31 мая 2024
#литературныйкалендарь #31мая #миркнигисловапоэзии
31 мая в литературном календаре.
В этот день родились:
*1773 — Людвиг Тик (нем. Johann Ludwig Tieck) (ум. 1853), немецкий писатель.
Биография:
Людвиг был сыном канатного мастера. Младший брат Людвига — Кристиан Фридрих — популярный скульптор, сотрудничавший с Шинкелем. В 1792—1795 годах Людвиг учился в университетах в Галле, Эрлангене и Гёттингене. Друг Вильгельма Ваккенродера и Новалиса. В 1799—1800 годах член йенского кружка романтиков.
Первое значительное произведение — роман в письмах «Вильям Ловель» (1795—1796). Переделка и стилизация средневековых «народных книг», идеализирующая патриархальный мир, — сборник «Народные сказки Петера Лебрехта» (1797). Эстетические взгляды изложены в философско-историческом романе «Странствия Франца Штернбальда» (1798).
Пьесы-сказки «Кот в сапогах» (1797), «Принц Цербино» (1799), «Мир наизнанку» (1799), «Синяя Борода»; сказки-новеллы «Абрагам Тонелли» (1798), «Шильдбюргеры» (1796) и др. — романтические сатиры в стиле комедий Карло Гоцци. Сюжеты «Романтических поэм» (1799—1800) позднее использовались Э. Т. А. Гофманом, Г. Гейне, Р. Вагнером.
Автор исторических повестей «Мятеж в Севеннах» (1826) и «Молодой столяр» (1836) из жизни Камоэнса; переводчик «Дон Кихота» Сервантеса и драм Шекспира, автор работ о театре и драматургии.
Творчество:
Тик занимался переводами совместно с Августом Шлегелем, переводил Шекспира. Тик считал, что переводы нужны для создания образцов нового искусства.
«Кот в сапогах» / «Der gestiefelte Kater», 1797, — пьеса-насмешка над всем классицистическим пониманием искусства. Ирония — форма парадоксального, она одновременно отрицает общепризнанное и предполагает новую истину. Всё привычное, конечное становится текучим, исчезают границы. В основе иронии игра. Художественный мир пьесы состоит из нескольких сфер: кот и хозяин. Кот становится философом, который критически оценивает способности своего хозяина. Вторая сфера — зрители, которые комментируют то, что происходит на сцене. Третья сфера — это актёры, которые комментируют свои роли, оценивают пьесу и драматурга. Четвёртая сфера — драматург, которому надоело это слушать. В пьесе разрушается грань между сценой и реальной жизнью, иллюзия жизни на сцене разрушается.
В крупном эпическом жанре Л. Тик — автор двух романов. «Странствия Франца Штернбальда» 1798 года — образец ранне-романтического романа. Главный герой — художник, энтузиаст, для которого нет других ценностей кроме искусства и который всю свою жизнь посвятил служению искусству. В романе появляется знаменитый художник немецкого Ренессанса А. Дюрер, а Франц Штернбальд — это его любимый ученик. Франц, обучившись, отправляется в путешествие из Германии в Италию. Это странствие духа, духовное обогащение и даже смена мировоззрения (в Италии Франц переходит из лютеранства в католицизм). Роман является соединением самых разных жанровых форм: сонет, стихотворение, лирический монолог, живописная или архитектурная зарисовка, переписка, и каждый фрагмент связан с какой-то темой, идеей. Очень важны встречи с разными людьми. Любовь — это, что позволяет лучше почувствовать искусство. Этот роман — пародия на рациональный, просветительский роман (пародия на Гёте), и в то же время пародия на романтический роман, то есть — самопародия. С точки зрения Тика, не может быть никакой законченной формы.
Также его перу принадлежит роман «Vittoria Accorombona», посвящённый трагической судьбе Виттории Аккорамбони (1557—1585, Падуя), знаменитой итальянской красавицы конца XVI века, в замужестве герцогини Браччиано.
Биография:
Людвиг был сыном канатного мастера. Младший брат Людвига — Кристиан Фридрих — популярный скульптор, сотрудничавший с Шинкелем. В 1792—1795 годах Людвиг учился в университетах в Галле, Эрлангене и Гёттингене. Друг Вильгельма Ваккенродера и Новалиса. В 1799—1800 годах член йенского кружка романтиков.
Первое значительное произведение — роман в письмах «Вильям Ловель» (1795—1796). Переделка и стилизация средневековых «народных книг», идеализирующая патриархальный мир, — сборник «Народные сказки Петера Лебрехта» (1797). Эстетические взгляды изложены в философско-историческом романе «Странствия Франца Штернбальда» (1798).
Пьесы-сказки «Кот в сапогах» (1797), «Принц Цербино» (1799), «Мир наизнанку» (1799), «Синяя Борода»; сказки-новеллы «Абрагам Тонелли» (1798), «Шильдбюргеры» (1796) и др. — романтические сатиры в стиле комедий Карло Гоцци. Сюжеты «Романтических поэм» (1799—1800) позднее использовались Э. Т. А. Гофманом, Г. Гейне, Р. Вагнером.
Автор исторических повестей «Мятеж в Севеннах» (1826) и «Молодой столяр» (1836) из жизни Камоэнса; переводчик «Дон Кихота» Сервантеса и драм Шекспира, автор работ о театре и драматургии.
Творчество:
Тик занимался переводами совместно с Августом Шлегелем, переводил Шекспира. Тик считал, что переводы нужны для создания образцов нового искусства.
«Кот в сапогах» / «Der gestiefelte Kater», 1797, — пьеса-насмешка над всем классицистическим пониманием искусства. Ирония — форма парадоксального, она одновременно отрицает общепризнанное и предполагает новую истину. Всё привычное, конечное становится текучим, исчезают границы. В основе иронии игра. Художественный мир пьесы состоит из нескольких сфер: кот и хозяин. Кот становится философом, который критически оценивает способности своего хозяина. Вторая сфера — зрители, которые комментируют то, что происходит на сцене. Третья сфера — это актёры, которые комментируют свои роли, оценивают пьесу и драматурга. Четвёртая сфера — драматург, которому надоело это слушать. В пьесе разрушается грань между сценой и реальной жизнью, иллюзия жизни на сцене разрушается.
В крупном эпическом жанре Л. Тик — автор двух романов. «Странствия Франца Штернбальда» 1798 года — образец ранне-романтического романа. Главный герой — художник, энтузиаст, для которого нет других ценностей кроме искусства и который всю свою жизнь посвятил служению искусству. В романе появляется знаменитый художник немецкого Ренессанса А. Дюрер, а Франц Штернбальд — это его любимый ученик. Франц, обучившись, отправляется в путешествие из Германии в Италию. Это странствие духа, духовное обогащение и даже смена мировоззрения (в Италии Франц переходит из лютеранства в католицизм). Роман является соединением самых разных жанровых форм: сонет, стихотворение, лирический монолог, живописная или архитектурная зарисовка, переписка, и каждый фрагмент связан с какой-то темой, идеей. Очень важны встречи с разными людьми. Любовь — это, что позволяет лучше почувствовать искусство. Этот роман — пародия на рациональный, просветительский роман (пародия на Гёте), и в то же время пародия на романтический роман, то есть — самопародия. С точки зрения Тика, не может быть никакой законченной формы.
Также его перу принадлежит роман «Vittoria Accorombona», посвящённый трагической судьбе Виттории Аккорамбони (1557—1585, Падуя), знаменитой итальянской красавицы конца XVI века, в замужестве герцогини Браччиано.
*1819 — Уолт Уитмен (англ. Walt Whitman) (ум. 1892), американский поэт.
Родился 31 мая 1819 года, в семье фермеров, интересовавшихся квакерскими идеями, в посёлке на острове Лонг-Айленд недалеко от Бруклина (штат Нью-Йорк). Его мать, Луиза Ван Велзор, была голландкой. Отец, Уолтер Уитмен, был английского происхождения. В многодетной семье было девять детей, Уолт был старшим.
С 1825—1830 гг. учился в бруклинской школе, но из-за нехватки денег был вынужден оставить учёбу. Трудился с 12 лет. Он поменял множество профессий: посыльный, наборщик-укладчик, учитель, журналист, редактор провинциальных газет. Любил путешествовать, пешком прошёл через 17 штатов. Занимался самообразованием.
С конца 30-х годов в журналах появляются статьи Уитмена, в которых он выступал против культа доллара, подчёркивал, что деньги приводят к духовному опустошению.
Я воплощаю в себе всех страдальцев и всех отверженных.
