ВОРОТА , КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ И ОБРЯДНОСТИ У СЛАВЯН
Ворота — символ границы между своим, освоенным пространством и чужим, внешним миром. Как элемент материальной культуры и обрядности ворота особенно значимы в традиции восточных и западных славян. Открывание-закрывание ворот символизирует акт контакта с внешним миром. Ворота — опасное место, где обитает нечистая сила. Ворота — объект почитания и защиты. К воротам прикрепляли громовую свечу, втыкали в них зубья бороны или вешали косу, затыкали в щели ворот колючие растения — от ведьм.. Особенно оберегали ворота и тем самым дом в дни, когда активизировалась нечистая сила. В Полесье накануне Купалы в щели ворот затыкали крапиву, чтобы ведьма не пролезла во двор; в Сербии на ворота вешали венок, сплетенный на Петров день, а при появлении градовой тучи снимали его и размахивали им, отгоняя град. В ворота клали пояс, освященные яйца, топор, сковородник, ухват, замок и через эти предметы перегоняли скот. В воротах также рубили колядный веник (обряд, совершаемый для того, чтобы избежать наказания за нарушение запретов на работу во время святок); по разостланной в воротах скатерти ввозили во двор первый воз сжатого хлеба: в воротах разжигали костры на свадьбу и в другие праздники. В свадебном обряде ворота — преграда на пути участников свадьбы: перед сватами или молодыми запирали ворота и требовали выкупа. В погребальном обряде у болгар сразу после выноса тела в воротах разжигали огонь, чтобы душа не могла вернуться обратно. Чтобы не выносить покойника через ворота (как и через двери дома), обмануть смерть и воспрепятствовать возвращению души, у сербов часто разбирали забор; украинцы после выноса тела обвязывали ворота красным поясом или рушником, чтобы вслед за умершим «не ушла з двора худоба». Особые поверья и ритуалы были связаны с кладбищенскими воротами. Часто считалось, что душа последнего умершего жителя села сидит на воротах кладбища в ожидании следующего покойника. Ворота служили местом гаданий. На Украине на святки девушки выбегали ночью из дома, влезали на ворота и «окликали долю», пытаясь по отзвукам угадать свою судьбу. Через ворота перекидывали обувь, и когда она падала, по направлению носка определяли, откуда ждать сватов; стоя в воротах загадывали, кто пройдет мимо: появление мужчины сулило скорое замужество. На некоторые праздники в ворота кидали палками и камнями, разбивали о ворота горшки, колотили по воротам, чтобы шумом отпугнуть злые силы. В ворота били, приглашая в Сочельник на кутью мороз и др. стихии. Во врем обрядовых бесчинств молодежи ворота снимали с петель, забрасывали на крышу, дерево, кидали в реку и т. п. Иногда ворота похищали у соседей и бросали в реку, чтобы вызвать дождь. На Троицу было принято строить ворота из веток и зелени. Под такими воротами «кумились» девушки. На свадьбе под зелеными арками-воротами проходили молодые и все участники свадебного поезда, чтобы защититься от порчи. У русских ворота из досок и бревен строили за селом при падеже скота. Их обвешивали полотенцами, рыли подними ров и прогоняли по нему животных.
РУСЬ без КРЕСТА
ВОРОТА , КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ И ОБРЯДНОСТИ У СЛАВЯН
Ворота — символ границы между своим, освоенным пространством и чужим, внешним миром. Как элемент материальной культуры и обрядности ворота особенно значимы в традиции восточных и западных славян.
Открывание-закрывание ворот символизирует акт контакта с внешним миром. Ворота — опасное место, где обитает нечистая сила.
Ворота — объект почитания и защиты. К воротам прикрепляли громовую свечу, втыкали в них зубья бороны или вешали косу, затыкали в щели ворот колючие растения — от ведьм.. Особенно оберегали ворота и тем самым дом в дни, когда активизировалась нечистая сила. В Полесье накануне Купалы в щели ворот затыкали крапиву, чтобы ведьма не пролезла во двор; в Сербии на ворота вешали венок, сплетенный на Петров день, а при появлении градовой тучи снимали его и размахивали им, отгоняя град.
В ворота клали пояс, освященные яйца, топор, сковородник, ухват, замок и через эти предметы перегоняли скот.
В воротах также рубили колядный веник (обряд, совершаемый для того, чтобы избежать наказания за нарушение запретов на работу во время святок); по разостланной в воротах скатерти ввозили во двор первый воз сжатого хлеба: в воротах разжигали костры на свадьбу и в другие праздники.
В свадебном обряде ворота — преграда на пути участников свадьбы: перед сватами или молодыми запирали ворота и требовали выкупа. В погребальном обряде у болгар сразу после выноса тела в воротах разжигали огонь, чтобы душа не могла вернуться обратно. Чтобы не выносить покойника через ворота (как и через двери дома), обмануть смерть и воспрепятствовать возвращению души, у сербов часто разбирали забор; украинцы после выноса тела обвязывали ворота красным поясом или рушником, чтобы вслед за умершим «не ушла з двора худоба». Особые поверья и ритуалы были связаны с кладбищенскими воротами. Часто считалось, что душа последнего умершего жителя села сидит на воротах кладбища в ожидании следующего покойника.
Ворота служили местом гаданий. На Украине на святки девушки выбегали ночью из дома, влезали на ворота и «окликали долю», пытаясь по отзвукам угадать свою судьбу. Через ворота перекидывали обувь, и когда она падала, по направлению носка определяли, откуда ждать сватов; стоя в воротах загадывали, кто пройдет мимо: появление мужчины сулило скорое замужество.
На некоторые праздники в ворота кидали палками и камнями, разбивали о ворота горшки, колотили по воротам, чтобы шумом отпугнуть злые силы. В ворота били, приглашая в Сочельник на кутью мороз и др. стихии. Во врем обрядовых бесчинств молодежи ворота снимали с петель, забрасывали на крышу, дерево, кидали в реку и т. п. Иногда ворота похищали у соседей и бросали в реку, чтобы вызвать дождь.
На Троицу было принято строить ворота из веток и зелени. Под такими воротами «кумились» девушки. На свадьбе под зелеными арками-воротами проходили молодые и все участники свадебного поезда, чтобы защититься от порчи. У русских ворота из досок и бревен строили за селом при падеже скота. Их обвешивали полотенцами, рыли подними ров и прогоняли по нему животных.