По вопросам рекламы и сотрудничества
Одноклассники - https://ok.ru/media..hunter
ВКонтакте - https://vk.com/antonvolkovvk
Музыка - это некая постоянная в нашей жизни... Отдохните от всех забот и погрузитесь в хорошее настроение!
В соответствии с законодательством РФ все материалы представленные в нашей группе, предназначены исключительно для персонального использования в ознакомительных целях. Все права на них принадлежат их владельцам.
Мы уважаем и высоко ценим авторские права других лиц. Если нарушены ваши права, пожалуйста, свяжитесь с нами и мы устраним факты, нарушающие право собственности или удалим видео.
Игры для нетрадиционного оздоровления детей младшего дошкольного возраста
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Удобнее организовывать эти игры двум педагогам – практическому психологу и физинструктору. Один из них исполняет роль наблюдателя и ассистента. Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Например, забавное упражнение «Цапля» показывает, у кого из детей нарушена функция статистического равновесие. Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться в зависимости от возраста ребёнка. Общая длительность игр в младшем дошкольном возрасте составляет в среднем 1 - 2 минуты. Игры не должны повторятся (или повторяться, может быть, изредка, чтобы детям было интересно. Особых возрастных требований к участникам оздоровительных игр нет. Цапля. Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на «лучшую цаплю». Дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше (при непосредственной помощи взрослого). Руки на поясе. Игра «Цапля» тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей. Скачки. Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Ведущий объявляет начало скачек. Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение 5-10 секунд. Ведущий благодарит детей и отмечает, что ходьба шагом у «лошадок» получается хорошо. Затем детям предлагается медленно «поскакать» вперёд (ходьба на руках и ногах с продвижением вперёд). В заключение «скачек» воспитатели благодарят всех детей за участие в игре. Оздоровительный эффект этой игры заключается в массаже внутренних органов и в укреплении костно-мышечной системы конечностей. Уши. Для выполнения этого упражнения нужно сесть на стул. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 5 – 10 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки. В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.. Кошка. Ведущий предлагает детям опустится на колени и упереться ладонями в пол. – Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она сгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Упражнение выполняется в течение двух секунд. Ведущий благодарит детей. Игра способствует эмоциональному подъему, тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу. УПРАЖНЕНИЯ-ИГРЫ ПРИ БОЛЕЗНЯХ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Болезни дыхательной системы: ринит, ринофарингит, хронический бронхит, аденоиды. При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидной вегетации, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования, слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании расслабляются дыхательные мышцы, рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ. Пастушок дудит в рожок (дети 2 - 3 лет) Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах. Рожок, дудочка. Необходимо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть рожок. Ведущий просит ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех корой. Ведущий показывает, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто продудит громче всех. Контроль ветров (дети 2 - 3 лет) Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица. Ведущий рассказывает: "Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех". Затем дети парами дуют на вертушку (чья вертушка дольше крутится, тот и победил) или на подвешенные воздушные шарики (чей шарик отлетит вьппе, тот и победил). Каждому дается по три попытки. По команде ведущего дуют, а ведущий показывает, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот. Из каждой нары детей отбирают лучшего, и они соревнуются между собой. Победителю торжественно присваивают титул "Король ветров" и усаживают на "трон" (стул). Вертушка или шарик (дети 2 - 3 лет) Дети дуют на вертушку или подвешенные воздушные шарики: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот. На столе между карандашами расположить 5-10 шариков. Вытянув губы трубочкой, глубоким сильным выдохом ребенку необходимо сдуть шары со стола по одному. Вдох через нос. Бульканье (дети 2 - 3 лет) Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление. Стакан или бутылочка, наполненные на треть: водой, соломинка (коктейльная трубочка), фанты (жетоны, фантики). Перед каждым ребенком на столике стоят бутылочки с водой и соломинкой. Ведущий, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем каждый пробует сделать то же самое. Ведущий следит за правильностью выполнения. После того как каждый из детей попробовал, но команде ведущего все дети начинают вдыхать и затем булькать. Тот, у кого получилось пробулькать дольше всех, получает фант. Совушка-сова (дети 3 лет) Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох). Дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу ведущего "день" дети-"совы" медленно поворачивают головы влево и вправо. По сигналу "ночь" дети смотрят вперед и взмахивают руками-"крыльями". Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят "у...у...ффф". Повторяют 2 - 4 раза. Шарик лопнул (дети 3 лет) Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования. Фанты из бумаги Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает "надуть шарик". Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот "ффф... ", медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается - дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят звук "шшш...", делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2 - 5 раз. Тот, кто сделал лучше всех, получает фант. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а во время игры не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения у ребенка. Запасливые хомячки (дети 3 лет) Тренировка носового дыхания, смыкания губ, координации движений. 2 стула, листы бумаги, 4 - 5 фантов. Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через "болото" зерно. Необходимо от стула до стула ("болото"), шагая по листам бумаги, преодолеть "болото" и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через "болото" по "кочкам" (листам бумаги). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по "кочкам" обратно. Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты. Ведущий следит за точностью выполнения игры и награждает того, кто справился быстрее всех и не оступился с "кочек". Чей шарик дальше? (дети 3 лет) Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах. Стол, два пинг-понговых шарика (лучше разного цвета), 2 кубика (или пуговицы) таких же цветов, как и шарики, ленточка. Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за 3 попытки укатился дальше. Kтo самый громкий? (дети старше 3 лет) Тренировка носового дыхания, смыкания губ. Фанты-жетоны. Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и произносить (выдыхать) "ммм", одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук "ммм" надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря и так же на выдохе с произнесением "ммм" надо похлопать указательным пальцем по левой ноздре. Игра повторяется несколько раз. После каждого раза тому, кто произнес звук "ммм" правильно и громче всех, вручается фант. После окончания игры подсчитываются фанты и объявляется победитель. Перышки (дети старше 3 лет) Тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта. 4 стула, 2 веревки, 10 пучков перышек, связанных по 3 - 4 перышка. Между стульями натягивают веревки с привязанными пучками перышек на расстоянии 10 см друг от друга. Участники делятся на 2 команды и располагаются напротив перышек на расстоянии 50 см. по сигналу ведущего, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают одно перышко, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы надо сложить узкой трубочкой, а щеки надуть. Выигрывает та команда, у которой перышки слетят быстрее. Общие бронхолегочные заболевания. При бронхиальных заболеваниях необходимы: поддержание эластичности легочной ткани, улучшение бронхиальной проходимости, дренажной (очистительной) функции бронхов, восстановление согласованной работы функции бронхов и дыхательной мускулатуры, координации в деятельности дыхательных и соматических мышц; профилактика нарушения осанки, адаптация дыхания и организма в целом к физической нагрузке посредством общей тренировки, повышение тонуса, оздоровление нервно-психической сферы. Для решения этих задач рекомендуется игры с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пение песенок в такт ходьбе. Все это звукоречевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем, способствующим уменьшению спазмов в бронхах. Полезны игры с дозированным бегом, ходьбой в чередовании с упражнениями по расслаблению, дыхательными упражнениями.Данный материал подготовлен специалистами клуба 'Родители и дети в интернете' для группы 'Развивайка.' Подпрыгни и подуй. Улучшение функции дыхания, повышение тонуса адаптации дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам. Воздушный шарик. На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и, подпрыгнув, подуть на шарик. Бульканье. Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление. Стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка (коктейльная трубочка). Глубоко вдохнуть через нос и сделать глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Совушка-соловушка. Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох). По сигналу «День! » дети-«совы» медленно поворачивают голову влево и вправо. По сигналу «Ночь! » дети смотрят вперед и взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у… -ффф». Повторяют 1 - 2 раза. Шарик лопнул… Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ. Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ффф. », медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят звук «ш-ш-ш. », делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-3 раз. Поезд. Улучшение функции дыхания, умение действовать в коллективе, реагировать на сигнал. Подражая гудку паровоза, дети продвигаются вперед («гу-гу») сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. Мартышки и кокосовые орехи. Улучшение функции дыхания (глубины, ритма, укрепление мышц рук,проговаривание звуков «ч» и «ш».) Мячик. Дети передают мяч друг другу по кругу 2 - 3 раза. Это «погрузка кокосов мартышками на поезд». Затем дети производят круговые движения руками, произнося: «Чу-чу-чу. Поезд движется! ». Через 1 - 2 минуты поезд останавливается, дети говорят: «Ш-ш-ш». После этого начинается «выгрузка кокосов» – проделываются те же движения, что и при «погрузке». При произношении звука «ш-ш-ш» губы складываются в трубочку. УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями. Запусти ракету на Луну (дети 1 — 3 лет) Обучение приемам игры в мяч, развитие умения ориентироваться в пространстве, координация движений рук, развитие мышц плечевого пояса. Ведущий предлагает запустить ракету на Луну. Берет мяч и кидает его вверх. Ребенок сидит и повторяет движения взрослого. Так можно сделать 5 — 6 раз.Затем движения можно повторить стоя. Когда мяч падает, ребенок подходит к нему, берет его и по команде («ракета полетела») кидает снова. Ведущему необходимо подбадривать ребенка, следить за правильной осанкой. Более сложный вариант броска возможен с подскоком и отрыванием обеих ног от пола. Перешагни через веревочку (дети 2 — 3 лет) Развитие координации движений, ловкости, формирование навыка в перешагивании препятствия. Действия: Протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии 10 — 15 см от пола. Ребенок сидит на стуле в 3 — 5 м от веревочки. По команде ведущего ребенок идет и перешагивает через веревочку, затем поворачивается, и снова перешагивает через веревочку, пока не перешагнет по всей длине. Если ребенку трудно, то можно сделать 3 — 4 перешагивания. Игру лучше выполнять под ритмичную музыку или хлопки ведущего при каждом .перешагивании через веревочку. Ведущему нужно контролировать правильность осанки и смыкания губ (рот должен быть закрыт). Начинать можно с одной стороны веревочки, а на другой стороне, на стуле, к которому прикреплена веревочка, можно положить приз. Ласточка (дети 3 лет) Тренировка вестибулярного аппарата, координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата, туловища, рук. Ведущий показывает, как нужно стоять «ласточкой». Затем ребенок сам стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище несколько наклонено вперед, голова поднята. Ведущий держит ребенка за обе руки (в дальнейшем за одну) и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога. Поза вначале удерживается не более 1 секунды, затем опорная нога меняется.
Маленькая прелесть
Игры для нетрадиционного оздоровления детей младшего дошкольного возраста
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА
Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Удобнее организовывать эти игры двум педагогам – практическому психологу и физинструктору. Один из них исполняет роль наблюдателя и ассистента.
Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Например, забавное упражнение «Цапля» показывает, у кого из детей нарушена функция статистического равновесие.
Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться в зависимости от возраста ребёнка. Общая длительность игр в младшем дошкольном возрасте составляет в среднем 1 - 2 минуты. Игры не должны повторятся (или повторяться, может быть, изредка, чтобы детям было интересно. Особых возрастных требований к участникам оздоровительных игр нет.
Цапля.
Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на «лучшую цаплю». Дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше (при непосредственной помощи взрослого). Руки на поясе. Игра «Цапля» тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.
Скачки.
Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Ведущий объявляет начало скачек. Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение 5-10 секунд. Ведущий благодарит детей и отмечает, что ходьба шагом у «лошадок» получается хорошо. Затем детям предлагается медленно «поскакать» вперёд (ходьба на руках и ногах с продвижением вперёд). В заключение «скачек» воспитатели благодарят всех детей за участие в игре. Оздоровительный эффект этой игры заключается в массаже внутренних органов и в укреплении костно-мышечной системы конечностей.
Уши.
Для выполнения этого упражнения нужно сесть на стул. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 5 – 10 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки. В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков..
Кошка.
Ведущий предлагает детям опустится на колени и упереться ладонями в пол.
– Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она сгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Упражнение выполняется в течение двух секунд. Ведущий благодарит детей.
Игра способствует эмоциональному подъему, тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.
УПРАЖНЕНИЯ-ИГРЫ ПРИ БОЛЕЗНЯХ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Болезни дыхательной системы: ринит, ринофарингит, хронический бронхит, аденоиды.
При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидной вегетации, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования, слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании расслабляются дыхательные мышцы, рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ.
