Акиаполаау (лат.

Hemignathus wilsoni)


Как известно, формы клюва у птиц потрясающе разнообразны и служат отражением их основной стратегии кормодобывания — от оснащенного фильтрующими пластинами клюва речных уток и фламинго до мощного, с острыми краями орудия для разделки мяса, которым снабжены хищные птицы. Немало пернатых освоили сразу несколько стратегий добычи корма, однако клювы их либо просты — как, например, у врановых, — либо изначально предназначены для конкретных целей, как в случае попугаев, излюбленная пища которых — твердые семена и орехи. Однако есть на свете одна птица, вопрос о предназначении клюва которой может привести в замешательство. Дело в том, что две его половинки, казалось бы, совершенно не подходят друг другу: длинное, тонкое, сильно изогнутое книзу надклювье сочетается с прямым, острым и крепким подклювьем. Эта птица — акиаполаау (Hemignathus wilsoni), известная также как насекомоядная гавайская серпоклювка (на фото). Ее необычный «составной» клюв функционально представляет собой союз пинцета и долота.

Как ни странно, птица со столь сложным инструментом по добыванию корма не относится ни к одному из многочисленных экзотических семейств отряда воробьинообразных, а является близким родственником хорошо знакомых нам зябликов, чижей и зеленушек. Несколько миллионов лет назад на затерянные в Тихом океане молодые Гавайские острова залетела вьюрковая птица, близкая, судя по данным геномного анализа, к чечевицам рода Carpodacus. Обнаружив здесь множество незанятых экологических ниш, ее многочисленные потомки эволюционировали в десятки уникальных видов с разными стратегиями выживания и поиска пищи, ставших известными как гавайские цветочницы. Благодаря большей площади Гавайских островов, разнообразию их климатических зон и постоянно меняющейся географии (из-за вулканической активности и колебаний уровня мирового океана), эти птицы явили собой еще более впечатляющий пример адаптивной радиации, чем знаменитые галапагосские вьюрки с одноименного архипелага.
  

Взрослый самец акиаполаау извлекает личинку из покрытой лишайниками ветви дерева в Национальном лесном заказнике Хакалау (Hakalau Forest National Wildlife Refuge). Фото © Thanasis Tsafonis с сайта
macaulaylibrary.org

Изначально простые конические вьюрковые клювы гавайских цветочниц в процессе эволюции преобразовались во множество самых разных инструментов, от массивных «орехоколок» большеклювых цветочниц Chloridops до тонких, изящных, прихотливо изогнутых клювов любителей нектара из рода мамо (Drepanis). Полное отсутствие на Гавайях конкурентов позволило вьюрковым птицам освоить множество самых разных пищевых ресурсов как растительного, так и животного происхождения. Не стала неодолимой для них даже, казалось бы, максимально специализированная экологическая роль дятловых, умело достающих питательных личинок из-под коры и из древесины.
Именно эта роль приглянулась акиаполаау, однако используемый ею метод кардинально отличается. Лишь подклювье этой цветочницы стало подобием долота, при помощи которого птица может успешно пробивать твердые древесные покровы. Надклювье же осталось длинным, но прочным аналогом тонкого пинцета: им акиаполаау достает личинок из обнажившихся ходов в древесине. Обе части клюва работают попеременно, а когда птица находит вожделенную личинку, клюв превращается в подвижные щипцы, ловко захватывающие добычу и при помощи языка направляющие ее в глотку.
#пернатые

Комментарии

Комментариев нет.