профессор кафедры политических наук Российского университета дружбы народов Степанов Сергей Александрович

http://stepanov01.narod.ru/history/lect06_2.htm ДВОРЯНЕ

Основу дворянства составили бывшие в Московской Руси привилегированные сословные группы так называемых «служилых по отечеству чинов» (т.е. по происхождению). Думные чины возглавляли государственный аппарат - думные бояре, окольничие, дворяне и думные дьяки. Московские чины несли придворную службу, составляли «государев полк», назначались на руководящие должности в армию и в местную администрацию, имели вотчины или были наделены подмосковными поместьями: стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы. Городовые чины: дворяне выборные (по очереди посылались для службы при дворе и в Москве, ходили в дальние походы и выполняли административные обязанности вдалеке от уезда, в котором находились их поместья), дети боярские дворовые (несли дальнюю службу) и дети боярские городовые (несли службу городовую или осадную, составляя гарнизоны своих уездных городов). Принадлежность к служилым людям по отечеству - дворянам и детям боярским - фиксировалась в так называемых десятнях, т.е. списках служилых людей, составлявшихся при их смотрах, разборах и верстании, а также в даточных книгах Поместного приказа, где обозначались размеры поместий, даваемых служилым людям.
Десятня — основной источник для изучения истории городового дворянства в Московском государстве XVI и XVII вв., получающий особенную цену при сопоставлении его с другими разрядными документами подобного по внешности типа и с писцовыми книгами поместного приказа. Это были описания городовых дворян и детей боярских Московского государства, составлявшиеся, в военно-финансовых интересах государства, при их разборе, верстании и раздаче им денежного жалованья и получившие значение юридического доказательства права владеть населенным поместьем. Д. всегда отличалась от списка служилых людей; оба эти термина в актах противополагаются друг другу. При назначении денежной раздачи, служилых людей «по отечеству» (т. е. дворян и детей боярских) приказывалось обычно писать в Д., а служилых людей «по прибору» — в особый документ, называвшийся обычно «раздаточной книгой денежного жалованья». Иногда служилые люди «по прибору» попадали в Д., но всегда отдельно от служилых людей «по отечеству». О важности записей в Д. можно судить по челобитной от 5 авг. 1627 г. новгородца Деревской пятины С. К. Веревкина, просившего не поставить ему в вину, что в Д. от 22 ноябр. 1621 г. его поместье не записано, ибо в противном случае могли бы явиться челобитчики на его поместье. Д. составлялись в трех видах, смотря по конечной цели, с какой предпринималось их составление: Д. разборные, денежной раздачи и верстальные; но так как разбор дворян и детей боярских, служивших "старо", обычно соединялся с верстаньем служилых и неслужилых новиков, а денежная раздача иногда соединялась с разбором, то в разборных Д. всегда есть рубрика, перечисляющая верстаных разборщиками новиков и представляющая собой как бы особый «верстальный список», приложенный к Д. (Д. разбора и новиков верстанья), а в Д. денежной раздачи — отметки, свойственные разборной Д. (Д. разбора, денежной раздачи и новиков верстанья). Обычно Д. составлялась для каждого «города» отдельно, перечисляя по известным рубрикам всех приписанных к нему по службе дворян и детей боярских, но не всех испомещенных в его уезде, так как испомещение в том или другом уезде могло и не совпадать с припиской по службе (так, в Вологодском у. были испомещены вязьмичи, беляне, смольняне, дорогобужане). Гораздо реже составлялась одна Д. для двух или более городов; но и в таком случае каждый «город» писался особо: так, одна Д. составлялась для черниговцев и путивльцев, для великолучан, пусторжерцев и невлян и т. д. За некоторыми исключениями Д., особенно же разборная, перечисляет не только весь наличный состав служащих «старо» и новиков предшествующего составлению Д. верстанья, но также служащих осадную службу или по приказам