ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА. Загадки Джоконды

Часть 1

Гениев, подобных Леонардо, природа не знала ни до, ни после. Два противоположных, взаимоисключающих взгляда на мир соединились в нем с какой-то невероятной легкостью. Ученый и живописец, естествоиспытатель и философ, механик и астроном... Однако, в связи с Пасхальными праздниками, этот юбилей в группе оказался незамеченным. С другой стороны, на тему "Джоконды" написаны тонны книг, сняты сотни документальных и художественных фильмов, опубликованы тысячи научных и исследовательских статей, Интернет буквально "напичкан" этой темой (достаточно заГуглить слова "Мона Лиза" и за день-два вряд ли удастся прочитать все, что там написано, даже если относится к представленному материалу критически, отбрасывая в сторону откровенные инсинуации падких до сенсаций журналистов и блогеров). Но все же я решилась обобщить доступный мне, заслуживающий доверия материал, выставив на свет Божий все, что я "накопала" по этой теме за период исследования творчества гениального ученого эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи - великий, загадочный, притягивающий. Такой далекий и такой современный. И его творчество - сплошные вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь. А его "Мона Лиза" - это картина, о которой можно говорить вечно.

Ввиду достаточно обширного объема материала, который, разумеется, будет предоставлен лишь обобщенно, заметка выйдет в трех частях. Для интересующихся этой темой, как и темой творчества Леонардо, в конце третьей заметки приведу список источников, которыми я пользовалась, и которые могут быть интересны "ищущим умам".
«Даже известное известно немногим». Аристотель
В Парижском Лувре под инвентарным номером 799 значится картина, написанная Леонардо да Винчи на доске из тополя размером 77х53 см². Название картины на итальянском: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Это одна из самых известных и узнаваемых картин в мире. Самое интересное это то, что «Мона Лиза» - единственная картина в Лувре, которая не застрахована. Люди это объясняют это тем, что картина бесценна. Ее невероятный успех у публики был обеспечен тремя обстоятельствами.

Во-первых, автора Джоконды давно признают во всем мире настоящим гением-универсалом итальянского Возрождения. Леонардо был великолепным художником. Автор первого искусствоведческого труда «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджио Вазари так писал об этой работе Леонардо: «Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться, ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи… портрет казался чем-то скорее божественным, чем человеческим, и почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной».
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда). 1503-1505 гг. Лувр, Париж
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда). 1503-1505 гг. Лувр, Париж
Свидетельство Вазари очень показательно для творческого метода великого художника, который говорил, что «хороший живописец должен писать две главные вещи – человека и представление его души». В оценке, которую Вазари дает «Джоконде», ‒ знаменательная, исполненная глубокого смысла градация: все совсем как в действительности, но, глядя на эту действительность, испытываешь некое новое высшее наслаждение, и кажется, что сама жизнь НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНОЙ. Другими словами, действительность, обретающая некое новое качество в красоте, более совершенной, чем та, которая обычно доходит до нашего сознания, красоте, которая есть творение художника, завершающего дело природы. И, наслаждаясь, этой красотой, по-новому воспринимаешь видимый мир, так что веришь: он уже не должен, не может быть иным.

