190 лет назад родился француз. художник ЭДГАР ДЕГА, один из виднейших представителей импрессионизма

«Новый мир родился тогда, когда импрессионисты написали его». Анри Канвейлер
Клод Моне был автором новой точки зрения на то, что есть искусство: оно есть живопись живой жизни. И Моне создавал дивные симфонии образов мира и видел его таким, как он есть. Совсем другое дело ЭДГАР ДЕГА (1834—1917). Дега очень сложно чувствует мир и пишет так же сложно. Его композиции сложны: динамика движения толпы, общие планы, монтажные стыки, то, как падает свет. При этом Дега – художник необыкновенно чувственный. И эти ощущения для него очень важны. Они, можно даже сказать, эротичны. Это его собственное надреальное, рецепторное восприятие.
Эдгар Дега. Автопортрет. 1854-1855 гг. Музей д’Орсе, Париж
Эдгар Дега. Автопортрет. 1854-1855 гг. Музей д’Орсе, Париж
Это видно по тому, как он пишет «Кафешантан „Амбассадор“»: фонари, отбрасывающие свет на холодную красоту и преображающие мир. Огни расположены на заднем плане в один ряд и придают картине глубину. В кафе сидят какие-то люди: кто-то слушает певицу, кто-то болтает. Все пространство заполнено и наполнено жизнью. Это мир, получивший новое освещение: толпа, которая идет гулять, вечер, горят фонари, кто-то несколько вульгарно одет, кто-то сидит, разинув рот.
Эдгар Дега. Кафешантан "Амбассадор" 1876-1877 гг. Музей изящных искусств, Лион
Эдгар Дега. Кафешантан "Амбассадор" 1876-1877 гг. Музей изящных искусств, Лион
Именно импрессионисты спровоцировали кинематографическое сознание – совершенно удивительное восприятие нашего мира, словно это монтаж. Об этом много написано, но настоящего исследования того, что произошло, до сих пор нет. До сих пор нет той точки, с которой был бы оценен весь невероятный период импрессионизма. Был художник Караваджо, который принес в мир живописи светотень и очень сильно повлиял на искусство, но и он не повлиял на него так, как импрессионисты. Импрессионисты повлияли на наше восприятие, на наши ощущения на бессознательном уровне. Появился новый язык, который пришел вместе с этой группой художников, и так образовался новый стиль. То время было временем создания не просто языка, не просто видения, а целого стиля, который со временем изменился сам и изменил наше восприятие, наше взаимодействие с искусством и миром. Импрессионисты влияли на искусство, оно влияло на нас, а мы, в свою очередь, создавали стиль жизни. Это сложнейший процесс. И это нигде не описано и не исследовано. Все это словно повисло в воздухе.
Эдгар Дега. В шляпном магазине.
Эдгар Дега. В шляпном магазине.
У Дега есть еще одно качество. Посмотрите, как он писал руки – словно слепки с античности, какая-то необыкновенная гармония. Он очень гармоничный художник, ласковый, нежный, в нем нет жесткости, что бы он ни написал. И Дега с очень большой нежностью и любовью пишет все эти новые закоулки жизни. Посмотрите его картину «В шляпном магазине». Здесь не только те женщины, что сидят и примеряют шляпки, но и сами шляпки являются свитой, натюрмортом и целым миром необыкновенно привлекательной женской красоты. Это утонченное художественное пиршество.

Дега – один из тех немногих художников, на картины которых (как и на картины Клода Моне) можно смотреть часами. Когда вы стоите перед его работами и рассматриваете детали, то начинаете понимать, что погружаетесь в его картины-кадры. И чем больше вы смотрите, тем больше удивляетесь его многомерности. В нем большое многомерное пространство. Он художник необычайной глубины. И эта глубина – в его абсолютно новой позиции, в зрении, введении нас внутрь действия, как в кино. И когда вы все это почувствовали и впустили в себя этот мир, Дега становится вам очень близким художником. Мы в нем живем. И с другой позиции, с позиции чисто живописной поверхности, вы можете бесконечно изучать все детали живописи и удивляться цветовым отношениям. Этот зонтик, перчатки – такие утонченные вещи.

