Рубрика "Детский фольклор" - руководителя народного коллектива - Земцовой Марии Геннадьевны.
Сегодня речь пойдёт - о считалке. Раз, два, три, четыре пять, начинаем всех считать: мышка - раз, кошка - два, три - собака, вот игра! Четыре - заяц, пять - сова, разбегайтесь кто куда!
Считалка - Гвоздецкая Ксюша - Детский фольклорный ансамбль Матрёшечки - 2020г
Считалка — это жанр детского фольклора, представляющий собой рифмованные строки или белые стихи, которые играют роль прелюдии к игре. Чаще всего это маленький законченный рассказ с шутливым содержанием.
Считалки–жеребьевки Этот вид считалок поражает своим разнообразием и красочностью. У жеребьевок хорошее созвучие. Они помогают ребятне разделиться на команды. Каждый из участвующих старается зашифровать свое имя, выбирает пару, идет к «маткам» (сильные и ловкие игроки команды). Они-то и делают подбор участников своей команды, основываясь на каком-то предложении. Производится выбор среди животных или предметов, растений или сказочных персонажей.
Заумные считалки Здесь имеют место звукосочетания, которые абсолютно не имеют никакого смысла. Малышата с огромным удовольствием учат сложнейший текст. Причем происходит сей процесс играючи, легко и просто. Более того, они сами могут придумать нечто подобное, и даже лучше. Стиль смело можно отнести к детскому фольклору. Одни говорят, что данные стишки являются обрывками заклинаний. Другие думают - это оставшиеся осколки молитвенных текстов на языке незапамятных времен. Детскую заумь относят к совершенно другой речи, в ней проглядывается какая-то мистика и загадка. Один из таких примеров зауми:
Чарбер-фарбер, жарбер- фук,
Ам дам эки–беки тук,
Бьюносеки арин- уф
Эбит-дебит, биткен-буф.
Считалки-числовики Или считалки с цифрами. В основе лежит счет. Здесь содержатся счетные слова и эквиваленты числительных. Очередную считалку разберем детальнее. Выглядит она так:
«Ази, двази, тризи, ризи,
Пята, лата, шуби, руби,
Дуби, крест».
Считалки–заменки Они не содержат в себе ни таинственных заумных, ни счетных слов. Отличаются тем, что, когда звучит последняя строчка, игрок обязан выйти из круга. Пример:
Иван, подай стакан, отрежь лимон, и выйди вон.
Определенный стиль, стихотворный текст, на деток действуют заразительно и подзадоривают. Вершится важное событие - подготовка и организация игры.
Значение считалок: Непосредственное назначение детской считалки — распределить роли в игре. При этом художественный текст помогает сразу выбрать конкретного водящего или же указать на того ребёнка, который выбывает из круга (повторяется несколько раз, пока не останется один участник — водящий). Этот фольклорный жанр сплачивает детский коллектив, устанавливает в нём дружеские контакты, формирует чувство товарищества, а также такие важные качества, как честность, справедливость, дисциплинированность. Произнесение считалки обычно сопровождается определёнными движениями, что способствует развитию моторики и координации движений. Каждый коротенький стишок содержит в себе определённые образы — их представление способствует развитию детской фантазии, креативного мышления. Кроме того, считалки обычно носят шутливый характер, и способствуют формированию у ребёнка чувства юмора. Происходит тренировка памяти. Малышам всегда нравятся забавные строки, и они стараются их выучить. К тому же ребёнок, который знает много считалок, обычно популярен в детской компании, становится затейником игр. Развитие речи. При частом проговаривании считалок детская речь становится чище, улучшается артикуляция. Когда ребёнок забывает какие-то слова, он пытается сам придумать окончание считалки, что развивает литературные способности, в том числе умение подбирать рифму на заданное слово. Многие считалки содержат в себе счёт, поэтому важны для формирования у малышей математических знаний. Если взрослый часто повторяет ребёнку забавную числовую считалку, то тот без особых усилий запомнит нужную последовательность цифр. В любой считалке большое значение имеет ритм. Поэтому под неё можно пританцовывать, прыгать, словом, развивать двигательные навыки.
Детский фольклорный ансамбль "Матрёшечки".
