ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПИРАМИДЕ ЛУВРА: надругательство над историей или эстетика гармонии

Стеклянная пирамида открылась во дворе Наполеона - на площади перед Лувром - в 1989 году. Строение появилось в рамках предложенного президентом Франции Франсуа Миттераном проекта по расширению музея, получившего название "Большой Лувр".
Проект пирамиды был создан американским архитектором китайского происхождения Юй Мин Пэем. Строительство велось в период с 1985 по 1989 год. Конструкция состоит из 673 стеклянных пластин, ее высота составляет 21,6 метра. За годы своего существования пирамида стала одним из символов столицы Франции.

ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПИРАМИДЕ ЛУВРА: надругательство над историей или эстетика гармонии - 882541735930
Пирамида перед Лувром появилась тридцать лет тому назад по инициативе всего одного человека – и еще до завершения строительства она стала предметом яростных споров. Одни считали стеклянное сооружение надругательством над историей Лувра, другие защищали проект, называя гармоничным и оправданным смешение старого и нового. Несмотря на кажущуюся простоту идеи, пирамида и спустя несколько десятков лет продолжает подкидывать исследователям вопросы о причинах и смысле своего появления в центре Парижа.

Главная загадка проекта, украсившего юбилей Великой французской революции, не количество ромбовидных прозрачных панелей, не перевернутая пирамида Лувра, не третья «зеркальная». Интересно — зачем ее вообще построили?

Большой Лувр и годовщина Великой Французской революции

Лувр ведет свою историю еще с XII века, когда он был замком-крепостью, возведенным для охраны города от нападений с Сены. Спустя несколько веков он стал выполнять функции королевской резиденции, а с 1793 года – со времен Революции – в помещениях Лувра уже размещался музей.
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПИРАМИДЕ ЛУВРА: надругательство над историей или эстетика гармонии - 882539539194
Двор Наполеона до строительства пирамиды.

До начала работ одно крыло здания – крыло Ришелье – занимало французское министерство финансов. К двухсотлетней годовщине Великой французской революции готовились изменения в исторической части города. По проекту, предложенному Президентом Франсуа Миттераном, все здание Лувра планировалось отдать под размещение экспозиции музея, а для лучшей организации входа посетителей создать подземный вестибюль, который бы объединил все три крыла.

Первое впечатление от стеклянного сооружения на фоне барочных зданий было сродни шоку – слишком уж смело выглядела попытка совместить настолько разные эпохи, разместив футуристическое сооружение прямо у стен старого парижского дворца.
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПИРАМИДЕ ЛУВРА: надругательство над историей или эстетика гармонии - 882539826426
Проект по созданию нового облика Лувра был отдан американскому архитектору китайского происхождения Юй Мин Пэю. Именно он создал над главным входом в музей стеклянную пирамиду – а относительно того, чья именно идея была воплощена в этом смелом проекте, версии расходятся. Уже сразу после обнародования сведений о проекте разразился скандал, президента обвиняли в стремлении нарушить гармонию зданий исторического центра, создать рядом с дворцом XVII века чего-то вроде сооружений Диснейленда или Луна-парка. Будущую пирамиду сравнивали с «бородавкой на благородном лице». Досталось Миттерану и за выбор архитектора – «иностранец будет диктовать Парижу, каким ему быть!» Тем не менее проект был запущен в работу, реконструкция Двора Наполеона велась на протяжении пяти лет.
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПИРАМИДЕ ЛУВРА: надругательство над историей или эстетика гармонии - 882540683258
Строительство пирамиды, 1987 год.

Так что стеклянная пирамида в Лувре — желание, единоличное нестандартное решение тогдашнего Президента Франсуа Миттерана.

Проект и процесс строительства

В процессе работы Юй Мин Пэю пришлось решать серьезные технологические головоломки относительно состава стекла – для максимальной прозрачности, а также относительно его цвета, материала сплава.