Дега не был классическим импрессионистом. Он не любил работать на пленэре (открытом воздухе). У него вы не найдёте намеренно высветленной палитры. Наоборот, он любил чёткую линию. Черного цвета у него предостаточно. И работал он исключительно в студии. Но все же его всегда ставят в ряд с другими великими импрессионистами.

Потому что он был импрессионистом жеста. Неожиданные ракурсы. Ассиметрия в расположении объектов. Застигнутые врасплох персонажи. Все это главные атрибуты его картин. Он останавливал мгновение жизни, не дав ему опомниться. Посмотрите хотя бы на его «Оркестр оперы».
Эдгар Дега. Оркестр оперы. 1870 г. Музей д’Орсе, Париж
Эдгар Дега. Оркестр оперы. 1870 г. Музей д’Орсе, Париж
На переднем плане спинка стула. Музыкант к нам спиной. А на заднем фоне балерины на сцене не уместились в «кадр». Их головы беспощадно «обрезаны» краем картины.

Поэтому так любимые им танцовщицы далеко не всегда изображены в красивых позах. Порой они просто делают растяжку.

Но такая импровизация мнимая. Конечно, Дега тщательно продумывал композицию. Это лишь эффект стоп-кадра, а не настоящий стоп-кадр.
Эдгар Дега. Две балетные танцовщицы. 1879 г. Музей Шелбурн, Вермут, США
Эдгар Дега. Две балетные танцовщицы. 1879 г. Музей Шелбурн, Вермут, США
Эдгар Дега любил писать женщин. Но болезнь или особенности организма не позволяли ему иметь с ними физический контакт. Он никогда не был женат. Никто никогда не видел его с женщиной.

Отсутствие реальных сюжетов в его личной жизни добавляло тонкую и напряженную эротичность его образам.
Эдгар Дега. Звезда балета. 1876-1878 гг. Музей д’Орсе, Париж
Эдгар Дега. Звезда балета. 1876-1878 гг. Музей д’Орсе, Париж
Обратите внимание, что на картине «Звезда балета» прорисована только сама балерина. Ее коллеги за кулисами еле различимы. Разве что несколько ног.Это не значит, что Дега не закончил картину. Таков приём. Оставить в фокусе лишь самое главное. Остальное сделать исчезающим, неразборчивым.

Его умение останавливать мгновение жизни на своих полотнах роднит его именно с импрессионизмом. Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление. Этим как раз Дега отличался от импрессионистов. Если Клод Моне мог создать картину за 10 минут (см. заметку цикла "импрессионизм" от 17.06.2017), чтобы остановить мгновение природного явления, то Дега работал только в студии, тщательно готовился и писал одну работу месяцами.

Спонтанность в работах Дега лишь мнимая и является результатом необычных и нетрадиционных композиционных решений и эффектов. Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. Они заняты своими делами, своими мыслями. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. Как ему это удаётся?
Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж
Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж
Одна из любимых тем Дега — обнаженные женщины, принимающие ванну, причёсывающие волосы или вытирающиеся полотенцем.На картине «Таз для мытья» художник выбрал весьма странное композиционное решение, срезав правый угол картины столом с туалетными принадлежностями. Создаётся впечатление, что зритель только что вошёл в комнату, где моется женщина, и смотрит на неё со стороны.

Сам Дега писал о подобных картинах, что как раз стремился создать у зрителя ощущение, что он подглядывает в замочную скважину. Это ему явно удавалось.
Эдгар Дега. Балет из оперной ложи. 1884 г. Бумага, пастель. Музей искусств Филадельфии, США
Эдгар Дега. Балет из оперной ложи. 1884 г. Бумага, пастель. Музей искусств Филадельфии, США
Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Но только не Дега. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он.

