26 апр

Шекспировский вопрос: "был или не был?"

К 460-летию великого поэта и драматурга УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА

Уильям Шекспир по праву считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Мир идей и образов поэта-гуманиста поистине огромен. Шекспир воспроизводил на сцене сложные отношения власти и морали, чести и предательства, поднимая вопросы, актуальные для его современников. О роли Гамлета, созданной еще в XVI веке, мечтают все актеры. Пьесы Шекспира ставят до сих пор, киностудии снимают киноленты по его произведениям, и независимо от того, одеты ли герои в исторические костюмы или современные одежды (как в голливудском фильме "Гамлет" 2009 г.) — все диалоги и мысли звучат очень актуально. Драматург отражал на страницах своих пьес глубину человеческих терзаний, которые заложены в основе человеческой души. Он буквально "взорвал" драматургию того времени, когда показал на сцене внутренний мир человека, превращая назидательные и фарсовые сюжеты в бессмертные произведения.

В общем Шекспир - один из немногих писателей, который стал авторитетом и гением для многих поколений. Однако многие исследователи сомневаются в том, что эти великие произведения принадлежат авторству актера из Стратфорд-на-Эйвоне. Особенно остро стоит вопрос о том, кто на самом деле стоит за написанием пьес, приписываемых Шекспиру. Пробуем разобраться.
Джованни Баттиста Киприани. Шекспир, шагающий во время шторма. Пейзаж, настенная живопись в Стэндлинч-парке (около 1770 г.).
Уильям Шекспир (в церковной книге при крещении 26 апреля 1594 года записано имя Shakspere) родился в апреле 1564 года в городе Стратфорд-апон-Эйвоне (графство Уорикшир) в семье ремесленника. Будущий драматург учился, скорее всего, в местной «грамматической школе» - одной из лучших провинциальных школ Англии, где сыновья горожан получали бесплатное образование, изучая латинский, греческий, историю и литературу. В 14 лет его обучение в школе закончилось. Шекспир не получил университетского образования, как Кристофер Марло или Роберт Грин.

Подробных сведений о жизни драматурга не сохранилось, и она известна лишь в самых общих чертах. Шекспиру не было и 16-ти лет, когда его отец запутался в делах, и юноше пришлось самому зарабатывать на жизнь. По одному преданию, он поступил подмастерьем к торговцу мясом, по другому – младшим учителем в сельскую школу. В 1582 году Шекспир женился на Энн Хатауэй, дочери местного землевладельца, которая была на 8 лет старше его. В момент заключения брака Энн была беременна. В 1583 году у супругов родилась дочь Сьюзен, в 1585 году – двойня: сын Хемнет, умерший в 11 лет в августе 1596 г., и дочь Джудит.
Дом Джона Шакспера в Стратфорд-на-Эйвоне, где родился его сын Уильям
О дальнейших (в течение семи лет) событиях жизни Шекспира существуют лишь предположения. Первые упоминания о лондонской театральной карьере относятся к 1592 году, и период между 1585 и 1592 гг. исследователи называют «потерянными годами» Шекспира. Чем занимался Шекспир в первые годы пребывания в столице, не установлено. Сначала он будто бы жил тем, что присматривал за лошадьми приезжавших в театр джентльменов. Об этом поэт Александр Поп слышал от Н. Роу, первого биографа Шекспира. Роу слышал об этом от трагика Беттертона, которому, в свою очередь, рассказал об этом Вильям Давенант со слов своего отца. Вот насколько неясны подробности биографии Шекспира.

Около 1590 года он поступил актером в театр. Сначала он состоял в трупе Лорда адмирала, но ушел оттуда и с 1594 по 1613 год был постоянным членом труппы Джеймса Барбеджа "Слуги лорда-камергера". Но на актерском поприще он вряд ли достиг многого. Роу сообщает, что лучшей ролью Шекспира была тень отца Гамлета. Но у Шекспира была и другая, главная, обязанность в театре. Он начал, вероятно, с работы «штопальщика пьес» («playpatcher»), или, говоря современным языком, рерайтера, перерабатывал старые пьесы для новых постановок, не выдавая эти тексты за свои, они принадлежали труппе.
Точно неизвестно, когда Шекспир начал писать театральные работы, но первые дошедшие до нас источники, говорящие об этом, относятся к 1592 году. В этом году в дневнике антрепренера Филипа Хенслоу упоминается историческая хроника Шекспира «Генрих VI», которая шла в принадлежавшем Хенслоу театре «Роза». Вероятно, он приступал к написанию пьес постепенно и небольшими частями, в сотрудничестве с другими авторами. Такими примерами могут являться пьесы "Тит Андроник" и три части "Генриха VI", созданные предположительно в 1592 году, а также "Ричард III" (1592-93), где соавтором мог быть Томас Нэш.

