"КАМЕННЫЕ БАШНИ ЧЕЧНИ.

К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ".
Термин «архитектура» греко-латинского происхождения и означает строительное искусство, зодчество, искусство проектировать и строить.1 Древние чеченцы прекрасно разбирались в строительном искусстве. Об этом свидетельствуют неповторимые памятники каменного зодчества горной Чечни. По последним данным «в горах Чечни, в верховьях рек Фортанга, Гехи, Аргун, Шаро-Аргун, у озер Кезеной и Галанчож сохранилось в различном виде около 150 башенных поселений, несколько сотен жилых и более двухсот боевых башен, а также десятки культовых сооружений, более сотни наземных склепов».2 Эти памятники датируются в основном XI-XVII веками.3 Без этих сооружений трудно представить чеченский горный пейзаж. Как чеченцы, так и ингуши говорили: «Человеку при жизни нужна башня, после смерти склеп». «Маьлхан кешнаш» (солнечные могилы») — так именуют вайнахи эти таинственные и навевающие грусть некрополи.
По архитектурной значимости, безусловно, приоритет отдается башням. О последних стали говорить и писать, начиная с рубежа XVIII-XIX вв. При этом ни один исследователь не считал их чеченскими, да и сами чеченцы не знали, кто строил эти уникальные башни, поэтому и сохранилась традиция, согласно которой мастерами-строителями были либо греки, либо грузины и даже евреи или европейцы. В своей монографии Леча Ильясов, изучив точки зрения всех исследователей по этому поводу, аргументированно высказал собственное мнение: «Все же в топонимике, в фольклоре сохранилась в различном виде информация о строительных традициях чеченцев в более древнюю эпоху.
Во-первых, в горной Чечне, в ущелье Терлой-мохк, существовало селение Бавлой, жители которого специализировались на строительстве боевых башен. Само селение состояло из одних башен, боевых и жилых. Их руины и сегодня придают ущелью Бавлой-эрк удивительный и неповторимый вид. Хорошими строителями башен были и жители соседнего селения Никарой.
Во-вторых, прекрасными строителями башен считались жители Майсты. Они строили не только в горах Чечни, но и в Хевсуретии, Тушетии, Кахетии. Согласно преданию, записанному Ю. Дешериевым у бацбийцев (этническая группа чеченцев, живущих в Грузии), для строительства крепости в Тушетии были приглашены мастера-чеченцы.
По информации В.И. Марковина, известными строителями башен в Чечне были Беки из Харачоя, Тарам Тарханов из Никароя.
Подтверждением тому, что башенная архитектура вайнахов развивалась на сугубо местной почве, является и то, что, несмотря на сотни лет, прошедших со времен строительства башен, в чеченском языке сохранились названия всех частей и элементов древних архитектурных сооружений».4
При классификации башен по структуре ученые различают три типа: — жилые, полубоевые и боевые. Иногда, при крайней необходимости, жилые использовались и как боевые. Жилые башни строили в два-три этажа, высотой в пределах 5-12 м. Именно жилые башни в случае военных ситуаций превращались в «полубоевые», для чего в них делались бойницы для стрельбы из лука, арбалета (а позже и из ружей), или в верхней части башни достраивали машикули (чIерх), с которых осажденные сбрасывали на врагов камни и другие предметы защиты. Такие башни стоят у селений Хайбах, Ушкалой, НикIарой, Эткали, Дёре, Коротах, Шарой, Гимрой и др.
Особенно привлекательны боевые башни. Специалисты говорят, что эти сооружения являются вершиной башенного зодчества вайнахов. Их высота достигает 25-30 м., при ширине и длине сторон у основания до 6 м. В основном они построены в 4-5 этажей.