В литературную жизнь Америки пришёл поздно. Первое крупное произведение — роман «Франклин Эванс» («Franklin Evans», 1842), созданный по заказу общества трезвости.
В 1850 году были напечатаны некоторые стихотворения поэта, — в частности «Европа». В этом произведении автор высказал своё восприятие истории, событий революции 1848 года, воспевал свободу.
Ранние стихотворения были лишь предвестниками рождения оригинального самобытного поэта, который смело заявил о себе в сборнике «Листья травы», первое издание которого вышло в Нью-Йорке в 1855 году. Этот год был значимым в творчестве поэта, он разделил его жизнь на два этапа — до сборника и после. Особенное место в структуре книги занимает «Песнь о себе», которая является одной из наиболее важных её частей. Она, как и весь сборник целиком — выражение поэтического кредо автора.
Бытует легенда, будто в 1849 году Уитмен пережил сильное моральное потрясение, которое определило его дальнейшую судьбу и характер творчества. Но, кроме загадочного объяснения, существует и закономерное: все, чего поэт достиг в жизни, — это следствие поэтичного самосовершенствования и упорного труда.
Среди его любимых писателей были — У. Шекспир, Ч. Диккенс, Жорж Санд, П.-Ж. Беранже, Ф. Купер.
Во время гражданской войны 1861—1865 гг. Уитмен отправился на юг, чтобы найти своего брата, который воевал в армии Союза и по ложному сообщению был убит (в итоге оказалось, что Джордж просто ранен). Затем Уитмен работал в госпиталях Вашингтона. Событиям войны посвящены стихотворения «Барабанный бой» и «Когда последний раз цвела сирень» (оба 1865).
В 1873 году поэта разбил паралич, до конца жизни он так и не выздоровел. Он все же продолжал писать и его произведения были наполнены оптимизмом и уверенностью. Поклонник его творчества, канадец Ричард Бёкк неоднократно навещал его в Нью-Джерси, они провели вместе почти четыре месяца в 1880 году, когда Бёкк взялся писать биографию поэта, изданную впоследствии в Филадельфии («Уолт Уитмен», 1883.
Один из последних стихов Уитмена, в котором он прощается с миром — «Прощай, моё Вдохновенье!». 26 марта 1892 года поэта не стало.
Родился 31 мая 1819 года, в семье фермеров, интересовавшихся квакерскими идеями, в посёлке на острове Лонг-Айленд недалеко от Бруклина (штат Нью-Йорк). Его мать, Луиза Ван Велзор, была голландкой. Отец, Уолтер Уитмен, был английского происхождения. В многодетной семье было девять детей, Уолт был старшим.
С 1825—1830 гг. учился в бруклинской школе, но из-за нехватки денег был вынужден оставить учёбу. Трудился с 12 лет. Он поменял множество профессий: посыльный, наборщик-укладчик, учитель, журналист, редактор провинциальных газет. Любил путешествовать, пешком прошёл через 17 штатов. Занимался самообразованием.
С конца 30-х годов в журналах появляются статьи Уитмена, в которых он выступал против культа доллара, подчёркивал, что деньги приводят к духовному опустошению.
Я воплощаю в себе всех страдальцев и всех отверженных.
В литературную жизнь Америки пришёл поздно. Первое крупное произведение — роман «Франклин Эванс» («Franklin Evans», 1842), созданный по заказу общества трезвости.
В 1850 году были напечатаны некоторые стихотворения поэта, — в частности «Европа». В этом произведении автор высказал своё восприятие истории, событий революции 1848 года, воспевал свободу.
Ранние стихотворения были лишь предвестниками рождения оригинального самобытного поэта, который смело заявил о себе в сборнике «Листья травы», первое издание которого вышло в Нью-Йорке в 1855 году. Этот год был значимым в творчестве поэта, он разделил его жизнь на два этапа — до сборника и после. Особенное место в структуре книги занимает «Песнь о себе», которая является одной из наиболее важных её частей. Она, как и весь сборник целиком — выражение поэтического кредо автора.
Бытует легенда, будто в 1849 году Уитмен пережил сильное моральное потрясение, которое определило его дальнейшую судьбу и характер творчества. Но, кроме загадочного объяснения, существует и закономерное: все, чего поэт достиг в жизни, — это следствие поэтичного самосовершенствования и упорного труда.
Среди его любимых писателей были — У. Шекспир, Ч. Диккенс, Жорж Санд, П.-Ж. Беранже, Ф. Купер.
Во время гражданской войны 1861—1865 гг. Уитмен отправился на юг, чтобы найти своего брата, который воевал в армии Союза и по ложному сообщению был убит (в итоге оказалось, что Джордж просто ранен). Затем Уитмен работал в госпиталях Вашингтона. Событиям войны посвящены стихотворения «Барабанный бой» и «Когда последний раз цвела сирень» (оба 1865).
В 1873 году поэта разбил паралич, до конца жизни он так и не выздоровел. Он все же продолжал писать и его произведения были наполнены оптимизмом и уверенностью. Поклонник его творчества, канадец Ричард Бёкк неоднократно навещал его в Нью-Джерси, они провели вместе почти четыре месяца в 1880 году, когда Бёкк взялся писать биографию поэта, изданную впоследствии в Филадельфии («Уолт Уитмен», 1883.
Один из последних стихов Уитмена, в котором он прощается с миром — «Прощай, моё Вдохновенье!». 26 марта 1892 года поэта не стало.
*1837 — Николай Успенский (ум. 1889), русский писатель.
Николай Васильевич Успенский родился в 1837 году в семье священника в селе Ступино Ефремовского уезда Тульской губернии[3]. Сначала будущий писатель учился в духовной семинарии, а затем в Медико-хирургической академии и Петербургском университете, который, правда, не закончил.
Литературная деятельность Успенского началась в 1857 году, когда в журнале «Сын отечества» был напечатан рассказ «Старуха». Позже Николай Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским, стал сотрудником «Современника». В 1861 году по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году Успенский, резко настроенный против самодержавия, «обманувшего народ», был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.
После конфликта с Некрасовым, Успенский порвал и с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (1862 год преподавал в Яснополянской школе Льва Толстого (однако разругался и с ним), затем в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». В 1864 году писатель проживал в усадьбе Тургенева, с которым также со временем рассорился.
После 1874 года, жил на разных квартирах в районе Армянского переулка, где обычно собирались писатели «московской темы». В то же время был дружен с известным художником Алексеем Саврасовым и литератором и москвоведом Иваном Кондратьевым.
В 1878 году Николай Васильевич женился на 16-летней дочке священника, однако овдовел уже в 1881 году, а с 1884 года писатель стал бродяжничать с дочкой, часто голодая. Однако Успенский продолжал писать, временами публикуясь в «Русском вестнике» и бульварном «Развлечении». Кроме этого, он играл перед уличной толпой на музыкальных инструментах, распевал куплеты и частушки, разыгрывал целые сцены с маленьким крокодиловым чучелом, от лица которого произносил монологи. В одиночестве Успенский злоупотреблял алкоголем, а в октябре 1889 года покончил жизнь самоубийством, зарезавшись в переулке. Некролог был напечатан лишь в декабре того года в «Историческом Вестнике». Другие крупные издания некролог не печатали. Похоронен на Ваганьковском кладбище (23 уч.).
Ранние рассказы Успенского («Старуха», «Поросёнок», «Грушка», «Змей» и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, писатель выступал против крепостного строя и либерализма («Хорошее житьё», «Сельская аптека»). Глубоко реалистический характер рассказов Успенского, раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был «Обоз» (1860), посвящённый жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.
Правда, показанная Успенским, и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский приветствовал Успенского, сумевшего «глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить… коренную причину её тяжёлого хода».
В дальнейшем Н. В. Успенский написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду («Уездные нравы»), знакомое ему духовенство («Работник», «Бурсацкие нравы» и др.), учительство, студенчество («Студент», «Межедворов» и др.) и фабричных рабочих (пьеса «Странницы»), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений писателя успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными.
Наиболее художественно ценные повести Успенского 1860-х — «Фёдор Петрович» (1866), «Старое по-новому» (1870), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против Николая Успенского, произведения которого были чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно Николай Васильевич стал «забытым писателем», творчество которого, как одного из «шестидесятников» и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Октябрьского переворота 1917 года.
Николай Васильевич Успенский родился в 1837 году в семье священника в селе Ступино Ефремовского уезда Тульской губернии[3]. Сначала будущий писатель учился в духовной семинарии, а затем в Медико-хирургической академии и Петербургском университете, который, правда, не закончил.
