Предтеча иконописи - чудо фаюмских портретов

Часть 4.
Какие выразительные глаза! Как живые!
Эти удивительные произведения искусства, которые нередко называют «иконами до иконописи» - не просто исторические ценности. Они могут служить великолепной и впечатляющей иллюстрацией взаимного проникновения культур.
Фаюмские портреты создавались для ритуала погребения в Древнем Египте во времена римского владычества I—III веков нашей эры.
Первая находка в Фаюмском оазисе в 1887 году закрепила за ними название фаюмские. Портреты так и продолжали именовать, даже обнаруживая подобные сокровища в других районах Египта. К настоящему моменту собрано около 750 древних шедевров.
Еще один портрет из этого региона, также подрезанный на уровне плеч:
Портрет молодой женщины. Антинополь, Египет, 130-150 н.э. Лувр, Париж.
Художник умело использовал плотность воска, укладывая его в штрихи, которые следуют за формой лица, кривыми бровей. Эта же техника хорошо видна и на портрете Европейки, где восковые мазки еще более тонкие и выпуклые. Интересно, что на том портрете ресницы не прорисованы, а прорезаны: в нужных местах воск соскоблен острым инструментом до нижнего слоя черного грунта.
Портрет жреца. Хавара, Египет, 140-160 гг. н.э. Британский музей, Лондон.
Этот образ был найден Флиндерсом Питри при раскопках в Хаваре. На нем изображен жрец культа бога Сераписа, чьей отличительной особенностью была диадема с семиконечной звездой - символом семи небесных тел. Серапис был эллинистическим богом изобилия, подземного царства и загробной жизни. Его обычно изображали как греческого бога, но с египетским атрибутами.
Портрет Аммониоса, Египет, III в.н.э. Лувр, Париж.
Этот портрет написан не на доске, а на ткани, являющейся частью погребального савана. Он интересен своими деталями. В одной руке молодой человек держит богатый кубок с вином, в другой - "венок Осириса", гирлянду цветов, символизирующую его очищение от грехов. Слева от шеи нарисован желтый знак Анх - символ жизни, а справа - маленькая статуя божества, скорее всего Осириса. В углу ворота белой туники видны две маленькие фиолетовые линии, которые характеризуют точность работы художника: на многих туниках, найденных в египетских гробницах, места соединения ткани у ворота стягивались несколькими стежками красной, синей или пурпурной шерсти.
Куда мы идем?
К III веку н.э. трудоемкая энкаустика при написании фаюмских портретов постепенно начинает заменяться темперой, где в качестве связующего вещества красок используется не воск, а яичный желток и вода. Но изменения происходят не только в упрощении техники письма, но и в самом стиле изображений: их телесная реалистичность словно начинает угасать, объёмность форм сменяется плоскостной декоративностью.
Портрет молодой женщины. Мемфис, Египет, 2я половина II века н.э. Лувр, Париж.
Происходит отказ от идеалов античного реализма, художники все больше предпочитают схематические и символические изображения. По-видимому, многие портреты уже не писались с натуры. В поздних фаюмских портретах усиливается условность в трактовке лица и одежды, возрастает роль силуэтности.
Женский портрет. Фивы, Египет, III в.н.э. Лувр, Париж.
Таким тенденциям находят достаточно разные объяснение. Одни авторы полагают, что погребальные портреты ставятся на поток, становятся скорее ремеслом и лубком, чем искусством. Другие считают, что с развитием религиозных представлений на первый план выходит не художественный образ, а богословская идея, все больше сближающая новый стиль с иконописью. Иногда фаюмские портреты даже называют "иконами до иконописи" - ведь древние художники стремились изобразить не просто внешний облик умершего, но его вечную душу.
Портрет мужчины. Фивы, Египет, середина III в.н.э. Лувр, Париж.
Так или иначе, но закономерность не случайна: в тогдашнем мире происходил огромный исторический перелом. Римская империя постепенно рушилась под натиском варваров, центр духовности и силы перемещался с запада на восток, а христианство становилось наиболее распространенной религией.
В 313 году император Константин признал христианство государственной религией империи, а в 395 году Египет стал частью Византии. С этого времени и на долгие столетия живопись входит в двумерный мир. Кто-то называет это потерей третьего измерения, кто-то - обретением четвертого, в котором картина обладает божественными качествами того, кого она представляет. Фаюмские же портреты постепенно исчезают, поскольку христианство прекращает египетскую практику бальзамирования тел, а техника энкаустики забывается.
Фото:
1. Портрет молодой женщины. Антинополь, Египет, 130-150 н.э. Лувр, Париж.
2. Портрет жреца. Хавара, Египет, 140-160 гг. н.э. Британский музей, Лондон.
3. Портрет Аммониоса, Египет, III в.н.э. Лувр, Париж.
4. Портрет молодой женщины. Мемфис, Египет, 2я половина II века н.э. Лувр, Париж.
5. Женский портрет. Фивы, Египет, III в.н.э. Лувр, Париж.
6. Портрет мужчины. Фивы, Египет, середина III в.н.э. Лувр, Париж.
Круизы к острову Валаам http://www.rusreki.ru/river_marshrut_mosvalaam.htm #валаам_круизы #валаам

Предтеча иконописи - чудо фаюмских портретов - 895966343829
Предтеча иконописи - чудо фаюмских портретов - 895966344085
Предтеча иконописи - чудо фаюмских портретов - 895966344341
Предтеча иконописи - чудо фаюмских портретов - 895966344597
Предтеча иконописи - чудо фаюмских портретов - 895966344853
Предтеча иконописи - чудо фаюмских портретов - 895966345109

Комментарии

Комментариев нет.