингвисты создали артикуляционную классификацию согласных звуков, которая учитывает следующие признаки: участие голоса и шума; место, способ образования преграды; подъем средней части языка. Классификация по участию голоса/шума Школьная фонетика ограничивается выделением глухих и звонких звуков, как бы забывая о наличии сонорных. Научная же лингвистика подобных упущений не допускает. Попробуем восполнить пробел следующей таблицей. Сонорные голос > шум
Звонкие голос < шум
Глухие шум
Вторая колонка обозначает соотношение тона и шума. Если параметр «голос» меньше шумовой составляющей, то перед нами звонкий согласный звук, больше – сонорный. При образовании участвует только шум – это указывает на глухость. По месту преграды Органы, образующие согласные звуки, также подвергаются классификации. Их подразделяют на активные и пассивные. В числе первых находятся нижняя губа и язык (его передняя, средняя или задняя части). А вот альвеолы, зубы и верхняя губа относятся к пассивным органам.
По месту образования звуки бывают язычными и губными, которые, в свою очередь, могут относиться к губно-губным ([б], [п], [м])
или губно-зубным ([в], [ф]).
Не забываем о мягких вариантах! В обоих случаях активную роль играет нижняя губа, а пассивную – ее соседка сверху или зубы. Если же активным оказывается язык, то согласные, соответственно, получают названия передне-, средне- или заднеязычных.
Первая группа оказывается самой многочисленной. В нее входят все оставшиеся звуки, за исключением йота, образуемого средней частью спинки органа.
К заднеязычным относятся [г], [к], [х] и особый фрикативный звук γ, практически не свойственный русскому языку и встречающийся только в отдельных словах («бог», междометиях «ого», «ага»). По способу образования Когда образуются согласные звуки, воздушная струя сталкивается с препятствиями, которые могут быть разных типов. Лингвисты на этом основании решили создать еще одну классификацию, выделяя смычные и щелевые (фрикативные) звуки. При образовании смычных согласных проход для них полностью закрыт, дабы воздушный поток прорвал «плотину» из губ. В случае фрикативов органы речевого аппарата сближаются друг с другом, но полностью не смыкаются, образуя небольшую щель. Понять «who is who» можно, попросту понаблюдав за собой.
Такие твердые согласные звуки, как [б], [п], [д], [т], [г], [к], а также их мягкие разновидности явно образуются со взрывом (отсюда и соответствующее название).
В других случаях поток воздуха минует преграду через нос ([м], [н]) или как бы отходит в бок ([л]).
Также возможно сочетание элементов смычных и фрикативных звуков – в аффрикатах наподобие [ц] и [ч].
Приведем обобщенные данные в таблице:
Смычные Взрывные ([б], [п], [д], [т], [г], [к])
Смычно-проходные ([м], [н], [л]) Аффрикаты ([ц], [ч], [дж"], [дз]) Фрикативные Все остальные звуки
Обратите внимание: буквы, обозначающие согласные звуки [дж"] и [дз], в русском языке отсутствуют.
Такие аффрикаты являются звонким аналогом [ч] и [ц] и появляются только в случае позиционных изменений. По подъему средней части спинки языка При образовании звуков иногда возникает дополнительная артикуляция, связанная с подъемом средней спинки языка. Подобное явление называется палатализацией и может касаться любых согласных, кроме среднеязычных. В школьной и научной фонетике по признаку «наличие/отсутствие палатализации» принято выделять твердые и мягкие согласные звуки. Большинство из них в русском языке образуют соотносительные ряды, но не обходится без исключений.
Так, согласные звуки [ц], [ч] существуют только в одном варианте.