Литературная деятельность Успенского началась в 1857 году, когда в журнале «Сын отечества» был напечатан рассказ «Старуха». Позже Николай Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским, стал сотрудником «Современника». В 1861 году по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году Успенский, резко настроенный против самодержавия, «обманувшего народ», был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.
После конфликта с Некрасовым, Успенский порвал и с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (1862 год преподавал в Яснополянской школе Льва Толстого (однако разругался и с ним), затем в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». В 1864 году писатель проживал в усадьбе Тургенева, с которым также со временем рассорился.
После 1874 года, жил на разных квартирах в районе Армянского переулка, где обычно собирались писатели «московской темы». В то же время был дружен с известным художником Алексеем Саврасовым и литератором и москвоведом Иваном Кондратьевым.
В 1878 году Николай Васильевич женился на 16-летней дочке священника, однако овдовел уже в 1881 году, а с 1884 года писатель стал бродяжничать с дочкой, часто голодая. Однако Успенский продолжал писать, временами публикуясь в «Русском вестнике» и бульварном «Развлечении». Кроме этого, он играл перед уличной толпой на музыкальных инструментах, распевал куплеты и частушки, разыгрывал целые сцены с маленьким крокодиловым чучелом, от лица которого произносил монологи. В одиночестве Успенский злоупотреблял алкоголем, а в октябре 1889 года покончил жизнь самоубийством, зарезавшись в переулке. Некролог был напечатан лишь в декабре того года в «Историческом Вестнике». Другие крупные издания некролог не печатали. Похоронен на Ваганьковском кладбище (23 уч.).
Ранние рассказы Успенского («Старуха», «Поросёнок», «Грушка», «Змей» и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, писатель выступал против крепостного строя и либерализма («Хорошее житьё», «Сельская аптека»). Глубоко реалистический характер рассказов Успенского, раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был «Обоз» (1860), посвящённый жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.
Правда, показанная Успенским, и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский приветствовал Успенского, сумевшего «глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить… коренную причину её тяжёлого хода».
В дальнейшем Н. В. Успенский написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду («Уездные нравы»), знакомое ему духовенство («Работник», «Бурсацкие нравы» и др.), учительство, студенчество («Студент», «Межедворов» и др.) и фабричных рабочих (пьеса «Странницы»), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений писателя успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными.
Наиболее художественно ценные повести Успенского 1860-х — «Фёдор Петрович» (1866), «Старое по-новому» (1870), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против Николая Успенского, произведения которого были чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно Николай Васильевич стал «забытым писателем», творчество которого, как одного из «шестидесятников» и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Октябрьского переворота 1917 года.
*1845 — Юлия Жемайте (настоящее имя Юлия Бенюшявичюте-Жимантене) (лит. Julija Žemaité — лит. Julija Beniuševičiūtė-Žymantienė) (ум. 1921), литовская писательница.
Из безземельных дворян. В семье говорили по-польски. С 1864 года служила у помещиков няней и горничной. В 1865 года вышла замуж за Лауринаса Жимантаса, бывшего крепостного (в замужестве фамилия Жимантене), участника Польского восстания[2]. Около тридцати лет вместе с мужем занималась сельским хозяйством. Под влиянием Повиласа Вишинскиса написала первый рассказ «Сватовство», который был напечатан в литовском календаре „Tikrasis Lietuvos ūkininkų kalendorius“ на 1895 год. Издатели изменили название рассказа на «Осенний вечер» и дали автору псевдоним Žemaitė («Жемайтийка»).
До 1900 года жила в Усненай. После смерти мужа была экономкой в имениях литератора Владаса Путвинскиса, с 1906 года — в небольшом хозяйстве родителей писательницы Габриэле Пяткявичайте-Бите.
В 1912 году переехала в Вильну. С 1914 года жила в доме общественного деятеля, депутата от Сувалкской губернии II и III Дум А. А. Булата, участвовала в деятельности руководимого им комитета помощи беженцам.
В августе 1915 года вместе с семьёй Булата выехала в Петроград, в начале 1916 года в США для сбора средств в помощь пострадавшим от войны. С возвращением Булатов в Россию в 1917 году оставалась жить у сына в Чикаго. В 1921 году вернулась в Литву и обосновалась в Мариямполе у Булатов, где и умерла.
Творчество:
Начиная с первых рассказов изображала крестьянскую жизнь, прежде всего семейные отношения. Отразила в прозе практически все стороны и злободневные события тогдашней литовской жизни, различные типы ксендзов (отмечала несоответствие между проповедью и материальными интересами), помещиков (осуждала за плохое обращение с работниками и неумение хозяйствовать), крестьян (резко критиковала за распущенность, пьянство, зависть, мстительность, предрассудки). Положительными героями выступают распространители нелегальной литовской печати, просветители, страдальцы за идею.
Написала семь комедий и два монолога, автор очерков, фельетонов, публицистических статей.
Рассказы переводились на азербайджанский, болгарский, латышский, польский, румынский, русский, украинский, чешский, финский языки.
На родине писательницы с 1965 года действует мемориальный музей. В Вильнюсе в 1971 году был установлен памятник скульптора Пятраса Аляксандравичюса (1906—1997) в сквере на проспекте Гядиминаса.
*1887 — Сен-Жон Перс (настоящее имя Алексис Сен-Леже) (фр. Saint-John Perse — фр. Marie-René-Alexis Saint-Léger) (ум. 1975), французский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1960 года.
Родился во Французской Гваделупе в семье адвоката Эдуара-Пьера-Амеде Сен-Леже и Мари-Полины-Франсуазы-Рене Дормуа, проживавшей на островах ещё с 1815 года. В 1875 году они вернулись во Францию. Получил образование в Бордо и Париже.
С 1911 года Алексис начал работать в министерстве иностранных дел. В 1916—1921 годах — секретарь французского посольства в Пекине. В 1921 году Леже участвовал в Вашингтонской конференции, где на талантливого дипломата обратил внимание глава французской делегации Аристид Бриан, назначивший его своим помощником. В Париже Леже вращался в литературных кругах Андре Жида и Поля Валери.
В 1924 году Леже впервые использовал литературный псевдоним «Сен-Жон Перс», составленный из имен апостола Иоанна и римского поэта I века Персия. После смерти Бриана в 1933—1940 годах занимал пост генерального секретаря французского МИД. Сопровождая министра иностранных дел, участвовал в Мюнхенской конференции, где высказывался против уступок Германии. При этом именно он зачитал условия «Мюнхенского сговора» деморализованной чехословацкой делегации. После поражения Франции от нацистской Германии в 1940 году он, как социалист и антифашист, был уволен со своего поста и бежал в Вашингтон (США).
Правительство Виши лишило его французского гражданства и Ордена Почётного Легиона; его неизданные поэмы 1924—1940 были уничтожены. Леже писал верлибры, обращенные к бойцам Сопротивления. В Соединённых штатах он работал в библиотеке Конгресса, и остался в Америке даже после завершения Второй мировой войны, периодически возвращаясь на короткое время на родину. Скончался на своей вилле в Провансе.
Основные произведения:
Сборник стихов «Эклоги» (Éloges, 1911), эпическая поэма «Анабасис» (Anabase, 1924), поэма «Дружба принца» (Amitié du prince, 1924), «Изгнание» (Exile, 1942), «Ветра» (Vents, 1946), «Створы» (Amers, 1957), «Хроника» (Chronique, 1960), «Птицы» (Oiseaux, 1962). Известны переводы произведений Перса такими поэтами как Т. С. Элиот, Р. М. Рильке, Дж. Унгаретти, Георгий Иванов.
Родился во Французской Гваделупе в семье адвоката Эдуара-Пьера-Амеде Сен-Леже и Мари-Полины-Франсуазы-Рене Дормуа, проживавшей на островах ещё с 1815 года. В 1875 году они вернулись во Францию. Получил образование в Бордо и Париже.
С 1911 года Алексис начал работать в министерстве иностранных дел. В 1916—1921 годах — секретарь французского посольства в Пекине. В 1921 году Леже участвовал в Вашингтонской конференции, где на талантливого дипломата обратил внимание глава французской делегации Аристид Бриан, назначивший его своим помощником. В Париже Леже вращался в литературных кругах Андре Жида и Поля Валери.
