» «Хочу, чтобы вся Англия была у меня на столе!» — так сформулировала заказ Екатерина II английскому художнику-керамисту Джозайе Веджвуду. Самый необычный столовый сервиз в истории керамического искусства создали в 1774 году.
Лягушка — эмблема сервиза и дворца...
Екатерина II заказала сервиз в 1774 году, когда на Царскосельской дороге строили загородный дворец-замок по проекту Юрия Фельтена. Местность здесь была болотистой, поэтому ее называли «керекексинен», что в переводе с финского языка означает «лягушачье болото».
Изготавливала посуду британская компания «Веджвуд и сыновья».
Специально для императрицы компаньон Веджвуда Томас Бентли составил рукописный каталог с рисунками. Екатерина одобрила эскизы и предложила украсить сервиз лягушкой — по названию местности. Так земноводное на рыцарском щите стало эмблемой не только для сервиза, но и для дворца.
В 1772 году Екатерина II писала французскому философу Вольтеру: «Я теперь до безрассудства люблю английские сады, изогнутые линии, отлогие склоны, петлеобразные пруды, острова из твердого грунта, и я глубоко презираю прямые линии».
После того как императорский двор выкупил веджвудский сервиз, российский двор стали считать весьма компетентным в искусстве. Так Екатерина II поддерживала свой имидж и имидж государства.
Посуду расписывали специальной краской с переходами от пурпурного и коричневого до черного. Веджвуд называл свое творение «Русским сервизом»: «Несколько лет назад я имел честь поставлять посуду императрице. Это была самая грандиозная услуга, которую я оказывал за пределами Англии».
Фарфоровый комплект был рассчитан на 50 персон. Он состоял из 944 предметов: 680 предметов обеденной части и 264 — десертной. Со временем их количество увеличилось: дополнительную посуду создавали уже на российских мануфактурах.
Столовый сервиз с зеленой лягушкой обошелся царской казне в 16 406 рублей (сейчас — более девяти миллионов) — по тем временам сумма немыслимая.
Например, архитектору Ивану Старову за строительство Таврического дворца заплатили почти вдвое меньше — 9600 рублей.
Форма многих изделий повторяла предметы из сервиза, который Веджвуд делал для короля Великобритании Георга III, поэтому ее называли «королевской».
Некоторые изделия специально создали для «Сервиза с зеленой лягушкой» и форму стали называть «екатерининской».
Состав парадного сервиза по императорскому этикету и дипломатическому протоколу предполагал огромное количество тарелок разных размеров. Кроме них, в набор посуды входят супницы, салатницы, блюда, соусники.
Из десертной части — креманки, вазочки для фруктов и желе, бутылочные и рюмочные передачи, мороженицы с секциями для десерта льда.
Верхнюю крышку одной из них украшает ручка из трех маленьких человеческих фигурок, символизирующих зиму, мороз и лед.
Сервиз украшен видами Англии, Шотландии и Уэльса: изображениями аллей и улиц, замков, аббатств, архитектурных памятников и усадебных парков. Некоторые из них Веджвуд воссоздавал с помощью камеры-обскуры.
Для росписи использовали рисунки из книг, гравюры и другие источники. Изображения не повторялись: Веджвуд и Бентли даже переживали, что зданий для всех предметов «не хватит».
Над сервизом работали около 30 художников — каждый расписывал свою часть, а лягушку рисовал один мастер.
Всего посуду украшают 1222 здания и ландшафта. Многих из них уже не существует, поэтому сервиз с зеленой лягушкой стал историческим свидетельством облика Великобритании конца XVIII века.
Перед тем как отправить посуду в Россию, Веджвуд выставлял ее в Лондоне. Владельцы некоторых замков обижались, если их усадьбы не изобразили на сервизе или нарисовали на втором плане.
В XIX веке императорский сервиз, заказанный для Чесменского дворца, был утерян, и считалось, что безвозвратно. Но английский исследователь Ульиямсон настоял на тщательных поисках, и в начале XX века запакованный в ящики сервиз был обнаружен в подвалах Английского дворца в Петергофе.
