Михайловский театр – вся красота внутри. Санкт-Петербург.
12 июля 1831 года Николай I подписал указ о строительстве нового Малого театра. Проект был поручен архитектору Александру Брюллову, который работал в стиле позднего классицизма. В соответствии с утвержденной застройкой площади зданию театра придается облик жилого дома. Это категорически отличает его от собратьев по театральному искусству.
На официальном сайте Михайловского театра читаем: «Брюллов создал волшебную шкатулку: о том, что за скромным фасадом скрывается театр, можно догадаться лишь по крыше, где за куполом над зрительным залом видна высокая коробка сцены. Весь блеск императорского театра заключен внутри: серебро и бархат, зеркала и хрусталь, живопись и лепнина». Но и с внутренним наполнением этой театральной «шкатулки» Брюллову пришлось нелегко. Малоудобные для театра габариты участка – ширина 38 м и длина 108 м – вызывали значительные трудности при решении планировки театральных помещений, ограничивая размеры зала и сцены, создавая излишние площади в сценической части.
В следующем варианте проекта длина участка и самого здания уменьшается до 68 метров, что очевидно, было вызвано экономическими соображениями. Это повлекло за собой сокращение состава и площадей вспомогательных помещений зрительского и сценического комплексов.
Зодчий вынужден был отказаться от «зала для писания декораций», обращенного в сторону Екатерининского канала, а также от большого фойе и обширного входного вестибюля под ним, парадные лестницы были заменены более скромными.
Брюллов настойчиво ищет и оптимальное размещение зрительских мест. В этом ему помогло детальное изучение западноевропейских театров во время пребывания за границей. Отказавшись от колонн, на которые опирались ярусы, архитектор заменяет их тонкими стойками в первом ярусе и кронштейнами в третьем.
Ложи и кресла амфитеатра сначала были малинового и зеленого цвета. Но в окончательном варианте от зеленого цвета Брюллов отказался, дополнив малиновый позолоченными деталями.
Полихромные орнаменты плафона, барьеров и стен воспроизводят мотивы помпейских росписей. Украшением фойе служили скульптуры, установленные у входов с двух симметрично расположенных лестниц, ведущих из вестибюля.
Через три арочных проема посетители проходили в зрительный зал, рассчитанный на 900 человек.
В сентябре 1833 года строительство было закончено, 8 ноября состоялось торжественное открытие театра, который в честь брата Николая I был назван Михайловским.
Михайловский театр, наряду с Мариинским и Александринским, управлялся общей дирекцией императорских театров и использовался как дополнительная сцена. У театра не было постоянной труппы и определенного репертуара.
В помещении театра выступала труппа Александринского театра, гастролировали постоянно французские и иногда немецкие артисты (в частности, Ф. Л. Гаазе).
Когда играли французы, театр называли «театр Мишель», а когда немецкая труппа – «Михель театр».
«Войдемте в Михайловский театр, как здесь светло, как благоуханно, как всё здесь дышит искусством», — писали в «Литературной газете» 16 мая 1843 года.
Рядом с театром расположен дом (площадь Искусств, д. 3), также созданный по проекту Росси. Первым его хозяином был граф Павел Васильевич Голенищев-Кутузов.
Человек неоднозначный, причастный к убийству императора Павла I, храбрый воин, сражавшийся с Наполеоном, и царский чиновник, в ранге генерал-губернатора Санкт-Петербурга, участвовавший в комиссии по расследованию заговора декабристов.
Вынужденная перестройка...
Для того чтобы начать реконструкцию театра уже через 25 лет после открытия было две веских причины:
Первая. Театр был столь популярен, что перестал вмещать всех желающих – необходимо было увеличить количество зрительских мест.
Вторая.Театру были нужны условия и технические возможности для постановки опер.
В 1859 году театр перестраивается архитектором А. К. Кавосом. Зал удлиняется и надстраивается пятый ярус – прибавляется еще 200 зрительских мест.