в Москве и в городах, или в посылках, пропавших без вести или попавших в плен, умерших за последние годы, вдов, девок и недорослей на прожиточных поместьях. Верстальные Д. составлялись и на одно лицо, и на два, и на три. Д. составлялась обычно по грамоте из Разряда, откуда в область вместе с грамотой посылался в руководство «московский разрядный список», составленный отчасти на основании старых имевшихся в Разряде Д., отчасти же воеводских росписных и сметных списков. Случалось, что «московский разрядный список» перечислял или не всех, или лишних: все это Д. отмечала в особых рубриках; разборщики в момент разбора писали разбираемых в «разборный список» и по нему уже после разбора составляли Д., которая отправлялась в Москву в Разряд (черновик Д. разборщики, по-видимому, удерживали у себя). Разряд сверял разборную Д. с разборным списком, подновлял «подлинный список», всегда имевшийся у него по каждому городу, справлял оклады вновь верстаных в «служилом списке» и приправлял "годовую роспись"; проверяя правильность верстанья новиков, Разряд контролировал и правильность расходования денежных сумм, посланных на жалованье. В большинстве случаев Д. приписывал по листам дьяк, справлял на последнем листе подьячий; иногда же приписывал воевода и очень редко окладчики, перечислявшиеся всегда в начале Д. [В Д. наряду с дворянами и детьми боярскими и вперемежку с ними заносились земцы и однодворцы.]. Древнейшая дошедшая до нас Д. относится к 1577 г. (по Коломне, разбора, денежной раздачи и верстанья), позднейшая — к 1676 г. (верстанья рязанцев и белозерцев на Рязани); но могут найтись и более поздние, ибо составление их прекратилось только при Петре Великом, когда вся русская армия была преобразована по иноземному образцу.
Для разборов, верещаний и денежных раздач не было и не могло быть определенных сроков. Из систематической описи Д., изданной недавно в «Описании документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве министерства юстиции», видно, что Д. по разным городам составлялись в XVII в. ежегодно, а в двух случаях — по всем городам Московского государства. Д. двух последних составлений играют первостепенную роль и преимущественно перед всеми другими заслуживают издания: это большой разбор 130 (1622) г. и большой разбор и денежная раздача 157 (1649) г., оба по челобитью снизу и по приговорам земских соборов. В разрядных актах сохранились распоряжения о производстве этих разборов; изучение их дало возможность составить две таблицы, данные которых иллюстрируются уцелевшими Д. этих годов (см. в VII т. «Описания» на стр. 326-9 и 139-143). Большой разбор и составление разборных Д. предпринимались одновременно с новым кадастром и первой подворной переписью. Д. — документ прежде всего статистический, самостоятельного генеалогического значения он не имеет, но при писцовых книгах и при столбцах поместных и вотчинных дач оказывает большие услуги для полноты генеалогических таблиц и для знакомства с прохождением военной службы каждым отдельным лицом. Д. выясняют также вооружение дворян и детей боярских, соотношение между их службой и земельными их владениями, многие подробности в организации военной службы (полковой, ближней и осадной) и корпоративный строй конных дворянских сотен. Критический обзор литературы о Д. сделан В. Н. Сторожевым в статье: «Опись десятен XVI и XVII веков», напечатанной в «Описании документов и бумаг архива м-ва юстиции», т. VII, и вызвавшей в «Журнале Мин. Нар. Просв.» за 1891 г. статью Н. Н. Оглоблина: «Что такое Д.». Тексты десятен XVI в. по спискам Московского архива м-ва юстиции, с комментарием, алфавитом к Тысячной книге и таблицами разборов 130 и 157 гг., изданы в книге В. Н. Сторожева: «Материалы для истории русского дворянства», т. I (М., 1892), также в VIII т. «Описания» архива» [Здесь сделан также опыт сопоставления Д. с писцовой книгой.]. Тем же автором изданы тверская и зубцовская разборные Д. 130 г., в перв. и втором выпусках «Тверского дворянства XVII века» (Тверь, 1891 и 1893). «Брокгауз и Ефрон.»
