7 янв 2021
Чудесное рождение Христа
В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
младенец родился в пещере, чтоб мир спасти...
И. А. Бродский
Царь Ирод, наместник римского императора Августа, повелел провести всенародную перепись населения, чтобы узнать точное число людей, живущих на завоёванных римлянами землях. Каждый житель должен был прийти в город своих предков для переписи. Толпы израильского народа потянулись в Вифлеем, город Давида. В их числе были Иосиф, происходивший из рода Давида, и его жена Мария. Им предстоял нелёгкий путь из Назарета через всю страну с севера на юг, по горным местностям и через пустыню.
Одна из деталей события Рождества Христова, которых нет в иконописи, но есть в живописи – изображение переписи населения, с рассказа о которой начинается рождественская глава Евангелия от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле…» (Лк. 2,1).
Замечательный мастер Северного Возрождения Питер Брейгель Старший (XVI век) посвятил этому сюжету знаменитую картину «Перепись в Вифлееме». Но глазам зрителя предстает не гористая Святая Земля, а заснеженные Нидерланды. Художник переносит евангельские события в современный ему мир. На Рождество на севере Европы всегда бывает снег, поэтому праведный Иосиф и Богородица бредут по снегу.
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
О том, что это Святое семейство (так принято было говорить в Европе XIV-XVII веков), можно догадаться, лишь разглядев осла, на котором сидит Дева Мария, и пилу на плече Иосифа – плотника. Огромные массы людей, среди которых затерялось скромное Святое семейство, изображают толпы народа, пришедшие на перепись. Но больше ничего не говорит нам о том, что скоро должно совершиться великое событие Рождества. Нидерландские крестьяне заняты своими хозяйственными делами, дети резвятся на льду .
Только рождественский венок, прибитый над дверью дома, и жареный поросенок намекают на праздник Рождества. Но это опять не евангельские детали, а реальность повседневной жизни Нидерландов эпохи Возрождения
О том, что это Святое семейство (так принято было говорить в Европе XIV-XVII веков), можно догадаться, лишь разглядев осла, на котором сидит Дева Мария, и пилу на плече Иосифа – плотника. Огромные массы людей, среди которых затерялось скромное Святое семейство, изображают толпы народа, пришедшие на перепись. Но больше ничего не говорит нам о том, что скоро должно совершиться великое событие Рождества. Нидерландские крестьяне заняты своими хозяйственными делами, дети резвятся на льду .
Только рождественский венок, прибитый над дверью дома, и жареный поросенок намекают на праздник Рождества. Но это опять не евангельские детали, а реальность повседневной жизни Нидерландов эпохи Возрождения
- Канторс - Рождественский концерт
Мария, ожидавшая ребёнка, была сильно измучена утомительной и долгой дорогой. И вот наконец поздно вечером они пришли в Вифлеем. Там было уже столько народа, что нигде не осталось места для ночлега. Мария и Иосиф укрылись в вертепе (одной из пещер), куда во время ненастья пастухи загоняли свои стада.
Всё было там убого, скудно, просто;
Ночь; душный хлев; тяжёлый храп быка...
В. Ф. Ходасевич. «Мечта моя! Из Вифлеемской дали...»
Вдруг произошло нечто странное: остановился небесный свод, животные перестали жевать, пастухи замерли. Всё оцепенело. Только высоко в небе горела яркая Вифлеемская звезда, предвещавшая рождение Сына Божьего, Иисуса Христа. Спеленала Мария первенца и положила в ясли (ящик для корма скота). Они и стали первой колыбелькой младенца.
Всё было там убого, скудно, просто;
Ночь; душный хлев; тяжёлый храп быка...
В. Ф. Ходасевич. «Мечта моя! Из Вифлеемской дали...»
Вдруг произошло нечто странное: остановился небесный свод, животные перестали жевать, пастухи замерли. Всё оцепенело. Только высоко в небе горела яркая Вифлеемская звезда, предвещавшая рождение Сына Божьего, Иисуса Христа. Спеленала Мария первенца и положила в ясли (ящик для корма скота). Они и стали первой колыбелькой младенца.