Рубрика "Детский фольклор" - руководителя народного коллектива - Земцовой Марии Геннадьевны.
Сегодня речь пойдёт - о считалке.
Раз, два, три, четыре пять, начинаем всех считать: мышка - раз, кошка - два, три - собака, вот игра! Четыре - заяц, пять - сова, разбегайтесь кто куда!
Считалка — это жанр детского фольклора, представляющий собой рифмованные строки или белые стихи, которые играют роль прелюдии к игре. Чаще всего это маленький законченный рассказ с шутливым содержанием.
Существует несколько видов считалок:
Считалки–жеребьевки.
Заумные считалки.
Считалки числовики.
Считалки–заменки.
Считалки–жеребьевки
Этот вид считалок поражает своим разнообразием и красочностью. У жеребьевок хорошее созвучие. Они помогают ребятне разделиться на команды. Каждый из участвующих старается зашифровать свое имя, выбирает пару, идет к «маткам» (сильные и ловкие игроки команды). Они-то и делают подбор участников своей команды, основываясь на каком-то предложении. Производится выбор среди животных или предметов, растений или сказочных персонажей.
Заумные считалки
Здесь имеют место звукосочетания, которые абсолютно не имеют никакого смысла. Малышата с огромным удовольствием учат сложнейший текст. Причем происходит сей процесс играючи, легко и просто. Более того, они сами могут придумать нечто подобное, и даже лучше. Стиль смело можно отнести к детскому фольклору. Одни говорят, что данные стишки являются обрывками заклинаний. Другие думают - это оставшиеся осколки молитвенных текстов на языке незапамятных времен. Детскую заумь относят к совершенно другой речи, в ней проглядывается какая-то мистика и загадка. Один из таких примеров зауми:
Чарбер-фарбер, жарбер- фук,
Ам дам эки–беки тук,
Бьюносеки арин- уф
Эбит-дебит, биткен-буф.
Считалки-числовики
Или считалки с цифрами. В основе лежит счет. Здесь содержатся счетные слова и эквиваленты числительных. Очередную считалку разберем детальнее. Выглядит она так:
«Ази, двази, тризи, ризи,
Пята, лата, шуби, руби,
Дуби, крест».
Считалки–заменки
Они не содержат в себе ни таинственных заумных, ни счетных слов. Отличаются тем, что, когда звучит последняя строчка, игрок обязан выйти из круга. Пример:
Иван, подай стакан, отрежь лимон, и выйди вон.
Определенный стиль, стихотворный текст, на деток действуют заразительно и подзадоривают. Вершится важное событие - подготовка и организация игры.
Значение считалок:
Непосредственное назначение детской считалки — распределить роли в игре. При этом художественный текст помогает сразу выбрать конкретного водящего или же указать на того ребёнка, который выбывает из круга (повторяется несколько раз, пока не останется один участник — водящий). Этот фольклорный жанр сплачивает детский коллектив, устанавливает в нём дружеские контакты, формирует чувство товарищества, а также такие важные качества, как честность, справедливость, дисциплинированность.
Произнесение считалки обычно сопровождается определёнными движениями, что способствует развитию моторики и координации движений.
Каждый коротенький стишок содержит в себе определённые образы — их представление способствует развитию детской фантазии, креативного мышления. Кроме того, считалки обычно носят шутливый характер, и способствуют формированию у ребёнка чувства юмора.
Происходит тренировка памяти. Малышам всегда нравятся забавные строки, и они стараются их выучить. К тому же ребёнок, который знает много считалок, обычно популярен в детской компании, становится затейником игр.
Развитие речи. При частом проговаривании считалок детская речь становится чище, улучшается артикуляция.
Когда ребёнок забывает какие-то слова, он пытается сам придумать окончание считалки, что развивает литературные способности, в том числе умение подбирать рифму на заданное слово.
Многие считалки содержат в себе счёт, поэтому важны для формирования у малышей математических знаний. Если взрослый часто повторяет ребёнку забавную числовую считалку, то тот без особых усилий запомнит нужную последовательность цифр.
В любой считалке большое значение имеет ритм. Поэтому под неё можно пританцовывать, прыгать, словом, развивать двигательные навыки.