23 янв 2021
23 января 1832 года родился ЭДУАРД МАНЕ - один из самых смелых и ярких новаторов XIX столетия, художник, который всю свою жизнь сознательно боролся с отжившей традицией и застоем в искусстве.
ПАРИЖСКИЙ ХУДОЖНИК
Истинный горожанин, непринужденный, приятный внешне и в обращении Эдуард Мане остается до сих пор одним из самых непостижимых художников современной живописи. Не только его друзья, но и враги, считали Мане обворожительным человеком, в котором не бьло ни грамма вульгарности Эмиль Золя так описывал его в возрасте 35 лет: «Волосы и борода светло-каштанового цвета , строгие и глубокие глаза - живые и с юношеским пылом, очень характерный рот - тонкий, подвижный, немного ироничный».
Фотография Мане с удивительно «живыми глазами», о которых писал
Золя. Студия Ф. Надара, до 1870 г.
Мане бьл счастлив только в Париже, он считал его своим миром: «Невозможно жить в другом месте» - говорил он. Как Бодлеру, ему не нравилась деревня, он предпочитал любому сельскому пейзажу парижские кафе, блестящие праздники, спектакли в Парижской Опере («Гранд Опера»), музыку в Тюильри, посещения с галантными дамами светского общества. Но он находил истинный смысл жизни только в одиночестве - в мастерской, где он выражал в картинах свое понимание того.
Золя. Студия Ф. Надара, до 1870 г.
Мане бьл счастлив только в Париже, он считал его своим миром: «Невозможно жить в другом месте» - говорил он. Как Бодлеру, ему не нравилась деревня, он предпочитал любому сельскому пейзажу парижские кафе, блестящие праздники, спектакли в Парижской Опере («Гранд Опера»), музыку в Тюильри, посещения с галантными дамами светского общества. Но он находил истинный смысл жизни только в одиночестве - в мастерской, где он выражал в картинах свое понимание того.
Фотография парижского дома, в котором родился Мане.
Холеный облик и рафинированные манеры были результатом воспитания , полученного Мане в строгой, но элегантной семейной обстановке. Он родился в старинной французской буржуазной семье, в период Второй Империи, 23 января 1832 года, как раз напротив Школы Изобразительных искусств. Возможно, это был знак судьбы. Отец его - Огюст был важным представителем судебной власти, начальником личного состава в Министерстве юстиции, - мать - Эжени Дезире Фурнье, дочь дипломатического представителя в Стокгольме и крестница Карла Бернадотта, короля Швеции.
Детство Мане проходит в спокойной и комфортной обстановке, он посещает колледж Роллена, где знакомится с Антоненом Прустом. В колледже он находится до 1848 года, когда его отец, мечтавший видеть сына морским офицером, убедил его отправиться на транспортном судне «Гавр и Гваделупа» прямо в Рио-де Жанейро. От этого периода остались многочисленные письма родным, проникнутые глубокой любовью к ним, а также глубокой любознательностью и чувствительностью к новым впечатлениям.
Холеный облик и рафинированные манеры были результатом воспитания , полученного Мане в строгой, но элегантной семейной обстановке. Он родился в старинной французской буржуазной семье, в период Второй Империи, 23 января 1832 года, как раз напротив Школы Изобразительных искусств. Возможно, это был знак судьбы. Отец его - Огюст был важным представителем судебной власти, начальником личного состава в Министерстве юстиции, - мать - Эжени Дезире Фурнье, дочь дипломатического представителя в Стокгольме и крестница Карла Бернадотта, короля Швеции.
Детство Мане проходит в спокойной и комфортной обстановке, он посещает колледж Роллена, где знакомится с Антоненом Прустом. В колледже он находится до 1848 года, когда его отец, мечтавший видеть сына морским офицером, убедил его отправиться на транспортном судне «Гавр и Гваделупа» прямо в Рио-де Жанейро. От этого периода остались многочисленные письма родным, проникнутые глубокой любовью к ним, а также глубокой любознательностью и чувствительностью к новым впечатлениям.