КАЗАКИ
Городовые казаки (станичные, сторожевые, полковые и др.) — категория служилых людей Русского государства XIV-XVII веков. Как и все служилые, разделялись на две категории: по «отечеству» - то есть родом из служилой семьи, и «по прибору» - то есть рекрутированные или завербованные. Верстали (набирали) в служилые казаки представителей различных сословий, свободных от «тягла» (налогов) - вольных землепашцев, безместных стрельцов, посадских людей разных профессий, "гулящих", т.е. не имеющих определенного вида деятельности. Городовые казаки несли гарнизонную, полицейскую и пограничную службу на укрепленных («засечных») линиях, преимущественно по южным и восточным границам Русского государства. Им платили жалованье («кормовые казаки») или наделяли землёй («беломестные казаки»). У казаков, поступивших на службу отрядами (станицами), сохранялись их выборные атаманы, подчинявшиеся казацкому голове или городовому воеводе. Городовые казаки выступали на службу со своим оружием и запасами. Служилое городовое казачество внесло огромный вклад в освоении южных областей, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Имена Пашкова, Атласова, Хабарова, Дежнёва и других служилых людей остались не только в истории России и ее казачества, но и на географических картах мира. Делами казаков ведали, в разное время: Казачий приказ, Разрядный приказ, Приказ Казанского дворца, Сибирский приказ, а также специальные учреждения - разряды: Белгородский, Новгородский и др. В XVIII-м веке, с изменением социальной структуры, многие городовые казаки вошли в состав однодворцев. Однако отдельные городовые казачьи полки и команды просуществовали до конца XIX-го века. http://ru.wikipedia.org/wiki/Городовые_казаки ДЕТИ БОЯРСКИЕ ГОРОДОВЫЕ
Происхождение этого звания. Термина дети боярские не понимали уже в XVII веке, когда его не умел объяснить и Котошихин. Но происхождение его объясняется довольно просто. В удельных княжествах образовалось очень много боярских фамилий, т.е. служилых родов, члены которых бывали в звании бояр. Но звание боярина обыкновенно жаловалось служилым людям уже в зрелых летах, притом не всем членам боярских фамилий. Члены боярского рода, еще не получившие звания бояр, в удельное время назывались детьми боярскими, которые стояли выше простых вольных слуг или дворян. С исчезновением уделов только знатнейшее удельное боярство перешло в Москву. Члены боярских родов, не носившие этого звания, остались на местах, нося звание детей боярских, как бы кандидатов на боярство. Но мы видели, что большая часть боярских фамилий, записанных в боярскую родословную книгу XVI века, не провели [70] в продолжение всего этого столетия ни одного члена в Думу. Таким образом, большая часть старых боярских фамилий удельного времени перестала принадлежать к действительному боярству. Члены этих, так сказать, заштатных боярских фамилий рождались и умирали в продолжение целого века с лишком в звании детей боярских. Таким образом, сын боярский становился синонимом провинциального служилого человека. Некоторых из этих городовых детей боярских брали в столицу «во двор», т.е. для дворцовой службы. С половины XVI века или раньше эти дети боярские получили название дворовых или дворян. Так дворянин, прежде означавший слугу вольного небоярского происхождения и потому стоявший ниже сына боярского, теперь превратился в придворное звание, в которое возводились только некоторые городовые дети боярские. Благодаря тому, звание детей боярских стало низшим провинциальным чином. Высшие чины провинциального дворянства стали зваться детьми боярскими дворовыми и выборными дворянами. Некоторые из них дослуживались до столичного дворянства и в чине московских дворян назывались дворовыми дворянами или дворянами большими. (Ключевский В. История сословий в России: Полный курс лекций. Лекция XVI) http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Kluch/16.php Авторский сайт https://sites.google.com/site/gennadiyesin/ Весною 1341 г. псковитяне, подвергшись нападению со стороны немцев и не получая помощи от Великого Новгорода, послали его и Якова Домашинича в Витебск к князю Ольгерду Гедиминовичу просить заступничества. Князь Александр Всеволодович, поссорившись с псковитянами, еще раньше покинул их город. Послы, явившиеся к Ольгерду, держали такую речь: "Братья наши Новгородцы нас повергли, не помогают нам; помози нам, господине, в се время". Ольгерд внял их просьбе: сперва послал в Псков своего воеводу Юргя Витовтовича, а в июле месяце сам с братом Кейстутом, сыном Андреем и многочисленной ратью явился на помощь к Псковичам. П. С. Р. Л., т. IV, стр. 187. {Половцов}
Чин архимандрита появился в Восточной Церкви в V в. - так именовались избранные архиереем из игуменов лица для надзора над монастырями епархии. Впоследствии наименование "архимандрит" перешло к начальникам важнейших монастырей и затем к монашествующим лицам, занимающим церковно-административные должности.