Он стал постоянным драматургом театра. И не гнушался переделкой чужих пьес. Но переработка всегда носила у него такой основательный характер, что каждый раз Шекспир, в сущности, создавал совершенно новое произведение на старый, иногда широко популярный сюжет. Такими переделками ранее существовавших пьес были «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Мера за меру», «Король Джон», «Генрих IV», «Генрих V» и даже «Гамлет» и «Король Лир». Тексты некоторых дошекспировских драм сохранились: это – «Беспокойное царствование короля Джона», «Славные победы Генриха V» (из этой пьесы Шекспир сделал три хроники – две части «Генриха IV» и «Генриха V»), известен, наконец, дошекспировский «Лир». Сравнение текстов показывает, что Шекспир обычно сохранял сюжетную канву, но значительно обогащал действие и характеристики персонажей, полностью обновляя речи действующих лиц. То, что у его предшественников было схемой, обретало у Шекспира жизненную полноту и убедительность. Он глубоко вскрывал причины и сущность событий. Вместо бледных теней он создавал характеры.
Джон Гилберт. Пьесы Уильяма Шекспира. 1849 год.
В 1594 году некоторые пьесы Шекспира были опубликованы In-quarto (полиграфический термин, обозначающий размер страницы в одну четверть типографского листа), В 1598 году его имя начало появляться на титульных листах изданий. С 1594 года пьесы Шекспира ставились только труппой «Слуги лорда-камергера». В состав этой труппы входил и Шекспир, который в конце того же 1594 года стал её совладельцем. Труппа вскоре вошла в число ведущих театральных коллективов Лондона.

В 1599 году после смерти Джеймса Барбеджа партнёрство членов группы во главе с его сыновьями построило на южном берегу Темзы новый театр, названный «Глобус». «Глобус» открылся трагедией Шекспира «Юлий Цезарь». Отчёты о покупках Шекспиром недвижимости и его инвестициях показывают, что труппа сделала его богатым человеком. В 1597 году он купил второй по размерам дом в Стратфорде – Нью-Плейс. Он перестраивает его, а потом перевозит туда жену и детей. После постройки в Лондоне театра «Глобус» Шекспир переехал на другую сторону реки – в Саутуарк, где и находился театр.
Реконструированный театр "Глобус" в наши дни. Лондон
Пьесы Шекспира находили живой отклик у зрителей из народа, густой толпой с трех сторон обступавших сценические подмостки «Глобуса». Актеры, сотоварищи по сцене, по-видимому, радовались широкой популярности пьес Шекспира и гордились этим. В обозрении неизвестного автора «Возвращение с Парнаса» (между 1598 и 1602 гг.) выведен один из актеров театра «Глобус» - комик Кемп, который говорит: "Немногие из этих людей с университетским образованием хорошо пишут пьесы. Они уж слишком пропахли Овидием и чересчур много болтают о Прозерпине и Юпитере. Вот наш товарищ Шекспир всех их превзошел, да и Бена Джонсона впридачу". Действительно, новое поколение драматургов – Бен Джонсон, Бомонт и Флетчер, Деккер и другие – не могло поколебать популярности Шекспира. Великие трагедии, созданные Шекспиром в начале XVII столетия, окончательно упрочили за ним первое место среди авторов, писавших для сцены.

После смерти королевы Елизаветы I в 1603 году труппа получила королевский патент от нового правителя, Якова I, и стала именоваться «Слуги короля». «Слуг его величества» особенно любили при дворе, труппа выступала там часто и за хорошее вознаграждение, долю которого, безусловно, получал и Шекспир. Рост доходов позволил ему широко вкладывать деньги в откупы и недвижимость и в Лондоне, и в Стратфорде.
Театр «Глобус», восстановленный в июне 1614 года (когда Шекспир уже уехал из Лондона в Стратфорд) и просуществовал до 1642 года на рисунке XVII века.
Около четверти века длилась работа Шекспира в театре. Существует традиционное мнение, что за несколько лет до своей смерти Шекспир переехал в Стратфорд, но продолжал бывать в Лондоне до начала 1613 года, так как всё ещё оставался пайщиком труппы, а также должен был в торжественных случаях находиться при Его Величестве будучи слугой королевских покоев.

После 1606-1607 гг. Шекспир написал всего несколько пьес, в 1612 году он создал «Бурю», свою последнюю пьесу, а после 1613 года вообще прекратил создавать их. «Генрих VIII», написанный, вероятно, после «Бури», по мнению большинства современных исследователей, принадлежит в основном перу Джона Флетчера – Шекспир был лишь соавтором. (Джон Флетчер сменил Шекспира на посту главного драматурга труппы «Слуги короля»). Кстати, во время представления пьесы "Генрих VIII" происходит пожар в "Глобусе" — любимое детище Шекспира сгорело дотла за полчаса. Думаю, для Шекспира это стало ключевым прощальным событием.
Мемориал Шекспиру в его родном городе Стратфорд-на-Эйвоне. Скульптор Лорд Рональд Гауэр. Открыт 10 октября 1888 г.
По словам первого биографа Шекспира Николаса Роу, в 1612 – 1613 гг. Шекспир вернулся в Стратфорд, где провел последние годы жизни. Все сохранившиеся подписи Шекспира на документах этих лет отличаются очень плохим почерком, на основании чего некоторые исследователи полагают, что он был в то время серьёзно болен.

