Продолжение. Классика и классический авангард. Если блюз и рок-н-ролл для росшего в 50-е годы подростка были увлечением пусть и "неправильным", но вполне характерным, то другая страсть юного Заппы - классический музыкальный авангард - была совершенно необычной, особенно в сочетании с двумя первыми. Впрочем, что было первым, а что вторым - это еще большой вопрос. Еще даже до переезда в Ланкастер 13-летний любознательный Фрэнк наткнулся в каком-то журнале на статью о французском композиторе Эдгаре Варезе, который еще на рубеже 1920-30-х годов написал композицию "Ионизация" для 13 ударных инструментов, представляющую собой, как писал журнал, "бессвязную мешанину барабанов и других неприятных звучаний". Питающий неуемную страсть ко всему необычному Заппа загорелся желанием раздобыть эту музыку. Лишь через год неустанных поисков он наткнулся, наконец, в какой-то пластиночной комиссионке на пластинку, внимание на которую он обратил только потому, что на обложке был потрет "безумного ученого". Даже на подержанную пластинку денег у него не хватало, и он с трудом уговорил хозяина на скидку. Сложнейшие политональные ритмические структуры Вареза, положенные на ритм-энд-блюзовую экспрессию, стали основой собственной музыки Заппы, а сам Варез остался его героем и кумиром до конца дней. Еще мальчишкой он уговорил мать позволить ему в качестве подарка на 15-летие позвонить по телефону Варезу, переехавшему к тому времени из Франции в Америку и жившему в Нью-Йорке. Дома Вареза он не застал, но композитор в ответ прислал ему письмо, которое Заппа взял в рамку и всегда хранил у себя дома. "Современный композитор отказывается умирать" - это высказывание Вареза стало девизом для Заппы. Он поместил его на обложку первого же своего альбома и еще не раз воспроизводил его на пластинках своей группы Mothers of Invention. За Варезом последовал Шёнберг с его додекафонией - отвергнувшей тональность 12-тоновой системой композиции - и Стравинский с его блоковым построением музыкальной структуры и яркими инструментальными красками. Как и Стравинский, Заппа перескакивал от одной темы к другой, выстраивая сложнейшую, коллажную музыкальную фактуру, которая крылась за внешне роковой подачей. Со временем чем дальше, чем больше он погружался в глубины академического авангарда: электронные эксперименты Штокгаузена, "конкретная музыка" - то есть вплетение в ткань композиции немузыкальных, индустриальных и бытовых шумов - Пьера Шеффера, алеаторика Джона Кейджа. Для Заппы было принципиально важно, не выходя за границы рок-энергетики, в то же время насыщать свою музыку серьезными композиторскими идеями. Он и мыслил себя как композитор. "Фантастические контрапункты, диссонансы, совершенно невероятная музыка, я не мог даже поверить, что один и тот же человек был автором громогласных рок-композиций и этих невероятных по качеству сочинений, которые могли бы украсить любой фестиваль современной музыки, - говорил о Заппе известный американский композитор русского происхождения, дирижер и теоретик музыки Николас Слонимски. - Я не знаю ни одного другого рок-музыканта, который обладал бы такой невероятной концентрацией, знаниями и способностью для выражения своих музыкальных идей в виде грандиозных симфонических партитур. Я спросил у него, где он учился, и рассчитывал в ответ услышать "консерватория Джуллиард" или нечто в этом роде, но он, оказывается, нигде не учился. Он учился, читая партитуры, и извлек из этого больше, чем мог ему дать любой университет или консерватория. Нет лучшего доказательства тому, что музыка едина, вся она с большой буквы М". Слонимски и Заппа познакомились благодаря книге Слонимского, в которой было множество графиков, безумных гармонических построений. Заппа позвонил композитору, они познакомились, стали общаться, и в какой-то момент Заппа предложил солидному, почти на полвека старше его классическому музыканту принять участие в концерте Mothers of Invention. "Я был совершенно ошарашен, но подумав, решил, что терять мне нечего, и сыграл на сцене вместе с ними на электропиано одну из своих композиций. В уши мне дали заглушки, грохот был такой, что они справедливо опасались, что я могу оглохнуть навсегда. Потом он показал мне свои партитуры. Он, конечно, настоящий бес. Да, известен он в первую очередь как рок-музыкант, но его классические композиции могут дать сто очков