В древней Руси - выбранный вечем правитель города.
В Новгороде по реформе Онцифора Лукинича (1354) вместо одного посадника было введено шесть, правивших пожизненно («старые» посадники), из среды которых ежегодно избирался «степенный» посадник. Реформой 1416—1417 число посадников было увеличено втрое, а «степенные» посадники стали избираться на полгода.
Епифань была основана как крепость в 1566 или 1567 году (по другим данным в 1578 году) князем Иваном Мстиславским, племянником Ивана Грозного. Епифань нередко подвергалась набегам татар (в последний раз — в 1659 году). Жители Епифани активно участвовали в восстании Болотникова. Ныне Кимовский р-н Тульской области, в 78 км к юго-востоку от Тулы.
Упоминается впервые в 1502 под названием Рясск. Возник на севере Рясского поля как укреплённый пункт, контролировавший волок, соединявший бассейны рек Ока и Дон. В XVI—XVII вв. входил в Большую Засечную черту, защищая Русское государство от набегов крымских и ногайских татар. С 1778 Ряжск — уездный город Рязанского наместничества (затем — губернии). Ныне центр Ряжского района Рязанской области, в 117 км к югу от Рязани.
После 1624 года Есины в Дедилове не упоминаются.
село в Киреевском районе Тульской области, ранее - город Дедилов, центр Дедиловского уезда (упразднён в 1777 году). Город вятичей Дедиславль впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1146 и 1147 годами (соответственно 6654 и 6655 годами от сотворения мира). В XIII веке город был разорён татарами. По приказу Ивана Грозного в 1553 году город был укреплён и вошёл в оборонительную линию против крымских татар, для чего его обнесли дубовой крепостной стеной и земляными валами, на стенах поставили 87 пищалей и 2 пушки.
Российский Государственный Архив Древних актов.
Город расположен на высоком правом берегу р. Валуй, в 3 км от её впадения в р. Оскол, в 160 км к юго-востоку от Белгорода. Основан в 1593 как город-крепость на Муравском шляхе. Крепость первоначально была населена исключительно военными людьми и защищала от набегов крымских татар.
Усерд - один из городов-крепостей Белгородской черты. Основан на притоке Тихой Сосны р. Усердец в 1637 г. Рядом с городом возникла и стала расти слобода, получившая название Стрелецкой - по поселенным в ней стрельцам. В конце 1650-х гг. воеводой в Усерде был известный русский землепроходец Василий Данилович Поярков. В 1779 г. Усерд утратил ранг города. Сегодня на месте бывшего Усерда и пригородной слободы - с. Стрелецкое в Красногвардейском районе.
Город основан по указу царя Фёдора Иоанновича 11 сентября 1596 года как пограничная крепость. С 1658 года Белгород являлся главным городом Белгородской черты — 800-километровой оборонительной линии, защищавшей Московское царство от набегов крымских татар. В начале XVIII века, после присоединения Украины и строительства Украинной оборонительной линии, стратегическое значение Белгорода значительно уменьшилось. Вскоре после завоевания Крыма, в 1785 году, город был исключён из числа действующих крепостей.
Верхососенск (ныне село Верхососна), основан в 1647 году в зоне Белгородской засечной черты. Четырехугольный по форме, он имел 5 башен, 2 из которых находились у проезжих ворот. Длина городских стен исчислялась 231 саженью. В 1677 году в городе насчитывалось 96 детей боярских городовой службы, 105 стрельцов, 78 казаков, 16 пушкарей. Гарнизон располагал 5 железными и 3 медными пушками. В донесении воеводы Н.Люшина (1677 г.) говорится, что на Верхососенском участке Белгородской оборонительной черты у земляного вала постоянно находится 100 служилых людей, которые сменяются через трое суток. Название города, а затем села, связывается с произрастающим близ этого поселения Верхососенским лесом.

Комментарии

Комментариев нет.