Рембрандт. Святое семейство. 1645 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Трудно найти в мировом искусстве сюжет более распространённый, чем рождение Христа. Слишком велико и значительно было это событие в жизни людей, не случайно именно от него человечество ведёт отсчёт новой эры (н. э.). Событие это вобрало в себя, по словам поэта Б.Пастернака, «все мысли веков, все мечты, все миры». (Ссылка на заметку об известном стихотворении Б. Пастернака "Рождественская звезда" размещена в комментарии к теме. Оно предстаёт перед нами в мозаиках и фресках, иконах и картинах, в скульптуре, поэзии, музыке и книжной миниатюре. Но как по-разному видели этот сюжет художники!
Конечно, в его художественном воплощении было нечто общее, объединявшее все произведения. Основой для каждого были евангельские рассказы Матфея и Луки и несколько преданий, уходящих корнями в глубокую древность. Ещё первые христиане, гонимые римскими наместниками, изображали Рождество Христово на стенах катакомб, в одной из которых сохранилась фреска III в. — первое произведение, запечатлевшее это знаменательное событие. С IV в. в связи с распространением христианства этот сюжет становится излюбленным и наиболее популярным. Многие детали (ясли с младенцем, три волхва, осёл и вол, заглядывающие в ясли) почти всегда будут присутствовать в произведениях искусства.
Трудно найти в мировом искусстве сюжет более распространённый, чем рождение Христа. Слишком велико и значительно было это событие в жизни людей, не случайно именно от него человечество ведёт отсчёт новой эры (н. э.). Событие это вобрало в себя, по словам поэта Б.Пастернака, «все мысли веков, все мечты, все миры». (Ссылка на заметку об известном стихотворении Б. Пастернака "Рождественская звезда" размещена в комментарии к теме. Оно предстаёт перед нами в мозаиках и фресках, иконах и картинах, в скульптуре, поэзии, музыке и книжной миниатюре. Но как по-разному видели этот сюжет художники!
Конечно, в его художественном воплощении было нечто общее, объединявшее все произведения. Основой для каждого были евангельские рассказы Матфея и Луки и несколько преданий, уходящих корнями в глубокую древность. Ещё первые христиане, гонимые римскими наместниками, изображали Рождество Христово на стенах катакомб, в одной из которых сохранилась фреска III в. — первое произведение, запечатлевшее это знаменательное событие. С IV в. в связи с распространением христианства этот сюжет становится излюбленным и наиболее популярным. Многие детали (ясли с младенцем, три волхва, осёл и вол, заглядывающие в ясли) почти всегда будут присутствовать в произведениях искусства.
Место, где, по древнему христианскому преданию, родился Иисус Христос. Базилика Рождества Христова, Вифлеем
В эпоху Византии был выработан устойчивый канон, которому должен был строго следовать каждый художник. Именно его и унаследовало древнерусское искусство. К сожалению, время не сохранило многих памятников древнерусской иконописи и фресковой живописи. Во время Великой Отечественной войны безвозвратно погибла знаменитая фреска XII в. «Рождество Христово», находившаяся в церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде. Но и то, что сохранилось, способно вызвать восхищение.
Обратимся к иконе «Рождество Христово», созданной мастером школы Андрея Рублёва. В центре в окружении «земной тверди» (горок) на ярко-алом фоне возлежит Дева Мария. За её спиной — чёрная пещера, в которой видны ясли со спелёнутым младенцем. В них с удивлением заглядывают вол и осёл. Яркий свет Вифлеемской звезды освещает пещеру с младенцем и фигуру Марии. Значимость события призваны передать фигуры ангелов и пастухов, внимательно слушающих чудесную новость. А вот уже им навстречу спешат волхвы. Прекрасна и величественна земля с золотистыми горами и посеребрёнными вершинами. Золотой фон иконы подчёркивает торжественность и праздничность происходящего события.
В эпоху Византии был выработан устойчивый канон, которому должен был строго следовать каждый художник. Именно его и унаследовало древнерусское искусство. К сожалению, время не сохранило многих памятников древнерусской иконописи и фресковой живописи. Во время Великой Отечественной войны безвозвратно погибла знаменитая фреска XII в. «Рождество Христово», находившаяся в церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде. Но и то, что сохранилось, способно вызвать восхищение.