Башни сложены из хорошо подогнанных друг к другу камней — известняка, мергеля и песчаника, при этом использован глинисто-известковый раствор, но встречается и «сухая» кладка (без раствора). Более того, как отмечает В.И. Марковин, башенные здания не имеют фундамента, а поставлены на прочную скальную основу. Сохранилась молва, что у строителей существовал обычай, согласно которому место, подобранное под башню, заливалось молоком. Если оно «стояло» как в блюдце, не просачиваясь в скалу, — значит, участок считался надежным для сооружения здесь башни. В основание укладывали крупные, хорошо обработанные каменные блоки, порой превышающие весом 100-150 кг.
Часто на стенах башен встречаются высеченные на камнях рисунки. Их называют петроглифами. Они сделаны в виде крестов, спиралей, свастик, солярных (солнечных) кружков, фигур людей и животных, изображений рук и ног, предметов быта и вооружения, различных орнаментов и т.д.
Другими памятниками зодчества являются надземные склепы — каменные сооружения для коллективных захоронений («маьлхан кешнаш» — солнечные могилы). Они бывают одно- и двухэтажные. Длина их иногда превышает 6 м, ширина доходит до 3-4 м, высота до 3-х м. На внутренних сторонах стен устроены полки из каменных плит (чаще всего сланцевых), на которые клали умерших. Такие полки опоясывают стены внутри склепов в один-три ряда.
Особого внимания заслуживает множество склепов общества малхиста – «город мертвых», «Цой-Педе». Мыс, венчаемый «городом мертвых», омывают реки Чанти-Аргун и Мегши-хи. Несколько выше от этого «города», по гребням гор, находятся развалины аулов Кемалха, Корота, Джариего, Теретего, где сохранились остатки от башен. Сейчас там живут только пастухи, а раньше (до февраля 1944г.) эти места занимали мялхи, один из вайнахских тейпов, ныне живущий в Ачхой-Мартановском районе.
Не менее поражает и другой «город мертвых» Майсты, куда можно добраться только опасными тропами. Рискуя жизнью, в разные годы добирались сюда В.И. Марковин, Р.А. Даутова, С. Саратов, Л. Ильясов и члены их экспедиционных отрядов.
Краеведческую работу по выявлению, осмотру и изучению каменного зодчества Чечни лучше всего наладить в тех школах, которые находятся в горных селах — в Веденском, Шатойском, Шаройском, Итум-Калинском и Ачхой-Мартановском районах. В этих районах сосредоточены основные башенные и склеповые комплексы, например, памятники в районе озера Къоьзан-Iам (Кезеной-Ам) — это замковый комплекс у селения Къоьзана, башни близ селений Хой и Макажой; памятники у сел Хьаркъруо (Харкалой), руины у сел. Джалк, ТIундакха (Тундук) и Орсой.
Большой интерес в плане проведения краеведческой работы представляют башенные постройки Аргунского ущелья (Шатойская башня, башни Гатын-Кале и Гучан-Кале, башни у селений Ушкалой, Нижний и Верхний Кокадой, Тазбичи; руины поселка Пакоч, башни Дёре, жилые башни в местности ШуьлкIаг, руины башен в местечке ТIалкхелли, жилые башни в местечке Хаз-Кхелли, башенные постройки и мечеть в Эткхелли, жилая башня в местечке Хьелды, боевая башня Шула, руины башен в местечке Хучара и т.д.
Поразительны памятники, которые расположены в верховьях реки Чанти-Аргун и в Малхиста — это боевые башни на реке Кенохой-Ахк, башни в «городе мертвых» Цой-Педе и т.д. Памятники в районе озера ГаланчIож — это башенные постройки в сел. Чармахой и Муцарой, руины на горе Нашхой-лам, башенные постройки в сел. Хайбах, башенные постройки у сел. Галанчож и др.