В 1924 году Леже впервые использовал литературный псевдоним «Сен-Жон Перс», составленный из имен апостола Иоанна и римского поэта I века Персия. После смерти Бриана в 1933—1940 годах занимал пост генерального секретаря французского МИД. Сопровождая министра иностранных дел, участвовал в Мюнхенской конференции, где высказывался против уступок Германии. При этом именно он зачитал условия «Мюнхенского сговора» деморализованной чехословацкой делегации. После поражения Франции от нацистской Германии в 1940 году он, как социалист и антифашист, был уволен со своего поста и бежал в Вашингтон (США).
Правительство Виши лишило его французского гражданства и Ордена Почётного Легиона; его неизданные поэмы 1924—1940 были уничтожены. Леже писал верлибры, обращенные к бойцам Сопротивления. В Соединённых штатах он работал в библиотеке Конгресса, и остался в Америке даже после завершения Второй мировой войны, периодически возвращаясь на короткое время на родину. Скончался на своей вилле в Провансе.
Основные произведения:
Сборник стихов «Эклоги» (Éloges, 1911), эпическая поэма «Анабасис» (Anabase, 1924), поэма «Дружба принца» (Amitié du prince, 1924), «Изгнание» (Exile, 1942), «Ветра» (Vents, 1946), «Створы» (Amers, 1957), «Хроника» (Chronique, 1960), «Птицы» (Oiseaux, 1962). Известны переводы произведений Перса такими поэтами как Т. С. Элиот, Р. М. Рильке, Дж. Унгаретти, Георгий Иванов.
*1892 — Константин Георгиевич Паустовский (на фото), русский писатель.
Родился в Москве 1892 года. Отец Паустовского служил статистиком в управлении железной дороги. Учился Константин Паустовский в Киевской классической гимназии, после окончания которой поступил в Киевский университет, а затем перевёлся в Московский университет.
Но 1-я мировая война заставила его прервать учёбу. Константин Георгиевич стал вагоновожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 году с санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Белоруссии и Польше. Первый свой рассказ «На воде», который был написан в последний год учёбы в гимназии, опубликовал в альманахе «Огни».
Первый сборник рассказов «Встречные огни» вышел в свет в 1928 году, так же как и роман «Блистающие облака». Во время гражданской войны служил в караульном полку в Красной Армии. А в годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом и писал рассказы. Известность ему принесла повесть «Кара-Бугаз», написанная в 1932 году.
После войны Паустовский написал своё главное произведение «Повесть о жизни» (1945-1963). К середине 50-х годов он приобрёл мировую славу и много путешествовал по Европе.
Он был тонким ценителем прекрасного. Красота природы завораживала его, дарила ему вдохновение. С его точки зрения главным умением писателя было «искусство видеть мир».
Но завораживающие описания природы в его рассказах вовсе не были самоцелью. Через состояние природы Паустовский всегда пытался объяснить состояние души — именно так по его мнению можно было воспеть национальный характер, мировоззрение и язык.
Русский язык Паустовский ценил прежде всего — как священный ларец, в котором скрыт многовековой опыт и мудрость народа. Наблюдение за языком, изучение его занимало Паустовского прежде всего. Он считал, что «многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Писатель видел основную цель своей работы в том, чтобы сохранять и преумножать богатства родного языка, а потом преподносить их как дар своему читателю.
Удивительно, но Паустовский, живя во времена Сталинского террора, сумел не написать ни строчки о вожде и не был членом партии. Он обрел спасение в красоте русского языка и природы.
Умер Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.
Родился в Москве 1892 года. Отец Паустовского служил статистиком в управлении железной дороги. Учился Константин Паустовский в Киевской классической гимназии, после окончания которой поступил в Киевский университет, а затем перевёлся в Московский университет.
Но 1-я мировая война заставила его прервать учёбу. Константин Георгиевич стал вагоновожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 году с санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Белоруссии и Польше. Первый свой рассказ «На воде», который был написан в последний год учёбы в гимназии, опубликовал в альманахе «Огни».
Первый сборник рассказов «Встречные огни» вышел в свет в 1928 году, так же как и роман «Блистающие облака». Во время гражданской войны служил в караульном полку в Красной Армии. А в годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом и писал рассказы. Известность ему принесла повесть «Кара-Бугаз», написанная в 1932 году.
После войны Паустовский написал своё главное произведение «Повесть о жизни» (1945-1963). К середине 50-х годов он приобрёл мировую славу и много путешествовал по Европе.
Он был тонким ценителем прекрасного. Красота природы завораживала его, дарила ему вдохновение. С его точки зрения главным умением писателя было «искусство видеть мир».
Но завораживающие описания природы в его рассказах вовсе не были самоцелью. Через состояние природы Паустовский всегда пытался объяснить состояние души — именно так по его мнению можно было воспеть национальный характер, мировоззрение и язык.
Русский язык Паустовский ценил прежде всего — как священный ларец, в котором скрыт многовековой опыт и мудрость народа. Наблюдение за языком, изучение его занимало Паустовского прежде всего. Он считал, что «многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Писатель видел основную цель своей работы в том, чтобы сохранять и преумножать богатства родного языка, а потом преподносить их как дар своему читателю.
Удивительно, но Паустовский, живя во времена Сталинского террора, сумел не написать ни строчки о вожде и не был членом партии. Он обрел спасение в красоте русского языка и природы.
Умер Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.
*1899 - Леонид Максимович Леонов, писатель, классик советской литературы.
Родился в Москве, в семье поэта. Обучался в училище и гимназии Москвы.
Во время гражданской войны участвовал в боях на стороне Красной Армии, воевал на Южном фронте и трудился в военной печати. В 1921 году писатель приехал в Москву с фронта. Его стихотворения, рассказы и фельетоны стали печатать.
Первыми рассказами Леонова стали «Бурыга», «Петушихинский пролом», «Конец мелкого человека». В 1924 году публикуется роман «Барсуки», который очень высоко оценили Максим Горький и Луначарский. А в 1929 году свет увидело произведение «Соть». В 1930-х годах Леонов активно печатается, выходят романы «Скутаревский», «Дорога на океан», пьеса «Волк» и другие произведения.
Во время Великой Отечественной войны Леонов пишет несколько пьес («Нашествие», «Ленушка») и статей. Впоследствии в 1949 году статьи и литературные выступления военных лет были выпущены в сборнике «В наши годы».
В 1953 году опубликован наиболее известный и популярный роман Леонида Леонова «Русский лес», признанный настоящим событием в отечественной литературной жизни. В 1967 году писатель становится Героем Социалистического Труда, а с 1972 года являлся академиком Академии Наук Советского Союза.
8 августа 1994 года Леонид Леонов скончался.
В этот день скончались:
Родился в Москве, в семье поэта. Обучался в училище и гимназии Москвы.
Во время гражданской войны участвовал в боях на стороне Красной Армии, воевал на Южном фронте и трудился в военной печати. В 1921 году писатель приехал в Москву с фронта. Его стихотворения, рассказы и фельетоны стали печатать.
Первыми рассказами Леонова стали «Бурыга», «Петушихинский пролом», «Конец мелкого человека». В 1924 году публикуется роман «Барсуки», который очень высоко оценили Максим Горький и Луначарский. А в 1929 году свет увидело произведение «Соть». В 1930-х годах Леонов активно печатается, выходят романы «Скутаревский», «Дорога на океан», пьеса «Волк» и другие произведения.
Во время Великой Отечественной войны Леонов пишет несколько пьес («Нашествие», «Ленушка») и статей. Впоследствии в 1949 году статьи и литературные выступления военных лет были выпущены в сборнике «В наши годы».
В 1953 году опубликован наиболее известный и популярный роман Леонида Леонова «Русский лес», признанный настоящим событием в отечественной литературной жизни. В 1967 году писатель становится Героем Социалистического Труда, а с 1972 года являлся академиком Академии Наук Советского Союза.
8 августа 1994 года Леонид Леонов скончался.
В этот день скончались:
*1850 — Джузеппе Джусти (итал. Giuseppe Giusti) (р. 1809), итальянский поэт и общественный деятель.
Родился 13 мая 1809 года в Монсуммано.
Приобрёл известность стихами и песнями (авторское определение жанра — «шутки», итал. scherzi), опиравшимися как на итальянские сатирические традиции, так и на творчество Пьера Беранже. Сторонник объединения Италии; критиковал амбиции итальянских «тиранов малого формата» и австрийские власти, владевшие в то время северной частью страны, мещан, «покупающих» титулы, разврат и продажность общества и проч. Не ограничиваясь «сатирой на лица», был склонен и к ярким философским формулировкам; талант его признавался практически всеми современниками. Серьёзно занимался Данте, работал над комментариями к «Божественной комедии».