Окончательно провалившись на вступительном экзамене в Военно-морскую Академию, он с согласия отца убежденного в истинности призвания Эдуарда стал посещать курсы рисунка и живописи при мастерской Томаса Кутюра. Выбор не был случайным: мастерская Кутюра, на самом деле, была одной из самых знаменитых, посещаемая многочисленными иностранцами. Убежденный в собственном превосходстве, злейший враг реализма, где предпочтение отдавалось скромным и повседневным сюжетам, обездоленным и второстепенным лицам, Кугюр докучал своим саркастическим презрением, выбрав картины Густава Курбе, ставя его в смешное положение перед своими учениками, рисуя карикатуру, в которой голова борова изображалась, как табуретка в виде классической капители.
Слава Кутюра значительно возросла в Париже после успеха его большого полотна «Римляне эпохи упадка» в 1847 г., которое олицетворяло именно то , что бьmо его девизом: «Идеал и безразличие» . Хотя Мане пробьm целые шесть лет в мастерской мастера , он с самого начала жаловался на свои трудности своему другу Прусту: «Я не знаю, почему я здесь»,- говорил он, - «все, что мы видим, - смешно, свет - фальшивый, тени - тоже. Когда я прихожу в мастерскую, мне кажется , что я вошел в могилу. Я хорошо знаю, что нельзя раздеть натурщицу на улице, но в полях и особенно летом, можно было бы делать зарисовки обнаженной модели за городом, поскольку, мне кажется, что обнаженная натура - есть предел в искусстве». «Не хотите ли вы быть естественными? Тогда чувствуйте себя так, как будто Вы покупаете пучок цикория у вашего зеленщика», - обращался он с гневной и резкой речью к натурщицам.
Слава Кутюра значительно возросла в Париже после успеха его большого полотна «Римляне эпохи упадка» в 1847 г., которое олицетворяло именно то , что бьmо его девизом: «Идеал и безразличие» . Хотя Мане пробьm целые шесть лет в мастерской мастера , он с самого начала жаловался на свои трудности своему другу Прусту: «Я не знаю, почему я здесь»,- говорил он, - «все, что мы видим, - смешно, свет - фальшивый, тени - тоже. Когда я прихожу в мастерскую, мне кажется , что я вошел в могилу. Я хорошо знаю, что нельзя раздеть натурщицу на улице, но в полях и особенно летом, можно было бы делать зарисовки обнаженной модели за городом, поскольку, мне кажется, что обнаженная натура - есть предел в искусстве». «Не хотите ли вы быть естественными? Тогда чувствуйте себя так, как будто Вы покупаете пучок цикория у вашего зеленщика», - обращался он с гневной и резкой речью к натурщицам.
Тома Кутюр. Римляне времен упадка или Римская оргия. 1847 г. Музей Орсе, Париж
Совсем иным бьmо восхищение, которое Мане питал к Делакруа, работы, которого он изучал в Люксембургском музее. Несмотря на возражение Кутюра, ему бьmо разрешено скопировать «Данте и Вергилия». Разрешение, с любезной холодностью данное Делакруа, привело в уныние молодого студента. Лувр оставался заветной целью всех молодых художников, отправляющихся в его большие залы, чтобы восхищаться, изучать и копировать работы
великих мастеров.
Совсем иным бьmо восхищение, которое Мане питал к Делакруа, работы, которого он изучал в Люксембургском музее. Несмотря на возражение Кутюра, ему бьmо разрешено скопировать «Данте и Вергилия». Разрешение, с любезной холодностью данное Делакруа, привело в уныние молодого студента. Лувр оставался заветной целью всех молодых художников, отправляющихся в его большие залы, чтобы восхищаться, изучать и копировать работы
великих мастеров.
Мане посвятил всего себя копированию картин Тициана, Веласкеса, Рембрандта и Тинторетто, что, несомненно, повлияло на все его будущее творчество художника.
Э. Мане. Копия «Венеры Урбинской» Тициана (1856 г.). Во время второго путешествия в Италию в 1856 г. Мане надолго задержался во Флоренции, где посетил Галерею Уффици и сделал копии с некоторых картин старинных мастеров, в том числе с Тициана. Это произведение предстало в его памяти несколькими годами позже, когда он задумал "Олимпию". Женские фигуры хотя и отличаются друг от друга, но изображены в одинаковой позе. См. заметку в группе.
В 1849 г, в семью была приглашена молодая голландка Сюзанна Леенхоф для того чтобы давать уроки музыки братьям - Евгению и Эдуарду. Три года спустя рождается Леон-Эдуард Кэлла, сын Сюзанны и, очевидно, Мане, которого всегда представляли, как младшего брата Сюзанны.
