Эксперт #ПИУ_РАНХиГС о развитии российского судостроения

Российское судостроение демонстрирует эффективные производственные показатели и продолжает уверенное развитие, в том числе благодаря государственным мерам поддержки. Так, глава государства поручил Правительству до 15 июня 2024 года подготовить предложения по развитию кораблестроения. Среди прочего, должны быть представлены идеи по инструментам долгосрочного финансирования поставок гражданских судов.
Один из инструментов, уже доказавший свою эффективность, – программа «квоты под киль». Она предполагает передачу 20% квот с каждого судна на стимулирование компаний, которые занимаются строительством судов на российских верфях. Эта мера была введена по инициативе Президента РФ Владимира Путина для обновления промыслового флота. В рамках первого этапа программы инвестиционных квот и крабовых аукционов будет построено 105 судов: 64 рыболовных и 41 краболов.
Президент России Владимир Путин поручил до 15 июня подготовить предложения по развитию кораблестроения, в том числе актуализировать план создания гражданских судов до 2035 года. Такие поручения главы государства приводятся на сайте Кремля.
План должен быть подготовлен с учетом платежеспособного спроса на такие суда (с разбивкой по основным их видам). При его составлении правительству нужно обратить особое внимание на необходимость строительства судов, предназначенных для экспорта российской продукции.
В указанный срок требуется представить детальную схему того, как планируется развивать производственные мощности судостроительных предприятий. В числе проектов должна быть как модернизация действующих площадок, так и создание новых. Кабмину поручено определить механизмы финансирования.
Также главе государства должны быть представлены идеи по инструментам долгосрочного финансирования поставок гражданских судов. При необходимости кабмин может рассмотреть увеличение субсидирования процентов по кредитам, предоставляемым на приобретение судов, и более широкое применение судового утилизационного гранта и программы льготного лизинга.
Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Андрей Латков поясняет: «Любое государство стремится эффективно использовать пространственные ресурсы для своего экономического развития. В особенности это относится к странам с большой площадью территории, таким как наша страна. Морские и внутренние водные пути являются важными пространственными ресурсами развития национальной экономики. Именно этим объясняется необходимость развития отечественного судостроения, которое создает техническую основу развития отечественной хозяйственной системы следующих областях: пассажирские и товарные перевозки, рыбный и другой промысел, индустрия туризма.
По итогам 2023 года на долю морского и внутреннего водного транспорта (речного, озерного) приходилось всего лишь 0,15% пассажирооборота и 3,3% грузооборота. Но при этом отмечается положительная динамика абсолютных значений этих показателей по сравнению с предыдущим периодом. В частности, грузооборот морского транспорта увеличился более чем в полтора раза, пассажирооборот на морском транспорте – более чем на 27%, а на внутреннем водном транспорте – более чем на 17%. Причем туристский и экскурсионно-прогулочный пассажирооборот на внутреннем водном транспорте вырос соответственно на 18% и более чем на 36%.
Активизация судостроения необходима и для поддержания высоких темпов роста объемов рыболовства. В этой связи можно отметить, что за 2023 год российскими рыбаками добыт рекордный улов за последние 30 лет – 5,3 млн тонн.
Экономические рестрикции со стороны недружественных государств придали импульс для развития отечественного судостроения. Динамика российского судостроения характеризуется не только хорошими количественными показателями, но появлением качественно новых средств передвижения по водным путям. Так, в апреле текущего года завершено строительство судна на водородном топливе на АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького», а на верфи «Эмпериум» в Ленинградской области спущен на воду круизный катамаран «Экоходъ-3».
Источник фото: ru.freepik.com

Комментарии

Комментариев нет.