Для этого он пишет картину как бы из ложи и «в кадр» случайно попадает сидящая в ложе зрительница с веером и биноклем. Согласитесь, неординарное композиционное решение.
Эдгар Дега. Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо. 1879 г. Лондонская национальная галерея
Эдгар Дега. Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо. 1879 г. Лондонская национальная галерея
В 1873 году в столице Франции начал работу цирк Фернандо и почти сразу превратился в одно из самых притягательных и излюбленных мест проведения досуга. Выступления циркачей привлекали внимание на только рядовых парижан, но и художников. На подобных представлениях часто бывал и Эдгар Дега.

Художника манили восторг, сопряженный с накалом страстей, восхищали необычная смелость и мастерство артистов. Одной из его любимиц была акробатка мисс Лала, сумевшая своими яркими запоминающимися выступлениями покорить сердца не только парижской, но и лондонской публики. Ее портрет написан в очень необычном ракурсе: девушка с канатом во рту изображена так, как если бы ее видел зритель, сидящий в зале, как будто именно зритель, а вовсе не художник смотрит на артистку.

Во-вторых, фигура нарисована снизу, что очень усложняет композицию. Нужно быть по истине большим мастером, чтобы изобразить человека под таким углом зрения.

Дега искусно изобразил сценический костюм Лалы. Широкие мазки серебристо-голубой краски великолепно передают бахрому, а оранжево-желтые и белые тона - объемную золотистую вышивку наряда.
Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1881 г. Художественный музей Цинциннати, Огайо, США
Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1881 г. Художественный музей Цинциннати, Огайо, США
Дега, пожалуй, чаще изображал танцовщиц не на сцене, за прямым их занятием, а в совершенно обыденных обстоятельствах.Так, у него есть несколько картин танцовщиц, занятых своим туалетом в гримёрных. Вместе с художником мы как бы подглядываем за закулисной жизнью артисток. И здесь нет места постановке: вещи на полу и столике лежат в легком беспорядке. Эту неряшливость подчёркивают небрежные мазки синей и чёрной краски.
Эдгар Дега. Гладильщицы. 1884 г. Музей Д’Орсе, Париж
Эдгар Дега. Гладильщицы. 1884 г. Музей Д’Орсе, Париж
Написанием работающих женщин Дега увлекался несколько десятилетий своего творчества. До него простых женщин, в частности прачек, изображал только Оноре Домье. Также жизнь простых женщин, зарабатывающих себе пропитание не самым благородным занятием, показывал и Эдуард Мане, чем немало шокировал публику. Его картины «Олимпия» и «Нана» являются одними из самых эпатажных для своего времени. А купальщицы и простолюдинки Дега — это уже дань новой традиции изображать жизнь разных людей, а не только мифических богинь и знатных дам.

Работа «Гладильщицы» примечательна не только самым обыденным жестом и позой героини, которая не стесняясь зевает во весь рот. Но и тем, что краски нанесены на необработанный холст, что создаёт неоднородную «неряшливую» текстуру полотна. Возможно, используя такую технику наложения красок, Дега хотел ещё больше подчеркнуть спонтанность и обыденность изображённого момента чужой жизни.

Эдгар Дега создавал картины принципиально по-другому в отличие от академистов и даже импрессионистов. Его картины — словно моментальные фотоснимки чужой жизни, без постановочных сцен и декораций. Он как будто специально стремился остаться для своего героя незамеченным, чтобы уловить самое сокровенное в его движениях, позах и эмоциях. В этом и проявляется гениальность этого художника.

Если вам интересны жизнь и творчество Эдгара Дега, то не пропустите следующую заметку цикла "импрессионисты". А в рубрике "История одного шедевра" читайте "Танцовщицы Дега. История спасения одной картины", малоизвестные факты о «хулиганской» картине «Абсент», а также "Голубые танцовщицы" и невероятные факты об этой картине.
#импрессионизм
#МастераФранцузЖивописи
Эдгар Дега

Комментарии