17 сен 2016

Родословные Унгинских бурят

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ТОТЕМ СВОЕГО РОДА?
Каждое племя бурят имело своего тотема: животное, рыбу или птицу, которые являлись объектами почитания, поклонения.
Все племена устраивали кровавые жертвоприношения своим тотемам, считали их покровителями, в опасных случаях призывали их и просили у них защиты.
Так, у племени Булагат тотемом является Буха-нойон бабай - сивый пороз. Легенда о племени Булагат такова.Две шаманки Асухан и Хусыхэн жили вместе и ворожили друг другу. Они предсказали, что у каждой будет сын. Как-то одна из них Асухан начала шаманить и говорит, что у неё уже родился сын, недалеко отсюда лежит на горе Буха-Нойон бабай, обратившись в тёмно-серого пороза. Под грудью его лежит ребенок в железной люльке... Шаманка Асухан усыновила этого ребенка, дала ему имя Булагат.
Легенда о племени Эхирит: приемный сын шаманки Асухан Булагат ходил играть на берег Байкала. Однажды на берег вышел к нему маленький мальчик и стал играть с ним. Об этом Булагат рассказал матери и шаманке Хусыхэн. После этого Хусыхэн выдоила из груди молоко, сделала из него кушанье и дала его Булагату, чтобы он угостил "водяного мальчика". Съев угощение, мальчик уснул. Шаманка Хусыхэн принесла спящего мальчика домой и усыновила, дала ему имя Эхирит.
Когда Эхирит был мальчиком и жил в Байкале, его воспитал пёстрый налим, считавшийся отцом, щель берега служила колыбелью и была матерью. Вот почему у племени Эхирит тотемом был пестрый налим.
У восточных бурят-хоринцев, у западных бурят-аларских и тункинских хонгодоров, а также в родах хангин, шарайд, шошоолог тотемом является птица лебедь. Весной, когда лебеди совершают перелет на север, и осенью, когда они улетают на юг, то буряты племени Хоредоя, совершали возлияния молочной водкой, встречая и провожая своих прародителей- лебедей.

Комментарии

  • 17 сен 2016 06:32
    Брошюра Арсения Алексеевича Бадиева "Родословные Унгинских бурят"
  • 26 июл 2017 16:04

    Родословная
    Молькинских бурят      
    http://refdb.ru/look/1838754-pall.html


    У
    племени булагат роды тоже имели различные названия и разное происхождение.
    Булагат имел одного сына Булган харa, у которого тоже был один сын Бузган хара.
    Последний имел двух сыновей   Тоболока и Ботоя.


    У
    Тоболока было семь сыновей: Алагуй, Саган, Хурхуд, Нарин hойбо, Бируха тургэн,
    Боржом Далхай и Готол. Потомки Тоболока и Ботоя составля­ют основную массу
    племени булагат.


    У
    Ботоя был один сын Бумал, который в свою очередь имел двух сыновей: Болота и
    Сагана. Саган имел сына Булута и дочь Сагалай. От Булута произошел булутский
    род. Дочь Сагана Сагалай пасла овец своего отца и сошлась с кузнецом Сагантаем.
    Она родила сына, бросила его в степи, а сама ушла за своим возлюбленным в
    Забайкалье. Потомки ее и сейчас живут на реке Джиде, недалеко от бывшей
    Саган-Усунской станции. Родственники подобрали сына Сагалая, воспитали его и
    назвали его Ообогон   ургын узуурhаа олдоhон Обогон   «найденный у
    подножия цветка Обогон». Он вырос и женился на девушке из олзоевского рода. У
    него было три сына   Хогой, Онтохой и Онгой, от которых произошли роды
    хогоевский, онхотоевский и онгоевский. О происхождении эрхидеевского,
    холтубаевского и бараевского родов сохранилось следующее предание. Род Хогоя
    жил в долине реки Куды и подчинялся Верхоленскому острогу. Всего у Хогоя было
    десять дочерей и пять сыновей. Сын Хогоя Тэгшэ (Тэгшэхэн) был женат на девушке
    из цэгэнутского рода, жившего по реке Ле­не. Брак этот был счастливый. Через
    год у них родился перве­нец, которого назвали Эрхидеем (Эрилгэндэ ерэЬэн
    Эрхидэн  «по просьбе рожденный Эрхидей»). Хогой был стар и хотел при жизни
    иметь внука, а потому часто приносил жертву сво­им предкам и просил их о
    даровании внука. Рождение внука он приписал своим родовым божествам. Вскоре
    Хогой с сы­новьями переселился в необжитую местность, богатую травой, лесом и
    дичью. Здесь родился второй знук, которому нарекли имя Хоолта байра  
    Холтубай по названию местности. Через год родился третий внук, которого назвали
    Бараем. Старик Хогой был рад умножению своего рода и считал себя самым
    счастливым человеком, облагодетельствованным предками, поэтому и назвал
    третьего внука Бараем. Когда род Хогоя со­стоял из 49 человек, он поехал в
    Верхоленский острог и разде­лил свою семью на четыре части: первую часть назвал
    хогоевым родом, вторую   по имени старшего внука   эрхидеевым родом,
    третью   по имени второго внука   холтубаевым ро­дом, а четвертую
     по имени младшего внука   бараевым ро­дом.

