Урок русского языка "Морфологический разбор самостоятельных частей речи"
Урок русского языка в 6 а классе « Морфологический разбор имени существительного» Тип урока: урок систематизации ЗУН Цели деятельности ученика: пользоваться учебником, добывать информацию, соотносить и осмысливать её; договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь; Ход урока 1.Оргмомент. Мотивация Здравствуйте , ребята! Начинаем наш урок. Он пойдёт, надеюсь впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать. 2. Проверим домашнее задание. - какова была цель домашнего упражнения? - какие знания вам понадобились, чтобы его выполнить? - расскажите, какие существительные мы относим к существительным общего рода. 3.Актуализация знаний, пробное действие Учитель: Запишите число, классная работа. Сегодня на уроке будут присутствовать гости, которые понаблюдают за нашей работой. А мы начнём с орфографической разминки. Запишите слова, подчеркните знакомые орфограммы. В..л..колепными коврами, бл..стя на со..нце, ра..пол..гается на полян.., янтарным блеском оз..рена, пр..готовился к бесед.., пр..одолеть страх, пр..странный поступок. Проверьте себя по эталону на слайде презентации. Оцените себя сами. Нет ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки – 3 Если больше ошибок допустили, нужно повторить правила. А какие это правила? Назовите орфограммы, которые нам нужно знать. (Правописание корней с чередованием, окончаний существительных, ться и тся в глаголах, приставки пре\при, непроизносимые согласные) 4. Постановка цели и задач Чтобы перейти к сегодняшней теме урока, поиграем в «3 лишний». Работаем в парах. Запишем слова, посовещаемся, выберем лишнее слово, сравнив слова по определённому признаку. 1. Бремя, солнце, имя (остальные - разносклоняемые) 2. Собака, мышь, стол (остальные - одушевлённые) 3. Задира, умница, отличник (остальные – общего рода) 4. Кофе, кенгуру, попугай (остальные - несклоняемые) - Доказывайте свою точку зрения, приводите аргументы. - Молодцы, вы правильно догадались. - А что вы называли сейчас? (морфологические признаки). - Мы изучили все морфологические признаки. Скажите, какая должна быть тема урока? (Морфологический разбор имени существительного). Молодцы, догадались правильно. Запишем тему урока. А какие цели вы поставите перед собой? Чему должны научиться? (знать порядок морфологического разбора, признаки имени существительного). 5. Первичное усвоение новых знаний - Скажите, а разве мы не умеем разбирать морфологически имя существительное? Почему же опять такая тема? - Действительно, мы узнали новые признаки. Давайте заполним план разбора на доске (с комментариями детей. Если согласны с приведённым признаком, покажите зелёный смайлик, если нет - красный): 1. Общее значение, вопрос 2. Н. ф. (Какой она должна быть?)- ед. ч, Им. П. 3. П. п. (назовите их. Какие новые признаки мы узнали?) неод\одуш, собс\нариц., род, скл. 4. Н.п. (назовите их) Падеж, число. 5. Синтаксическая роль. (Какую синтаксическую роль могут выполнять существительные в предложении?) - Давайте проверим себя по учебнику, в правильном ли порядке мы записали или нет? Откроем учебник на стр. 147. Прочитайте, сравните, всё ли правильно на доске. Выскажите своё мнение . 6. Физминутка. А теперь немного отдохнём. Вспомним склонение. 1р – встаёт, услышав существительное 1 склонения, 2р. – 2 скл., 3 р. – 3 скл. Акварель, сюжет, повесть, эпитет, метафора, ямб, имя. - почему никто не встал при слове «имя»? Правильно, это разносклоняемое существительное. 7. Первичная проверка понимания. А теперь закрепим наши умения. Работа с текстом. У вас лежат на столе карточки с текстом. Прочитайте текст про себя, подготовьтесь прочитать выразительно. Дружба выше всяких преград. Она помогает преодолеть все трудности жизни. Случайно комната маленького задиры Пушкина оказалась рядом с комнатой мальчика по имени Иван Пущин. Рассудительный, справедливый, он часто успокаивал своего вспыльчивого друга. Эту дружбу они пронесут через всю жизнь.
- Прочитать выразительно(1 ученик читает) - Определите тему текста. - Какова идея? - Определите стиль речи - Определите тип речи. - Какие орфограммы вы заметили? Разберём первое предложение на доске синтаксически. Работает 1 ученик на доске, остальные в тетради. Объяснить орфограммы. - Выбирайте, какое существительное будем разбирать морфологически. Делаем морфологический разбор на доске. В это время 1 ученик выполняет индивидуальное задание: разбор по составу и словообразовательный разбор слов трудности, пронесут. После разбора морфологического проверяем разбор по составу. Проверьте, оцените. Если согласны, покажите зелёный смайлик, если нет – красный. 8. Первичное закрепление. Самостоятельная работа в группах. Делаем коллективно разбор одного существительного из 3 предложения текста: задиры, мальчика, Пушкина, имени, Иван, комнатой. Послушаем выступления групп. Ученики в группе по очереди называют морфологические признаки. Остальные слушают и оценивают, правильно ли они названы. 9. Рефлексия - Скажите, мы добились поставленной в начале урока цели? - Закончите высказывание: Сегодня я узнал.. У меня получилось.. Было трудно… Теперь я могу.. 10. Организация записи домашнего задания. Вам нужно выучить порядок морфологического разбора на стр 147, составить текст о дружбе, 2 существительных разобрать морфологически. 11.Комментирование оценок учителем
Русский язык. Учимся писать грамотно.
6 кл.