Для [ж], [ш] характерно твердое произношение; палатализация имеет место только в случае удвоения (в словах «вожжи», «дрожжи» и т. д.). Дополнительные характеристики Артикуляционная классификация имеет ряд факультативных характеристик. К таковым относится конфигурация языка, в соответствии с которой звуки бывают дорсальными и апикальными. Также помимо артикуляционной классификации, учитывающей особенности образования звуков, существует иная – акустическая. Ее специфика заключается в том, что она не приемлет деление на гласные и согласные звуки, а предпочитает анализировать их все вместе. Акустическая характеристика выводится на основании высоты, силы, длительности, тембра звука и оперирует несколько специфической терминологией – «бемольность», «вокальность», «резкость». Ее параметры соотносимы с артикуляционной классификацией. Так, в категорию диезных попадают мягкие согласные звуки, а смычные соответствуют прерванным. Сильные и слабые позиции для согласных Очень часто написание слова не совпадает с его звучанием. Это происходит из-за того, что звуки в потоке речи оказывают воздействие друг на друга, озвончаются, смягчаются и т. д. Такое влияние может отсутствовать (тогда мы имеем дело с сильной позицией) или, напротив, быть максимальным. Причем для каждого из соотносительных рядов согласных эти параметры различаются. Позиция перед гласным, [в] или сонорным является сильной для разграничения глухости/звонкости. Слабыми же считаются позиция перед другим несонорным звуком и конец слова. Так, звонкий согласный звук [д] в слове «код» перестает быть таковым и передается в транскрипции по-иному. Возможен и обратный процесс. Например, фонетическая запись словоформы «отдать» будет указывать на наличие удвоенного [д], что служит поводом для возможных орфографических ошибок. То есть глухой согласный звук [т], ассимилировавшись, стал звонким. Соотносительные ряды по признаку «твердость/мягкость» имеют свои слабые и сильные позиции. В случае первых возможно смягчение предыдущего согласного. Яркий тому пример – звук «н» в словоформе «нянчить», который хоть и не стоит рядом с мягким знаком, но тем не менее указывается при транскрибировании палатализованным. Отметим, что разделение позиций на сильные и слабые довольно относительно. Язык не стоит на месте, меняются произносительные нормы, а вместе с ними и фонетические записи слов. Некоторые из этих перемен мы испытываем на себе. Так, когда-то давно твердые согласные звуки смягчались перед палатализованным губным (в словах «ветви», «двери»). Сейчас такое произношение встречается разве что у представителей старшего поколения и постепенно сходит на нет.
На самом деле ошибки в написании слов свидетельствуют о низком уровне культуры личности
. Нельзя считать себя развитым человеком, не умея правильно писать на своём родном языке. Есть и ещё один факт, свидетельствующий в пользу правила о безошибочном написании. Ведь глухие и звонкие согласные иногда находятся в таких словах, которые устной в речи являются омофонами. То есть звучат одинаково, а пишутся по-разному.
Неверное употребление буквы в них чревато потерей или изменением смысла контекста.
Например, слова "пруд" – "прут", "кот" – "код", "рог" – "рок" как раз входят в этот список.
Он должен быть основан на том факте, что несколько ребят не умели правильно писать в словах буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки. А произошло это во время школьной командной игры «Кладоискатели». В правилах её было отмечено, что нужно двигаться по маршруту, указанном в записках. Причём место, где было спрятано следующее письмо, указывалось не точно. Записка содержала только намёк на него.
Вот команды получили первые письма с таким текстом: «Дорога, луг, камень».
Одна группа ребят сразу побежала в сторону лужайки, нашла там камень, под которым и было спрятано письмо.
Вторая же, перепутав слова-омофоны «луг» и «лук», побежала к грядке. Но, естественно, среди ярко зеленеющих рядов никакого камня они не обнаружили. Можно историю изменить таким образом, будто составлял записки неграмотный писака. Именно он, давая указания членам своей команды, вместо слова «луг» использовал «лук». Не зная, как пишутся парные звонкие и глухие согласные, «грамотей» ввёл ребят в заблуждение. В результате соревнование было сорвано. Правило написания сомнительных парных по глухости-звонкости согласных На самом деле проверить, какую букву следует писать в том или ином случае, достаточно просто. Парные звонкие и глухие согласные звуки вызывают сомнения в написании лишь тогда, когда находятся в конце слова или за ними стоит ещё один согласный глухой звук. Если один из данных случаев имеет место быть, нужно подобрать однокоренное или изменить форму слова так, чтобы за сомнительным согласным следовал гласный звук. Можно также воспользоваться вариантом, где за проверяемой буквой стоит звонкий согласный.
Кружка – кружечка, снег – снега, хлеб – хлеба; резь – резной, пот - потный.
Дидактическая игра «Соедини проверяемое слово с проверочным» Чтобы во время занятий успеть сделать больше, можно провести игру, в которой закрепляются навыки без записывания. Условием её будет задание, в котором детям предлагается только соединить проверочные слова с проверяемыми чертой. Времени на это уходит меньше, а проделанная работа будет чрезвычайно эффективна. Интереснее станет игра, если проводить её в виде соревнования. Для этого составляют три варианта заданий, где используются два столбика. В одном записаны проверочные слова. В другой же нужно занести те, в которых находятся в сомнительном положении звонкие и глухие согласные. Примеры слов могут быть такими.
Первый столбик: хлеба, пруды, снега, луковка, луга, прутик.
Второй столбик: лук, хлеб, луг, прут, снег, пруд.
Для усложнения задания можно включить в столбец с проверочными словами те, которые не подходят для проверки, то есть не являются однокоренными с теми, в написании которых существуют сомнения: снеки, слуга, спрут.
Таблица согласных по звонкости-глухости Все согласные звуки делятся по нескольким параметрам.