Почему он молчит, мы не знаем. Мы знаем одно — последние 4 года Шекспир живет жизнью частного гражданина в Стратфорде, сочиняет завещание за несколько месяцев до смерти и умирает 23 апреля 161 года в возрасте 52-х лет, очевидно, от сердечного приступа. В своем завещании, делая оговорки о подержанной кровати и «большой серебряной позолоченной вазе», он даже не упоминает и не завещает никому свои рукописи! В то время как его рукописи и неопубликованные пьесы определенно составили бы его самое ценное достояние. Он, который, судя по сохранившимся судебным документам, за два фунта гонял по судам неимущего должника и, вероятно, засадил в тюрьму соседа-кузнеца, совсем не упоминает какие-то рукописи. А ведь за пьесу можно было получить у тогдашнего антрепренера шесть фунтов!
Памятник Шекспиру в Лондоне.
Спустя три дня тело Шекспира было захоронено в стратфордской церкви Св. Троицы. Когда в Испании умер Лопе де Вега, за его гробом шла вся страна – это были национальные похороны. Смерть Шекспира осталась почти незамеченной. В те времена было принято: когда умирает поэт, может, даже не очень известный, коллеги писали на его смерть элегии, издавали памятные сборники. На смерть Джонсона вышла целая книга элегий. Умер Бомонт – торжественные похороны, элегии. Умирает Дрейтон (кто у нас знает Майкла Дрейтона?) – студенты образовывают целую процессию по улицам города (кстати, Дрейтон был незнатного происхождения и беден). Целые сборники оплакивали кончину Сидни, Спенсера, Донна... А здесь – ни слова, ни звука.

Единственный отклик на смерть гения – запись в стратфордском приходском регистре: "25 апреля 1616 погребен Уилл Шакспер, джент." Пройдет несколько лет, прежде чем его друг и соперник Бен Джонсон напишет: «Он принадлежит не одному нашему веку, а всем векам».
Титульный лист Первого фолио - собрания пьес Шекспира, изданного в 1623 г.
Ни одной авторской рукописи Шекспира до нас не дошло. Первоисточником шекспировского текста являются старинные издания пьес, вышедшие либо при его жизни, либо после его смерти, в течение XVII века. В 1623 году друзья Шекспира, актеры его труппы Геминдж и Кондель, при участии Бен Джонсона выпустили первое собрание пьес Шекспира (так называемое "Первое фолио"). В это издание вошли 36 пьес Шекспира – все, кроме «Перикла» и «Двух знатных родичей». Именно это издание лежит в основе всех исследований в области шекспироведения.

Уильям всё же преуспел в коммерции в деревенских масштабах настолько, что ко времени издания Первого фолио в стене местной церкви Св. Троицы прихожане могли видеть его бюст, неизвестно когда и кем созданный. Осталось, правда, описание современника и довольно детальная зарисовка самого памятника: суровый усатый крестьянин прижимает к пузу своё главное достояние – мешок с зерном. Современником этим был сэр Уильям Дагдейл, который в 1656 году опубликовал описание надгробия в своей книжке «Уорикшир», посвящённой вовсе не Барду, о связи которого со Стратфордом никто тогда не догадывался, а описанию достопримечательностей графства.
Зарисовка бюста стратфордского Шакспера в церкви Св. Троицы
Сегодняшний памятник выглядит совершенно по-другому. Хотя все надписи – на доске под ним, и на камне на полу – остались такими же. Кстати, камень, считающийся надгробным, вообще имени покойного не упоминает, а тот, что на стене, называет его не Шекспиром, а Шакспером (Shakspeare). Нынешний вариант появился через сто с лишним лет после оригинального, в 1748 году.

На его надгробии написана эпитафия:
Друг, ради Господа, не рой
Останков, взятых сей землёй;
Нетронувший блажен в веках,
И проклят — тронувший мой прах.
(Перевод А. Величанского)
Бюст Шекспира в церкви св. Троицы в Стратфорде.
Лондонский актёр по имени Дэвид Гаррик, который знал и любил произведения Шекспира, в 1769 году приехал на предполагаемую родину своего героя в надежде приобщиться к вечному. Но не тут-то было. Местные жители понятия не имели, кто такой Шекспир...