Одновременно переделывается сцена – увеличивается в ширину и глубину. Расширяется артистический и административный комплекс помещений. Созданы вестибюль на первом этаже, два фойе и буфет на втором. В целях пожарной безопасности зодчий заменяет деревянную стену отделяющую зрительный зал от обходного коридора, каменной.
Перестройка театра Кавосом сделала из домашнего, камерного, уютного театра, где шли «комнатные» пьесы, новый театр. Не изменяя наружной формы, архитектор изменил размеры внутренних помещений, количество зрительских мест, и, по сути, изменил репертуар – теперь в театре можно ставить оперы и балетные спектакли.
Однако при реконструкции театральный зал лишился одного из своих основных достоинств – прекрасной видимости со всех зрительских мест, так как выдвинуты портал с ложами заслонил сцену от публики, сидящей в примыкающих к нему ярусах.
Именно во время этой перестройки в Михайловском театре появился плафон итальянского художника Джованни Бузатто «Победа сил просвещения и наук над темными силами невежества», а золотой декор заменяется на серебряный.
После реконструкции 1859 года в здании театра на многие десятилетия вплоть до революционных лет обосновалась французская драматическая труппа.
Газеты с гордостью писали, что «нигде нет такого замечательного состава, ни в Берлине, ни в Вене, ни даже в Париже, наша французская труппа, без сомнения, — лучшая в Европе».
Французские оперетты ставились часто, но оперные спектакли шли редко и устраивались в основном силами Императорской русской оперы (Мариинского театра).
На спектакли французов съезжался петербургский свет, включая двор и Императорскую семью.
Считалось, что по составу артистов здешняя французская труппа уступала только Comedie-Francaise, зато превосходила остальные театры Парижа.
Французы присутствовали в театральной жизни Петербурга более 80 лет.
Среди выступавших в разные годы на сцене Михайловского театра можно отметить оркестр под управлением Иоганна Штрауса, Люсьена Гитри, Матильду Кшесинскую, Федора Шаляпина, труппу Сары Бернар.
После революции иностранные актеры были вынуждены покинуть страну, и для Михайловского театра впервые остро встал вопрос формирования собственной труппы.
В 1920 году театру, как и всем бывшим «императорским», было присвоено звание академического.
♕ "Бриллиантовые Истины" ♕
Михайловский театр – вся красота внутри. Санкт-Петербург.
12 июля 1831 года Николай I подписал указ о строительстве нового Малого театра. Проект был поручен архитектору Александру Брюллову, который работал в стиле позднего классицизма. В соответствии с утвержденной застройкой площади зданию театра придается облик жилого дома. Это категорически отличает его от собратьев по театральному искусству.Но и с внутренним наполнением этой театральной «шкатулки» Брюллову пришлось нелегко. Малоудобные для театра габариты участка – ширина 38 м и длина 108 м – вызывали значительные трудности при решении планировки театральных помещений, ограничивая размеры зала и сцены, создавая излишние площади в сценической части.
В следующем варианте проекта длина участка и самого здания уменьшается до 68 метров, что очевидно, было вызвано экономическими соображениями. Это повлекло за собой сокращение состава и площадей вспомогательных помещений зрительского и сценического комплексов.
Зодчий вынужден был отказаться от «зала для писания декораций», обращенного в сторону Екатерининского канала, а также от большого фойе и обширного входного вестибюля под ним, парадные лестницы были заменены более скромными.
Брюллов настойчиво ищет и оптимальное размещение зрительских мест. В этом ему помогло детальное изучение западноевропейских театров во время пребывания за границей. Отказавшись от колонн, на которые опирались ярусы, архитектор заменяет их тонкими стойками в первом ярусе и кронштейнами в третьем.
Ложи и кресла амфитеатра сначала были малинового и зеленого цвета. Но в окончательном варианте от зеленого цвета Брюллов отказался, дополнив малиновый позолоченными деталями.
