Абстрактное и конкретное Первое, что важно понимать – в реальности никаких абстракций не существует.
В реальности существуют только конкретные объекты и явления. А все абстракции существуют исключительно в человеческом мышлении. Например, в реальности существует конкретная береза, растущая под вашим окном. Но ее можно абстрагировать вместе со всеми остальными деревьями в абстрактном слове «дерево». Далее, можно сделать еще большую абстракцию – «растение». И еще большую – «живое существо». И еще большую – «материальный объект». И даже еще большую – просто «объект». То есть, абстракция – это некое обобщение конкретных явлений. Множество разных деревьев можно назвать словом «дерево». По сути – бесконечное множество деревьев можно назвать таким словом. Но в реальности «дерева вообще» нет. Ни одного «дерева вообще» в реальности не существует. Собственно, в абстракциях нет ничего плохого. Они нужны для решения определенных сложных задач. Проблемы начинаются тогда, когда в нашем мышлении абстрактного становится больше, чем конкретного. В этом случае оказывается, что наше мышление ушло из реального мира в мир абстракций. Который, собственно, только в мышлении и существует. И начинает человек безуспешно решать абстрактные задачи, страдать от нерешенных абстрактных проблем, задаваться абстрактными, а значит заведомо не имеющими правильного ответа вопросами… Самый известный пример запредельно абстрактного вопроса, ошибочно принимаемого за реальность – «В чем смысл жизни?». Здесь оба слова – и «смысл», и «жизнь» — запредельные абстракции. Смысл вообще? Жизнь вообще? Как это? Собственно, если понаблюдать за своим мышлением, таких абстрактных понятий, вопросов и рассуждений наблюдается запредельное множество. Люди страдают от абстрактной депрессии, пытаются преодолеть абстрактную лень, ищут абстрактное счастье, мучаются от несоответствия абстрактным идеалам, озабочены проблемами абстрактного добра и абстрактного зла (не замечая конкретного добра и конкретного зла, которые творят они сами и другие люди), пытаются абстрактно улучшить свою абстрактную жизнь, стараясь найти абстрактное призвание… Список можно продолжать бесконечно. Собственно, человек, думающий исключительно абстракциями, просто перестает быть живым. О чем-то живом, настоящем, реальном он подумать уже не может – мысли переполнены абстракциями. А конкретика кажется чем-то мелким, не важным и незначительным. Хотя на самом деле, разумеется, всё в точности наоборот. Поэтому очень важно уметь отличать, где конкретика, а где абстракция. Конкретные явления – они наблюдаемы, находятся в конкретном месте и времени, их можно увидеть, услышать, ощутить, они единичны и уникальны, они изменчивы, с ними, как правило, можно что-то сделать. Абстракции, напротив – находятся исключительно в наших рассуждениях, обозначают сразу бесконечное множество явлений, вечны и постоянны, и сделать с ними ничего нельзя, потому что они просто нереальны. Это просто мысли. Их можно или думать, или не думать. И всё. Конкретное – это трава на лужайке. Абстрактное – «жизнь во Вселенной». По лужайке можно, например, пройтись. А что делать с «жизнью во Вселенной» — непонятно. Непонятно даже, что это вообще такое. (Кстати, понятие «я» — тоже абстракция. Вы об этом не задумывались? Попробуйте). Причем, что самое смешное – абстрактное просто не может существовать без конкретного. Как я уже написал, абстрактные понятия – это просто обобщения конкретных явлений. И если перестать думать о конкретных явлениях – абстрактные тоже очень быстро закончатся. И тогда подумать вообще ничего будет нельзя. Наступит мыслительный ступор. Итого. Мышление, чтобы оно приносило пользу, должно быть как можно более конкретным. Абстракции, разумеется, тоже можно использовать, но только в контексте решения конкретных задач. И любые абстрактные рассуждения обязательно должны проверяться на конкретных экспериментах. То есть, абстрактное должно начинаться из конкретного, и в конкретном же заканчиваться. Потому что только конкретное – реально. А все абстрактное – нереально. #silence #psychology #психология #тишина
Прохладные шаги.
С ним ветерок на лире
Лопочет: Трепещи!
Соскальзывает с соснами
Хвои зелёный SoS!
А небо пахнет смолами,
Пыхтя, как паровоз.
Вновь шишки поразбросаны
На славный выходной.
Кидаются вопросами
Бельчата над тропой.
Кидаются-пытаются
Желудок ублажать.
Жаль, прокололась камера
У велика опять.
Заклеены уверенно
Заплаты на гипноз.
Лишь небо сивым мерином
Несётся под откос.
Есть ангел - Милтон Эриксон:
Бог изменяет явь.
Вновь телебашней бреется
У кладбища мораль.
У будущего рубище
Из тучек состоит.
Рубиновыми грудами
Грубит гробовый вид.
Топорщится оградками
Громов успешный путь:
Реинкарнаций радости
За радугой бегут.
Пророчество про рощицу
Рокочет круговерть,
Бежать с которой хочется,
Успеть и поиметь.
Сигналит мать и мачеха,
Плюс верба тянет вверх
Шаров воздушных мячики,
Чтоб к господу взлететь.
Все фильтры фиолетовы:
Филонят в небесах
Сермяжными секретами
Сереброкрылых птах.
Мурлычет в лужах мужество:
Лишь ужасы блестят,
Чтобы гормонов кружево
Летело из-под пят.
За рябью зяблой волночки
Кривятся в зеркалах,
Чтобы исполнить полночью
Текущие дела.
Есть в теле сновидения
Возможность изменить
Судьбы изобретения,
Сплетения любви.
Когда под птичьим пением
Блаженствует душа.
Мы согласуем тернии
С работой сообща.
Завалы разгребаются\
Тогда сами собой,
И преданно товарищи
Дают начальству бой.
Тележки спешно просятся
Ишачить во саду,
Пока проказы осени
Не лезут за черту:
Черешен подсознания,
Черкешенок в цвету.
Путёвки вздорожали
На отдых и мечту.
Пространство занавешено
Плотнейшей пеленой,
А время катит к лешему
Слезливый, лживый гром.
Сверканье молний тешится
Безумствами людей.
Отведав чувства свежего,
Бьют струи веселей.
Морзянят в крышу всполохи
Грядущих телеграмм,
Чтоб зелено да молодо
Сидели по углам.