Единственный подлинный портрет Шекспира, сделанный, вероятно, с гипсовой маски, снятой с лица умершего, и чрезвычайно плохо исполненный, помещен в первом собрании пьес Шекспира, изданном в 1623 г. Другие портреты Шекспира, в том числе и так называемый «чандосовский портрет», приписываемый кисти Ричарда Бербеджа, являются апокрифическими.
«Чандосовский портрет», один из предполагаемых портретов Шекспира. 1600-1610 гг.
Биография Шекспира в большей своей части выросла на почве позднейшего устного предания. Бедность фактических данных и ненадежность источников послужили поводом для возникновения так называемого шекспировского вопроса. Начиная с XVIII века, когда к Шекспиру пришло международное признание и начал складываться культ Шекспира, некоторые исследователи стали высказывать мысль о том, что шекспировские пьесы были написаны другим человеком, который хотел скрыть свое авторство и опубликовал свои произведения под этим именем.

Первым, кто высказал сомнения в том, что малоизвестный актер Шекспир мог написать столь великие произведения, был англичанин Герберт Лоуренс. В 1772 год он заявил, что автором пьес был философ Фрэнсис Бэкон - блистательный философ, драматург, политический деятель. Герберт Лоуренс, друг актера Гаррика, писал: «Бэкон сочинял пьесы. Нет надобности доказывать, насколько преуспел он на этом поприще. Достаточно сказать, что он назвался Шекспиром». В 1785 г. Джеймс Уилмот сделал предположение о том, что пэр Англии Фрэнсис Бэкон является автором этих произведений. Эти выводы он сделал, когда посетил Стратфорд, чтобы собрать сведения о жизни Шекспира.
Через пьесы Шекспира можно увидеть, что их автор был хорошо знаком с доктринами и идеями мистического учения Розенкрейцеров. Считается, что Фрэнсис Бэкон был одним из основателей современного масонства и принадлежал Ордену Розенкрейцеров. Философские идеи в пьесах Шекспира отчетливо демонстрируют, что их автор был хорошо знаком с доктринами и идеями розенкрейцеров. На самом деле глубина шекспировских произведений несет на себе отпечаток такого величия, которое присуще только лишь просвещенным этого мира. Сторонники авторства, принадлежащего Бэкону, считают, что он зашифровал в пьесах Шекспира секретное учение Братства Розенкрейцеров и истинные ритуалы Масонского ордена. Исследователь Берд Киви в статье «Если дело дойдет до суда» сообщает: «Например, в трагедии «Буря» первое слово пьесы «Боцман» (Boteswaine), начинается, как обычно, с буквицы, окруженной замысловатыми виньетками. Но в 30-е годы среди этих виньеток разглядели многократно повторенное имя «Francis Bacon». Исследователь творчества Бэкона конца XIX века У.Ф. Уигстон (W.F.C. Wigston) назвал барда из Эйвона «призрачным капитаном Шекспиром, розенкрейцеровской маской». Это – одно из самых важных утверждений относительно проблемы Шекспира.

Сэр Фрэнсис Бэкон, будучи не только способным юристом, но и блестящим придворным, обладал тонким знанием парламентских законов и этикета королевского двора; это знание превосходно проявляется в шекспировских пьесах, и вряд ли его мог приобрести человек из захолустного Стратфорда. Ф. Бэкон (он же лорд Веруламский и виконт Сент-Олбанский) посетил много стран, и этот опыт помог ему в создании колорита, передающего подлинную атмосферу тех мест и времен, которые описаны в пьесах. Между тем нет никаких свидетельств о том, что Шекспир вообще выезжал за пределы Англии.
Бэкон на портрете кисти Д. Вандербанка
Великолепная библиотека сэра Фрэнсиса Бэкона содержит книги, которые необходимы для цитирования и пересказа анекдотов в пьесах Шекспира. Многие пьесы основаны на сюжетах, изложенных в более ранних произведениях, перевода которых на английский язык не было в то время. Оригиналы могли быть прочитаны лордом Веруламским, но маловероятно, чтобы их прочитал Уильям Шакспер.

