Комментарии
- 21 апр 2017 16:22Angelika PilżysНесмотря на то, что, учась в художественной школе, мы Мону Лизу разбирали буквально по молекулами, все равно узнала для себя много нового, да многое с того времени уже успело и забыться. Огромное вам, Алла, спасибо. Жду продолжения. Саму картину в Лувре я видела, но, к сожалению, через плотную толпу японских туристов, делающих селфи. А хотелось бы присмотреться к ней, окунуться в атмосферу тех времён, поразмышлять.... Но реально ли это в настоящее время? Мне показалось, что нет. А может, мне просто тогда не повезло и надо повторить попытку? А вам еще раз grand merci.
- 21 апр 2017 17:29Алла Зыбайло ответила Angelika PilżysСпасибо, дорогая Анжелика. Могу посоветовать постараться посетить Лувр не в пик сезона (летние месяцы). Мой последний визит пришелся на апрель. Обошлось без длинных очередей, более того, мне удалось сфотографировать Мону Лизу практически одну. А еще по средам Лувр работает до 22 часов. Есть шанс насладиться картиной в полумраке.
- 21 апр 2017 19:10Татьяна Громова (Илюшина)Я тоже смотрела сквозь толпу,а вернее,поверх голов толпы японцев на НЕЕ.... Наверное,я чего то не понимаю,но если бы не слава этой картины,то прошла бы мимо,возможно и такое.В Лувре есть перед чем можно долго стоять и смотреть,смотреть ......
- 21 апр 2017 19:11Татьяна Громова (Илюшина)Извините,Алла,не сказала Вам спасибо за такой интересный и познавательный рассказ!
- 21 апр 2017 19:11Татьяна Громова (Илюшина)
- 21 апр 2017 21:24Надежда КомароваСпасибо, Алла!!! Очень интересно!!! И действительно, не дождалась продолжения в группе, зашла к вам на страницу. А страница тоже полна интересных групп. Как чудесно, что вы и такие как вы есть!!!
- 16 июн 2022 13:23Алла ЗыбайлоЧасть 2 темы см. по ссылкеИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА. ЗАГАДКИ ДЖОКОНДЫ. (Ч. 2) «Мудрее всего – время, ибо... | Интересный контент в группе Paris & КоИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА. ЗАГАДКИ ДЖОКОНДЫ. (Ч. 2) «Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все». Фалес Милетский (640– 547 гг. до н.э...OK.RU
- 19 июн 2022 23:03Helga Oktay KasimovОчень познавательно! Видели её воотчию в Лувре! Дома висит фотопортрет Моны Лизы! Она излучает что то , как от святой !
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Paris & Ко
:Алла Зыбайло
ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА. Загадки Джоконды
Часть 1Гениев, подобных Леонардо, природа не знала ни до, ни после. Два противоположных, взаимоисключающих взгляда на мир соединились в нем с какой-то невероятной легкостью. Ученый и живописец, естествоиспытатель и философ, механик и астроном... Однако, в связи с Пасхальными праздниками, этот юбилей в группе оказался незамеченным. С другой стороны, на тему "Джоконды" написаны тонны книг, сняты сотни документальных и художественных фильмов, опубликованы тысячи научных и исследовательских статей, Интернет буквально "напичкан" этой темой (достаточно заГуглить слова "Мона Лиза" и за день-два вряд ли удастся прочитать все, что там написано, даже если относится к представленному материалу критически, отбрасывая в сторону откровенные инсинуации падких до сенсаций журналистов и блогеров). Но все же я решилась обобщить доступный мне, заслуживающий доверия материал, выставив на свет Божий все, что я "накопала" по этой теме за период исследования творчества гениального ученого эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи - великий, загадочный, притягивающий. Такой далекий и такой современный. И его творчество - сплошные вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь. А его "Мона Лиза" - это картина, о которой можно говорить вечно.
Ввиду достаточно обширного объема материала, который, разумеется, будет предоставлен лишь обобщенно, заметка выйдет в трех частях. Для интересующихся этой темой, как и темой творчества Леонардо, в конце третьей заметки приведу список источников, которыми я пользовалась, и которые могут быть интересны "ищущим умам".
«Даже известное известно немногим». Аристотель
В Парижском Лувре под инвентарным номером 799 значится картина, написанная Леонардо да Винчи на доске из тополя размером 77х53 см². Название картины на итальянском: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Это одна из самых известных и узнаваемых картин в мире. Самое интересное это то, что «Мона Лиза» - единственная картина в Лувре, которая не застрахована. Люди это объясняют это тем, что картина бесценна. Ее невероятный успех у публики был обеспечен тремя обстоятельствами.
Во-первых, автора Джоконды давно признают во всем мире настоящим гением-универсалом итальянского Возрождения. Леонардо был великолепным художником. Автор первого искусствоведческого труда «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджио Вазари так писал об этой работе Леонардо: «Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться, ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи… портрет казался чем-то скорее божественным, чем человеческим, и почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной».