  • 26 июл 2017 16:05

    БАРАЕВСКИЙ РОД


    Бараев род


    I бараев род   улусы Хоготский, Халютинский и
    Хайматский.


    II бараев род   улусы Халютинский и Хайматский.


    III бараев род   ясачная деревня Харюзовка, улусы
    Халютинский и Хай­матский.


    Все три бараевых рода входили
    в Молькинскую инородную управу бывшего Балаганского уезда Иркутской губернии.


    Записано со слов М. Мажарова
    из Улан-Удэ в 1925 году.


    При раз­деле думы в 1887 году они, с особого
    разрешения генерал-губер­натора графа Игнатьева, образовали самостоятельную
    инород­ную управу во главе с головой, которым был избран бурят булутского рода
    Ишигыл Шалтыков. Хогоевцы вошли в Молькинскую инородную управу совместно с
    родами I и II Бараевскими,
    I и III Ноетскими.


    Онхотой был сыном Обогона. У
    него было два брата, звали их Онгоем и Хогоем. Из долины реки Куды они
    переехали в до­лину речки Кахи. Место было богато травой и лесом. Люди охо­тились
    на зверей, пасли свой скот и лошадей. Здесь им было при­вольно.


    На месте, где теперь стоит село Оса, иркутский Вознесенский
    монастырь основал себе слободу: распахал землю, построил мельницу и завел скот.


    Место, где поселились буряты, занял
    Вознесенский монастырь под заимку. Туда приехали монахи, завели скот, распахали
    паш­ни. В скором времени туда наехало много разного сброда, ко торый работал на
    заимке в качестве батраков. Они стали грабить и обижать бурят. Буряты боялись
    этих воров и грабителей. Это место стало запретным (хорюур). Поэтому оно стало
    называться Хорюурта или Хоригто. Заимка монастыря была ликвидирована, на этом
    месте остались жить русские люди, которые образовали село Осу, или по-бурятски
    Хоригто.


    От грабежа и обид онгоев и хогоев роды
    частично откочевали, поселились в необжитом месте, ниже Балаганского острога, и
    об­разовали улусы Молькинского инородческого ведомства. Часть онгоева рода
    переехала реку Ангару и поселилась в долине peки Унги, часть же   осталась
    в долине Осы и образовала улусы Онгой I и Онгой II. Онхотой занял долину речки
    Улей, образовал улусы Ехэ Ялга, Таряата, Заимхын айл, Булага айл, Тагай,
    Хонсойтон, Бульжухай, Улеэзур. Они создали в Улейской инородной: управе два
    рода: I онхотоев и II онхотоев. Потомки Онгоя обра­зовали I, II, III и IV
    онгоевы роды, вошедшие в Бильчирскую ино­родную управу. Потомки Хогоя тоже
    образовали два рода: 1 хо­гоев (кахинский) род, который входил в Кахинскую
    инородную управу и II хогоев род, входивший в Молькинскую инородную управу.


    Хогой жил сначала в долине реки Куды. Оттуда он
    переехал на берег Ангары, ниже Иркутска. Потом переехал в долину реки Иды.
    Здесь жил Готол. Они стали враждовать. На Хогоя напали сэгэнуты (зуун гари
    сэгэнут). Он испугался и уехал в долину реки Осы, поселился в
    устье реки Кахи, а затем переехал на то место,
    где теперь находится Нижне-Наймагутский улус.