Единственной картиной, обнаруживающей связь между Сюзанной и Эдуардом до женитьбы является «Рыбная ловля», полотно, написанное в 1862 году, незадолго до смерти отца Мане. На нем изображены жених и невеста в одеждах Рубенса и его жены Елены Фоурмен - дань уважения великому художнику - прогуливающимися по берегу Сены, на фоне пейзажа, напоминающего Нидерланды, родину Сюзанны. Сдержанная любовь к Леону проявилась в присутствии на этой картине ребенка около лет десяти, виднеющимся на другом берегу Сены и собирающимся ловить рыбу.
В 1849 г, в семью была приглашена молодая голландка Сюзанна Леенхоф для того чтобы давать уроки музыки братьям - Евгению и Эдуарду. Три года спустя рождается Леон-Эдуард Кэлла, сын Сюзанны и, очевидно, Мане, которого всегда представляли, как младшего брата Сюзанны.
Единственной картиной, обнаруживающей связь между Сюзанной и Эдуардом до женитьбы является «Рыбная ловля», полотно, написанное в 1862 году, незадолго до смерти отца Мане. На нем изображены жених и невеста в одеждах Рубенса и его жены Елены Фоурмен - дань уважения великому художнику - прогуливающимися по берегу Сены, на фоне пейзажа, напоминающего Нидерланды, родину Сюзанны. Сдержанная любовь к Леону проявилась в присутствии на этой картине ребенка около лет десяти, виднеющимся на другом берегу Сены и собирающимся ловить рыбу.
Э. Мане. Рыбная ловля. 1862-63 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Э. Мане. Чтение. 1868 г. Париж, Музей д'Орсе. Жена и сын были всегда верными спутниками в жизни Мане. Нежность, которую Сюзанна и Леон Кэлла открывают друг к другу, Мане подчеркивает светлым интерьером.
Впоследствии Леон будет изображен на картинах художника чаще, чем остальные члены семьи. Достаточно вспомнить картины «Мальчик со шпагой», выставленные в Галерее Мартине в 1860 г. и удостоенной похвалы Э. Золя, который восхищался ими, «Мальчик, пускающий мыльные пузыри» («Мыльные пузыри») и « Завтрак в мастерской» в 1868 г. Они поженились через год после смерти отца Мане, и этот союз длился всю жизнь.
Впоследствии Леон будет изображен на картинах художника чаще, чем остальные члены семьи. Достаточно вспомнить картины «Мальчик со шпагой», выставленные в Галерее Мартине в 1860 г. и удостоенной похвалы Э. Золя, который восхищался ими, «Мальчик, пускающий мыльные пузыри» («Мыльные пузыри») и « Завтрак в мастерской» в 1868 г. Они поженились через год после смерти отца Мане, и этот союз длился всю жизнь.
Э. Мане. Мальчик со шпагой. 1861 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Поскольку отношения с Кутюром были окончательно испорчены, Мане покинул его мастерскую в 1856 r., сопровождаемый презрительным предсказанием мастера: «Вы будете всегда Домье для своего времени». Это пренебрежительное утверждение старого мастера синтетизировало общее отношение к художникам-реалистам в их в попытке освободиться от традиционной предвзятости и желании правдиво воспроизвести современную жизнь.
ИНТЕРЕС К СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
Мане всегда отказывался писать картины на исторические сюжеты. Звание «исторический живописец» было для него оскорбительным до такой степени, что однажды во время оживленной дискуссии, он упрекнул Дега, что тот рисует реалистические картины, в то время, как он тот занят спартанскими девушками и Семирамидами. Одним из наиболее популярных кафе, считалась «Пивная Мучеников», посещаемая многочисленными писателями и поэтами, среди которых были Эдмон Дюранти, Шанфлёри, критик Кастаньяри и Шарль Бодлер - особенно последний производил необыкновенное впечатление на молодых художников. Нарушитель спокойствия - автор «Цветов зла» - вдохновил Мане на первую картину, представленную жюри Салона 1858 г. «Любитель абсента».
Поскольку отношения с Кутюром были окончательно испорчены, Мане покинул его мастерскую в 1856 r., сопровождаемый презрительным предсказанием мастера: «Вы будете всегда Домье для своего времени». Это пренебрежительное утверждение старого мастера синтетизировало общее отношение к художникам-реалистам в их в попытке освободиться от традиционной предвзятости и желании правдиво воспроизвести современную жизнь.