В 1912 году изделие Веджвуда было выставлено в Академии художеств на юбилейной выставке веджвудского завода, а затем торжественно передано в Эрмитаж.
До настоящего времени сохранилось 700 предметов из «Зеленой лягушки». Кроме Эрмитажа, часть из них представлена в коллекциях Петергофа и Коттеджа и часто демонстрируется на различных выставках.
♕ "Бриллиантовые Истины" ♕
«Чтобы вся Англия была у меня на столе!
»
«Хочу, чтобы вся Англия была у меня на столе!» — так сформулировала заказ Екатерина II английскому художнику-керамисту Джозайе Веджвуду.
Самый необычный столовый сервиз в истории керамического искусства создали в 1774 году.
Екатерина II заказала сервиз в 1774 году, когда на Царскосельской дороге строили загородный дворец-замок по проекту Юрия Фельтена. Местность здесь была болотистой, поэтому ее называли «керекексинен», что в переводе с финского языка означает «лягушачье болото».
Специально для императрицы компаньон Веджвуда Томас Бентли составил рукописный каталог с рисунками. Екатерина одобрила эскизы и предложила украсить сервиз лягушкой — по названию местности. Так земноводное на рыцарском щите стало эмблемой не только для сервиза, но и для дворца.
В 1772 году Екатерина II писала французскому философу Вольтеру: «Я теперь до безрассудства люблю английские сады, изогнутые линии, отлогие склоны, петлеобразные пруды, острова из твердого грунта, и я глубоко презираю прямые линии».
После того как императорский двор выкупил веджвудский сервиз, российский двор стали считать весьма компетентным в искусстве. Так Екатерина II поддерживала свой имидж и имидж государства.
Столовый сервиз с зеленой лягушкой обошелся царской казне в 16 406 рублей (сейчас — более девяти миллионов) — по тем временам сумма немыслимая.
Например, архитектору Ивану Старову за строительство Таврического дворца
заплатили почти вдвое меньше — 9600 рублей.
Форма многих изделий повторяла предметы из сервиза, который Веджвуд делал для короля Великобритании Георга III, поэтому ее называли «королевской».
Состав парадного сервиза по императорскому этикету и дипломатическому протоколу предполагал огромное количество тарелок разных размеров. Кроме них, в набор посуды входят супницы, салатницы, блюда, соусники.
Из десертной части — креманки, вазочки для фруктов и желе, бутылочные и рюмочные передачи, мороженицы с секциями для десерта льда.
Верхнюю крышку одной из них украшает ручка из трех маленьких человеческих фигурок, символизирующих зиму, мороз и лед.
Для росписи использовали рисунки из книг, гравюры и другие источники. Изображения не повторялись: Веджвуд и Бентли даже переживали, что зданий для всех предметов «не хватит».
Над сервизом работали около 30 художников — каждый расписывал свою часть, а лягушку рисовал один мастер.
Всего посуду украшают 1222 здания и ландшафта. Многих из них уже не существует, поэтому сервиз с зеленой лягушкой стал историческим свидетельством облика Великобритании конца XVIII века.
Перед тем как отправить посуду в Россию, Веджвуд выставлял ее в Лондоне. Владельцы некоторых замков обижались, если их усадьбы не изобразили на сервизе или нарисовали на втором плане.
В XIX веке императорский сервиз, заказанный для Чесменского дворца, был утерян, и считалось, что безвозвратно. Но английский исследователь Ульиямсон настоял на тщательных поисках, и в начале XX века запакованный в ящики сервиз был обнаружен в подвалах Английского дворца в Петергофе.
В 1912 году изделие Веджвуда было выставлено в Академии художеств на юбилейной выставке веджвудского завода, а затем торжественно передано в Эрмитаж.
До настоящего времени сохранилось 700 предметов из «Зеленой лягушки». Кроме Эрмитажа, часть из них представлена в коллекциях Петергофа и Коттеджа и часто демонстрируется на различных выставках.