В 1848 году, в период революций и волнений в Европе, активно участвовал в политической деятельности, избирался в парламент, но вскоре разочаровался в мелочной политической борьбе и оставил своё место.
Умер во Флоренции 31 мая 1850 года.
Полное собрание его стихотворений издано во второй половине века будущим нобелевским лауреатом Джозуэ Кардуччи.
В России XIX века стихи Джузеппе Джусти, как и песни Пьера Беранже, переводились демократическими публицистами, добавлявшими аллюзии на положение дел в стране («эзопов язык»): известность получили его стихи в переводах Николая Курочкина. В XX веке лучшие стихотворения Джусти переводились Евгением Солоновичем и другими переводчиками-итальянистами; выходило издание в серии «Литературные памятники».
Родился 13 мая 1809 года в Монсуммано.
Приобрёл известность стихами и песнями (авторское определение жанра — «шутки», итал. scherzi), опиравшимися как на итальянские сатирические традиции, так и на творчество Пьера Беранже. Сторонник объединения Италии; критиковал амбиции итальянских «тиранов малого формата» и австрийские власти, владевшие в то время северной частью страны, мещан, «покупающих» титулы, разврат и продажность общества и проч. Не ограничиваясь «сатирой на лица», был склонен и к ярким философским формулировкам; талант его признавался практически всеми современниками. Серьёзно занимался Данте, работал над комментариями к «Божественной комедии».
В 1848 году, в период революций и волнений в Европе, активно участвовал в политической деятельности, избирался в парламент, но вскоре разочаровался в мелочной политической борьбе и оставил своё место.
Умер во Флоренции 31 мая 1850 года.
Полное собрание его стихотворений издано во второй половине века будущим нобелевским лауреатом Джозуэ Кардуччи.
В России XIX века стихи Джузеппе Джусти, как и песни Пьера Беранже, переводились демократическими публицистами, добавлявшими аллюзии на положение дел в стране («эзопов язык»): известность получили его стихи в переводах Николая Курочкина. В XX веке лучшие стихотворения Джусти переводились Евгением Солоновичем и другими переводчиками-итальянистами; выходило издание в серии «Литературные памятники».
*1945 — Леонид Осипович Пастернак (р. 1862), художник, отец поэта.
Аврум Ицхок-Лейб Постернак родился 22 марта (3 апреля) 1862 год в еврейской семье в Одессе, в доме гласного городской Думы М. Ф. Унтилова по Херсонской (ныне — Пастера) улице, 20. Его отец, Иосиф (Осип) Кивович Постернак, арендовал восемь номеров гостиницы в доме № 9 по Рождественской улице на Слободке («постоялый дом Груздьева»), куда переехала вся семья, когда будущий художник был ещё ребёнком[5]. Дед, Кива-Ицхок Постернак, был одним из основателей одесского еврейского погребального братства (хевра кадиша.
Помимо него в семье было пятеро детей. В раннем детстве проявил любовь к рисованию, хотя родители поначалу не одобряли этого увлечения. С 1879 по 1881 годы учился в одесской рисовальной школе, однако окончательно избрал карьеру художника не сразу. В 1881 году поступил в Московский университет и два года занимался на медицинском факультете. В 1883 году перевёлся в Новороссийский университет (Одесса) и там учился на юридическом факультете до 1885 года (в списках студентов за 1883—1884 академический год и в списках выпускников за 1885 год значится как Ицхок Постернак.
Параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжал заниматься живописью. В 1882 году он занимался в московской школе-студии Е. С. Сорокина. В середине 1880-х годов также занимался в Мюнхенской академии художеств, где учился у Гертериха и Лицен-Майера, кроме того, брал уроки офорта у И. И. Шишкина.
Осенью 1888 года Пастернак прибывает в Москву и начинает работу над большим полотном «Письмо с родины» для Передвижной выставки. Картина приносит автору успех: буквально «с мольберта» её покупает П. М. Третьяков; Пастернак становится заметной фигурой в художественных кругах. В 1889 году женится на пианистке Розалии Исидоровне (Райце или Розе Срулевне) Кауфман, работавшей до этого преподавателем по классу фортепиано в Одесской музыкальной школе Русского музыкального общества (в синагогальной записи о рождении первого сына Бориса в 1890 году значится уже как Исаак Иосиев Постернак)[10].
Участвует в ежегодных выставках передвижников. Член объединения «Мир искусства». В конце 1880-х — начале 1890-х годов служит преподавателем в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста. В 1894 году получает приглашение преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (впоследствии — ВХУТЕМАС) и принимает его, специально оговорив, что не будет креститься.
В 1905 г. Российская академия художеств присвоила художнику звание академика «за известность»
В 1907 году был приглашён в Англию, чтобы написать портрет дочери одного из местных аристократов. Эта поездка стала значительным событием в жизни Леонида Осиповича, в том числе потому, что в Англии он получил возможность увидеть оригиналы картин местных портретистов XVIII века (Дж. Рейнолдса Пастернак позднее назовёт величайшим портретистом).
После революции 1917 года, в 1921 году, Л. О. Пастернак вместе с женой и дочерьми уехал на лечение в Германию. Однако после операции Пастернака семья не вернулась в СССР. В эмиграции он создал портреты Альберта Эйнштейна (первый большой портрет учёного был сделан художником в 1924 году, ныне данная картина находится в читальном зале математической библиотеки Еврейского университета в Иерусалиме, в 2008—2009 годах была проведена её реставрация), поэта Рильке, писателя Джона Осборна. В 1924 году участвовал в историко-этнографической экспедиции в Палестину, организованной А. Э. Коганом. Написал вышедшую на иврите и русском языке книгу «Рембрандт и еврейство в его творчестве» (1923). В 1927 и 1932 годах в Германии были организованы две персональные выставки художника.
В конце 1930-х годов собирался вернуться в СССР, однако первоначально было решено навестить в Англии дочь Лидию, туда же перебирается и другая дочь Леонида Осиповича — Жозефина. В Англию художник с супругой прибыли в 1938 году, а в августе 1939 года там же умерла Розалия Исидоровна. После этого жил в доме дочери Лидии в Оксфорде. Умер 31 мая 1945 года.
Аврум Ицхок-Лейб Постернак родился 22 марта (3 апреля) 1862 год в еврейской семье в Одессе, в доме гласного городской Думы М. Ф. Унтилова по Херсонской (ныне — Пастера) улице, 20. Его отец, Иосиф (Осип) Кивович Постернак, арендовал восемь номеров гостиницы в доме № 9 по Рождественской улице на Слободке («постоялый дом Груздьева»), куда переехала вся семья, когда будущий художник был ещё ребёнком[5]. Дед, Кива-Ицхок Постернак, был одним из основателей одесского еврейского погребального братства (хевра кадиша.
Помимо него в семье было пятеро детей. В раннем детстве проявил любовь к рисованию, хотя родители поначалу не одобряли этого увлечения. С 1879 по 1881 годы учился в одесской рисовальной школе, однако окончательно избрал карьеру художника не сразу. В 1881 году поступил в Московский университет и два года занимался на медицинском факультете. В 1883 году перевёлся в Новороссийский университет (Одесса) и там учился на юридическом факультете до 1885 года (в списках студентов за 1883—1884 академический год и в списках выпускников за 1885 год значится как Ицхок Постернак.
Параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжал заниматься живописью. В 1882 году он занимался в московской школе-студии Е. С. Сорокина. В середине 1880-х годов также занимался в Мюнхенской академии художеств, где учился у Гертериха и Лицен-Майера, кроме того, брал уроки офорта у И. И. Шишкина.
Осенью 1888 года Пастернак прибывает в Москву и начинает работу над большим полотном «Письмо с родины» для Передвижной выставки. Картина приносит автору успех: буквально «с мольберта» её покупает П. М. Третьяков; Пастернак становится заметной фигурой в художественных кругах. В 1889 году женится на пианистке Розалии Исидоровне (Райце или Розе Срулевне) Кауфман, работавшей до этого преподавателем по классу фортепиано в Одесской музыкальной школе Русского музыкального общества (в синагогальной записи о рождении первого сына Бориса в 1890 году значится уже как Исаак Иосиев Постернак)[10].
Участвует в ежегодных выставках передвижников. Член объединения «Мир искусства». В конце 1880-х — начале 1890-х годов служит преподавателем в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста. В 1894 году получает приглашение преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (впоследствии — ВХУТЕМАС) и принимает его, специально оговорив, что не будет креститься.