  • 26 июл 2017 16:05

    Хогоев род, улус Хоготский бывшей Молькинской инородной управы


    Родословная: Обогон, Хоогой ……. Мамы, Убэh--н (Таабай), Манжиги, hартан,
    Булуу, Бэлээшхи, Гэргэн, Гэргээс, Биляанха, Ефрем, его дети   Полина и
    Лука.


    Записано со слов 43-летнего Ефрема Биляновича Гергесова в 1930


    году.


    Хогоев род Балаганского района





     
     

    Бэлээшхэ


     
     
     

    Хоогой


     

    Мамы


     

    Убэh--н
     (Таабай)


     

    Манжиги


     

    hартан


     

    Булуу


     


     
     

    Гэргэн


     

    Гэргээсэн


     

    Биляанха


     

    Лука


     
     
     

    Ефрем


     
     
     

    Шалуун


     

    Хурнэг
     (Михаил)


     

    Федор


     

    Вова Таня


     


     
     

    Филипп


     
     
     

    Ольга


     

    Ара


     



     
     
     



    На Мольку пришли братья Шандуй и Мамы, поселились в местности Алтани хэр, в
    долине Осы, а оттуда переехали в Халюута, или Тоболхон. Там было соленое озеро.
    Русские хотели добывать из него соль. Буряты боялись русских и решили
    как-нибудь испортить озеро. С этой целью они бросили туда мерт­вую собаку. С
    тех пор соль исчезла.


    Записано со слов Михаила Шулунова хогоевского рода в городе Улан-Удэ 12
    августа 1955 года.


    О хогоевом роде


    (эрхидеев, холтубаев и бараев роды племени
    булагат)


    По словам Хазагара Баданова, Хогой Обогонов
    жил в долине реки Куды. Там население увеличилось, а потому решено было
    разъехаться. Хогой жил сначала на берегу реки Ангары, ниже Иркутска, в
    местности, где теперь село Суховское (Суухайн Таляан). Там жилось ему плохо:
    нападали соседние буряты  шошолокцы. Пользуясь тем, что хогоевцы не имели
    шаманского про­исхождения, они отбирали у них скот и имущество. Хогоевцы
    переехали оттуда в долину реки Иды. Здесь жили готольцы, то­же пришедшие из
    бассейна Куды Они стали нападать на хогоевцев, угонять их скот и табуны. Один
    раз на хогоевцев напали цэгэнуты, пришедшие с Лены. Хогоевцы испугались многочислен­ных
    и сильных цэгэнутов, переехали в долину реки Осы, посели­лись в устье речки
    Кахи. Здесь на них стали нападать русские, жившие в Осинской монастырской
    слободе. Тогда они переехали в устье Обусы и поселились там.


    Хогой, Онхотой и Онгой ездили на место
    нахождения своего материнского последа в долину реки Куды, расположенную меж­ду
    горами Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, которая еще называется Бухэ ехэ нуга, будуун
    ехэ уш--hэн, и устраивали там большой тайлган своим предкам   Буха ноен
    бабаю и Будан хатан ибии. На них стали нападать местные кудинские буряты, боясь
    того, что приезжие сородичи отнимут их счастье, даруемое им предка­ми. Один раз
    напали кудинцы на хогоевцев, отняли у них жерт­венное мясо (даланга), священное
    для бурят шаманистов, и из­били их, приговаривая: «Не ездите сюда больше, не
    заманивайте наше счастье». Хогой с трудом отбился от них и уехал. В эту су­матоху
    он потерял младшего сына Бороя. Кудинцы его подобра­ли, усыновили, вырастили,
    потом женили и отвели ему место для жилья в долине реки Мурина. От потомков
    Бороя образовался Боройский улус, который из-за своей малочисленности входил в
    ашаабагатский род и подчинялся Абаганатской инородной управе бывшего Иркутского
    уезда Иркутской губернии. Еще раньше входил в ведомство Кудинской степной думы.


    Записано со слов шамана Антона Адушеева из
    улуса Нижняя Каха 29 июня 1947 года.