Названные и многие другие памятники каменного зодчества хорошо изучены и описаны многими путешественниками, краеведами, археологами. При этом особого внимания заслуживают работы крупнейшего археолога-кавказоведа, доктора исторических наук В.И. Марковина, автора многих книг и статей по истории горной Чечни. Учителю краеведу очень поможет знакомство с работами В.И. Марковина5, Базоркина М.М.6, М.Б. Мужухоева7, С.Ц. Умарова8, Л. Ильясова9 и других10, изучавших «каменную» историю чеченцев, тем более что учитель должен предварительно изучить выбранный исторический объект, с которым будет связана краеведческая работа11.
При подготовке экскурсий или экспедиций со школьниками обязательно следует провести беседу по технике безопасности, особенно в горных условиях, ибо на пути следования к выбранному (намеченному к осмотру, описанию, фотографированию, заснятию на видеокассету, исследованию и т.д.) памятнику могут возникнуть непредвиденные обстоятельства: дождь, обвал, лавина, камнепад и т.д. Такие случаи красочно описаны поэтами.
Обвал
Дробясь о мрачные скалы
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил.
И Терека могучий вал
Остановил.
Вдруг, истощаясь и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рев;
Но задних волн упорный гнев
Крошит снега
Ты затопил, освирепев,
Свои брега,
И долго прорванный обвал
Неталой грудою лежал,
И Терек злой под ним бежал,
И пылью вод,
И шумной пеной орошал
Ледяный свод
И путь по нем широкий шел:
И конь скакал, и влекся вол,
И своего верблюда вел
Степной купец,
Где ныне мчится лишь Эол,
Небес жилец,
(А.С. Пушкин)
А вот как написал о другой стихии-лавине ингушский поэт Д. Яндиев:
Лавина
Чуть подтаяв
с горы
лавина,
Словно конь взбесившийся,
вдруг
С громом рушится в котловину,
И земля трясется вокруг.
Белую пасть
грозно разинув,
Победу трубя в витые рога,
Все,
Что лежит перед ней в низинах,
Уничтожает она, как врага.
Лишь на равнине,
вся в белой пене,
Останется,
выронив удила.
И солнцу покорная, постепенно
Исчезнет,
как будто и не была.
Эти природные стихии крайне опасны, и руководителю похода надо все это предвидеть и, соответственно, выбирать безопасный маршрут.
Могут быть и другие опасности камнепады, дикие кабаны, медведи, волки, змеи, ядовитые пауки и т.д. Обо всем этом надо говорить в беседе по технике безопасности перед отправлением по намеченному маршруту. Кроме того, группа юных краеведов должна взять с собой аптечку, собранную по совету врача. Каждый член похода (экспедиции) обязан быть одет по сезону с учетом горных условий. Одежда имеет большое значение при следовании по степной дороге или по альпийским лугам, а также по горным тропам (здесь и змеи, и всякие пауки). Учитывая все это, к походу, экскурсии, экспедиции надо готовиться заранее и тщательно (выбор времени года, маршрута, одежды, обуви, снаряжения), помня, что несчастные случаи могут возникнуть в разных ситуациях, в том числе и при приготовлении пищи, разбивке палаток и т.д. Здесь краевед имеет дело с огнем, кипятком, столовым или охотничьим ножом, топором и т.д.
Оказавшись в горах, следует всегда помнить слова выдающегося русского историка М.П. Погодина: «Гора имеет свой климат, свой воздух, свой язык и свой образ мыслей».12
В этой статье нам удалось охарактеризовать лишь малую часть памятников каменного зодчества горной Чечни эпохи средневековья. Башенная архитектура вайнахов богата и разнообразна и было бы не патриотичным не знать и не изучать памятники истории и архитектуры родного края. А для того, чтобы заинтересовать учащихся и вовлечь их в исследовательскую работу, эффективно использовать этот богатый материал на уроках истории и во внеклассной краеведческой работе, учитель сам должен хорошо знать историю своего края (и всей Республики), изучить заранее все, что связано с башенной и склеповой архитектурой региона.
Чеченинфо.

"КАМЕННЫЕ БАШНИ ЧЕЧНИ. - 864533602996

Комментарии

Комментариев нет.