Обратимся к иконе «Рождество Христово», созданной мастером школы Андрея Рублёва. В центре в окружении «земной тверди» (горок) на ярко-алом фоне возлежит Дева Мария. За её спиной — чёрная пещера, в которой видны ясли со спелёнутым младенцем. В них с удивлением заглядывают вол и осёл. Яркий свет Вифлеемской звезды освещает пещеру с младенцем и фигуру Марии. Значимость события призваны передать фигуры ангелов и пастухов, внимательно слушающих чудесную новость. А вот уже им навстречу спешат волхвы. Прекрасна и величественна земля с золотистыми горами и посеребрёнными вершинами. Золотой фон иконы подчёркивает торжественность и праздничность происходящего события.
Рождество Христово. Икона начала XV в. Школа Андрея Рублева. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В иконописи существуют свои особые каноны изображения Священной истории. Иконописец не ставит себе задачу нарисовать иллюстрацию к рождественскому повествованию Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки. Рождество Христово рассматривается с точки зрения вечности, где все другое, не такое как на земле.
Поэтому, например, нет ничего удивительного в том, что в иконе Рождества изображены несколько событий, происшедших в разное время – явление звезды, само Рождество, явление ангелов пастухам, шествие волхвов. Если бы все это изображал светский художник, он, несомненно, предложил бы зрителям серию картин на тему Рождества, где последовательно все бы изобразил. Так, кстати, и произошло в эпоху Возрождения (XV-XVI века). А иконописец соединяет все в одной иконе, потому что в вечности нет «когда» и «потом», а есть только «днесь» то есть «сейчас и навсегда».
В человеческой истории, во времени Рождество Христово совершилось лишь однажды. Но для Церкви, которая каждый год снова и снова входит в пространство Рождества, это событие не является просто историческим фактом, разделяющим время на «до Рождества Христова» и «после». Это событие встречи Бога и человека, времени и Вечности. Это не «однажды», а «навсегда».
Эпоха Средневековья внесла новые элементы в изображение сюжета Рождества Христова. Волхвы из жрецов превратились в царей в праздничных одеждах с богатыми и щедрыми дарами. Теперь их сопровождает многочисленная свита, а пастухи несут свои нехитрые подарки младенцу Иисусу. Сама же Дева Мария чаще изображается стоящей на коленях перед маленьким сыном, поклоняясь ему.
В иконописи существуют свои особые каноны изображения Священной истории. Иконописец не ставит себе задачу нарисовать иллюстрацию к рождественскому повествованию Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки. Рождество Христово рассматривается с точки зрения вечности, где все другое, не такое как на земле.
Поэтому, например, нет ничего удивительного в том, что в иконе Рождества изображены несколько событий, происшедших в разное время – явление звезды, само Рождество, явление ангелов пастухам, шествие волхвов. Если бы все это изображал светский художник, он, несомненно, предложил бы зрителям серию картин на тему Рождества, где последовательно все бы изобразил. Так, кстати, и произошло в эпоху Возрождения (XV-XVI века). А иконописец соединяет все в одной иконе, потому что в вечности нет «когда» и «потом», а есть только «днесь» то есть «сейчас и навсегда».
В человеческой истории, во времени Рождество Христово совершилось лишь однажды. Но для Церкви, которая каждый год снова и снова входит в пространство Рождества, это событие не является просто историческим фактом, разделяющим время на «до Рождества Христова» и «после». Это событие встречи Бога и человека, времени и Вечности. Это не «однажды», а «навсегда».
Эпоха Средневековья внесла новые элементы в изображение сюжета Рождества Христова. Волхвы из жрецов превратились в царей в праздничных одеждах с богатыми и щедрыми дарами. Теперь их сопровождает многочисленная свита, а пастухи несут свои нехитрые подарки младенцу Иисусу. Сама же Дева Мария чаще изображается стоящей на коленях перед маленьким сыном, поклоняясь ему.
Робер Кампен. Рождество. 1425 г. Музей изящных искусств, Дижон
Обычно европейские художники изображали трех волхвов по числу трех человеческих возрастов (юность, зрелость, старость), чтобы подчеркнуть, что в любом возрасте человек нуждается в Боге.
Христос Младенец играет с дарами, трогает одежду и волосы волхвов, а они протягивают к Нему руки. Бог устремляется к людям в ответ на их движение к Нему.