Полихромные орнаменты плафона, барьеров и стен воспроизводят мотивы помпейских росписей. Украшением фойе служили скульптуры, установленные у входов с двух симметрично расположенных лестниц, ведущих из вестибюля.
Через три арочных проема посетители проходили в зрительный зал, рассчитанный на 900 человек.
В сентябре 1833 года строительство было закончено, 8 ноября состоялось торжественное открытие театра, который в честь брата Николая I был назван Михайловским.
Михайловский театр, наряду с Мариинским и Александринским, управлялся общей дирекцией императорских театров и использовался как дополнительная сцена. У театра не было постоянной труппы и определенного репертуара.
В помещении театра выступала труппа Александринского театра, гастролировали постоянно французские и иногда немецкие артисты (в частности, Ф. Л. Гаазе).
Когда играли французы, театр называли «театр Мишель», а когда немецкая труппа – «Михель театр».
«Войдемте в Михайловский театр, как здесь светло, как благоуханно, как всё здесь дышит искусством», — писали в «Литературной газете» 16 мая 1843 года.
Человек неоднозначный, причастный к убийству императора Павла I, храбрый воин, сражавшийся с Наполеоном, и царский чиновник, в ранге генерал-губернатора Санкт-Петербурга, участвовавший в комиссии по расследованию заговора декабристов.
Вынужденная перестройка...
Для того чтобы начать реконструкцию театра уже через 25 лет после открытия было две веских причины:
Первая. Театр был столь популярен, что перестал вмещать всех желающих – необходимо было увеличить количество зрительских мест.
Вторая.Театру были нужны условия и технические возможности для постановки опер.
В 1859 году театр перестраивается архитектором А. К. Кавосом. Зал удлиняется и надстраивается пятый ярус – прибавляется еще 200 зрительских мест.
Одновременно переделывается сцена – увеличивается в ширину и глубину. Расширяется артистический и административный комплекс помещений. Созданы вестибюль на первом этаже, два фойе и буфет на втором. В целях пожарной безопасности зодчий заменяет деревянную стену отделяющую зрительный зал от обходного коридора, каменной.
Перестройка театра Кавосом сделала из домашнего, камерного, уютного театра, где шли «комнатные» пьесы, новый театр. Не изменяя наружной формы, архитектор изменил размеры внутренних помещений, количество зрительских мест, и, по сути, изменил репертуар – теперь в театре можно ставить оперы и балетные спектакли.
Однако при реконструкции театральный зал лишился одного из своих основных достоинств – прекрасной видимости со всех зрительских мест, так как выдвинуты портал с ложами заслонил сцену от публики, сидящей в примыкающих к нему ярусах.
Именно во время этой перестройки в Михайловском театре появился плафон итальянского художника Джованни Бузатто «Победа сил просвещения и наук над темными силами невежества», а золотой декор заменяется на серебряный.
После реконструкции 1859 года в здании театра на многие десятилетия вплоть до революционных лет обосновалась французская драматическая труппа.
Газеты с гордостью писали, что «нигде нет такого замечательного состава, ни в Берлине, ни в Вене, ни даже в Париже, наша французская труппа, без сомнения, — лучшая в Европе».
Французские оперетты ставились часто, но оперные спектакли шли редко и устраивались в основном силами Императорской русской оперы (Мариинского театра).
На спектакли французов съезжался петербургский свет, включая двор и Императорскую семью.
Считалось, что по составу артистов здешняя французская труппа уступала только Comedie-Francaise, зато превосходила остальные театры Парижа.
Французы присутствовали в театральной жизни Петербурга более 80 лет.
Среди выступавших в разные годы на сцене Михайловского театра можно отметить оркестр под управлением Иоганна Штрауса, Люсьена Гитри, Матильду Кшесинскую, Федора Шаляпина, труппу Сары Бернар.
После революции иностранные актеры были вынуждены покинуть страну, и для Михайловского театра впервые остро встал вопрос формирования собственной труппы.
В 1920 году театру, как и всем бывшим «императорским», было присвоено звание академического.
#балет#михайловскийтеатр#питер