вперед самому авангардному композитору современности. Он, конечно, большой поклонник Вареза, с которым я много работал, и его "Ионизация" посвящена мне. И, увидев партитуры Заппы, я подумал: будь Варез жив, так, наверное, звучала бы сейчас его музыка", - писал Слонимски. И хотя Заппа черпал для себя вдохновение в современном академическом авангарде, его собственная музыка была, тем не менее, крепко укоренена в рок-традиции. Классические влияния в ней были органично синтезированы, никогда не выпирали, их невозможно было принять за имитацию. В музыке Заппы можно - хоть и не без труда - отыскать цитаты из классических произведений: в песне Status Back Baby из альбома Absolutely Free слышны отголоски "Петрушки" Стравинского, а в композицию Invocation and Ritual Dance на альбоме Young Pumpkin вставлен фрагмент из "Планет" Густава Хольста. Но в отличие от, скажем, Джона Лорда из Deep Purple, Рика Уйэкмана или Кита Эмерсона, он не щеголял классикой, не пытался "приобщить" своих слушателей к Мусоргскому или Бетховену. Он приучал поклонников к иной структуре музыкальной композиции, к новым звучаниям, новым, отличным от привычных формам. В 1981 году он записал на только-только появившемся тогда синтезаторе Syncalvier музыку своего однофамильца и почти тезки, малоизвестного голландского композитора XVIII века Франческо Заппы. "Большинство рок-музыкантов зарабатывают кучу денег и запихивают их себе в нос, - говорил он, - я же запихиваю их себе в уши", - имея в виду, что заработанные в рок-музыке деньги он тратит на симфонические оркестры, которые исполняют его музыку. В последние годы жизни он, правда, стал все больше и больше сдвигаться в сторону академической традиции. Он стал создавать уже отошедшие от рок-идиомы строго академические партитуры, которые постепенно стали получать признание и в долго отвергавшем его академическом мире. В 1984 году знаменитый французский композитор и дирижер Пьер Булез записал со своим Ensemble Intercontemporain целый альбом музыки Заппы, который так и называется Boulez Conducts Zappa.
Ensemble Modern - Dog Breath Variations (альбом The Yellow Shark) https://www.youtube.com/watch?v=vT8wlkAQAVM&list=OLAK5uy_llp7lK2H512xha745nsLY9AqLYJEANOxE&index=2#FrankZappa В 1993-м, уже в год смерти Заппы, франкфуртский Ensemble Modern - один из самых авторитетных и признанных в мире ансамблей современной академической музыки - выпустил альбом Yellow Shark, полностью составленный из академических сочинений Фрэнка Заппы. Эти записи были, конечно же, очень важны для Заппы, он наконец-то получил признание как композитор. Но в то же время, как вспоминает его клавишник Дон Престон, "становиться членом академического музыкального истеблишмента никакого желания у него не было. Он был частью рок-мира, в роке был его фундамент, и там он и хотел оставаться - музыкально и энергетически".
А летом 1993-го, буквально за несколько месяцев до смерти, тяжело больной раком простаты Заппа осуществил свою давнюю мечту - музыканты того же Ensemble Modern под его руководством записали запповскую интерпретацию композиций Эдгара Вареза. Сам Заппа дирижировать уже не мог, и за пультом друг друга сменяли венгерский композитор и дирижер Петер Этвёш, один из основателей минимализма Джон Адамс и 99-летний Слонимски, еще в 1933 году дирижировавший мировой премьерой "Ионизации".
Альбом, получивший название The Rage and the Fury, в свет так никогда и не вышел.
"Это очень личная и при том блестящая работа, - говорила уже годы спустя вдова Фрэнка Гейл Заппа. - Она делалась уже тогда, когда жизнь Фрэнка и так длилась куда больше, чем предсказывали врачи. Ему было совершенно не важно, выйдет ли она в свет или нет, услышит ее кто-то другой или нет. И мне это тоже не важно. Достаточно того, что он сам ее услышал" На фото: Заппа дирижирует исполнением своего симфонического произведения на концерте в лондонском зале Barbican. 11 января 1983 год
Сергей Курёхин, Фрэнк Заппа, Николас Слонимски. Эту фотографию связная между американским и советским роком Джоанна Стингрей сделала в октябре 1988 года в доме у Заппы в Лос-Анджелесе. Она привезла туда для знакомства гостившего у нее Курёхина, а у Заппы как раз в гостях был Слонимски. Можно сказать, что широчайший музыкальный охват Заппы и его провокативный художественный метод оказали большое влияние на творчество и личность Курёхина.
