Афинах в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца Аристона возводили, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу — Платоновскую Академию. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции. Однако Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смесь бокса и борьбы. Само отношение к риторике не оставалось у Платона неизменным. Если в «Горгии» он отождествляет ее со сноровкой и навыком, то в «Федре» она уже рассматривается как определенное искусство. По мнению А.Эспинаса, технология охватывает три рода проблем, в зависимости от трех точек зрения, с которых можно рассматривать технику: Как считает Платон, оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить. По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять все на виды, на естественные составные части, а также умение возводить частное к общему и из общего получать частное. Риторика, как и всякое подлинное искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность, она приводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность требует тщательной подготовки оратора. И здесь Платон поддерживает идею софистов, которые тоже считали, что хороший оратор должен много работать над самоусовершенствованием и речами. Философ неоднократно говорит о необходимости для всякого оратора проходить особую школу ораторского искусства, которая научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи. Рассуждения Платона свидетельствуют о том; что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимая совершенную технику речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии важным философско-психологическим учением. Для Платона убеждение основывается только на истинных доводах, а не на мнениях и вероятных суждениях. В связи с этим он критикует известного в то время ритора и логографа (составителя речей) Лисия, который был известен тем, что стремился не к раскрытию истины, а скорей к тому, чтобы произвести своей речью наиболее благоприятное впечатление на судей и тем самым выиграть процесс. Что касается логических средств и риторической техники, то в сочинениях Платона можно найти лишь рекомендации весьма общего характера. Так, в «Федре» он перечисляет основные части речи оратора, а именно вступление, изложение, где должны быть приведены предположения, которые подкрепляются соответствующими свидетельствами, фактами и другими видами подтверждения. Очевидно, что такие рекомендации мало чем могут помочь в овладении ораторским искусством, но Платон и не преследовал подобной цели. Его главные усилия были направлены на то, чтобы найти такие общие принципы аргументации, которые могли придать речи не только изящество и ясность, но прежде всего убедительность. Психологические основания риторики Платон усматривал в знании характера и душевных особенностей слушателей, перед которыми выступает оратор. Однако главная заслуга Платона заключается в разработке и усовершенствовании того метода ведения беседы, полемики и диспута, который широко практиковал его учитель Сократ. На этом основании этот метод часто называют сократическим, или диалогическим. Сам Платон, будучи учеником Сократа, в наибольшей степени способствовал развитию и пропаганде диалога как нового метода аргументации, который в большой мере соответствовал ищущему, творческому духу античной мысли. В основном все произведения Платона написаны в форме диалогов. Живой обмен мнениями по спорным вопросам, тщательный анализ доводов за и против, выявление противоречий и отказ от прежних предположений и обобщений, детальный анализ фактов и непрерывный поиск истины - вот что покоряет и искушенного современного читателя в мастерски написанных диалогах Платона, которые на протяжении почти двух с половиной тысячелетий считаются блестящими образцами интеллектуальной художественной прозы. Следует также обратить внимание на то, что Платон считает приемлемыми в риторике только истинные доводы, хотя в диалогах можно встретить у него и аналогии и правдоподобные обобщения. Логической стороны аргументации он почти не касается в своих сочинениях. Платон считал, что в основе ораторского искусства лежит знание человеческой души, т. е. психология и диалектика. Оратор должен постичь истину того, о чем собирается говорить. На первый план он выдвигает эмоциональную убедительность речи (воздействие на душу) и тезис о том, что деятельность оратора – творчество. Красноречие должно прежде всего воздействовать, убеждать. Эта мысль связана с его взглядами на познание, которое, по мнению Платона, есть анамнезис (воспоминание) души об идеях. И основной принцип красноречия как искусства убеждения, по Платону, состоит в том, чтобы внушить, что справедливо и несправедливо. Таким образом, из всего сказанного выше становится ясным, что Платон в противовес софистам стремился прежде всего заложить твердый фундамент для новой риторики именно с помощью такой философии, в которой вместо мнений и вероятных предположений всецело господствовала бы истина и достоверность. Именно своей критикой софистической риторики Платон во многом способствовал поднятию уровня ораторского мастерства, появлению целой блестящей плеяды выдающихся ораторов, среди которых следует назвать величайшего оратора античности Демосфена, который был усердным слушателем Платона.
Философская сфера
:Ольга Батьковна
Платон родился в
Афинах в семье, имевшей
аристократическое
происхождение, род его отца
Аристона возводили, согласно
легендам, к последнему царю
Аттики Кодру, а предком
Периктионы, матери Платона,
был афинский реформатор
Солон.
Около 407 года
познакомился с Сократом и
стал одним из его самых
восторженных учеников. После
смерти Сократа уехал в Мегару.
По преданию, посетил Кирену
и Египет.
В 389 году отправился в
Южную Италию и Сицилию,
где общался с пифагорейцами.
В Афинах Платон основал
собственную школу —
Платоновскую Академию.
Остальную часть жизни Платон
провёл в Афинах, много писал,
читал лекции.
Однако Платон был не
только философом, но и
олимпийским чемпионом.
Дважды он выигрывал
соревнования по панкратиону
— смесь бокса и борьбы.