Спустя 70 лет, в 1857 году, дальняя родственница сэра Фрэнсиса Делия Бэкон опубликовала объемистый том под заглавием «Разоблачение философии пьес Шекспира». В этом труде она пыталась доказать, что автором приписываемых Шекспиру пьес был конспиративный кружок вольнодумцев Уолтера Рэли (Walter Raleigh) во главе с энциклопедически образованным человеком, философом Фрэнсисом Бэконом и поэтом, эссеистом, историком и мореплавателем сэром Уолтером Рели. Делии Бэкон удалось показать органическое родство между творчеством великого драматурга и мыслью «основателя современного материализма» Фрэнсиса Бэкона. Дух шекспировских пьес политически созвучен с общепризнанными взглядами Бэкона, чьи враги часто в пьесах окарикатурены. Да и религиозные, философские и педагогические идеи, отраженные в пьесах, соответствуют убеждениям опять-таки Бэкона. Следует признать не только подобие стиля и терминологии произведений Бэкона и пьес Шекспира, но и то, что исторические и философские неточности, присущие одному, часто встречаются у другого. Например, оба неверно цитируют Аристотеля.
Делия Бэкон была первым автором, сформулировавшим целостную теорию о том, что Шекспир не был автором работ, приписываемых ему
Карл Блейбтрей в 1907, Дамблон в 1918, Ф. Шипулинский в 1924 годах старались доказать, что автором пьес был Роджер Мэннерс, 5-й граф Ратленд. Со страниц защитников «ретлендовской» теории встает образ "потрясающего копьем" (Shake-speare) поэта, – образ неизмеримо более привлекательный, чем то сусальное изображение, которое мы нередко находим в традиционных биографиях Шекспира. Доказательства этой версии представлены в книге Гилилова «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого феникса», 1997. Против этой теории может свидетельствовать то, что Ратленд родился в 1576 году, а первые пьесы Шекспира идут на сцене с 1590 года. - выходит, что лорд Ратленд начал писать с 13 лет😚. Кто-то считает, что тот писал все произведения Шекспира, за исключением первых. Так, "Хроники" резко отличаются по стилю от поздних, более художественных пьес Шекспира.
Портрет Роджера Мэннерса, 5-го графа Ратленда в его замке Бельвуар
В пользу Ратленда говорят такие факты: 1) в XX веке шекспироведы обнаруживают списки студентов Падуанского университета за 1590 год имена двух датских студентов Розенкранца и Гильденстерна – всему миру они известны как однокурсники Гамлета, и в этом же списке значится имя графа Ратленда; 2) еще до появления актера Шакспера студенческим прозвищем Ратленда был Shake-speare, «потрясающий копьем»; 3) перерыв в творчестве Шекспира с 1601 по 1603 год, когда Ратленд, ставший главой аристократической фронды, направленной против дурных советников королевы, в результате мятежа Эссекса был заключен в Тауэр, а после суда был оштрафован и сослан; 4) после мятежа, последующего судебного процесса над участниками и казни Эссекса Шекспир перешел от комедий к трагедиям; 5) значительные изменения, внесенные Шекспиром в пьесу «Гамлет» сразу после поездки графа Ратленда в датский Эльсинор; 6) прекращение литературной деятельности Шекспира в 1612 году, когда Ратленд умер. А это время актер Шакспер навсегда уезжает из Лондона в Стратфорд.

Некоторые ученые приписывали авторство Эдуарду де Веру – 17-му графу Оксфорду (он же лорд великий камергер в 1562–1604 гг. при дворе королевы Елизаветы I). К тому же Эдуард де Вер был признанным драматургом и поэтом, покровителем искусств и, в частности, театра "Глобус". Его стихотворения имеют сходство с поэмой Шекспира «Венера и Адонис». К тому же герб графа — лев, потрясающий сломанным копьём. Сам же аристократ был в курсе дворцовых интриг, отражённых во многих пьесах Шекспира.
Портрет Эдуарда де Вера. Копия неизвестного художника с утерянного оригинала, 1575 г.
Сторонники этой теории называют себя "оксфордианцами". Они разделяют автора драматургических произведений, писавшего под псевдонимом Shakespeare, и актёра Shakspere, живших примерно в одно и то же время. «Оксфордианская» версия во второй половине XX века стала наиболее популярной из «нестратфордианских» теорий авторства шекспировских текстов и нашла отражение в фильме Роланда Эммериха «Аноним» (2011 г.). Однако граф Оксфорд скончался 24 июня 1604 года, в то время как 11 произведений Шекспира были написаны позднее этой даты (в том числе пьесы «Буря» 1610 года и «Генрих VIII» 1613 года). «Оксфордцы» же настаивают на изначально ошибочной датировке этих сочинений.

На западе давно опубликованы книги, в которых максимально дотошно разбирается, к примеру, деятельность литературной группы, называвшей себя «Рыцари Шлема», во главе которой стоял энциклопедически образованный, отважный и деятельный Фрэнсис Бэкон. В ее состав входили все те, кого разные исследователи зачем-то делают единоличными авторами знаменитых произведений: Бен Джонсон, Эдуард де Вер, граф Дерби, Монтгомери, Марлоу, супруги Ратленды, Саутгемптон и ряд других.
Теории, отрицающие авторство Шекспира, возникли не только на основе недоверия к тем преданиям, которые служили источником биографии Шекспира, но и на основе нежелания видеть гениальную одаренность в человеке демократического происхождения, не кончавшем университета. Автором таких произведений может быть философ, мудрец, до тонкостей изучивший человеческую природу, обладавший энциклопедическими знаниями в области географии, истории, мифологии, символизма, геральдики, медицины и многих других наук, владевший французским, итальянским, латинским и греческим языками. В лексиконе автора было около 20 000 слов (Виктор Гюго, например, «обходился» всего 9000)!