ИНТЕРЕС К СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
Мане всегда отказывался писать картины на исторические сюжеты. Звание «исторический живописец» было для него оскорбительным до такой степени, что однажды во время оживленной дискуссии, он упрекнул Дега, что тот рисует реалистические картины, в то время, как он тот занят спартанскими девушками и Семирамидами. Одним из наиболее популярных кафе, считалась «Пивная Мучеников», посещаемая многочисленными писателями и поэтами, среди которых были Эдмон Дюранти, Шанфлёри, критик Кастаньяри и Шарль Бодлер - особенно последний производил необыкновенное впечатление на молодых художников. Нарушитель спокойствия - автор «Цветов зла» - вдохновил Мане на первую картину, представленную жюри Салона 1858 г. «Любитель абсента».
Э. Мане. Портрет Шарля Бодлера. 1868 г. Стокгольм, Национальный музей,
офорт, используемый для фронтисписа к тому стихов французского поэта.
офорт, используемый для фронтисписа к тому стихов французского поэта.
Э. Мане. Портрет Бодлера. 1862 г. Эта гравюра показывает уважение и восхищение, которые Мане испытывал к автору «Цветов зла» .
Э. Мане. Любитель абсента. 1858-1859 гг., Глиптотека Ню Карлсберг, Копенгаген. Устав от академической живописи, Мане нарисовал это полотно, вдохновленный отрывком из «Цветов зла» Бодлера. Он взял за модель к этой довольно новаторской для своего времени картине типичную фигуру парижского люмпен - пролетария, старьевщика по имени Колларде, больного алкоголика. Жюри Салона отвергло картину, как неприличную. Единственным, кто голосовал в её пользу, был Э. Делакруа.
Портрет исполнен в крайне реалистичной манере, с некоторыми уступками в «школе»» и был отвергнут жюри из-за битуминозной тональности. Мане жаловался: «Я изучил парижский тип, учился в Париже, работая над картиной с той наивностью профессии, которую я узнал в Веласкесе. Но они этого не понимают, они, возможно, поняли бы лучше, если бы я нарисовал испанский тип. Но меня успокаивает тот факт, что картина понравилась Делакруа, который нашел её хорошей. И, напротив, не понравилась Кугюру: «Мне не нравится его техника, но он знает, что хочет и заставляет это понять». К первому разочарованию прибавилось еще одно - портрет Мадам Брюне был отвергнут её семьей.
Отказавшись от республиканских намерений, как и предвидел Мане, Наполеон III, став императором, женился на Евгении де Монтихо, он одел Париж на испанский манер, что произвело фурор. Это событие оказало влияние на Мане. Он представил в Салон 1860 г. «Гитареро». Хотя полотно было неудачно размещено, оно заслужило положительные отзывы критики, в частности, Теофиля Готье. Поэтому вскоре картина бьmа перевешена на другое место и награждена почетным дипломом. В основном успех был очень заслуженным, - плод долгих юношеских занятий, полных изучением живописи Гойи и Веласкеса, которых объединяла особая, модернистская, манера употребления цвета.
Связь с прошлым, мало отражавшаяся на Мане, обогатилась новой жизненной силой. Благодаря многим аспектам, «Гитареро» означал поворот не только в карьере художника, но и в жизни Мане.
Портрет исполнен в крайне реалистичной манере, с некоторыми уступками в «школе»» и был отвергнут жюри из-за битуминозной тональности. Мане жаловался: «Я изучил парижский тип, учился в Париже, работая над картиной с той наивностью профессии, которую я узнал в Веласкесе. Но они этого не понимают, они, возможно, поняли бы лучше, если бы я нарисовал испанский тип. Но меня успокаивает тот факт, что картина понравилась Делакруа, который нашел её хорошей. И, напротив, не понравилась Кугюру: «Мне не нравится его техника, но он знает, что хочет и заставляет это понять». К первому разочарованию прибавилось еще одно - портрет Мадам Брюне был отвергнут её семьей.
Отказавшись от республиканских намерений, как и предвидел Мане, Наполеон III, став императором, женился на Евгении де Монтихо, он одел Париж на испанский манер, что произвело фурор. Это событие оказало влияние на Мане. Он представил в Салон 1860 г. «Гитареро». Хотя полотно было неудачно размещено, оно заслужило положительные отзывы критики, в частности, Теофиля Готье. Поэтому вскоре картина бьmа перевешена на другое место и награждена почетным дипломом. В основном успех был очень заслуженным, - плод долгих юношеских занятий, полных изучением живописи Гойи и Веласкеса, которых объединяла особая, модернистская, манера употребления цвета.