Пастушок дудит в рожок (дети 2 - 3 лет)
Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах. Рожок, дудочка.
Необходимо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть рожок.
Ведущий просит ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех корой. Ведущий показывает, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто продудит громче всех.
Контроль ветров (дети 2 - 3 лет)
Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.
Ведущий рассказывает: "Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех". Затем дети парами дуют на вертушку (чья вертушка дольше крутится, тот и победил) или на подвешенные воздушные шарики (чей шарик отлетит вьппе, тот и победил). Каждому дается по три попытки. По команде ведущего дуют, а ведущий показывает, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот. Из каждой нары детей отбирают лучшего, и они соревнуются между собой. Победителю торжественно присваивают титул "Король ветров" и усаживают на "трон" (стул).
Вертушка или шарик (дети 2 - 3 лет)
Дети дуют на вертушку или подвешенные воздушные шарики: воздух
вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.
На столе между карандашами расположить 5-10 шариков. Вытянув губы трубочкой, глубоким сильным выдохом ребенку необходимо сдуть шары со стола по одному. Вдох через нос.
Бульканье (дети 2 - 3 лет)
Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Стакан или бутылочка, наполненные на треть: водой, соломинка (коктейльная трубочка), фанты (жетоны, фантики).
Перед каждым ребенком на столике стоят бутылочки с водой и соломинкой. Ведущий, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем каждый пробует сделать то же самое. Ведущий следит за правильностью выполнения. После того как каждый из детей попробовал, но команде ведущего все дети начинают вдыхать и затем булькать. Тот, у кого получилось пробулькать дольше всех, получает фант.
Совушка-сова (дети 3 лет)
Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).
Дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу ведущего "день" дети-"совы" медленно поворачивают головы влево и вправо. По сигналу "ночь" дети смотрят вперед и взмахивают руками-"крыльями". Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят "у...у...ффф". Повторяют 2 - 4 раза.
Шарик лопнул (дети 3 лет)
Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования.
Фанты из бумаги
Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает "надуть шарик". Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот "ффф... ", медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается - дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят звук "шшш...", делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2 - 5 раз. Тот, кто сделал лучше всех, получает фант. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а во время игры не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения у ребенка.
Запасливые хомячки (дети 3 лет)
Тренировка носового дыхания, смыкания губ, координации движений.
2 стула, листы бумаги, 4 - 5 фантов.
Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через "болото" зерно. Необходимо от стула до стула ("болото"), шагая по листам бумаги, преодолеть "болото" и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через "болото" по "кочкам" (листам бумаги). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по "кочкам" обратно.
Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты. Ведущий следит за точностью выполнения игры и награждает того, кто справился быстрее всех и не оступился с "кочек".
Чей шарик дальше? (дети 3 лет)
Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Стол, два пинг-понговых шарика (лучше разного цвета), 2 кубика (или пуговицы) таких же цветов, как и шарики, ленточка.
Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за 3 попытки укатился дальше.
Kтo самый громкий? (дети старше 3 лет)
Тренировка носового дыхания, смыкания губ.
Фанты-жетоны.
Ведущий показывает детям, как играть:
выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и произносить (выдыхать) "ммм", одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук "ммм" надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря и так же на выдохе с произнесением "ммм" надо похлопать указательным пальцем по левой ноздре. Игра повторяется несколько раз. После каждого раза тому, кто произнес звук "ммм" правильно и громче всех, вручается фант. После окончания игры подсчитываются фанты и объявляется победитель.
Перышки (дети старше 3 лет)
Тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта.
4 стула, 2 веревки, 10 пучков перышек, связанных по 3 - 4 перышка.
Между стульями натягивают веревки с привязанными пучками перышек на расстоянии 10 см друг от друга. Участники делятся на 2 команды и располагаются напротив перышек на расстоянии 50 см. по сигналу ведущего, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают одно перышко, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы надо сложить узкой трубочкой, а щеки надуть. Выигрывает та команда, у которой перышки слетят быстрее.
Общие бронхолегочные заболевания.