В эпоху Возрождения у волхвов появляется пышная свита – верблюды и кони, нагруженные дарами, многочисленные слуги, как, например, в картине «Поклонение волхвов» Джотто. Может быть, именно художники Возрождения привнесли в сознание европейца то понимание праздника Рождества, которое очень близко современному человеку — изобилие, даже роскошь всевозможных проявлений материального мира как главный атрибут торжества. Не здесь ли корни традиции богатой праздничной трапезы, блестящих нарядов, будущих пышных разукрашенных ёлок, балов и фейерверков?
Обычно европейские художники изображали трех волхвов по числу трех человеческих возрастов (юность, зрелость, старость), чтобы подчеркнуть, что в любом возрасте человек нуждается в Боге.
Христос Младенец играет с дарами, трогает одежду и волосы волхвов, а они протягивают к Нему руки. Бог устремляется к людям в ответ на их движение к Нему.
В эпоху Возрождения у волхвов появляется пышная свита – верблюды и кони, нагруженные дарами, многочисленные слуги, как, например, в картине «Поклонение волхвов» Джотто. Может быть, именно художники Возрождения привнесли в сознание европейца то понимание праздника Рождества, которое очень близко современному человеку — изобилие, даже роскошь всевозможных проявлений материального мира как главный атрибут торжества. Не здесь ли корни традиции богатой праздничной трапезы, блестящих нарядов, будущих пышных разукрашенных ёлок, балов и фейерверков?
Джотто. Поклонение волхвов. 1305 г. Фреска капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя
Художники все больше увеличивали эту свиту, она часто заполняла все поле картины, так что Христос Младенец и Богородица оказывались едва заметными. Постепенно то же самое случилось и в обыденной жизни. Реальность Рождества, его абсолютное значение для человека европейской христианской цивилизации заслонилось суетой мегаполиса. И для многих дни Рождества сейчас — лишь повод посетить предпраздничную распродажу. Или просто длинные каникулы посреди зимы.
Художники Возрождения, открыв новые технические возможности масляной живописи, осваивали изображение реального мира во всех подробностях. В картинах на тему Рождества обнаруживаются не только кропотливо выписанные складки одежд по тогдашней моде богатых итальянских или голландских торговых городов, но и портретные черты конкретных людей – самих художников или их благодетелей.
Художники все больше увеличивали эту свиту, она часто заполняла все поле картины, так что Христос Младенец и Богородица оказывались едва заметными. Постепенно то же самое случилось и в обыденной жизни. Реальность Рождества, его абсолютное значение для человека европейской христианской цивилизации заслонилось суетой мегаполиса. И для многих дни Рождества сейчас — лишь повод посетить предпраздничную распродажу. Или просто длинные каникулы посреди зимы.
Художники Возрождения, открыв новые технические возможности масляной живописи, осваивали изображение реального мира во всех подробностях. В картинах на тему Рождества обнаруживаются не только кропотливо выписанные складки одежд по тогдашней моде богатых итальянских или голландских торговых городов, но и портретные черты конкретных людей – самих художников или их благодетелей.
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 год. Галерея Уффицци, Флоренция
Но, может быть, дело не только в стремлении к реализму. Все-таки человек эпохи Возрождения еще не отвергал Христа, и в целом его жизнь протекала в русле христианской традиции, несмотря на то, что именно в XV-XVI веках зарождается европейский рационализм. Может быть, так мастера эпохи Возрождения выражали движение своей души, которая тоже хотела поклониться Христу вместе с волхвами?
Но пройдет всего двести-триста лет, и рационализм обернется обыкновенным атеизмом, который породит нашу постхристианскую эпоху, где вера и неверие стали личным делом отдельного человека. И все больше праздничная нарядная толпа заслоняет новорожденного Младенца…
#Рождество
Но, может быть, дело не только в стремлении к реализму. Все-таки человек эпохи Возрождения еще не отвергал Христа, и в целом его жизнь протекала в русле христианской традиции, несмотря на то, что именно в XV-XVI веках зарождается европейский рационализм. Может быть, так мастера эпохи Возрождения выражали движение своей души, которая тоже хотела поклониться Христу вместе с волхвами?
Но пройдет всего двести-триста лет, и рационализм обернется обыкновенным атеизмом, который породит нашу постхристианскую эпоху, где вера и неверие стали личным делом отдельного человека. И все больше праздничная нарядная толпа заслоняет новорожденного Младенца…
#Рождество
Светлого Рождества вам!