Прототипом стеклянного сооружения стала пирамида Хеопса в Египте, при создании которой египтяне придерживались правила «золотого сечения».
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПИРАМИДЕ ЛУВРА: надругательство над историей или эстетика гармонии - 882539992058
Пирамида Хеопса в долине Гизы в Египте

Всего при строительстве было использовано 673 стеклянные пластины, 603 в форме ромба и 70 треугольных. Заблуждение относительно количества прозрачных элементов пирамиды возникло еще в восьмидесятых, когда было впервые озвучено число «666» - «число зверя». Для противников строительства пирамиды это было серьезным аргументом – даже в настоящее время, когда уточнены официальные данные, в некоторых конспирологических теориях принимается именно тот, «дьявольский» вариант подсчета. Высота пирамиды составила 21 м 64 см.

Открытие пирамиды состоялось 29 марта 1989 года. Как и планировалось, стеклянная пирамида обеспечила достаточное естественное освещение подземному вестибюлю, где разместился главный вход в музей. Еще три маленькие пирамиды высотой по 5 метров были также с целью дополнительного освещения построены неподалеку от большой. Количество туристов, посещающих Лувр, постоянно росло: в 2018 году музей посетило более десяти миллионов человек.
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПИРАМИДЕ ЛУВРА: надругательство над историей или эстетика гармонии - 882543916538
Любопытно, что при взгляде на Двор Наполеона в ночное время суток, когда пирамиды подсвечены разного рода иллюминацией, он представляет собой действительно впечатляющее зрелище. А что касается дня – трудно не признать, что пирамида выглядит странно, даже чужеродно, несмотря на то, что на протяжении тридцати лет, прошедших со дня открытия пирамиды, уже, казалось бы, устоялось мнение, что стеклянное сооружение выглядит гармонично и интересно.
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПИРАМИДЕ ЛУВРА: надругательство над историей или эстетика гармонии - 882540774138
Утихают негативные отзывы о пирамиде, проводится параллель с Эйфелевой башней, поначалу принявшей на себя похожий шквал критики – новое «лицо Лувра» стало привычным. Но отвечает ли оно в действительности эстетическим запросам парижан и ценителей прекрасного из других городов и стран? Если нет, то каковы могли быть истинные причины возведения такого не типичного для европейского города сооружения?

Что не так с пирамидой Лувра?

Пирамида непосредственно связана с Наполеоном Бонапартом, чье имя носит площадь перед музеем и при участии которого Лувр начинался как сокровищница предметов искусства. Важным этапом карьеры будущего императора был Египетский поход в 1798-1801 годах, поход провальный с военной и стратегической точек зрения, но обеспечивший Франции погружение в культуру Древнего Египта и давший огромное количество сведений об искусстве этого государства. В Битве у Пирамид в 1798 году – имеются в виду пирамиды на плато Гиза, среди которых и построенная для фараона Хеопса – Наполеон одержал победу над мамлюками, и по легенде, провел в самом большом из сооружений Древнего Египта одну ночь – как когда-то другой великий завоеватель Александр Македонский. Наутро, выйдя из камеры пирамиды, Бонапарт якобы утверждал, что узнал нечто небывалое – «даже если бы я рассказал, вы бы не поверили».
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПИРАМИДЕ ЛУВРА: надругательство над историей или эстетика гармонии - 882540854010
Рисунок Д. Денона - впоследствии первого директора «Musee Napoleon» (Лувра), сделанный во время Египетского похода

Египетский поход с самого начала был организован Наполеоном, помимо прочего, и как масштабное научное исследование, наряду с военными на африканские земли отправились и ученые, в чьи обязанности входило описание и изучение памятников Древнего Египта – и эта огромная работа была проделана. Высказывались версии, что будущий император шел в Египет не за победой, а за древними знаниями – и, возможно, их получил.

По любопытному совпадению, и пирамида Лувра, и обелиск из храма в Луксоре, подаренный в 1830 году Франции правителем Египта, стали частью так называемой исторической оси Парижа, или Королевской перспективы, которая берет свое начало у Лувра и заканчивается у Большой Арки квартала Дефанс.
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПИРАМИДЕ ЛУВРА: надругательство над историей или эстетика гармонии - 882541649914
Луксорский обелиск на главной площади Парижа

Вообще в архитектуре центральной части Парижа усмотрели целую систему закономерностей, которая вела непосредственно к идеям масонов – якобы реконструкция исторического центра столицы шла под руководством «вольных каменщиков», которые стремились организовать хаотичный мир посредством тех самых древних тайных знаний. Тут тоже не обошлось без отсылки к Древнему Египту, по некоторым версиям, именно эта цивилизация и дала начало философии масонства.