"Безумный ученый", франко-американский композитор Эдгар Варез (1883 - 1965) оказал огромное влияние на формирование музыкальной эстетики Фрэнка Заппы. Снимок 1962 года:
Блюз, рок, джаз... наши молодые годы...
К 80-летию Фрэнка Заппы.
Продолжение. Классика и классический авангард.
Если блюз и рок-н-ролл для росшего в 50-е годы подростка были увлечением пусть и "неправильным", но вполне характерным, то другая страсть юного Заппы - классический музыкальный авангард - была совершенно необычной, особенно в сочетании с двумя первыми.
Впрочем, что было первым, а что вторым - это еще большой вопрос. Еще даже до переезда в Ланкастер 13-летний любознательный Фрэнк наткнулся в каком-то журнале на статью о французском композиторе Эдгаре Варезе, который еще на рубеже 1920-30-х годов написал композицию "Ионизация" для 13 ударных инструментов, представляющую собой, как писал журнал, "бессвязную мешанину барабанов и других неприятных звучаний". Питающий неуемную страсть ко всему необычному Заппа загорелся желанием раздобыть эту музыку. Лишь через год неустанных поисков он наткнулся, наконец, в какой-то пластиночной комиссионке на пластинку, внимание на которую он обратил только потому, что на обложке был потрет "безумного ученого". Даже на подержанную пластинку денег у него не хватало, и он с трудом уговорил хозяина на скидку.
Сложнейшие политональные ритмические структуры Вареза, положенные на ритм-энд-блюзовую экспрессию, стали основой собственной музыки Заппы, а сам Варез остался его героем и кумиром до конца дней. Еще мальчишкой он уговорил мать позволить ему в качестве подарка на 15-летие позвонить по телефону Варезу, переехавшему к тому времени из Франции в Америку и жившему в Нью-Йорке. Дома Вареза он не застал, но композитор в ответ прислал ему письмо, которое Заппа взял в рамку и всегда хранил у себя дома.
"Современный композитор отказывается умирать" - это высказывание Вареза стало девизом для Заппы. Он поместил его на обложку первого же своего альбома и еще не раз воспроизводил его на пластинках своей группы Mothers of Invention.
За Варезом последовал Шёнберг с его додекафонией - отвергнувшей тональность 12-тоновой системой композиции - и Стравинский с его блоковым построением музыкальной структуры и яркими инструментальными красками. Как и Стравинский, Заппа перескакивал от одной темы к другой, выстраивая сложнейшую, коллажную музыкальную фактуру, которая крылась за внешне роковой подачей.
Со временем чем дальше, чем больше он погружался в глубины академического авангарда: электронные эксперименты Штокгаузена, "конкретная музыка" - то есть вплетение в ткань композиции немузыкальных, индустриальных и бытовых шумов - Пьера Шеффера, алеаторика Джона Кейджа.
Для Заппы было принципиально важно, не выходя за границы рок-энергетики, в то же время насыщать свою музыку серьезными композиторскими идеями. Он и мыслил себя как композитор.
"Фантастические контрапункты, диссонансы, совершенно невероятная музыка, я не мог даже поверить, что один и тот же человек был автором громогласных рок-композиций и этих невероятных по качеству сочинений, которые могли бы украсить любой фестиваль современной музыки, - говорил о Заппе известный американский композитор русского происхождения, дирижер и теоретик музыки Николас Слонимски. - Я не знаю ни одного другого рок-музыканта, который обладал бы такой невероятной концентрацией, знаниями и способностью для выражения своих музыкальных идей в виде грандиозных симфонических партитур. Я спросил у него, где он учился, и рассчитывал в ответ услышать "консерватория Джуллиард" или нечто в этом роде, но он, оказывается, нигде не учился. Он учился, читая партитуры, и извлек из этого больше, чем мог ему дать любой университет или консерватория. Нет лучшего доказательства тому, что музыка едина, вся она с большой буквы М".
