Погибнуть в бою было суждено итальянскому тяжелому крейсеру Зара.
Разгром итальянского флота у мыса Матапан 28 октября 1940 г. итальянские войска вторглись в Грецию. Лондон принял решение перебросить на полуостров крупный воинский контингент. На ВМС Италии была возложена задача не допустить переброску англичанами дополнительных сил. Операция по атаке на британский конвой была спланирована с учётом ложной информации о небоеспособности двух из трёх линкоров противника. 26 марта 1941 г. итальянские соединения вышли в море. В их составе были: линкор Vittorio Veneto, тяжёлые крейсеры Zara, Pola, Fiume, Trieste, Trento, Bolzano, Abruzzi и Garibaldi. Поддержку им должны были оказывать немецкие истребители и бомбардировщики с сицилийских аэродромов. В 10 часов в 60 милях от Аугусты завершилось соединение кораблей Супермарины, и до заката они под прикрытием 17 эсминцев двигались юго-восточным курсом. В течении суток итальянская эскадра была под наблюдением английских самолётов. Узнав о приближении противника, адмирал Каннингхэм ночью вывел в море основные силы британского флота в Средиземном море - 3 линкора (в полной боевой готовности): HMS Warspite, HMS Barham, HMS Valiant и авианосец HMS Formidable, а также 9 эсминцев. От берегов Греции на встречу им двигались крейсеры поддержки. В 6.43 итальянские самолёты-разведчики заметили крейсеры и эсминцы противника. В 8.12 началось огневое столкновение эскадр. После атаки торпедоносцев с HMS Formidable командующий соединением адмирал Иакино с мостика линкора Vittorio Veneto скомандовал отход на северо-запад. Англичане начали преследование. Не имея возможности догнать итальянские корабли, Каннингхэм направил в атаку бомбардировщики и торпедоносцы, и после нескольких атак серьёзные повреждения получил флагман эскадры Vittorio Veneto. Иакино вокруг линкора организовал защитное кольцо из крейсеров и эсминцев. В ночной атаке британский торпедоносец серьёзно повредил тяжёлый крейсер Pola, который потерял ход. Zara и Fiume легли на обратный курс для помощи крейсеру, за ними следовали эсминцы 9-го дивизиона. Англичане засекли неподвижный корабль и приготовились к бою. В 22.27 британские линкоры открыли огонь по Fiume. Из шести снарядов первого залпа цели достигли пять. Артиллерия среднего калибра перешла на беглый огонь. Пылая от носа до кормы, Fiume накренился на правый борт и в 23.15 затонул. HMS Valiant перенёс огонь на Zara, дав в течении трёх минут пять залпов по крейсеру из орудий кормовых башен. Огонь по итальянцу поддержал HMS Warspite. К нему присоединился HMS Barham. Zara получил прямые попадания в носовую башню, мостик и машинное отделение, крейсер накренился на левый борт. Артиллерийский бой с крейсером прекратился в 22.31, когда британские линкоры перенесли огонь на шедшие в кильватере крейсеров эсминцы. За время неравного боя Zara получил 4 залпа с HMS Warspite, 5 - с HMS Valiant и 5 - с HMS Barham. Попытка британских эсминцев торпедами добить крейсер не увенчалась успехом, жертвами её стали лишь итальянские эсминцы. Корабль потерял артиллерию, ход и продолжал набирать воду. Zara всё ещё держался на плаву, когда адмирал Каттанео и капитан 1 ранга Корси отдали приказ покинуть корабль. После 2 часов ночи эсминцы Каннингхэма торпедировали крейсер. Zara перевернулся и в 2.40 затонул. Та же участь постигла третьего систершипа - Pola скрылся под водой в 4.03 после эвакуации британцами деморализованной команды корабля. Итогами боя стала потеря ВМФ Италии 3 современных тяжёлых крейсера, 2 эскадренных миноносца. На крейсере Zara погибло 30 офицеров и 752 матроса, на Fiume - 33 офицера и 780 матросов, третий крейсер - Pola унёс с собой жизни 328 человек. Причиной столь трагического исхода сражения являлись ложные разведывательные данные, плохое взаимодействие флота и авиации, ошибки адмирала Иакино. Свою роль сыграла и неподготовленность экипажа к ведению ночных боевых действий. Это было следствием неверных выводов из результатов Ютландского сражения и, как следствие, уверенности командования в невозможности ведения артиллерийского боя в ночное время суток. Не помогли и установленные заранее прожекторы и гаубицы с осветительными снарядами. Координаты гибели корабля (35.35° с. ш. 20.95 в. д.)
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1939-45 гг.