Франция, как известно, вотчина масонов. И Пирамида Лувра, воплощая собой один из символов масонства, могла выглядеть с этой точки зрения попыткой продвижения Миттераном идеалов братства. Впрочем, от своих симпатий президент никогда не отказывался, не подтверждая, правда, свою принадлежность какой-либо из масонских лож. Еще один любопытный факт — на том месте, где сейчас стоит творение Юй Мин Пэя, французские масоны-революционеры строили стеклянную пирамидальную геометрическую фигуру (1793 г.).
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПИРАМИДЕ ЛУВРА: надругательство над историей или эстетика гармонии - 882540947706
Пирамида - один из элементов символики масонства

Еще один элемент нового облика Луврского дворца – перевернутая пирамида, которой была отведена важная роль в романе Дэна Брауна «Код да Винчи». Напомним эпилог романа.

"В конце туннеля оказался просторный зал. Прямо перед ним свисала с потолка, сверкая и переливаясь каждой гранью, перевернутая пирамида. Изящный контур из стекла в виде латинской буквы "V".
Сосуд!
Лэнгдон окинул ее взором от вершины до самого кончика, повисшего на высоте около шести футов над полом. И там, прямо под ним, стояло еще одно сооружение. Совсем крохотное.
Миниатюрная пирамида. Высотой в каких-то три фута, не более. Единственный маленький предмет в этом поражающем воображение колоссальном комплексе.
.... Это миниатюрное сооружение выступает из пола точно вершина айсберга... верхушка гигантского пирамидообразного склепа, находящегося под землей, эдакой потайной камеры...
Купаясь в лучах мягкой подсветки, две пирамиды как бы указывали друг на друга. Их оси вытянулись по одной прямой, их кончики почти соприкасались.
Сосуд наверху. Меч снизу.
Сосуд и меч там охраняют вход...
Он стоял под древней линией Розы в окружении работ старых мастеров. Только теперь, как ему казалось, он понял истинное значение и смысл стихотворения Великого мастера. Посмотрел наверх и увидел: через стеклянный купол просвечивает звездное небо.
Нашла она под звездами покой.
Точно духи нашептывали ему из темноты, забытые слова тихим эхом отдавались под сводами. Поиски Грааля – это стремление преклонить колени перед прахом Марии Магдалины. Это путь к молитве перед светлым ликом отверженной..."
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПИРАМИДЕ ЛУВРА: надругательство над историей или эстетика гармонии - 882541052922
Она находится на некотором расстоянии от главного входа в Лувр, под площадью Каррузель, в подземном торговом комплексе. Прямо под стеклянной перевернутой пирамидой возведена еще одна – совсем небольшая, каменная, высотой всего один метр. По версии профессора Лэнгдона, героя произведения Брауна, эта крошечная пирамида на самом деле – часть большой, скрытой под землей и содержащей в себе камеру с саркофагом Марии Магдалены, настоящей Чаши Грааля. Перевернутая пирамида была создана в 1993 году в продолжение работ по реконструкции музея.

Новая архитектура Парижа у стен Лувра, по меньшей мере, заслуживает дальнейшего изучения и исследования ее закономерностей, тем более, что получить информацию от главных действующих лиц этой реконструкции уже не удастся. Франсуа Миттеран скончался в 1995 году, вскоре после завершения срока его президентских полномочий. Причиной смерти бывшего главы Франции стало неизлечимое заболевание, о котором он узнал еще в начале работы в качестве президента Республики и которое скрывал во время своего пребывания на посту. Здесь тоже прослеживается интересная связь с проектом пирамиды Лувра – именно тогда Миттеран выступил со своим предложением. Не случайно, возможно, одним из негласных названий проекта было «пирамида Франсуа» - оно как будто увековечило своего создателя, стоящего на пороге вечности.
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПИРАМИДЕ ЛУВРА: надругательство над историей или эстетика гармонии - 882541250042
Франсуа Миттеран на фоне пирамиды Лувра.