Связь с прошлым, мало отражавшаяся на Мане, обогатилась новой жизненной силой. Благодаря многим аспектам, «Гитареро» означал поворот не только в карьере художника, но и в жизни Мане.
Э. Мане. Испанский гитарист - Гитареро. 1860 г., Нью-Йорк, Музей Метрополитен. Возможно, произведение Мане было вдохновлено известным андалузским гитаристом Уэрта, однако в качестве модели ему послужил Жером Босх, выступавший на ипподроме с испанской труппой.
В самом деле, эта картина вызвала восхищение многих молодых художников, что побуждало их толпами приходить домой к Мане, чтобы поздравить его с блестящим синтезом классицизма и модерна; среди них, безусловно, был также Шарль Бодлер. Его чувствительность заставляла Мане непосредственно собирать поэтику образов и творческую силу, которая воодушевляла художника. Это характеризует Мане, как о человека с вялым темпераментом, но
с блестящим дарованием. Они познакомились у Базиля в салоне Валентины Лежонс, жены командира Ипполита Лежонса, с которым он разделял республиканские симпатии. Их дружба длилась до смерти поэта в 1867 г. Об этом свидетельствует долгая переписка, а также офорт с профилем Бодлера, включенного затем в группу друзей художника, на картине «Музыка в Тюильри", первой среди полотен, вдохновленных современной жизнью.
В самом деле, эта картина вызвала восхищение многих молодых художников, что побуждало их толпами приходить домой к Мане, чтобы поздравить его с блестящим синтезом классицизма и модерна; среди них, безусловно, был также Шарль Бодлер. Его чувствительность заставляла Мане непосредственно собирать поэтику образов и творческую силу, которая воодушевляла художника. Это характеризует Мане, как о человека с вялым темпераментом, но
с блестящим дарованием. Они познакомились у Базиля в салоне Валентины Лежонс, жены командира Ипполита Лежонса, с которым он разделял республиканские симпатии. Их дружба длилась до смерти поэта в 1867 г. Об этом свидетельствует долгая переписка, а также офорт с профилем Бодлера, включенного затем в группу друзей художника, на картине «Музыка в Тюильри", первой среди полотен, вдохновленных современной жизнью.
Э. Мане. Дети в саду Тюильри. 1861-1862 гг., Провиданс, Род-Айленд музей. Картину можно рассматривать как подготовительную к шедевру «Музыка в Тюильри» (см. ниже).
Э. Мане. Музыка в Тюильри. 1862 г., Национальная галерея, Лондон.
В садах Тюильри два раза в неделю игрались концерты, привлекавшие
большое количество парижан. Мане - светский и элегантный, был их постоянным посетителем. Среди лиц, изображенных на картине, можно узнать, кроме самого художника, его друзей: Закарие Астрюка, Шарля Бодлера, Фантена Латура, барона Тейлора, композитора Оффенбаха, а среди сидящих женщин, - мадам Лежонс, мадам Оффенбах и мадам Лубанс, одетых по последней моде .
Мане исполнил также портрет подруги поэта, креолки Жанны Дюваль, прозванной им «черная Венера», написанный в 1862 году, когда женщина уже страдала частичным параличом. Мане, убежденный реалист, не пытался спрятать мельчайшие подробности, облагородив полотно великолепием наряда, составляющий главным элементом композиции.
В садах Тюильри два раза в неделю игрались концерты, привлекавшие
большое количество парижан. Мане - светский и элегантный, был их постоянным посетителем. Среди лиц, изображенных на картине, можно узнать, кроме самого художника, его друзей: Закарие Астрюка, Шарля Бодлера, Фантена Латура, барона Тейлора, композитора Оффенбаха, а среди сидящих женщин, - мадам Лежонс, мадам Оффенбах и мадам Лубанс, одетых по последней моде .
Мане исполнил также портрет подруги поэта, креолки Жанны Дюваль, прозванной им «черная Венера», написанный в 1862 году, когда женщина уже страдала частичным параличом. Мане, убежденный реалист, не пытался спрятать мельчайшие подробности, облагородив полотно великолепием наряда, составляющий главным элементом композиции.