В 1905 г. Российская академия художеств присвоила художнику звание академика «за известность»
В 1907 году был приглашён в Англию, чтобы написать портрет дочери одного из местных аристократов. Эта поездка стала значительным событием в жизни Леонида Осиповича, в том числе потому, что в Англии он получил возможность увидеть оригиналы картин местных портретистов XVIII века (Дж. Рейнолдса Пастернак позднее назовёт величайшим портретистом).
После революции 1917 года, в 1921 году, Л. О. Пастернак вместе с женой и дочерьми уехал на лечение в Германию. Однако после операции Пастернака семья не вернулась в СССР. В эмиграции он создал портреты Альберта Эйнштейна (первый большой портрет учёного был сделан художником в 1924 году, ныне данная картина находится в читальном зале математической библиотеки Еврейского университета в Иерусалиме, в 2008—2009 годах была проведена её реставрация), поэта Рильке, писателя Джона Осборна. В 1924 году участвовал в историко-этнографической экспедиции в Палестину, организованной А. Э. Коганом. Написал вышедшую на иврите и русском языке книгу «Рембрандт и еврейство в его творчестве» (1923). В 1927 и 1932 годах в Германии были организованы две персональные выставки художника.
В конце 1930-х годов собирался вернуться в СССР, однако первоначально было решено навестить в Англии дочь Лидию, туда же перебирается и другая дочь Леонида Осиповича — Жозефина. В Англию художник с супругой прибыли в 1938 году, а в августе 1939 года там же умерла Розалия Исидоровна. После этого жил в доме дочери Лидии в Оксфорде. Умер 31 мая 1945 года.
*1991 — Энгус Уилсон (англ. Angus Frank Johnstone Wilson) (р. 1913), английский писатель.
Уилсон родился в Бексхилле (графство Сассекс, Англия) в семье англичанина Уильяма Джонстона-Уилсона и матери из Южной Африки Мод (урожденная Кейни) из богатой купеческой семьи Дурбана. Дед Уилсона служил в престижном шотландском армейском полку и владел поместьем в Дамфрисшире, где вырос Уильям Джонстон-Уилсон (несмотря на то, что родился в Хеймаркете) и где он впоследствии жил.[4]
Уилсон получил образование в Вестминстерской школе и Мертон-колледж (Оксфорд)[5], а в 1937 году стал библиотекарем в Британском музее Департамента печатных книг, работающий на новом общем каталоге. Предыдущая работа включала репетиторство, кейтеринг и совместное управление рестораном с его братом.
Во время Второй мировой войны он работал в военно-морском отделе предприятия по взлому кодов в Блетчли-парке, переводя итальянские военно-морские коды. Уилсон вернулся в музей после окончания войны.
Первой публикацией писателя был сборник рассказов «Неправильный набор» (1949), за которым вскоре последовал роман «Болиголов и потом», имевший большой успех, вызвавший приглашения на лекции в Европе.[6]
Уилсон работал рецензентом, а в 1955 году ушел из Британского музея, чтобы писать и переехал в Саффолк. Он сыграл важную роль в публикации первого романа Колина Уилсона в 1956 году, а с 1957 года он читал лекции в других странах, в Японии, Швейцарии, Австралии и США.
Был назначен командором Ордена Британской империи (CBE) (1968), и получил множество литературных наград в последующие годы. Писатель был удостоен звания Рыцаря-холостяка в честь Дня рождения Елизаветы II в 1980 года за заслуги.
Ангус Уилсон был президентом Королевского литературного общества с 1982 по 1988 год. В последние годы жизни у него было плохое здоровье, и он умер от инсульта в доме престарелых в Бери-Сент-Эдмундс(Саффолк) 31 мая 1991 года в возрасте 77 лет.
Его произведения, имеющие ярко выраженную сатирическую направленность, выражают его озабоченность сохранением либерального гуманистического мировоззрения перед лицом модных соблазнов доктринеров. Некоторые его работы были адаптированы для телевидения. Он был профессором английской литературы в Университете Восточной Англии с 1966 по 1978 год, а в 1970 году совместно помогал основать их курс творческого письма на уровне магистров, который в то время это считалось в Соединенном Королевстве новаторством.
Его медали, тогда находившиеся в частной собственности, были показаны в программе BBC Antiques Roadshow в августе 2018 года.
Произведения
Романы
Хэмлок и после (1952)
Англосаксонские отношения (1956)
Средний возраст миссис Элиот (1958)
Старики в зоопарке (1961)
Поздний звонок (1964)
Без смеха (1967)
Как будто по волшебству (1973)
Поджигая мир (1980)
Сборники рассказов
Неправильный набор (1949)
Такой милый додо (1950)
Немного вне карты (1957)
Пляска смерти (избранные рассказы, 1969)
Другие
По ком звонит Клош: альбом двадцатых (1953)
Дикий сад или разговор о письме (1963)
Мир Чарльза Диккенса (1970)
Непослушные девяностые (1976)
Странная поездка Редьярда Киплинга: его жизнь и творчество (1977)
Разнообразие и глубина художественной литературы: избранные критические сочинения Ангуса Уилсона (1983)
Размышления глазами писателя: путевые заметки Ангуса Уилсона (1986).
Уилсон родился в Бексхилле (графство Сассекс, Англия) в семье англичанина Уильяма Джонстона-Уилсона и матери из Южной Африки Мод (урожденная Кейни) из богатой купеческой семьи Дурбана. Дед Уилсона служил в престижном шотландском армейском полку и владел поместьем в Дамфрисшире, где вырос Уильям Джонстон-Уилсон (несмотря на то, что родился в Хеймаркете) и где он впоследствии жил.[4]
Уилсон получил образование в Вестминстерской школе и Мертон-колледж (Оксфорд)[5], а в 1937 году стал библиотекарем в Британском музее Департамента печатных книг, работающий на новом общем каталоге. Предыдущая работа включала репетиторство, кейтеринг и совместное управление рестораном с его братом.
Во время Второй мировой войны он работал в военно-морском отделе предприятия по взлому кодов в Блетчли-парке, переводя итальянские военно-морские коды. Уилсон вернулся в музей после окончания войны.
Первой публикацией писателя был сборник рассказов «Неправильный набор» (1949), за которым вскоре последовал роман «Болиголов и потом», имевший большой успех, вызвавший приглашения на лекции в Европе.[6]
Уилсон работал рецензентом, а в 1955 году ушел из Британского музея, чтобы писать и переехал в Саффолк. Он сыграл важную роль в публикации первого романа Колина Уилсона в 1956 году, а с 1957 года он читал лекции в других странах, в Японии, Швейцарии, Австралии и США.
Был назначен командором Ордена Британской империи (CBE) (1968), и получил множество литературных наград в последующие годы. Писатель был удостоен звания Рыцаря-холостяка в честь Дня рождения Елизаветы II в 1980 года за заслуги.
Ангус Уилсон был президентом Королевского литературного общества с 1982 по 1988 год. В последние годы жизни у него было плохое здоровье, и он умер от инсульта в доме престарелых в Бери-Сент-Эдмундс(Саффолк) 31 мая 1991 года в возрасте 77 лет.
Его произведения, имеющие ярко выраженную сатирическую направленность, выражают его озабоченность сохранением либерального гуманистического мировоззрения перед лицом модных соблазнов доктринеров. Некоторые его работы были адаптированы для телевидения. Он был профессором английской литературы в Университете Восточной Англии с 1966 по 1978 год, а в 1970 году совместно помогал основать их курс творческого письма на уровне магистров, который в то время это считалось в Соединенном Королевстве новаторством.
Его медали, тогда находившиеся в частной собственности, были показаны в программе BBC Antiques Roadshow в августе 2018 года.
Произведения
Романы
Хэмлок и после (1952)
Англосаксонские отношения (1956)
Средний возраст миссис Элиот (1958)
Старики в зоопарке (1961)
Поздний звонок (1964)
Без смеха (1967)
Как будто по волшебству (1973)
Поджигая мир (1980)
Сборники рассказов
Неправильный набор (1949)
Такой милый додо (1950)
Немного вне карты (1957)
Пляска смерти (избранные рассказы, 1969)
Другие
По ком звонит Клош: альбом двадцатых (1953)
Дикий сад или разговор о письме (1963)
Мир Чарльза Диккенса (1970)
Непослушные девяностые (1976)
Странная поездка Редьярда Киплинга: его жизнь и творчество (1977)
Разнообразие и глубина художественной литературы: избранные критические сочинения Ангуса Уилсона (1983)
Размышления глазами писателя: путевые заметки Ангуса Уилсона (1986).