При бронхиальных заболеваниях необходимы:
поддержание эластичности легочной ткани, улучшение бронхиальной проходимости, дренажной (очистительной) функции бронхов, восстановление согласованной работы функции бронхов и дыхательной мускулатуры, координации в деятельности дыхательных и соматических мышц;
профилактика нарушения осанки, адаптация дыхания и организма в целом к физической нагрузке посредством общей тренировки, повышение тонуса, оздоровление нервно-психической сферы.
Для решения этих задач рекомендуется игры с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пение песенок в такт ходьбе. Все это звукоречевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем, способствующим уменьшению спазмов в бронхах. Полезны игры с дозированным бегом, ходьбой в чередовании с упражнениями по расслаблению, дыхательными упражнениями.Данный материал подготовлен специалистами клуба 'Родители и дети в интернете' для группы 'Развивайка.'
Подпрыгни и подуй.
Улучшение функции дыхания, повышение тонуса адаптации дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.
Воздушный шарик.
На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и, подпрыгнув, подуть на шарик.
Бульканье.
Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка (коктейльная трубочка).
Глубоко вдохнуть через нос и сделать глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук.
Совушка-соловушка.
Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).
По сигналу «День! » дети-«совы» медленно поворачивают голову влево и вправо. По сигналу «Ночь! » дети смотрят вперед и взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у… -ффф». Повторяют 1 - 2 раза.
Шарик лопнул…
Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ.
Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ффф. », медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят звук «ш-ш-ш. », делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-3 раз.
Поезд.
Улучшение функции дыхания, умение действовать в коллективе, реагировать на сигнал.
Подражая гудку паровоза, дети продвигаются вперед («гу-гу») сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут.
Мартышки и кокосовые орехи.
Улучшение функции дыхания (глубины, ритма, укрепление мышц рук,проговаривание звуков «ч» и «ш».)
Мячик.
Дети передают мяч друг другу по кругу 2 - 3 раза. Это «погрузка кокосов мартышками на поезд». Затем дети производят круговые движения руками, произнося: «Чу-чу-чу. Поезд движется! ». Через 1 - 2 минуты поезд останавливается, дети говорят: «Ш-ш-ш». После этого начинается «выгрузка кокосов» – проделываются те же движения, что и при «погрузке». При произношении звука «ш-ш-ш» губы складываются в трубочку.
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ
В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят).
Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.
Запусти ракету на Луну (дети 1 — 3 лет)
Обучение приемам игры в мяч, развитие умения ориентироваться в пространстве, координация движений рук, развитие мышц плечевого пояса.
Ведущий предлагает запустить ракету на Луну. Берет мяч и кидает его вверх. Ребенок сидит и повторяет движения взрослого. Так можно сделать 5 — 6 раз.Затем движения можно повторить стоя. Когда мяч падает, ребенок подходит к нему, берет его и по команде («ракета полетела») кидает снова. Ведущему необходимо подбадривать ребенка, следить за правильной осанкой. Более сложный вариант броска возможен с подскоком и отрыванием обеих ног от пола.
Перешагни через веревочку (дети 2 — 3 лет)
Развитие координации движений, ловкости, формирование навыка в перешагивании препятствия.
Действия: Протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии 10 — 15 см от пола. Ребенок сидит на стуле в 3 — 5 м от веревочки.
По команде ведущего ребенок идет и перешагивает через веревочку, затем поворачивается, и снова перешагивает через веревочку, пока не перешагнет по всей длине. Если ребенку трудно, то можно сделать 3 — 4 перешагивания. Игру лучше выполнять под ритмичную музыку или хлопки ведущего при каждом .перешагивании через веревочку.
Ведущему нужно контролировать правильность осанки и смыкания губ (рот должен быть закрыт). Начинать можно с одной стороны веревочки, а на другой стороне, на стуле, к которому прикреплена веревочка, можно положить приз.
Ласточка (дети 3 лет)
Тренировка вестибулярного аппарата, координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата, туловища, рук.
Ведущий показывает, как нужно стоять «ласточкой». Затем ребенок сам стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище несколько наклонено вперед, голова поднята. Ведущий держит ребенка за обе руки (в дальнейшем за одну) и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога. Поза вначале удерживается не более 1 секунды, затем опорная нога меняется.