Во-вторых, после кончины Леонардо 2 мая 1519 года Джоконда начала путешествие по самым престижным собраниям в живописи в Европе. Сначала она стала собственностью французского монарха Франциска I, который купил картину за 4000 золотых скуди. Затем выставлялась в Версале и Тюильри, принадлежала Людовику XIII. Благодаря ветрам Великой французской революции Джоконда была конфискована и выставлена наряду с другими картинами в Лувре который стал первым в мире публичным музеем. В середине XIX века она висела в так называемом квадратном салоне музея между полотнами Тициана и Корреджо.
Мона Лиза в Лувре в 1911 году, накануне своей исчезновения.
Мона Лиза в Лувре в 1911 году, накануне своей исчезновения.
Изрядную долю популярности Джоконде добавили литераторы, философы, психологи. Великий французский писатель Жюль Верн сочинил одноименную пьесу, в которой представил изображенную на портрете молодую флорентийку любовницей Леонардо. Кстати, тема близких отношений Леонардо со своей моделью возникла задолго до сочинения Жюля Верна. Изображение обнаженной Джоконды было одной из любимых тем художников XVI-XVII веков. До наших дней дошел не один десяток полотен, на которых Мона Лиза демонстрирует зрителям красоту своего неприкрытого тела. Масла в огонь интимной темы подлил и русский философ Дмитрий Мережковский. В своей книге о Леонардо «Воскресшие боги» он коснулся темы возможной гомосексуальности великого итальянца, и эту тему развил Зигмунд Фрейд в труде «Леонардо да Винчи и его воспоминания о детстве».
«Донна Нуда» (то есть Обнажённая донна). Неизвестный художник, конец XVI в., Эрмитаж
«Донна Нуда» (то есть Обнажённая донна). Неизвестный художник, конец XVI в., Эрмитаж
Наконец, на самый пик популярности Джоконду поднял грандиозный скандал, который подняла пресса после кражи картины. Портрет исчез из Лувра 21 августа 1911 года. Французская полиция безуспешно пыталась напасть на след преступника в течение долгих двух лет. Картина всплыла в Италии лишь в декабре 1913 года, когда к антиквару Альфредо Гери явился некий мужчина, предложивший ему купить Джоконду. Гери острожно согласился и через несколько дней испытал настоящий шок, когда увидел шедевр Леонардо на дне потрепанного дорожного сундучка с двойным дном. Потенциальный продавец был немедленно схвачен полицией. Им оказался 32-летний итальянец Винченцо Перуджа. Некоторое время он подрабатывал в Лувре и поэтому смог беспрепятственно проникнуть в музей. Подробнее об этом см. мою заметку от 21 августа 2016 г. (хештэг "События, проишествия")
Винченцо Перуджа. Лист из уголовного дела.
Винченцо Перуджа. Лист из уголовного дела.
На суде Перуджа рассказал душещипательную историю о своей возлюбленной, лицо которой удивительно напоминало даму на портете Леонардо. Однажды на подружку Перуджа было совершено нападение, и вскоре она скончалась от нанесенных ножевых ран. Находящийся в состоянии стресса Перуджа проник в музей, вынул картину из застекленного короба, который некоторое время тому назад сам сделал по заказу музейной администрации, и вынес «Джоконду» под полой своего халата. В довершении Винченцо поведал присяжным, что собирался вернуть картину на родину Леонардо – в Италию.

Трудно сказать, насколько вся эта история была правдой. На присяжных она произвела большее впечатление, чем проблемы с законом, которые не раз до того возникали у Перуджа. В результате за свое «преступление века» он получил всего 380 дней тюрьмы.
Лувр. Фотография с места преступления (Мона Лиза исчезла). 1911 г.
Лувр. Фотография с места преступления (Мона Лиза исчезла). 1911 г.
*** После пропажи «Джоконды» французская полиция нашла на одной из боковых служебных лестниц пустую раму от картины. На ней были отпечатки пальцев, которые сразу могли бы указать на грабителя. В конце XIX века врач Генри Фулдас описал метод идентификации личности по отпечаткам пальцев. К аналогичным выводам об уникальности линий на пальцах пришел и служащий британской администрации в Индии Вильям Хершель. В докладе о своем открытии он называл папиллярные линии «знаками руки». Хершель занимался проблемой отпечатков почти двадцать лет и знал, о чем писал. Однако его идеи сочли полным бредом человека, помешанного на хиромантии. Французская полиция отпечатки на раме проигнорировала…

А какое ликование вызвало затем возвращение "Джоконды" в Лувр!
Возвращение Джоконды в Лувр.
Возвращение Джоконды в Лувр.
После истории с кражей, которую несколько лет трепали все европейские газеты, «Джоконда» стала настоящим мировым брендом. В 1962 году она была показана в США, в 1974 году – в Японии и в музее им. А.С. Пушкина в Москве.
ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА. - 854549873402
"Джоконда" в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, 1974 г.
Очередь в Пушкинский музей на выставку одной картины. 1974 г..
Очередь в Пушкинский музей на выставку одной картины. 1974 г..
Уже в это время картина стала объектом культа, некоторые поклонники сравнивали ее с иконой. У наиболее нервных посетителей Лувра перед «Джокондой» случались истерики, и эта реакция напоминала экстаз, который испытывают некоторые фанаты при виде своих кумиров. Тот факт, что картина непонятным образом воздействует на тех, кто долго смотрит на нее, отмечал еще в XIX в. Стендаль, который сам после долгого любования ею упал в обморок. А всего на сегодняшний день таких документально зафиксированных обмороков зарегистрировано более сотни.

Не секретом является и тот факт, что картина не только восхищает, но и пугает людей - причем таких испуганных не намного меньше, чем восхищенных. Чаще всего картина откровенно не нравится детям. Дети - более тонко организованные существа и чувствуют мир больше на уровне эмоций и интуиции. Они не заморочены всеобщим мнением, что "Джоконда" - шедевр, и им принято восхищаться.

Именно они и задают чаще всего вопрос: а чем тут восхищаться? Злая какая-то тетка, некрасивая к тому же... И, наверное, недаром, бытует такая шутка, которую как-то повторила Фаина Раневская: "Джоконда так долго живет на свете, что уже сама выбирает, кому нравиться, а кому нет". Ни про одну картину в истории человечества никому и в голову не придет даже в шутку сказать, что картина-де сама выбирает, на кого какое впечатление производить.