*1999 — Анатолий Степанович Иванов , писатель.
Родился 5 мая 1928 года в селе Шемонаиха Восточно-Казахстанской области (Казахстан) в крестьянской семье. Отец умер рано, мать воспитывала троих детей одна. Детство было трудное, школьные годы совпали с войной. В 1946 году после 10-го класса поступил на факультет журналистики Казахского государственного университета имени С.М.Кирова, который окончил в 1950 году.
Творческую деятельность начал в 1948 году как журналист в газете «Прииртышская правда» (Семипалатинск), в 1951 году его призывают в армию, и, отслужив, он остаётся в Сибири. Сначала был редактором Мошковской районной газеты «Ленинское знамя», позднее редактором Новосибирского книжного издательства, а в 1958-1964 годах – заместителем главного редактора журнала «Сибирские огни». В 1954 году в журнале «Крестьянка» выходит его первый рассказ «Дождь», а в 1956 году в Новосибирске издаётся первый сборник рассказов А.С.Иванова «Алкины песни». Самое лучшее в нём произведение-повесть, давшее название всей книге. Это поэтический, проникновенный рассказ о любви, о долге.
Почти детективная острота коллизий, яркость бытовых и психологических зарисовок, этнографическая сочность «сибирского» материала, простой, незамысловатый язык и композиционная чёткость делали произведения А.С.Иванова не только увлекательным чтением для самых широких слоёв читателей, но и хорошей основой для инсценировок и экранизаций. Это с наибольшей силой обнаружили лучшие произведения А.С.Иванова – романы «Повитель» (1958), «Тени исчезают в полдень» (1963; одноименный телефильм, 1973) и «Вечный зов» (кн. 1, 1970, Государственная премия РСФСР имени М.Горького, 1971; кн. 2, 1976; одноимённый телефильм, Государственная премия СССР, 1979), заслужившие высокое признание официальной советской критики.
В конце 1960-х годов А.С.Иванов переехал из Новосибирска в Москву, где работал сначала заместителем главного редактора, а с 1972 года главным редактором журнала «Молодая гвардия». С конца 1980-х годов журнал становится трибуной всех патриотических сил страны, препятствующих захвату власти в стране космополитами и лицами еврейской национальности, распаду страны, что потребовало от А.С.Иванова личного мужества и большой траты сил и энергии.
Приверженность идеалам коммунизма, решительное неприятие собственничества (отсюда – ненависть к кулачеству и соответствующая трактовка процессов коллективизации в сибирском селе), непримиримость к врагам советской власти, козни которых, по мысли автора, не ослабевают с годами, – основные постулаты творчества А.С.Иванова, воплощённые им также в многочисленных рассказах (сборник «Случайные встречи», 1966), повестях «Жизнь на грешной земле» (1970), «Вражда» (1979), «Печаль полей» (1983), книге публицистики «Живая красота творчества» (1985). Лирическая тональность характерна для стоящей несколько особняком в беллетристическом репертуаре писателя «Повести о несбывшейся любви» (1984).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 ноября 1984 года за большой вклад в развитие советской литературы, активную общественную деятельность и в связи с 50-летием образования Союза писателей СССР Иванову Анатолию Степановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Избирался депутатом Верховного Совета СССР, занимал руководящие посты в Союзе писателей РСФСР. Его произведения переведены на сотни языков, многие экранизированы.
Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 31 мая 1999 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
События дня 31 мая:
Родился 5 мая 1928 года в селе Шемонаиха Восточно-Казахстанской области (Казахстан) в крестьянской семье. Отец умер рано, мать воспитывала троих детей одна. Детство было трудное, школьные годы совпали с войной. В 1946 году после 10-го класса поступил на факультет журналистики Казахского государственного университета имени С.М.Кирова, который окончил в 1950 году.
Творческую деятельность начал в 1948 году как журналист в газете «Прииртышская правда» (Семипалатинск), в 1951 году его призывают в армию, и, отслужив, он остаётся в Сибири. Сначала был редактором Мошковской районной газеты «Ленинское знамя», позднее редактором Новосибирского книжного издательства, а в 1958-1964 годах – заместителем главного редактора журнала «Сибирские огни». В 1954 году в журнале «Крестьянка» выходит его первый рассказ «Дождь», а в 1956 году в Новосибирске издаётся первый сборник рассказов А.С.Иванова «Алкины песни». Самое лучшее в нём произведение-повесть, давшее название всей книге. Это поэтический, проникновенный рассказ о любви, о долге.
Почти детективная острота коллизий, яркость бытовых и психологических зарисовок, этнографическая сочность «сибирского» материала, простой, незамысловатый язык и композиционная чёткость делали произведения А.С.Иванова не только увлекательным чтением для самых широких слоёв читателей, но и хорошей основой для инсценировок и экранизаций. Это с наибольшей силой обнаружили лучшие произведения А.С.Иванова – романы «Повитель» (1958), «Тени исчезают в полдень» (1963; одноименный телефильм, 1973) и «Вечный зов» (кн. 1, 1970, Государственная премия РСФСР имени М.Горького, 1971; кн. 2, 1976; одноимённый телефильм, Государственная премия СССР, 1979), заслужившие высокое признание официальной советской критики.
В конце 1960-х годов А.С.Иванов переехал из Новосибирска в Москву, где работал сначала заместителем главного редактора, а с 1972 года главным редактором журнала «Молодая гвардия». С конца 1980-х годов журнал становится трибуной всех патриотических сил страны, препятствующих захвату власти в стране космополитами и лицами еврейской национальности, распаду страны, что потребовало от А.С.Иванова личного мужества и большой траты сил и энергии.
Приверженность идеалам коммунизма, решительное неприятие собственничества (отсюда – ненависть к кулачеству и соответствующая трактовка процессов коллективизации в сибирском селе), непримиримость к врагам советской власти, козни которых, по мысли автора, не ослабевают с годами, – основные постулаты творчества А.С.Иванова, воплощённые им также в многочисленных рассказах (сборник «Случайные встречи», 1966), повестях «Жизнь на грешной земле» (1970), «Вражда» (1979), «Печаль полей» (1983), книге публицистики «Живая красота творчества» (1985). Лирическая тональность характерна для стоящей несколько особняком в беллетристическом репертуаре писателя «Повести о несбывшейся любви» (1984).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 ноября 1984 года за большой вклад в развитие советской литературы, активную общественную деятельность и в связи с 50-летием образования Союза писателей СССР Иванову Анатолию Степановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Избирался депутатом Верховного Совета СССР, занимал руководящие посты в Союзе писателей РСФСР. Его произведения переведены на сотни языков, многие экранизированы.
Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 31 мая 1999 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
События дня 31 мая:
*В 1931 году прах Н.В.Гоголя перенесен с кладбища Даниловского монастыря на Новодевичье.
Эта мера была вынужденной, так как в 1931 году Свято-Данилов монастырь закрыли, монахов выселили, а в церквях и кельях сделали приют для беспризорников. Монастырское кладбище советские власти решили уничтожить и лишь останки исторических личностей разрешили перенести в другое место. Среди прочих, перенести решили и могилу Гоголя.
На вскрытии 31 мая присутствовали около 30 человек, среди которых были известные историки и литераторы.
Некоторые из них оставили заметки об этом историческом событии. Удивительно то, что показания у всех разные и нет ни одной фотографии процесса.
Согласно мемуарам Владимира Лидина, эксгумация проходила с большими трудностями: могила Гоголя почему-то оказалась значительно глубже, чем соседние.
Об останках Гоголя Лидин написал так: «Черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки, тоже полностью сохранившиеся. Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4-5 сантиметров, это дает безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста».
Другие свидетели утверждали, что череп писателя был на месте, но был повёрнут на бок. Например, специалист по московскому некрополю Мария Барановская в своих воспоминаниях сообщала, что цел был не только череп Гоголя, но даже волосы на нём.
Литературовед Сергей Соловьёв рассказывал, что в выкопанной могиле не оказалось ни тела писателя, ни даже гроба, а из могилы к надгробию вели две медных трубки. Такие использовались на морских судах для передачи звуковых команд.
Такая путаница в показаниях наводит на мысль, что свидетели что-то скрывают. Возможно, они увидели нечто странное, но им запретили об этом говорить.
Известно, что свидетели перезахоронения взяли себе «на сувениры» кусочки одежды покойного и даже его ребро. Например, Лидин признался, что взял на память кусок сюртука.