  • 26 июл 2017 16:06

    ХОГОЕВ РОД


    Буряты хогоева рода живут в своей массе в
    долине реки Ка­хи, притоку реки Осы, с правой стороны, и в Мольке, в долине
    реки Ангары, ниже города Балаганска, на правом берегу. Когда-то они жили в
    долине реки Анги. Хогой и его братья Онхотой и Онгой прежде жили на реке Куде
    (Будуун уш--пэн. Бухэ нуга), а потом они разбрелись по разным местам. Один сын
    Хогоя жи­вет в Боройском улусе абаганатского рода. Другой сын Хогоя  
    Ургэдэй из долины Унги переселился в долину реки Лены, в Балтайский улус. Про
    него говорят, что он, живя в долине реки Унги, испугался дальности дров и
    жирного мяса (Унгын тулээн уридэмни хурэбэ, уухэтэй мяханиин зурхэндэм хурэбэ),
    пере­ехал на реку Лену и поселился в Балтае среди чужеродцев никылеевцев.


    Записано со слов Ильи Халтанова хогоевского
    рода из улуса Собачкина в 1947 году.


    Обогон


    Обогон рожден был незамужней девушкой. Она
    увлеклась одним воином, который прибыл из Монголии с отрядом. Родите­ли, узнав
    про беременность своей дочери, стали допытываться, от кого она забеременела.
    Она не выдала своего возлюбленного.


    Один раз, когда она пасла овец своих
    родителей, наступило Бремя родов. Она родила мальчика, завернула его в свое
    летнее кожаное пальто (терлик) и оставила в степи среди благоухаю­щих трав, а
    сама ушла к своему возлюбленному в Монголию. Там она разыскала своего
    возлюбленного, они поженились и стали жить хорошо. Муж ее служил в войсках Энхэ
    Амаглан хана, она стала искусной ткачихой шелка.


    Буряты говорят, что она ткет шелк и страшно
    скучает и пла­чет о своей родине. Если буряты увидят белые пятна на шелке, то
    говорят, что они появились от слез девушки, скучающей о родине.


    Мальчика нашли и воспитали, дали ему имя
    Обогон (Ургын узуурhаа олдоhон Обогон). Он вырос и стал хорошим охотни­ком,
    добывал много дичи и кормил свою семью.


    Предки Обогона жили по реке Куде, в местности
    Бухэ нуга и будутэ уш--hэн у гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн.

  • 26 июл 2017 16:07

    Бухэ нуга   красивая долина реки Куды,
    Будуун уш—hэн   толстые большие ивняки, растущие по берегам реки Куды, Удэ­гэ
    Бэлеэн   небольшая гора, Ухэр Манхай   тоже небольшая скалистая
    горка.


    Хогой жил со своими сородичами по реке Куде, а
    потом переехал из долины реки Куды в устье речки Кахи (Xahaa), то есть на то
    место, где сейчас расположено русское село Лузгиново. В устье речки Кахи жили
    буряты хогоева рода. На месте теперешнего села Осы находилась слобода иркутского
    Вознесенского монастыря. В слободе жили всякие воры и разбойни­ки. Они грабили
    и убивали бурят. Тогда сын Хордона   Мухэшэ взял и переселился на
    теперешнее место и образовал улусы Шилха и Шабарта. Братья Мухэшэ поселились в
    устье реки Кахи, а потом русские вытеснили их из долины реки Осы и об­разовали
    села Лузгино, Сергеево, Янгуты и Ключи. Буряты же частично переселились в
    долину реки Кахи и образовали улусы Усть-Каха (Xahaa узуур), Сункуевский,
    Мольтинский, частично переселились в Мольку и там образовали несколько улусов,
    частично перекочевали на северный берег Байкала и образовали улусы Харасата и
    Долон Мухта. Абирал поселил­ся в Кударе и зажил хорошо: ловил рыбу в Байкале и
    Селенге и охотился на зверей. Ловить рыбу и охотиться он научился еще мальчиком,
    живя на старой родине. У него было два сына, звали их Бальжа и Бараан.


    Записано со слов Николая Уладаева 27 февраля
    1945 года.

  • 26 июл 2017 16:07

    Хогой


    Хогой был сыном Обогона. У Обогона не было
    отца. Родился он от девушки, дочери Тоглока. У Хогоя были братья Онгой и Онхотой.
    Хогой был старшим. Отец их умер тогда, когда они были малы. Онгой и Онхотой
    воспитывались старшим братом, и потому они слушались его, как родного отца.