Может быть поэтому, несмотря на всемирную славу и внимание к «Джоконде» целой армии искусствоведов, пресса продолжает писать о загадках этой картины. Речь в основном идет о таинственной улыбке Моны Лизы и о том, кого же все-таки изобразил на своей знаменитой картине Леонардо.
ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА. - 854549961210
Говорят, что загадку улыбки «Джоконды» придумал французский поэт Теофил Готье, который восторженно восклицал: «Джоконда! Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо… Опасно попасть под обаяние этого призрака… Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична… Если бы Дон Жуан встретил Дожконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка». Между тем, до Готье зрители не видели в улыбке Моны Лизы ничего загадочного. Тот же Вазари назвал ее просто «приятной». И все же повод дискутировать есть.

Вазари считал, что своей улыбкой Джоконда преодолевает грустное настроение. В своей книге «Жизнь художников» он писал про Леонардо: «Так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, тут постоянно были шуты, поддерживающие в ней веселость и удалявшие меланхолию». Однако вряд ли это свидетельство можно счесть достоверным. Вазари писал о Леонардо уже после его смерти и не был свидетелем этой сцены. Более того, Вазари появился на свет в 1511 году и не видел картину своими глазами. Скорее всего, он воспользовался информацией, которую приводит анонимный автор первой биографии Леонардо.
Эме Паже. Рафаэль в мастерской Леонардо. 1845 г. Джоконду развлекают шуты и музыканты
Эме Паже. Рафаэль в мастерской Леонардо. 1845 г. Джоконду развлекают шуты и музыканты
.Тайну и «секрет» улыбки Моны Лизы в XX веке делал не столько сам портрет изображенной Леонардо дамы, сколь многочисленные специалисты, стремившиеся высказать свою точку зрения на этот предмет. Один отоларинголог предположил, что Джоконда больна тонзиллитом, другой эскулап-дантист считал, что у женщины на портрете выбиты передние зубы. Кому-то ее улыбка казалась ядовитой усмешкой или символом страданий рабочих людей.

Леонардо при написании картин применял технику сфумато, основанную на принципе рассеивания, отсутствия четких границ между предметами. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Благодаря мягкой гамме тонов, которые плавно перетекают из одного в другой, у зрителя, в зависимости от фокусировки взгляда, создается впечатление, что она то нежно улыбается, то надменно усмехается.

Специалист по человеческой мимике профессор Дина Голдин утверждает, что художник силой своего таланта остановил улыбку Моны Лизы в момент ее зарождения. Возникший мимический момент неустойчив, и поэтому человеческий мозг пытается интуитивно довершить это действие. Отсюда эффект меняющейся, исчезающей, «мерцающей» улыбки Джоконды.
ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА. - 854550004218
*** Если присмотреться, то сразу бросается в глаза то, что улыбка на самом деле не статична, а совсем наоборот, кажется живой. Чем же вызвана эта иллюзия? Почему другие картины Леонардо да Винчи не похожи на Мону Лизу? Существует множество версий по этому поводу. Одни говорят, что это вызвано беременностью натурщицы другие, что такая улыбка следствие неправильного прикуса. Ближе всего к истине подошел один ученый из Гарвардского университета. Профессор Маргарет Ливингстон утверждает что улыбка следствие того что непосредственно мозг человека так воспринимает такое количество теней и переходов которые внес в свою картину Леонардо да Винчи. С помощью специальной программы ученые смогли увидеть так сказать настоящую улыбку девушки. А именно с помощью этой программы были убраны все тени и неточности на самой картине вследствие чего улыбка исчезла. Ученые были просто поражены тем как сам автор смог добиться такого эффект. Ведь Леонардо да Винчи не имел в свое время высоких технологий!

Профессор Гарвардского университета Маргарет Ливингстон считает, что эффект «мерцания» обусловлен тем, что улыбка Моны Лизы воспринимается стабильно лишь периферическим зрением. Немного отведя взгляд в сторону, можно лучше рассмотреть тени у губ, а именно они играют важную роль в изображении улыбки. Психологи вносят свой вклад в дискуссию. Они утверждают – если долго пристально разглядывать небольшой объект, то может померещиться все, что угодно. Наконец, специалисты в области живописи обращают внимание, что у Моны Лизы почти не видно бровей. Если их подрисовать, улыбка будет восприниматься совершенно иначе. Свою лепту в дискуссию внесли и ученые. С помощью компьютерной программы, анализирующей черты лица, они «разложили» улыбку Джоконды на эмоциональные составляющие. Получилось 83% счастья, 9% отвращения, 6% страха и 2% злости. Разумеется, эти научные выкладки воспринимаются как курьез и вряд ли помогут ответить на главный вопрос – кто же изображен на портрете?