Слонимски и Заппа познакомились благодаря книге Слонимского, в которой было множество графиков, безумных гармонических построений. Заппа позвонил композитору, они познакомились, стали общаться, и в какой-то момент Заппа предложил солидному, почти на полвека старше его классическому музыканту принять участие в концерте Mothers of Invention.
"Я был совершенно ошарашен, но подумав, решил, что терять мне нечего, и сыграл на сцене вместе с ними на электропиано одну из своих композиций. В уши мне дали заглушки, грохот был такой, что они справедливо опасались, что я могу оглохнуть навсегда. Потом он показал мне свои партитуры. Он, конечно, настоящий бес. Да, известен он в первую очередь как рок-музыкант, но его классические композиции могут дать сто очков вперед самому авангардному композитору современности. Он, конечно, большой поклонник Вареза, с которым я много работал, и его "Ионизация" посвящена мне. И, увидев партитуры Заппы, я подумал: будь Варез жив, так, наверное, звучала бы сейчас его музыка", - писал Слонимски.
И хотя Заппа черпал для себя вдохновение в современном академическом авангарде, его собственная музыка была, тем не менее, крепко укоренена в рок-традиции. Классические влияния в ней были органично синтезированы, никогда не выпирали, их невозможно было принять за имитацию.
В музыке Заппы можно - хоть и не без труда - отыскать цитаты из классических произведений: в песне Status Back Baby из альбома Absolutely Free слышны отголоски "Петрушки" Стравинского, а в композицию Invocation and Ritual Dance на альбоме Young Pumpkin вставлен фрагмент из "Планет" Густава Хольста.
Но в отличие от, скажем, Джона Лорда из Deep Purple, Рика Уйэкмана или Кита Эмерсона, он не щеголял классикой, не пытался "приобщить" своих слушателей к Мусоргскому или Бетховену. Он приучал поклонников к иной структуре музыкальной композиции, к новым звучаниям, новым, отличным от привычных формам.
В 1981 году он записал на только-только появившемся тогда синтезаторе Syncalvier музыку своего однофамильца и почти тезки, малоизвестного голландского композитора XVIII века Франческо Заппы.
"Большинство рок-музыкантов зарабатывают кучу денег и запихивают их себе в нос, - говорил он, - я же запихиваю их себе в уши", - имея в виду, что заработанные в рок-музыке деньги он тратит на симфонические оркестры, которые исполняют его музыку.
В последние годы жизни он, правда, стал все больше и больше сдвигаться в сторону академической традиции. Он стал создавать уже отошедшие от рок-идиомы строго академические партитуры, которые постепенно стали получать признание и в долго отвергавшем его академическом мире.
В 1984 году знаменитый французский композитор и дирижер Пьер Булез записал со своим Ensemble Intercontemporain целый альбом музыки Заппы, который так и называется Boulez Conducts Zappa.
Эти записи были, конечно же, очень важны для Заппы, он наконец-то получил признание как композитор. Но в то же время, как вспоминает его клавишник Дон Престон, "становиться членом академического музыкального истеблишмента никакого желания у него не было. Он был частью рок-мира, в роке был его фундамент, и там он и хотел оставаться - музыкально и энергетически".
А летом 1993-го, буквально за несколько месяцев до смерти, тяжело больной раком простаты Заппа осуществил свою давнюю мечту - музыканты того же Ensemble Modern под его руководством записали запповскую интерпретацию композиций Эдгара Вареза. Сам Заппа дирижировать уже не мог, и за пультом друг друга сменяли венгерский композитор и дирижер Петер Этвёш, один из основателей минимализма Джон Адамс и 99-летний Слонимски, еще в 1933 году дирижировавший мировой премьерой "Ионизации".
Альбом, получивший название The Rage and the Fury, в свет так никогда и не вышел.
"Это очень личная и при том блестящая работа, - говорила уже годы спустя вдова Фрэнка Гейл Заппа. - Она делалась уже тогда, когда жизнь Фрэнка и так длилась куда больше, чем предсказывали врачи. Ему было совершенно не важно, выйдет ли она в свет или нет, услышит ее кто-то другой или нет. И мне это тоже не важно. Достаточно того, что он сам ее услышал"
На фото: Заппа дирижирует исполнением своего симфонического произведения на концерте в лондонском зале Barbican. 11 января 1983 год