И благодаря Шекспиру английский обогатился примерно 3200 новыми словами. Критики, отрицавшие авторство Шекспира, считали, что простой человек из народа, актер-плебей, будто бы не мог создать столь великих произведений. К слову, дети Шекспира в теории были неграмотные. Одна его дочь знала, как пишется её имя, а вторая расписывалась в документах крестиком. Удивительно, что глубоко эрудированный человек, который своими руками буквально строил драматургию того времени, не уделил должного внимания образованию дочерей.
Другие литературоведы (стратфордианцы) считают эти теории несостоятельными. Они считают, что как ни бедны и отрывочны биографические сведения о Шекспире, их все же достаточно, чтобы устранить сомнения в его авторстве. Кроме того, сохранились довольно многочисленные отзывы о Шекспире его современников. Действительно, о жизни Шекспира мы знаем немного, но, во всяком случае, не меньше, чем о большинстве современных ему драматургов. Эта скудость сведений вполне естественна: драматурги занимали в ту эпоху весьма скромное общественное положение. Писание пьес считалось низким, продажным ремеслом.

Такое отношение к драматургам изменилось лишь постепенно. В 1662 году Фуллер уже имел возможность включить имя Шекспира в число «достойных людей Англии». Но первую биографию Шекспира опубликовал Николас Роу только в 1709 году. Роу писал главным образом на основании сообщений страстного поклонника Шекспира – трагика Беттертона, специально ездившего в Стратфорд, чтобы собрать сведения о Шекспире, и беседовавшего там со старожилами.
Николас Роу. Загадочный Шекспир. Современное издание
И. наконец, "вишенка на торте" для тех, кто дочитал заметку до этого места: в работах антистратфордианцев читатель найдет «расшифровки» таинственных анаграмм. Они утверждают, что имеются два различных имени: Шакспер или Шакспир (Shakspere, Shakspeare - уроженец Стратфорда) и Шекспир или Шейкспир (Shake-speare означает «Потрясающий копьем», литературный псевдоним). В документах найдено шесть его подписей, и все они разные. Как будто ему и дела не было до формальностей и бюрократических процессов. Конечно, есть и теория о том, что за Шекспира в документах всегда расписывались юристы. Однако те, кто верил и яро продвигал Шекспировский вопрос, уверены — все дело в том, что авторство принадлежит не одному человеку, а нескольким. Вследствие чего и различия в подписях.

Однако еще в XVII веке Фуллер, имея в виду уроженца Стратфорда, говорил о «воинственном звуке» его имени. Вообще орфография той эпохи не является надежным источником. Так, например, фамилию Марло писали на 11 разных ладов, однако никому и в голову не пришло предположить, что было 11 различных Марло. Авторские рукописи прославленных пьес Шекспира бесследно исчезли, – аргументируют антишекспиристы. Но ведь до нас не дошли и авторские рукописи огромного большинства современных Шекспиру драматургов, в том числе Кристофера Марло и Томаса Кида.
На титульном листе quarto 1609 года фамилия Шекспира написана через дефис
Совершенно ясно, что Уильям Шакспер (Shakspere) не мог без посторонней помощи написать все то, что вышло под его именем. Он не обладал для этого необходимой литературной культурой. Дело в том, что городок Стратфорд не имел школы, в которой бы тот мог получить знания, которые отражены в сочинениях, ему приписываемых. Его родители были неграмотными, и его детство не было отягощено учением. Есть шесть образцов рукописей Шекспира. Все они подписаны им, и три из них представляют его завещание. Неряшливый вид, кляксы говорят о том, что Шакспер не был знаком с пером и что, видимо, он копировал приготовленную для него подпись, или же его рукой кто-то водил. До сих пор не обнаружено ни одного экземпляра его пьесы или сонета, написанного от руки, и этому нет правдоподобных объяснений. Есть только фантастические предположения, появившиеся в предисловии к Большому Фолио". (Мэнли П. Холл «Тайные учения всех времён: энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии» (1928 г.).
Благодаря скрупулезному исследованию канонов издательской деятельности того времени выяснилось, что в Первом фолио не соблюден ни один из этих канонов! Тогда в другом порядке указывались название книги и автор, не принято было печатать его портрет на обложке, и еще более загадочным выглядело обращение к читателю издателя Бена Джонсона:

Здесь на гравюре видишь ты
Шекспира внешние черты.
Художник, сколько мог, старался,
С природою он состязался.
О, если б удалось ему
Черты, присущие уму,
На меди вырезать, как лик,
Он стал бы истинно велик.
Но он не смог; и мой совет:
Смотрите книгу, не портрет.
"Первое фолио" 1623 года в развернутом виде с обращением (слева) Бена Джонсона.
На следующем за титульным листе мы видим посвящение — обращение актеров к братьям Вильяму, графу Пембруку, и Филиппу, графу Монтгомери.