Э. Мане. Портрет Жанны Дюваль, 1862 г., Музей изобразительных искусств, Будапешт
Жизнь Эдуарда Мане, хотя и связанная в культурном плане с артистической средой, враждебной к официальным кругам. Унаследовав после смерти отца значительное состояние, он жил, активно посещая лучшие парижские места, такие, как терраса Кафе Тортони, где требовались манеры денди, и где он сблизился с Э. Дега, который также был из довольно состоятельной семьи .
Дружба с Дега оставалась прочной несмотря на различное отношение художников к официальному Салону, от которого Мане никогда не отказывался. Одной из тем разногласий в их дружбе был рисунок Дега, на котором Мане, удобно расположившись на диване, сосредоточенно слушал жену, превосходную пианистку.
Портрет не понравился Мане, поскольку реализм Дега не позволил ему игнорировать тяжелый профиль Сюзанны. Мане разрезал портрет пополам, как раз на том месте, где была изображена его жена, вызвав справедливый гнев Дега, который, однако, был не слишком долгим.
Жизнь Эдуарда Мане, хотя и связанная в культурном плане с артистической средой, враждебной к официальным кругам. Унаследовав после смерти отца значительное состояние, он жил, активно посещая лучшие парижские места, такие, как терраса Кафе Тортони, где требовались манеры денди, и где он сблизился с Э. Дега, который также был из довольно состоятельной семьи .
Дружба с Дега оставалась прочной несмотря на различное отношение художников к официальному Салону, от которого Мане никогда не отказывался. Одной из тем разногласий в их дружбе был рисунок Дега, на котором Мане, удобно расположившись на диване, сосредоточенно слушал жену, превосходную пианистку.
Портрет не понравился Мане, поскольку реализм Дега не позволил ему игнорировать тяжелый профиль Сюзанны. Мане разрезал портрет пополам, как раз на том месте, где была изображена его жена, вызвав справедливый гнев Дега, который, однако, был не слишком долгим.
Э. Мане. Мальчик с вишнями. 1859 г., Гульбенкян музей, Лиссабон. Моделью был мальчик, покончивший жизнь самоубийством в 15 лет, повесившись в мастерской художника.
В сентябре 1861 года Галерея Мартине выставляет некоторые картины Мане, две из которых - «Мальчик с вишнями» и «Мальчик со шпагой» имели немалый успех. В тот момент в жизнь Мане вошла Викторина-Луиза Меран, восемнадцатилетняя девушка с живым и необузданным темпераментом: едва познакомившись с ней, Мане попросил её позировать ему Она стала его излюбленной моделью на многие годы. Веселая и болтливая, с кожей белой, как молоко, и огненными волосами, Викторина была натурщицей для наиболее известных работ художника, среди которых - «Уличная певица», реалистичное полотно, лишенное сентиментальности. Непредсказуемая и легкая Викторина бросила все, уехав в Соединенные Штаты за своей любовью, вернувшись в Париж, она стала вращаться в среде художников, однако вскоре она пристрастилась к вину и закончила жизнь проституткой в нищете и одиночестве.
В сентябре 1861 года Галерея Мартине выставляет некоторые картины Мане, две из которых - «Мальчик с вишнями» и «Мальчик со шпагой» имели немалый успех. В тот момент в жизнь Мане вошла Викторина-Луиза Меран, восемнадцатилетняя девушка с живым и необузданным темпераментом: едва познакомившись с ней, Мане попросил её позировать ему Она стала его излюбленной моделью на многие годы. Веселая и болтливая, с кожей белой, как молоко, и огненными волосами, Викторина была натурщицей для наиболее известных работ художника, среди которых - «Уличная певица», реалистичное полотно, лишенное сентиментальности. Непредсказуемая и легкая Викторина бросила все, уехав в Соединенные Штаты за своей любовью, вернувшись в Париж, она стала вращаться в среде художников, однако вскоре она пристрастилась к вину и закончила жизнь проституткой в нищете и одиночестве.
Э. Мане. Уличная певица. 1862 г., Бостон, Музей изящных искусств. Однажды, во время прогулки по улице Гюйо, Мане увидел молодую женщину. Она стояла у выхода одного из подозрительных кабаре с гитарой под мышкой и толстым кулечком с вишенями. Мане попросил её позировать ему, но та лишь рассмеялась в ответ и удалилась. Не обескураженный её отказом, Мане воспроизвел сцену в мастерской, заменив музыкантшу его любимой моделью, Викториной Меран.