Урок русского языка "Морфологический разбор самостоятельных частей речи"
« Морфологический разбор имени существительного»
Тип урока: урок систематизации ЗУН
Цели деятельности ученика:
пользоваться учебником, добывать информацию, соотносить и осмысливать её;
договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения,
принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Ход урока
1.Оргмомент. Мотивация
Здравствуйте , ребята!
Начинаем наш урок.
Он пойдёт, надеюсь впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.
2. Проверим домашнее задание.
- какова была цель домашнего упражнения?
- какие знания вам понадобились, чтобы его выполнить?
- расскажите, какие существительные мы относим к существительным
общего рода.
3.Актуализация знаний, пробное действие
Учитель: Запишите число, классная работа. Сегодня на уроке будут
присутствовать гости, которые понаблюдают за нашей работой.
А мы начнём с орфографической разминки. Запишите слова, подчеркните
знакомые орфограммы.
В..л..колепными коврами, бл..стя на со..нце, ра..пол..гается на полян..,
янтарным блеском оз..рена, пр..готовился к бесед.., пр..одолеть страх,
пр..странный поступок.
Проверьте себя по эталону на слайде презентации. Оцените себя сами.
Нет ошибок – 5
1-2 ошибки – 4
3-4 ошибки – 3
Если больше ошибок допустили, нужно повторить правила. А какие это
правила? Назовите орфограммы, которые нам нужно знать.
(Правописание корней с чередованием, окончаний существительных, ться и
тся в глаголах, приставки пре\при, непроизносимые согласные)
4. Постановка цели и задач
Чтобы перейти к сегодняшней теме урока, поиграем в «3 лишний».
Работаем в парах. Запишем слова, посовещаемся, выберем лишнее слово,
сравнив слова по определённому признаку.
1. Бремя, солнце, имя (остальные - разносклоняемые)
2. Собака, мышь, стол (остальные - одушевлённые)
3. Задира, умница, отличник (остальные – общего рода)
4. Кофе, кенгуру, попугай (остальные - несклоняемые)
- Доказывайте свою точку зрения, приводите аргументы.
- Молодцы, вы правильно догадались.
- А что вы называли сейчас? (морфологические признаки).
- Мы изучили все морфологические признаки. Скажите, какая должна быть
тема урока? (Морфологический разбор имени существительного). Молодцы,
догадались правильно. Запишем тему урока.
А какие цели вы поставите перед собой? Чему должны научиться? (знать
порядок морфологического разбора, признаки имени существительного).
5. Первичное усвоение новых знаний
- Скажите, а разве мы не умеем разбирать морфологически имя
существительное? Почему же опять такая тема?
- Действительно, мы узнали новые признаки.
Давайте заполним план разбора на доске (с комментариями детей. Если
согласны с приведённым признаком, покажите зелёный смайлик, если нет -
красный):
1. Общее значение, вопрос
2. Н. ф. (Какой она должна быть?)- ед. ч, Им. П.
3. П. п. (назовите их. Какие новые признаки мы узнали?) неод\одуш,
собс\нариц., род, скл.
4. Н.п. (назовите их) Падеж, число.
5. Синтаксическая роль. (Какую синтаксическую роль могут выполнять
существительные в предложении?)
- Давайте проверим себя по учебнику, в правильном ли порядке мы записали
или нет? Откроем учебник на стр. 147. Прочитайте, сравните, всё ли правильно на
доске. Выскажите своё мнение .
6. Физминутка.
А теперь немного отдохнём. Вспомним склонение. 1р – встаёт, услышав
существительное 1 склонения, 2р. – 2 скл., 3 р. – 3 скл.
Акварель, сюжет, повесть, эпитет, метафора, ямб, имя.
- почему никто не встал при слове «имя»? Правильно, это разносклоняемое
существительное.
7. Первичная проверка понимания.
А теперь закрепим наши умения. Работа с текстом. У вас лежат на столе
карточки с текстом. Прочитайте текст про себя, подготовьтесь прочитать
выразительно.
Дружба выше всяких преград. Она помогает преодолеть все трудности жизни.
Случайно комната маленького задиры Пушкина оказалась рядом с комнатой
мальчика по имени Иван Пущин. Рассудительный, справедливый, он часто успокаивал
своего вспыльчивого друга.
Эту дружбу они пронесут через всю жизнь.
- Прочитать выразительно(1 ученик читает)
- Определите тему текста.
- Какова идея?
- Определите стиль речи
- Определите тип речи.
- Какие орфограммы вы заметили?
Разберём первое предложение на доске синтаксически. Работает 1 ученик
на доске, остальные в тетради. Объяснить орфограммы.
- Выбирайте, какое существительное будем разбирать морфологически.
Делаем морфологический разбор на доске.
В это время 1 ученик выполняет индивидуальное задание: разбор по
составу и словообразовательный разбор слов трудности, пронесут.
После разбора морфологического проверяем разбор по составу.
Проверьте, оцените. Если согласны, покажите зелёный смайлик, если нет –
красный.
8. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа в группах. Делаем коллективно разбор одного
существительного из 3 предложения текста: задиры, мальчика, Пушкина, имени,
Иван, комнатой.
Послушаем выступления групп. Ученики в группе по очереди называют
морфологические признаки. Остальные слушают и оценивают, правильно ли
они названы.
9. Рефлексия
- Скажите, мы добились поставленной в начале урока цели?
- Закончите высказывание:
Сегодня я узнал..
У меня получилось..
Было трудно…
Теперь я могу..
10. Организация записи домашнего задания.
Вам нужно выучить порядок морфологического разбора на стр 147,
составить текст о дружбе, 2 существительных разобрать морфологически.
11.Комментирование оценок учителем