Дополнительное образование

Пояснительная записка
к учебному плану по дополнительному образованию
на 2012-2013 учебный год.
Дополнительное образование является полноправным компонентом базового образования училища, направленного на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Дополнительное образование расширяет, углубляет и дополняет учебный план училища. Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития воспитанников. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ, реализуемых в училище, соответствует:
•достижениям мировой культуры, российским традициям;
•направленностям реализуемых дополнительных образовательных программ (военно-патриотической, культурологической, научно-технической, художественной, физкультурно-спортивной);
•современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения, методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности воспитанников); средствах обучения.
Содержание дополнительных образовательных программ направлено на:
•создание условий для развития личности ребенка;
•развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
•обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
•приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
•профилактику асоциального поведения;
•создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
•целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
•укрепление психического и физического здоровья ребенка.
Основные направления деятельности системы дополнительного образования:
•оборонно – спортивное;
•естественно-научное;
•лингвистическое;
•научно-техническое;
•художественно-эстетическое.
Учебный план дополнительного образования училища разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
•Законом РФ «Об образовании» от 10.07. 1992 №3266-1 (с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 №13-П, Федеральным законом от 17.12.2009 №313-ФЗ);
•Типовым положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах (Утверждено постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 434);
•Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к Письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844);
•Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 №233);
•Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4.1251-03»
Согласно учебному плану, образовательная деятельность в 2012-2013 учебном году будет осуществляться по 34 дополнительным общеобразовательным программам и 6 направленностям дополнительного образования детей: военно-патриотической, культурологической (в том числе, с лингвистической практикой), художественной, научно-технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной. Все реализуемые программы являются модифицированными, структура и содержание программ соответствуют примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844). Перечни разделов, тем, входящих в образовательные программы, соответствуют заявленному типу, виду – дополнительные общеобразовательные программы, заявленным направленностям.
Используемая при обучении по образовательным программам учебная, учебно-методическая литература включает учебные пособия, справочную литературу, интернет-ресурсы, периодические издания, нотные сборники; позволяет организовать обучение по всем темам (разделам) представленных программ.
Достижению результатов способствует использование современных образовательных технологий, которые обеспечивает личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в образовательном процессе. Для реализации образовательных программ педагоги дополнительного образования используют современные образовательные технологии:
•проектные методы обучения, в процессе которых воспитанники включаются во все этапы проектирования; самостоятельно разработанный и реализованный проект является предъявляемым результатом реализации программы;
•исследовательские методы в обучении, когда освоение алгоритма исследования является предметным содержанием, возможностью первых проб научной деятельности;
•технологии, использующие в обучении игровые методы (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр) как форму реализации содержания, а элементы технологий (тренинги, практикумы), как способ адаптации предметного материала под возраст участников программы;
•личностно-ориентированные технологии;
•информационно-коммуникационные технологии;
•технологии дифференцированного обучения;
•технологии обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа, коллективная творческая деятельность), которая способствует развитию коммуникативных способностей воспитанников.
Военно-патриотическая направленность представлена 3 программами:
«Военная история»,
«Российское право»,
«Как наши предки воевали…»,
главной целью которых является воспитание у суворовцев чувства патриотизма, сопричастности с богатейшим славным прошлым своей страны. Овеществление истории, познание ее через предметный ряд, познание своего места в истории – одна из важнейших граней формирования личности, как Гражданина Российской Федерации. Программа «Российское право», рассчитанная на 2 года обучения, изучается в 8-11 классах и предполагает как групповые, так и индивидуальные формы занятия. Программа «Военная история» реализуется для учащихся 8-9 классов из расчета по 2 часа в неделю на группу. Программу «Как наши предки воевали…» (2 года обучения») осваивают учащиеся 6-7 классов; программа предполагает групповые и индивидуальные формы обучения.