Другой специалист – Майк Вогт-Лёринсен – полагает, что Леонардо мог нарисовать миланскую герцогиню Изабеллу Арагонскую. Как известно, да Винчи около 11 лет был придворным художником миланского герцога Галеаццо Сфорца. По мнению Вогт-Лёринсена, вышивка на одежде Джоконды намекает, что эта женщина принадлежала к роду Сфорца. На портрете Изабеллы Арагонской кисти Рафаэля изображенная им дама немного напоминает Джоконду.
Рафаэль. Портрет Изабеллы Арагонской. Собрание галереи Дориа-Памфили, Рим
Рафаэль. Портрет Изабеллы Арагонской. Собрание галереи Дориа-Памфили, Рим
Еще одна претендентка на роль Джоконды – графиня Катерина Сфорца. Она была побочной дочерью миланского герцога, слыла известной куртизанкой, триджы была замужем и родила одиннадцать детей. Приверженицей этой версии является искусствовед Магдалена Зейст. Уверенность отстаивать свою версию ей придает потрет Катерины, выполненной художником Лоренцо ди Креди. На нем Сфорца удивительно похожа на леонардовскую Джоконду.
Лоренцо Креди. Портрет Катерины Сфорца.
Лоренцо Креди. Портрет Катерины Сфорца.
Есть и другие женщины, которые могли бы стать моделью для картины Леонардо. Среди них аристократка Беатриче Эсте. На сохранившемся карандашном рисунке Леонардо она весьма похожа на Джоконду.
Беатриче Эсте.
Беатриче Эсте.
Возможно, в образе Моны Лизы да Винчи изобразил другую любовницу Джулиано Медичи – куртизанку Пачифику Брандано.

Леонардо безусловно писал портрет какой-то дамы по заказу Джуалиано. Об этом свидетельствует описание визита в студию к художнику кардинала Луи Арагонского. В 1517 году его секретарь Антонио де Беатис отметил в своих записях: «… монсиньор и иже с ним посетили в одной из отдаленных частей Амбуаза мессира Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет… Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи». Однако из этого описания невозможно понять, о каком именно портрете идет речь.
ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА. - 854550115322
Существует предположение, что этот рисунок из коллекции Хайд в Нью-Йорке сделан рукой Леонардо да Винчи и является предварительным эскизом портрета Моны Лизы. В этом случае любопытно, что сначала он намеревался вложить ей в руки пышную ветвь.

Продолжение темы см. по ссылке в комментариях или ищите по тегу
#ИсторияОдногоШедевра
Загадка Моны Лизы

Комментарии

  • 21 апр 2017 16:22
    Несмотря на то, что, учась в художественной школе, мы Мону Лизу разбирали буквально по молекулами, все равно узнала для себя много нового, да многое с того времени уже успело и забыться. Огромное вам, Алла, спасибо. Жду продолжения. Саму картину в Лувре я видела, но, к сожалению, через плотную толпу японских туристов, делающих селфи. А хотелось бы присмотреться к ней, окунуться в атмосферу тех времён, поразмышлять.... Но реально ли это в настоящее время? Мне показалось, что нет. А может, мне просто тогда не повезло и надо повторить попытку? А вам еще раз grand merci.
  • 21 апр 2017 17:29
    Спасибо, дорогая Анжелика. Могу посоветовать постараться посетить Лувр не в пик сезона (летние месяцы). Мой последний визит пришелся на апрель. Обошлось без длинных очередей, более того, мне удалось сфотографировать Мону Лизу практически одну. А еще по средам Лувр работает до 22 часов. Есть шанс насладиться картиной в полумраке.
    Фотография
  • 21 апр 2017 19:10
    Я тоже смотрела сквозь толпу,а вернее,поверх голов толпы японцев на НЕЕ.... Наверное,я чего то не понимаю,но если бы не слава этой картины,то прошла бы мимо,возможно и такое.В Лувре есть перед чем можно долго стоять и смотреть,смотреть ......
  • 21 апр 2017 19:11
    Извините,Алла,не сказала Вам спасибо за такой интересный и познавательный рассказ!
  • 21 апр 2017 21:24
    Спасибо, Алла!!! Очень интересно!!! И действительно, не дождалась продолжения в группе, зашла к вам на страницу. А страница тоже полна интересных групп. Как чудесно, что вы и такие как вы есть!!!
  • 19 июн 2022 23:03
    Очень познавательно! Видели её воотчию в Лувре! Дома висит фотопортрет Моны Лизы! Она излучает что то , как от святой !