Погибнуть в бою было суждено итальянскому тяжелому крейсеру Зара.
Разгром итальянского флота у мыса Матапан
28 октября 1940 г. итальянские войска вторглись в Грецию. Лондон принял решение перебросить на полуостров крупный воинский контингент. На ВМС Италии была возложена задача не допустить переброску англичанами дополнительных сил. Операция по атаке на британский конвой была спланирована с учётом ложной информации о небоеспособности двух из трёх линкоров противника. 26 марта 1941 г. итальянские соединения вышли в море. В их составе были: линкор Vittorio Veneto, тяжёлые крейсеры Zara, Pola, Fiume, Trieste, Trento, Bolzano, Abruzzi и Garibaldi. Поддержку им должны были оказывать немецкие истребители и бомбардировщики с сицилийских аэродромов. В 10 часов в 60 милях от Аугусты завершилось соединение кораблей Супермарины, и до заката они под прикрытием 17 эсминцев двигались юго-восточным курсом. В течении суток итальянская эскадра была под наблюдением английских самолётов. Узнав о приближении противника, адмирал Каннингхэм ночью вывел в море основные силы британского флота в Средиземном море - 3 линкора (в полной боевой готовности): HMS Warspite, HMS Barham, HMS Valiant и авианосец HMS Formidable, а также 9 эсминцев. От берегов Греции на встречу им двигались крейсеры поддержки.
В 6.43 итальянские самолёты-разведчики заметили крейсеры и эсминцы противника. В 8.12 началось огневое столкновение эскадр. После атаки торпедоносцев с HMS Formidable командующий соединением адмирал Иакино с мостика линкора Vittorio Veneto скомандовал отход на северо-запад. Англичане начали преследование. Не имея возможности догнать итальянские корабли, Каннингхэм направил в атаку бомбардировщики и торпедоносцы, и после нескольких атак серьёзные повреждения получил флагман эскадры Vittorio Veneto. Иакино вокруг линкора организовал защитное кольцо из крейсеров и эсминцев. В ночной атаке британский торпедоносец серьёзно повредил тяжёлый крейсер Pola, который потерял ход. Zara и Fiume легли на обратный курс для помощи крейсеру, за ними следовали эсминцы 9-го дивизиона. Англичане засекли неподвижный корабль и приготовились к бою.
В 22.27 британские линкоры открыли огонь по Fiume. Из шести снарядов первого залпа цели достигли пять. Артиллерия среднего калибра перешла на беглый огонь. Пылая от носа до кормы, Fiume накренился на правый борт и в 23.15 затонул. HMS Valiant перенёс огонь на Zara, дав в течении трёх минут пять залпов по крейсеру из орудий кормовых башен. Огонь по итальянцу поддержал HMS Warspite. К нему присоединился HMS Barham. Zara получил прямые попадания в носовую башню, мостик и машинное отделение, крейсер накренился на левый борт. Артиллерийский бой с крейсером прекратился в 22.31, когда британские линкоры перенесли огонь на шедшие в кильватере крейсеров эсминцы. За время неравного боя Zara получил 4 залпа с HMS Warspite, 5 - с HMS Valiant и 5 - с HMS Barham. Попытка британских эсминцев торпедами добить крейсер не увенчалась успехом, жертвами её стали лишь итальянские эсминцы. Корабль потерял артиллерию, ход и продолжал набирать воду. Zara всё ещё держался на плаву, когда адмирал Каттанео и капитан 1 ранга Корси отдали приказ покинуть корабль. После 2 часов ночи эсминцы Каннингхэма торпедировали крейсер. Zara перевернулся и в 2.40 затонул. Та же участь постигла третьего систершипа - Pola скрылся под водой в 4.03 после эвакуации британцами деморализованной команды корабля.
Итогами боя стала потеря ВМФ Италии 3 современных тяжёлых крейсера, 2 эскадренных миноносца. На крейсере Zara погибло 30 офицеров и 752 матроса, на Fiume - 33 офицера и 780 матросов, третий крейсер - Pola унёс с собой жизни 328 человек.
Причиной столь трагического исхода сражения являлись ложные разведывательные данные, плохое взаимодействие флота и авиации, ошибки адмирала Иакино. Свою роль сыграла и неподготовленность экипажа к ведению ночных боевых действий. Это было следствием неверных выводов из результатов Ютландского сражения и, как следствие, уверенности командования в невозможности ведения артиллерийского боя в ночное время суток. Не помогли и установленные заранее прожекторы и гаубицы с осветительными снарядами.
Координаты гибели корабля (35.35° с. ш. 20.95 в. д.)