Художественная направленность реализуется через программы:
«Вокальная студия «СОЛО», «Современный танец»,
«АРТ-практика»,
«Дизайн одежды и изготовление аксессуаров»,
«Исторический бальный танец».
Общее количество программ – 5. Основой целью программ художественной направленности является развитие творческого потенциала обучающихся, создание условий для творческого самоопределения и самовыражения суворовцев. Программа «Вокальной студии «СОЛО» реализуется для учащихся 8-10 классов из расчета 6 часов в неделю на группу. Форма проведения занятий – индивидуально-груповая. Программа «Современный танец» для учащихся 5-10 классов рассчитана на разновозрастную группу, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. По образовательной программе «АРТ-практика» занимаются суворовцы 7-8 классов. Используется групповая и индивидуальная форма обучения из расчета 4 часа в неделю на группу. Двухгодичная образовательная программа для девочек «Дизайн одежды и изготовление аксессуаров» реализуется в режиме 4 часов в неделю на одну группу с использованием индивидуальных и групповых форм обучения. Программа «Исторический бальный танец» также предполагает групповые и индивидуальные занятия из расчета 72 часа в год на одну группу.
К программам научно-технической направленности относятся:
«Основы робототехники»,
«Радиоэлектронные системы управления»,
«Авиамоделирование»,
«Основы управления транспортным средством»,
«Дорога без опасности»,
«Автомобиль в истории»,
Общее количество программ – 8. Главная цель программ научно-технической направленности – развитие технического мышления суворовцев, умения решать самостоятельные технические задачи, приобретать навыки конструирования и моделирования, стимулировать находчивость, изобретательность, поисковую творческую деятельность, а при реализации программ «Телестудия» и «Фотостудия» - умения работать с высокотехнологичной аппаратурой. Программы «Основы робототехники», «Радиоэлектронные системы управления» и «Авиамоделирование» рассчитаны на учащихся 5-7 классов, предполагают групповые формы обучения в режиме 1-2 часа в неделю на группу. Программа «Дорога без опасности» рассчитана на суворовцев 5-6 классов, учащиеся 7-8 классов учатся по программе "Автомобиль в истории"; старшеклассники осваивают программу следующей ступени сложности – «Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения». Форма проведения занятий - групповая, из расчета 4 часа в неделю на группу. Программы объединений «Фотостудии» и «Телестудии» реализуются в разновозрастных группах учащихся из расчета 3 часа в неделю на группу; применяется индивидуально-групповая форма занятий.
Физкультурно-спортивная направленность представлена следующими программами:
«Армейский рукопашный бой» для учащихся 5-11 классов (суворовцы проходят поэтапную подготовку в группах начальной подготовки, в учебно-тренировочных и группах высшего спортивного мастерства);
«Стрелковый кружок» (7-8 классы) и
«Пулевая стрельба» (7-11 классы);
«Регби», «Спортивные игры», «Легкая атлетика»,
«Плавание», «Лыжные гонки», «Футбол»и «Самбо» - для учащихся 5-11 классов.
Всего в блоке физкультурно-спортивной направленности представлено 10 программ. Кроме того, по выходным дням организуется деятельность «Пейнтбольного клуба» для суворовцев 7-11 классов. Основной целью программ физкультурно-спортивной направленности является укрепление здоровья суворовцев, содействие разностороннему, гармоничному развитию личности, воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности.
Культурологическая направленность представлена 3 программами:
«Пресс-центр»,
«Военный перевод»,
«Библиотечное дело»,
«Юный экскурсовод».
Главная цель программы «Пресс-центр» - создание в образовательном пространстве училища условий для успешной профильной подготовки суворовцев, активного включения их в окружающую социальную среду, привитие интереса к профессии журналиста. Программа двухгодичного обучения для учащихся 6-10 классов реализуется из расчета 102 часа в год на одну группу. По программе «Юный экскурсовод» занимаются суворовцы 5-10 классов. Форма занятий – индивидуально-групповая.
Культурологическая направленность (лингвистическая практика). В целях реализации эффективной системы обучения иностранным языкам в условиях сочетания рабочих программ основного и дополнительного образования, для углубления содержания образовательного стандарта в системе дополнительного образования во второй половине дня планируется проведение занятий для суворовцев по программам:
«Военный перевод» (8-11 классы),
«Great Britian» (10-11 классы),
«Культуроведение Великобритании» (10-11 классы),
«Английский язык. Mass Media» (8-9 классы),
«Разговорный немецкий язык» (8-10 классы),
«Французская провинция» (8-9 классы),
«Культуроведение США» (10-11 классы),
Уверенное владение иностранными языками повышает уровень общего гуманитарного образования суворовцев, способствует их социальной адаптации к условиям полиязычного, поликультурного мира.
Занятия суворовцев в системе дополнительного образования во второй половине дня регулируются учебным планом, расписанием дополнительного образования и не превышают допустимой недельной нагрузки. Продолжительность и периодичность проведения занятий соответствует правилам и нормативам СанПин 2.4.4.1251-03 от 03.40.2003 №27.
#новости

Комментарии

Комментариев нет.