ИСПАНСКАЯ МОДА
Любовь к Испании, начавшаяся ещё в Лувре со знакомства с испанскими мастерами, объясняет ту страсть, с которой Мане посещал многочисленные спектакли, дававшиеся в модных местах. Мане написал серию полотен, вдохновленных костюмами балетной труппы народного танца дона Мариана Кампруби. К этому периоду относится также картина «Лола из Валенсии», на которой балерина, с характерными для испанки чертами лица, смягченными нежным светом мантильи, демонстрирует свою влекущую чувственность.
ИСПАНСКАЯ МОДА
Любовь к Испании, начавшаяся ещё в Лувре со знакомства с испанскими мастерами, объясняет ту страсть, с которой Мане посещал многочисленные спектакли, дававшиеся в модных местах. Мане написал серию полотен, вдохновленных костюмами балетной труппы народного танца дона Мариана Кампруби. К этому периоду относится также картина «Лола из Валенсии», на которой балерина, с характерными для испанки чертами лица, смягченными нежным светом мантильи, демонстрирует свою влекущую чувственность.
Э. Мане. Лола из Валенсии. 1862 г. Музей Орсе, Париж
Лола Мелеа, называемая Лола из Валенсии, «красота характера одновременно
угрюмого и жизнерадостного», как определил её Бодлер, состояла в балетной труппе, выступавшей на ипподроме, модном месте. За ней ухаживали друзья
Мане, а Закарие Астрюк посвятил ей серенаду.
Ещё одно воспроизведение испанской среды в полотне «Викторина Меран в костюме эспада» и «Молодая женщина в испанском костюме», для которого позировала, по всей вероятности, подруга знаменитого графа Надара, в помещении которого пройдет первая выставка импрессионистов.
Лола Мелеа, называемая Лола из Валенсии, «красота характера одновременно
угрюмого и жизнерадостного», как определил её Бодлер, состояла в балетной труппе, выступавшей на ипподроме, модном месте. За ней ухаживали друзья
Мане, а Закарие Астрюк посвятил ей серенаду.
Ещё одно воспроизведение испанской среды в полотне «Викторина Меран в костюме эспада» и «Молодая женщина в испанском костюме», для которого позировала, по всей вероятности, подруга знаменитого графа Надара, в помещении которого пройдет первая выставка импрессионистов.
Э. Мане. Викторина Меран в костюме эспада. 1862 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Изображение женщины в мужском костюме представляло, помимо ссылки на произведение Ф. Гойи, вызов со стороны автора.
Тем временем приближалась дата открытия Салона 1863 г.ода. Мане хотел представить большую композицию, вдохновленную полотном Джорджоне на тему сельского праздника, в современном исполнении.
Тем временем приближалась дата открытия Салона 1863 г.ода. Мане хотел представить большую композицию, вдохновленную полотном Джорджоне на тему сельского праздника, в современном исполнении.
Джорджоне (или Тициан). Сельский концерт. 1508-1510 гг. Лувр, Париж
Но жюри было более строгим, чем обычно, и отвергло даже тех художников, которых обычно одобряло. Мане обратился к Э.Делакруа, попросив его поддержать свое допущение в Салон, но старый мастер был болен не смог участвовать в заседании жюри. Однако ему удалось посетить выставку в Галерее Мартине, и перед лицом несдержанной публики, которая осмеивала «Лолу из Валенсии», «Испанский Балет» и «Музыку в Тюильри», он громко воскликнул: «Я сожалею, что не мог защитить этого человека!».
Чтобы успокоить недовольство художников и скульпторов, потерявших возможность стать известными широкой публике, было решено открыть неофициальную выставку, где могли бы выставиться отверженные художники. Решение было принято лично Наполеоном III: все отвергнутые художники могли выставить свои работы рядом с Салоном в пристройке к Дворцу Промышленной Индустрии. Мане не считал себя революционером, но согласился выставить свои картины в «Салоне Отверженных». Он надеялся опровергнуть несправедливый отзыв жюри одобрением публики. Но его надежды были полностью обмануты: огромная толпа с самого первого дня открытия выставки,15 мая 1863 года, теснилась в выставочных залах, издеваясь и осмеивая все, что бросалось ей в глаза.