Само отношение к
риторике не оставалось у
Платона неизменным. Если в
«Горгии» он отождествляет ее
со сноровкой и навыком, то в
«Федре» она уже
рассматривается как
определенное искусство.
По мнению А.Эспинаса,
технология охватывает три
рода проблем, в зависимости
от трех точек зрения, с
которых можно рассматривать
технику:
Как считает Платон,
оратор должен не гоняться за
чужими мнениями, а сам
постигать и постичь истину
того, о чем он собирается
говорить.
По мнению Платона,
искусство оратора во многом
зависит от способности,
умения, охватывая все общим
взглядом, возводить к единой
общей идее разрозненные
объекты речи и разделять все
на виды, на естественные
составные части, а также
умение возводить частное к
общему и из общего получать
частное.
Риторика, как и всякое
подлинное искусство, по
мысли Платона, есть
творческая деятельность, она
приводит эмоции, страсти в
системное, упорядоченное
состояние, воплощая тем
самым высшую
справедливость. Эта творческая
деятельность требует
тщательной подготовки
оратора. И здесь Платон
поддерживает идею софистов,
которые тоже считали, что
хороший оратор должен много
работать над
самоусовершенствованием и
речами. Философ неоднократно
говорит о необходимости для
всякого оратора проходить
особую школу ораторского
искусства, которая научила бы
его правильно, соразмерно и
эффективно сочинять речи.
Рассуждения Платона
свидетельствуют о том; что он
придавал огромное значение
именно технической стороне
речи, понимая совершенную
технику речи в тесной связи с
учетом психологии
слушателей, считая науку о
красноречии важным
философско-психологическим
учением.
Для Платона убеждение
основывается только на
истинных доводах, а не на
мнениях и вероятных
суждениях. В связи с этим он
критикует известного в то
время ритора и логографа
(составителя речей) Лисия,
который был известен тем, что
стремился не к раскрытию
истины, а скорей к тому, чтобы
произвести своей речью
наиболее благоприятное
впечатление на судей и тем
самым выиграть процесс.
Что касается логических
средств и риторической
техники, то в сочинениях
Платона можно найти лишь
рекомендации весьма общего
характера. Так, в «Федре» он
перечисляет основные части
речи оратора, а именно
вступление, изложение, где
должны быть приведены
предположения, которые
подкрепляются
соответствующими
свидетельствами, фактами и
другими видами
подтверждения.
Очевидно, что такие
рекомендации мало чем могут
помочь в овладении
ораторским искусством, но
Платон и не преследовал
подобной цели. Его главные
усилия были направлены на то,
чтобы найти такие общие
принципы аргументации,
которые могли придать речи
не только изящество и ясность,
но прежде всего
убедительность.
Психологические основания
риторики Платон усматривал в
знании характера и душевных
особенностей слушателей,
перед которыми выступает
оратор.
Однако главная заслуга
Платона заключается в
разработке и
усовершенствовании того
метода ведения беседы,
полемики и диспута, который
широко практиковал его
учитель Сократ. На этом
основании этот метод часто
называют сократическим, или
диалогическим.
Сам Платон, будучи
учеником Сократа, в
наибольшей степени
способствовал развитию и
пропаганде диалога как нового
метода аргументации, который
в большой мере соответствовал
ищущему, творческому духу
античной мысли. В основном
все произведения Платона
написаны в форме диалогов.
Живой обмен мнениями по
спорным вопросам,
тщательный анализ доводов за
и против, выявление
противоречий и отказ от
прежних предположений и
обобщений, детальный анализ
фактов и непрерывный поиск
истины - вот что покоряет и
искушенного современного
читателя в мастерски
написанных диалогах Платона,
которые на протяжении почти
двух с половиной тысячелетий
считаются блестящими
образцами интеллектуальной
художественной прозы.
Следует также обратить
внимание на то, что Платон
считает приемлемыми в
риторике только истинные
доводы, хотя в диалогах
можно встретить у него и
аналогии и правдоподобные
обобщения. Логической
стороны аргументации он
почти не касается в своих
сочинениях.
Платон считал, что в
основе ораторского искусства
лежит знание человеческой
души, т. е. психология и
диалектика. Оратор должен
постичь истину того, о чем
собирается говорить. На
первый план он выдвигает
эмоциональную
убедительность речи
(воздействие на душу) и тезис
о том, что деятельность
оратора – творчество.
Красноречие должно прежде
всего воздействовать,
убеждать. Эта мысль связана с
его взглядами на познание,
которое, по мнению Платона,
есть анамнезис
(воспоминание) души об
идеях. И основной принцип
красноречия как искусства
убеждения, по Платону,
состоит в том, чтобы внушить,
что справедливо и
несправедливо.
Таким образом, из всего
сказанного выше становится
ясным, что Платон в
противовес софистам
стремился прежде всего
заложить твердый фундамент
для новой риторики именно с
помощью такой философии, в
которой вместо мнений и
вероятных предположений
всецело господствовала бы
истина и достоверность.
Именно своей критикой
софистической риторики
Платон во многом
способствовал поднятию
уровня ораторского мастерства,
появлению целой блестящей
плеяды выдающихся ораторов,
среди которых следует назвать
величайшего оратора
античности Демосфена,
который был усердным
слушателем Платона.