Во-вторых, после кончины Леонардо 2 мая 1519 года Джоконда начала путешествие по самым престижным собраниям в живописи в Европе. Сначала она стала собственностью французского монарха Франциска I, который купил картину за 4000 золотых скуди. Затем выставлялась в Версале и Тюильри, принадлежала Людовику XIII. Благодаря ветрам Великой французской революции Джоконда была конфискована и выставлена наряду с другими картинами в Лувре который стал первым в мире публичным музеем. В середине XIX века она висела в так называемом квадратном салоне музея между полотнами Тициана и Корреджо.
Трудно сказать, насколько вся эта история была правдой. На присяжных она произвела большее впечатление, чем проблемы с законом, которые не раз до того возникали у Перуджа. В результате за свое «преступление века» он получил всего 380 дней тюрьмы.
А какое ликование вызвало затем возвращение "Джоконды" в Лувр!
Не секретом является и тот факт, что картина не только восхищает, но и пугает людей - причем таких испуганных не намного меньше, чем восхищенных. Чаще всего картина откровенно не нравится детям. Дети - более тонко организованные существа и чувствуют мир больше на уровне эмоций и интуиции. Они не заморочены всеобщим мнением, что "Джоконда" - шедевр, и им принято восхищаться.
Именно они и задают чаще всего вопрос: а чем тут восхищаться? Злая какая-то тетка, некрасивая к тому же... И, наверное, недаром, бытует такая шутка, которую как-то повторила Фаина Раневская: "Джоконда так долго живет на свете, что уже сама выбирает, кому нравиться, а кому нет". Ни про одну картину в истории человечества никому и в голову не придет даже в шутку сказать, что картина-де сама выбирает, на кого какое впечатление производить.
Может быть поэтому, несмотря на всемирную славу и внимание к «Джоконде» целой армии искусствоведов, пресса продолжает писать о загадках этой картины. Речь в основном идет о таинственной улыбке Моны Лизы и о том, кого же все-таки изобразил на своей знаменитой картине Леонардо.
Вазари считал, что своей улыбкой Джоконда преодолевает грустное настроение. В своей книге «Жизнь художников» он писал про Леонардо: «Так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, тут постоянно были шуты, поддерживающие в ней веселость и удалявшие меланхолию». Однако вряд ли это свидетельство можно счесть достоверным. Вазари писал о Леонардо уже после его смерти и не был свидетелем этой сцены. Более того, Вазари появился на свет в 1511 году и не видел картину своими глазами. Скорее всего, он воспользовался информацией, которую приводит анонимный автор первой биографии Леонардо.
Леонардо при написании картин применял технику сфумато, основанную на принципе рассеивания, отсутствия четких границ между предметами. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Благодаря мягкой гамме тонов, которые плавно перетекают из одного в другой, у зрителя, в зависимости от фокусировки взгляда, создается впечатление, что она то нежно улыбается, то надменно усмехается.
Специалист по человеческой мимике профессор Дина Голдин утверждает, что художник силой своего таланта остановил улыбку Моны Лизы в момент ее зарождения. Возникший мимический момент неустойчив, и поэтому человеческий мозг пытается интуитивно довершить это действие. Отсюда эффект меняющейся, исчезающей, «мерцающей» улыбки Джоконды.
Профессор Гарвардского университета Маргарет Ливингстон считает, что эффект «мерцания» обусловлен тем, что улыбка Моны Лизы воспринимается стабильно лишь периферическим зрением. Немного отведя взгляд в сторону, можно лучше рассмотреть тени у губ, а именно они играют важную роль в изображении улыбки. Психологи вносят свой вклад в дискуссию. Они утверждают – если долго пристально разглядывать небольшой объект, то может померещиться все, что угодно. Наконец, специалисты в области живописи обращают внимание, что у Моны Лизы почти не видно бровей. Если их подрисовать, улыбка будет восприниматься совершенно иначе. Свою лепту в дискуссию внесли и ученые. С помощью компьютерной программы, анализирующей черты лица, они «разложили» улыбку Джоконды на эмоциональные составляющие. Получилось 83% счастья, 9% отвращения, 6% страха и 2% злости. Разумеется, эти научные выкладки воспринимаются как курьез и вряд ли помогут ответить на главный вопрос – кто же изображен на портрете?
Другой специалист – Майк Вогт-Лёринсен – полагает, что Леонардо мог нарисовать миланскую герцогиню Изабеллу Арагонскую. Как известно, да Винчи около 11 лет был придворным художником миланского герцога Галеаццо Сфорца. По мнению Вогт-Лёринсена, вышивка на одежде Джоконды намекает, что эта женщина принадлежала к роду Сфорца. На портрете Изабеллы Арагонской кисти Рафаэля изображенная им дама немного напоминает Джоконду.
Леонардо безусловно писал портрет какой-то дамы по заказу Джуалиано. Об этом свидетельствует описание визита в студию к художнику кардинала Луи Арагонского. В 1517 году его секретарь Антонио де Беатис отметил в своих записях: «… монсиньор и иже с ним посетили в одной из отдаленных частей Амбуаза мессира Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет… Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи». Однако из этого описания невозможно понять, о каком именно портрете идет речь.
Продолжение темы см. по ссылке в комментариях или ищите по тегу #ИсторияОдногоШедевра