САМОЙ БЛАГОРОДНОЙ
и НЕСРАВНЕННОЙ ПАРЕ БРАТЬЕВ –
Уильяму, графу Пембруку
(далее титулы и должности),
и Филиппу, графу Монтгомери
(далее должности и дифирамбы),
ЛОРДАМ.
Посвящение на второй странице Первого фолио
Что же имел в виду Бен Джонсон? Если воспользоваться данным им между строк советом и вырезать портрет Шекспира, помещенный на обложке фолио, то мы увидим другую обложку — созданную по всем правилам: сначала заглавие книги, потом автор, а не наоборот:

Г-на Шекспира комедии,
истории и трагедии.
Отпечатаны в соответствии с подлинными оригинальными копиями.
БРАТЬЕВ – Уильяма, графа Пембрука
(далее титулы и должности),
и Филиппа, графа Монтгомери
(далее должности и дифирамбы),
ЛОРДОВ.

Все это можно было бы считать выдумками современных исследователей, которые во всем видят загадки и тайны. Но среди сохранившихся экземпляров Первого фолио есть несколько книг с вырезанными портретами! А значит, читатели XVII века весьма успешно разгадывали подобные головоломки и знали подлинное название книги, как и имена ее авторов!
Фото с титульного листа "Первого фолио", к которому стоит внимательно присмотреться
Объем заметки не позволяет подробно останавливаться на всех загадках, вплетённых в издание Первого фолио, среди которых главной, несомненно, является «портрет Шекспира», у которого почему-то обе руки и оба глаза – правые, камзол изображен со спины, голова слишком большая и словно отрезана необычным для того времени и также ассиметричным воротником от туловища, а с левой стороны у уха видна «двойная» шея, намекающая на надетую вместо лица маску. Видимо, не зря Бэн Джонсон, автор посвящения на противоположной странице, обращаясь к читателю, просит его в последней строчке look not on his Picture, but on his Book (т.е. «смотрите на его книгу, а не на портрет»). А два правых рукава символизируют две пишущие руки, скажем, Френсиса Бэкона и графа Ратленда...

Но почему человек (люди), создавший(е) гениальные творения, знавший(е) цену им и себе как творческой личности, предпочел(ли) скрыть лицо под маской заурядного обывателя? Можно только поражаться этому уникальному, необъяснимому никакой прагматической логикой феномену самоотречения. Другого подобного прецедента нет.

Детали этого расследования вы можете узнать, прочитав книгу Валентины Новомировой «Кто придумал Шекспира». А исследование Ильи Гилилова «Игра об Уильяме Шекспире, или Загадка великого Феникса» потрясет вас скрупулезностью и объемом проделанного труда: автор изучил исторические документы, сверил переводы, сопоставил бесценные оригиналы и, казалось бы, нашел ответ. Поверьте, это настолько увлекательно, что оторваться трудно! Обязательно посмотрите также прикрепленное к теме видео.
Обложка книги «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса»
Однако попытки разрешить шекспировский вопрос вовсе не бесплодны для науки: в результате об эпохе Шекспира сегодня известно больше, чем о любой другой культурной эпохе. Возникла целая отрасль филологии — шекспироведение, отправгой точкой которого можно считать предисловие Бена Джонсона к первому собранию сочинений драматурга (Первое фолио 1623 г.).

Бен Джонсон сочинил большое поэтическое посвящение Шекспиру «Памяти любимого мною мистера Вильяма Шекспира, сочинителя; и о том, что он оставил нам».

Эйвонский лебедь!
Счастлив был тот день,
Когда, родимых ив покинув сень,
По водам Темзы ты поплыл державно,
Как встарь Элиза или Яков славный.
И вижу я: с небесной высоты
Созвездием один сверкаешь ты.
Сияй, звезда поэтов, неизменно,
И озаряй темнеющую сцену.
На ней бы свет давно уже исчез,
Когда бы не тома вот этих пьес.
Уильям Шекспир. Гравюра Джона Честера Баттра. Около 1850 г.
Шекспир был, по словам Бена Джонсона, «душой своего века», века грозного и бурного. Философский ум, поэтическое мироощущение, обширность познаний, глубокое проникновение в морально-психологические проблемы – всем этим драматург обладал благодаря усиленному чтению, общению с народом, активному участию в делах своего времени, внимательному отношению к жизни.

Пусть мы все еще находимся в плену многочисленных мифов об этом удивительном человеке, его наследие живет в наших сердцах. Влияние У. Шекспира простирается на литературу и театр, включая современные, а также на лексику и форму английского языка. Шекспир по своей значимости для Англии занимает такое же место, как для России Пушкин. В трагедиях, и особенно комедиях, Шекспир широко использовал обороты народной речи, которые впоследствии органично вошли в литературный язык. За 20 лет творческой жизни он создал то, что остается актуальным на протяжении пяти столетий. Его сонеты, трагедии и комедии стали классикой. Благодаря Шекспиру в литературе появились новые идеи, новый взгляд на жизнь.
Мемориал Уильяму Шекспиру в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства
В театре на сцене героями стали живые люди, а не носители строго определенных идей, как это было свойственно драматургии того времени. Уильям брал за основу распространенные сюжеты, и привносил в них передовые идеи того времени — эпохи Возрождения.Шекспир изменил европейский театр, показав, чего можно достигнуть путём работы с характеристиками персонажей, фабулой, языком и жанром. Произведения Шекспира повлияли на многих писателей и поэтов, в том числе на Германа Мелвилла и Чарльза Диккенса. Шекспир - наиболее цитируемый писатель после различных авторов Библии, и многие его изречения используются во всём мире повседневно.