Во время фонетического разбора слова в школе указываются такие характеристики, как мягкость-твёрдость, звонкость или глухость. Например, звук [н] – согласный, твёрдый, звонкий.
А звук [п] отличается от него только одной характеристикой: он не звонкий, а глухой.
Отличие же звуков [р] и [р’] кроется лишь в мягкости и твёрдости. Исходя из этих характеристик, составляется таблица, благодаря которой можно определить, имеет ли звук пару по мягкости-твёрдости. Ведь некоторые согласные бывают только мягкими либо только твёрдыми. Также разделяют согласные звонкие и глухие. Таблица, представленная здесь, показывает, что некоторые звуки не имеют пару по этому признаку.
Например, таковыми являются й, л, м, н, р; х, ц, ч, щ.
Причём звуки первого ряда являются звонкими, а звуки второго – глухими. Остальные же согласные являются парными. Именно они и составляют сложность в написании, так как часто слышится глухой звук там, где пишется буква, обозначающая звонкий согласный. Проверки требуют только парные согласные - звонкие и глухие. Таблица отражает этот момент.
Например, звук «б», попадая в конечную позицию или оказываясь перед другим глухим согласным, сам «оглушается», превращаясь в «п».
То есть слово «граб» (порода дерева) произносится и слышится как [грап].
В таблице показано, что эти звуки являются парными по звонкости-глухости. Таковыми же можно назвать «в»-«ф», «г»-«к», «д»-«т», «ж»-«ш» и «з»-«с».
Хотя к паре «г»-«к» можно добавить звук «х», который часто звучит в оглушённой позиции на месте «г»: мягок – мягкий [м’ахк’ий], лёгок – лёгкий [л’охк’ий]. Дидактическая игра-лото «Сомнительные согласные» Чтобы занятия, на которых изучается правописание звонких и глухих согласных, не превратились в нудную рутину, следует их разнообразить. Педагогам и родителям можно подготовить для дидактической игры специальные небольшие карточки с картинками и словами, в которых есть сомнительные согласные звуки. Сомнительную согласную можно заменить точками или звёздочками. Дополнительно следует изготовить более крупные карточки, в которых будут стоять только буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости согласные. На стол раскладываются карточки с картинками. По сигналу ведущего игроки берут их со стола и закрывают ими буквы на крупной карточке, которые являются пропущенными по их мнению. Кто раньше других и без ошибок закроет все окошечки, считается выигравшим.
Внеклассные мероприятия по русскому языку Выигрышными вариантами развития интереса к этой области науки являются вечера, конкурсы, КВНы. Проводятся они во внеурочное время для всех желающих. Очень важно составить увлекательный сценарий такого мероприятия. Особое внимание следует уделить разработке заданий, которые будут и полезными, и увлекательными. Такие мероприятия могут проводиться с учащимися самых разных возрастов. Интересными заданиями могут быть и такие, которые содержат в себе элемент литературного творчества.
Например, полезно предложить ребятам: - составить рассказ о том, как поссорились звуки «т» и «д»; - придумать как можно больше однокоренных слов к слову «рог» за одну минуту; - написать короткое четверостишие с рифмами: луг-лук, прут-пруд.
Чередование согласных в русском языке Иногда, вопреки законам правописания, некоторые буквы в словах заменяются другими. Например, «дух» и «душа». Исторически (этимологически) они являются однокоренными, однако имеют разные буквы в корне – «х» и «ш». Такой же процесс чередования согласных наблюдается в словах «ноша» и «носить». Но в последнем случае звук «ш» чередуется с согласным «с». Однако следует заметить, что это – не чередование звонких и глухих согласных, составляющих пару.
Это особый вид замены одного звука другим, произошедший в глубокой древности, на заре формирования русского языка.
Чередуются такие согласные звуки:
з – ж – г (пример: друзья – дружить – друг);
т – ч (пример: летать – лечу);
ц – ч – к (пример: лицо – личный – лик);
с – ш – х (примеры: лесник – леший, пашня – пахать);
ж – д - жд (пример: вожак – водитель - вождение);
з - ст (пример: фантазия - фантастический);
щ – ск (пример: лощеный – лоск);
щ – ст (пример: мощеный - мостить).
Часто чередованием называют появление в глаголах звука «л», который носит в данном случае красивое название «эль эпентетикум». Примерами могут быть пары слов «люблю – любить», «кормлю – кормить», «куплю – купить», «графлю – графить», «ловлю – ловить», «гублю – губить». Русский язык настолько богат, происходящие в нём процессы столь разнообразны, что если педагог постарается найти увлекательные варианты работы на занятиях как в классе, так и вне уроков, то многие подростки окунутся в мир познаний и открытий, по-настоящему заинтересуются этим школьным предметом.