После эксгумации ограду и саркофаг перенесли на Новодевичье кладбище, крест с могилы был утерян, а камень оказался в кладбищенской мастерской. Там его увидела вдова Булгакова Елена Сергеевна, которая выкупила камень и установила на могиле покойного мужа.
Уцелевшие останки Гоголя были благополучно захоронены на Новодевичьем кладбище 1 июня. Историки нашли в записках писателя просьбу не устанавливать на его могиле памятника, поэтому было принято решение поставить просто православный крест.
Эта мера была вынужденной, так как в 1931 году Свято-Данилов монастырь закрыли, монахов выселили, а в церквях и кельях сделали приют для беспризорников. Монастырское кладбище советские власти решили уничтожить и лишь останки исторических личностей разрешили перенести в другое место. Среди прочих, перенести решили и могилу Гоголя.
На вскрытии 31 мая присутствовали около 30 человек, среди которых были известные историки и литераторы.
Некоторые из них оставили заметки об этом историческом событии. Удивительно то, что показания у всех разные и нет ни одной фотографии процесса.
Согласно мемуарам Владимира Лидина, эксгумация проходила с большими трудностями: могила Гоголя почему-то оказалась значительно глубже, чем соседние.
Об останках Гоголя Лидин написал так: «Черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки, тоже полностью сохранившиеся. Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4-5 сантиметров, это дает безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста».
Другие свидетели утверждали, что череп писателя был на месте, но был повёрнут на бок. Например, специалист по московскому некрополю Мария Барановская в своих воспоминаниях сообщала, что цел был не только череп Гоголя, но даже волосы на нём.
Литературовед Сергей Соловьёв рассказывал, что в выкопанной могиле не оказалось ни тела писателя, ни даже гроба, а из могилы к надгробию вели две медных трубки. Такие использовались на морских судах для передачи звуковых команд.
Такая путаница в показаниях наводит на мысль, что свидетели что-то скрывают. Возможно, они увидели нечто странное, но им запретили об этом говорить.
Известно, что свидетели перезахоронения взяли себе «на сувениры» кусочки одежды покойного и даже его ребро. Например, Лидин признался, что взял на память кусок сюртука.
После эксгумации ограду и саркофаг перенесли на Новодевичье кладбище, крест с могилы был утерян, а камень оказался в кладбищенской мастерской. Там его увидела вдова Булгакова Елена Сергеевна, которая выкупила камень и установила на могиле покойного мужа.
Уцелевшие останки Гоголя были благополучно захоронены на Новодевичьем кладбище 1 июня. Историки нашли в записках писателя просьбу не устанавливать на его могиле памятника, поэтому было принято решение поставить просто православный крест.
*В 1936 году в Государственном музыкальном театре им. Вл. И. Немировича-Данченко прошла премьера оперы И. Дзержинского «Тихий Дон», на которой присутствовал М. Шолохов.
*В 1937 году в Советскую Россию вернулся писатель Александр Куприн.
*В 1941 году в Германии готический шрифт заменен на латинский.
Уничтожение всего еврейского
Как пишет в своей книге «Они сражались за родину» Ицхак Арад, нацистская идеология предполагала полное уничтожение евреев. Отношение к представителям этой национальности в гитлеровской Германии было соответствующее. Причем, все гонения осуществлялись якобы исключительно на «законных основаниях». Так, если верить Михаилу Бредису, автору книги «Германия: из истории страны, языка и культуры», в 1935 году нацистские власти выпустили «Закон о защите немецкой крови и немецкой чести» и «Закон о гражданах Рейха». Согласно им, браки между евреями и теми, кто к таковым не относился, были строго запрещены.
Кроме того, нацисты фактически исключили евреев из экономической жизни Германии. В 1937 году в ходе начатой «ариизации» многие евреи лишились своего бизнеса и оказались в лагерях. С 1 января 1939 года, как утверждает Герман Розанов, автор издания «Германия под властью фашизма. 1933-1939 гг.», лицам еврейской национальности было запрещено владеть торговыми, промышленными и ремесленными предприятиями. Евреи даже не могли уехать из страны. Борис Хавкин в своей книге «Расизм и антисемитизм в гитлеровской Германии» пишет о том, что в октябре 1941 года эмиграция представителей еврейской национальности была запрещена.
Ломая традиции
Вообще, в годы правления Адольфа Гитлера в Германии уничтожалось все еврейское и даже то, что напоминало таковое. 3 января 1941 года в свет вышло Постановление (Normalschrifterlass) за подписью Мартина Бормана и «от имени фюрера» о запрещении использования при письме готического курсива (Kurrentschrift). Об этом факте упоминает в своей книге «Психологический анализ почерка» и Юрий Чернов. С этого момента издатели книг, различной периодики, газет и журналов должны были отказаться от готического курсива. Да и аналогичным рукописным шрифтом пользоваться запрещалось. В школах детей начали учить по новому регламенту, который предусматривал письмо «нормальным» шрифтом (Antiqua).
Чем же объяснялись подобные нововведения? Дело в том, что нацисты, мягко говоря, отличались странным отношением к традиционным ценностям: порой они настаивали на их сохранении, а иногда и на их уничтожении. Ярким примером тому может послужить речь Адольфа Гитлера, произнесенная им в 1934 году в Нюрнберге. «Ваша предполагаемая готическая интернализация плохо вписывается в век стали и железа, стекла, бетона, женской красоты и мужской силы» — сказал тогда фюрер. Поэтому неудивительно, что, как указано в издании «Национал-социализм и немецкий дискурс» (W J Dodd, «National Socialism and German Discourse»), первый нацистский журнал, набранный шрифтом Antiqua, вышел еще в марте 1940 года. Примечательно, что издание предназначалось для распространения за рубежом.
Мифические и настоящее причины
Спустя несколько месяцев Гитлер принял решение окончательно отказаться от готического курсива. Нацистские власти следующим образом обосновали новое постановление: «Неверно считать так называемый готический шрифт немецким. На самом деле, так называемый готический шрифт состоит из еврейских букв Швабахера». Именно такой текст бюллетеня приводится в книге «Философия письма» (Elisabeth Birk, Jan Georg Schneider, «Philosophie der Schrift»). Швабахер (Schwabacher) является разновидностью готического письма, которая зародилась еще в XV веке. Вопреки заявлениям нацистов, до сих пор не существует никаких доказательств того, что этот шрифт каким-либо образом связан с еврейским народом и его историей.
Именно поэтому более правдоподобной представляется другая версия появления постановления Normalschrifterlass. Она основана на стремлении тогдашних германских лидеров к мировому господству. Дело в том, что использование готического курсива, по мнению нацистов, наносило вред немецким интересам в стране и за рубежом, потому что даже те иностранцы, которые знали немецкий язык, не могли его разобрать. Если верить Сильвии Хартманн, автору книги «Fraktur или Antiqua» (Silvia Hartmann, «Fraktur Oder Antiqua»), после отказа от Kurrentschrift в феврале 1941 году, Йозеф Геббельс записал в своем дневнике: «Наш язык действительно может стать мировым языком».
*В 1951 году начинается действие романа Яна Флеминга «Казино «Ройал» о Джеймсе Бонде.
* 1878 - Семен Надсон написал стихотворение «Вперед!»
Вперед, забудь свои страданья,
Не отступай перед грозой, -
Борись за дальнее сиянье
Зари, блеснувшей в тьме ночной!
Трудись, покуда сильны руки,
Надежды ясной не теряй,
Во имя света и науки
Свой частный светоч подымай!
Пускай клеймят тебя презреньем,
Пускай бессмысленный укор
В тебя бросает с озлобленьем
Толпы поспешный приговор;
Иди с любящею душою
Своею торною тропой,
Встречая грудью молодою
Все бури жизни трудовой.
* 1946 - Анна Ахматова написала стихотворение «Вторая годовщина».
Нет, я не выплакала их.
Они внутри скипелись сами.
И все проходит пред глазами
Давно без них, всегда без них.
. . . . . . . . . . . . .
Без них меня томит и душит
Обиды и разлуки боль.
Проникла в кровь — трезвит и сушит
Их всесжигающая соль.
Но мнится мне: в сорок четвертом,
И не в июня ль первый день,
Как на шелку возникла стертом
Твоя «страдальческая тень».
Еще на всем печать лежала
Великих бед, недавних гроз,—
И я свой город увидала
Сквозь радугу последних слез.
Но как в статье прекрасен Паустовский, великолепный ценитель природы. С какой теплотой автор подчеркнул любовь писателя к родному языку, указал на роль К. Г. Паустовского в формировании мировоззрения.
Прекрасная экскурсия в мир литературы.
Благодарю.