А тайна шекспировская сродни тайне Атлантиды: Шекспир - это огромная загадочная страна, терпеливо дожидающаяся извлечения на свет своих погребенных под океаном неизвестности сокровищ.
#ЗагадкиИстории
Уильям Шекспир. Величайшее шоу на Земле
Ну а если вас всерьез заинтересовала предложенная тема, то посмотрите исторический художественный фильм «Аноним» (2011 г.) режиссера Роланда Эммериха, посвященный шекспировскому вопросу. Главные роли исполнили Ванесса Редгрейв (королева Елизавета I) и Рис Иванс (Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфорд). Королеву в молодости сыграла дочь Ванессы Редгрейв Джоэли Ричардсон. На 84-й церемонии вручения премии «Оскар» фильм был номинирован в категории «Лучший дизайн костюмов».

Весь мир знает о Уильяме Шекспире. Но кто знает, кто он на самом деле, о чем думал, кого любил?! Создатели картины очень серьезно подошли к своему творению. И если вы решились просмотреть данный фильм, помните, вас ждет множество неожиданных решений и невероятных откровений. Сможет ли фильм приоткрыть завесу тайны?...

Сюжет фильма «Аноним» повествует о временах заката английской королевской династии Тюдоров. На фоне заката великой фамилии расцветает свободное театральное искусство. В фильме переплетены несколько сюжетных линий. Это интриги влиятельного аристократа из рода Сесилов, а также его сына. Также описывается жизнь простых смертных, одно из немногих развлечений которых — театр. Ну и конечно же самая главная сюжетная линия — это Шекспир. А именно, кто он на самом деле этот человек-легенда, вымышленный персонаж или особа весьма известная, но под другим именем...
Аноним (2011)
Прочитав в большинстве своем возмущенные и в целом нелицеприятные отзывы кинокритиков, а также узнав, что в знак протеста против выхода фильма организация шекспироведов «Shakespeare Birthplac e Trust» перечеркнула имя Шекспира на дорожных знаках в графстве Уорикшир, а памятник драматургу в Стратфорде-на-Эйвоне закрыла полотном, я для себя однозначно решила - фильм стоит того, чтобы его посмотреть. И не ошиблась.

Комментарии

  • 26 апр 09:45

    Растратчик милый, расточаешь ты
    Свое наследство в буйстве сумасбродном.
    Природа нам не дарит красоты,
    Но в долг дает — свободная свободным.

    Прелестный скряга, ты присвоить рад
    То, что дано тебе для передачи.
    Несчитанный ты укрываешь клад,
    Не становясь от этого богаче.

    Ты заключаешь сделки сам с собой,
    Себя лишая прибылей богатых.
    И в грозный час, назначенный судьбой,
    Какой отчет отдашь в своих растратах?

    С тобою образ будущих времен,
    Невоплощенный, будет погребен.

  • 26 апр 19:09
    Очень интересно ,но текст получился тяжелый. Возможно из-за перевода?
  • 26 апр 19:46
    Упрощать я не умею. По мне - так с текстом все в порядке (но я - научный работник). Я потратила время, сжимая большой массив имеющегося материала до объемов заметки. Но чтобы еще просидеть полдня, упрощая его - уж помилуйте. Для тех, кому тяжело читать, в средине заметки я поместила видео - там кратко и вполне в духе времени (кривляния, паясничанье и фиглярство в ассортименте) отражена суть вопроса.
  • 26 апр 21:05
    Суть вопроса ясна с первых строк . Текст тяжелый не для понимания . Текст тяжел с точки зрения хорошего русского языка. Научный работник - это радует, не буду представляться. Это ,в данном случае , неважно. Я предположила ,что язык тяжел из- за перевода. Подобные тексты читают не только специалисты и не люди со степенью. Специалистам это известно . Извините ,что ущемила ваше самолюбие . Пишите как хотите . Всех благ!
  • 26 апр 21:20
    У меня хороший русский язык, и это отмечают не только читатели моих заметок. А создавать их для массового потребителя, или для тех, кто способен осилить такой текст, - это мой сознательный выбор. Могу их вообще больше не делать в этой Группе.
  • 26 апр 21:26
    Хотите поговорить о вашем русском ? Я не хочу . Писать или не писать - решайте сами. О Шекспире я найду с кем побеседовать. Будьте благополучны.
  • 26 апр 21:33
    Я с Вами вообще не хочу и не хотела разговаривать. Но на упрек вынуждена была реагировать. Желаю Вам хороших бесед на "хорошем русском языке".