    Перед разделом с братьями Хогой принес березку
    с тремя развилинами, позвал братьев и предложил взяться каждому за развилину.
    Развилины Онгоя и Онхотоя отломились, а развили­на со стволом осталась Хогою.


    Жили они в долине реки Осы, в устье реки Кахи.
    Вокруг никого не было. Хогой остался на месте, Онгой уехал в устье реки Осы,
    затем часть онгоевцев переправилась через Ангару и поселилась в долине Унги.
    Онхотой занял долину реки Улея. Хогой поселился в устье реки Кахи, впадающей в
    Осу. Потомки его потом расселились по Куде и Мольке.


    Записано со слов Михаила Шулунова в Улан-Удэ
    12 августа 1955 года.

  • 26 июл 2017 16:09

    ХОГОЕВСКИЙ РОД


    Обогон


    Обогон родился от дочери Тоглока (Тугалака).
    Родители, узнав о положении дочери, стали допытываться, от кого она за­беременела.
    Дочь ответила: «Я пасла овец в степи. Там росла красивая травка с чудесными
    лепестками. Я была голодна и съела ее. С тех пор я забеременела».


    Дочь Тоглока родила сына, назвали мальчика
    Обогоном (Ургын узуураа олдоhон Обогон   «У цветов найденный Обо­гон»). Он
    был женат на девушке баргутке. Она родила ему трех сыновей: Хогоя, Онгоя и
    Онхотоя. Жили они в долине реки Куды (Худайн гол) и приносили жертву хозяевам
    гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн.


    В долине Куды стало тесно, люди стали
    разъезжаться по разным местам. Обогон уехал с семьей и поселился в долине реки
    Осы, в местности Алтани хээр. Место было хорошее, паст­бище было богатое, в
    лесах зверей было много.


    Вскоре умер отец, и Хогой стал управлять
    хозяйством. Братья зажили хорошо: скота у них было много, они ловили много
    зверей. Когда братья подросли, то Хогой женил их на хороших девушках. Потом он
    принес березку с тремя разными ветвями и велел ломать ее. Первым ломал Онгой, у
    него отломилась од­на ветка, вторым ломал Онхотой, у него тоже отломилась одна
    ветка. У Хогоя остался ствол с одной веткой. Он сказал: «На­шим предкам угодно,
    чтобы я остался на этом месте».


    Онгой переехал и поселился в устье реки Осы, а
    оттуда часть его потомков переселилась в Унгинскую долину.


    Хогой переселился со своими потомками в устье
    реки Кахи (Xahaa). Скоро иркутский Вознесенский монастырь организо­вал слободу,
    на месте теперешнего села Осы. В слободе посе­лили разный сброд   воров и
    любителей легкой наживы (гу­лящие и охочие люди), которые стали грабить и
    насиловать беззащитных бурят. Хогоевцы были выведены из терпения гра­бежами и
    насилиями этих людей. Они убили несколько чело­век. Смотритель монастыря
    пожаловался игумену, тот послал отчаянных головорезов, чтобы отомстили
    хогоевцам за убийство охочих и гулящих людей монастыря. Убийцы были вынуждены
    переселиться в отдаленное от кочевий место. И они перекочева­ли в Мольку и
    поселились на том месте, где теперь стоит улус Халюта. А оттуда хогоевцы
    расселились кто куда.


    Записано со слов Ефрема Биляновича Гергесова
    из улуса Хоготский бывшей Молькинской инородной управы Балаганского уезда
    Иркутской гу­бернии в 1912 году.


  • 30 мар 2019 13:22
    Интересно. А есть информация по унгинским хулмэнгэ и шарайд?
  • 22 фев 2022 10:34
    Сайн бяйну! Очень рад ознакомиться с такими комментариями. Сам я родом из Халют, отец Хогой яhын, мать Онгой яhын, переплетены современные районы: Балаганский, Усть-Удинский, Нукутский, Осинский и Боханский, которые соединены двумя переправами: Балаганск- Игжей, Свирск-Каменка. Вот так и по сей день: Переправа - Берег Левый - Переправа - Берег Правый.