Но жюри было более строгим, чем обычно, и отвергло даже тех художников, которых обычно одобряло. Мане обратился к Э.Делакруа, попросив его поддержать свое допущение в Салон, но старый мастер был болен не смог участвовать в заседании жюри. Однако ему удалось посетить выставку в Галерее Мартине, и перед лицом несдержанной публики, которая осмеивала «Лолу из Валенсии», «Испанский Балет» и «Музыку в Тюильри», он громко воскликнул: «Я сожалею, что не мог защитить этого человека!».
Чтобы успокоить недовольство художников и скульпторов, потерявших возможность стать известными широкой публике, было решено открыть неофициальную выставку, где могли бы выставиться отверженные художники. Решение было принято лично Наполеоном III: все отвергнутые художники могли выставить свои работы рядом с Салоном в пристройке к Дворцу Промышленной Индустрии. Мане не считал себя революционером, но согласился выставить свои картины в «Салоне Отверженных». Он надеялся опровергнуть несправедливый отзыв жюри одобрением публики. Но его надежды были полностью обмануты: огромная толпа с самого первого дня открытия выставки,15 мая 1863 года, теснилась в выставочных залах, издеваясь и осмеивая все, что бросалось ей в глаза.
Э. Мане. Завтрак на траве. 1862-1863 гг. Музей Орсе, Париж.
Главной мишенью публики, стала картина «Завтрак на траве» Мане (см. ссылку на тему в группе комментарии). Император назвал её «непристойной», критик Амертон рецензировал: «Я не могу молчать о картине реалистической школы [...). Обнаженная натура, когда она написана с вульгарных лиц, неизбежно становится неприличной». Критика, которая сопровождала презентацию произведения, осуждала также технику исполнения: «У Мане появится талант в день, когда он научится выполнять рисунок и считаться с перспективой; у него будет развит вкус в тот день, когда он откажется от своих сюжетов, выбранных только с целью произвести скандал», - писал один из критиков, который увидел картину в Салоне 1863 года.
Мане, выставивший кроме «Завтрака на траве» две другие картины - «Молодой человек в костюме маха» и «Викторину Меран» («Портрет мадемуазель В. в костюме эспада»), разделил скандал с Уистлером, картину которого «Женщина в белом» не пощадила критика.
Главной мишенью публики, стала картина «Завтрак на траве» Мане (см. ссылку на тему в группе комментарии). Император назвал её «непристойной», критик Амертон рецензировал: «Я не могу молчать о картине реалистической школы [...). Обнаженная натура, когда она написана с вульгарных лиц, неизбежно становится неприличной». Критика, которая сопровождала презентацию произведения, осуждала также технику исполнения: «У Мане появится талант в день, когда он научится выполнять рисунок и считаться с перспективой; у него будет развит вкус в тот день, когда он откажется от своих сюжетов, выбранных только с целью произвести скандал», - писал один из критиков, который увидел картину в Салоне 1863 года.
Мане, выставивший кроме «Завтрака на траве» две другие картины - «Молодой человек в костюме маха» и «Викторину Меран» («Портрет мадемуазель В. в костюме эспада»), разделил скандал с Уистлером, картину которого «Женщина в белом» не пощадила критика.
Э. Мане. Молодой человек в костюме махо. 1862 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Ещё одно произведение «Испанского» периода Мане. На полотне изображен позирующий младший брат художника, Густав, в андалузском костюме, возможно, что некоторые элементы наряда, такие, как болеро, использовались и для портрета «Викторины·Меран в костюме эспада». Полотно было выставлено в «Салоне Отверженных». Контраст между черным бархатом одежды и красно-алым шарфом представляет здесь наибольший интерес .
Но с другой стороны, Мане завоевал абсолютный престиж среди молодых художников. В конце этого года умирает Эжен Делакруа, великий вдохновитель нового поколения, и Мане вскоре наследует эту ответственную роль...
Продолжение следует.
#МастераФранцузЖивописи
Но с другой стороны, Мане завоевал абсолютный престиж среди молодых художников. В конце этого года умирает Эжен Делакруа, великий вдохновитель нового поколения, и Мане вскоре наследует эту ответственную роль...
Продолжение следует.
#МастераФранцузЖивописи
Спасибо Вам за великолепное эстетическое наслаждение! Браво!!!