Профессор Бэй Юй-Мин скончался 17 мая 2019 года в Нью-Йорке в возрасте 102 лет. Он прославился не только благодаря пирамиде Лувра, но и создав другие знаменитые здания, среди них – восточный корпус Национальной галереи искусств в Вашингтоне, небоскреб Bank of China в Гонконге, Музей исламского искусства в Дохе, Катар.

Кстати, начиная свой неоднозначный проект относительно реконструкции Лувра, Миттеран привлек на свою сторону сотрудников - бывшего министра культуры Андре Мальро – не только уверенного политика, но и чиновника, уже имевшего опыт переделки исторически бесценного для Парижа здания – Опера-Гарнье.

29 марта на том же месте возникла эфемерная пирамида, созданная художником JR. Двор Наполеона был покрыт гигантским коллажем. В работе участвовали 400 волонтеров, записавшихся через интернет. Однако в этот раз, вместо того, чтобы скрыть пирамиду, сделать ее невидимой, художник решил сделать ее как можно более видимой. Коллаж из 2000 лент, изображающий древний фундамент Лувра, начали укладывать 26 марта и закончили только ко дню рождения. Он полностью закрыл стены пирамиды и двор вокруг нее площадью в 17 000 кв.м.
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПИРАМИДЕ ЛУВРА: надругательство над историей или эстетика гармонии - 882541316090
Созданная таким образом оптическая иллюзия позволяет увидеть пирамиду, словно вырастающую из тех же каменных основ, что и сам дворец, подчеркнуть их единство.

Свой день рождения пирамида будет праздновать еще долго. 21 июня, во время Праздника музыки, под пирамидой Парижский оркестр даст большой симфонический концерт. 28 июля по двору Наполеона, под сенью пирамиды, пройдет последний этап «Тур де Франс». А с 29 марта по 28 мая в саду Карусель проходит выставка фотографий журнала Paris Match, рассказывающая о прошлом и настоящем памятника.

Кроме того, до конца года в Лувре будут проходить цикл концертов «30 лет музыки» и цикл фильмов, вошедших в историю кинематографа и созданных тридцатилетними режиссерами.
Пирамида Лувра отмечает юбилей
«Пирамида — это дверь, через которую входят в Лувр, но это и дверь в современность», — заявил на волнах France Inter директор музея Жан-Люк Мартинез. С успехом отпраздновав тридцатилетие, пирамида может отныне считаться не только входом в здание музея, но и отдельным памятником с собственной историей.
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПИРАМИДЕ ЛУВРА: надругательство над историей или эстетика гармонии - 882541745402

Комментарии

  • Комментарий удалён.
  • 25 мая 2019 03:15
    Очень интересно. Спасибо! Пока не побывала в Париже и не увидела эти пирамиды, не представляла, какую роль они играют в Лувре.  Необычно, особенно изнутри.
  • 25 мая 2019 07:55
  • 25 мая 2019 08:31
    В первых числах мая 1985 года мы ходили в Лувр. Площадь была разрыта. На расспросы нам ответили, что идут раскопки, и там найдено что-то, что заслуживает сохранения под стеклянным куполом
  • 25 мая 2019 09:48
    спасибо
  • 25 мая 2019 20:59
    Для площади это инородное тело  но сама по себе она интересна думаю коренные парижане всётаки против оправдывает только то  что нужно было сделать удобный вход в музей
  • 26 мая 2019 09:31
    Так коренные парижане и Башню инородным телом считали, и турм Монпарнас... но пирамида - это уже давно символ города. Туристы охотно фотографируются на её фоне. На всех открытка и сувенирах её изображения. Во многих городах мира теперь стоят стеклянные пирамиды.
  • 26 мая 2019 10:04
    Я не против самих пирамид они хороши  и теперь уже привычны но может было бы лучьше в другом месте
  • 26 мая 2019 10:12
    Парижанам наверное тоже надоедает, постоянно на строения 17-18-го века смотреть. Хочется чего-то нового, современного. "Перемен - требуют наши глаза...".
  • 26 мая 2019 22:23
    Даже в Воронеже, м за немалые бабки. Вопрос: зачем?
  • 26 мая 2019 22:30
    Для этого есть район дефанс
  • 27 мая 2019 06:25
    Понятно зачем: обезьянничают. Для того же и  IMuchosransk в каждой деревне устанавливают.