(англ. Maria Ouspenskaya, 29 июля 1876— 3 декабря 1949) — русско-американская актриса и театральный педагог.
Мария Успенская родилась в Туле в семье адвоката. Училась вокальному мастерству в Варшаве, некоторое время гастролировала в провинции. В 1917 году Успенская была принята в Московский Художественный театр, где работала под руководством Константина Станиславского. В то же время она дебютировала в кино, появившись в дальнейшем в четырёх российских немых фильмах.
Во время американских гастролей театра в 1922 году Мария Успенская решила обосноваться в Нью-Йорке, где в 1929 году совместно с польским актёром Ричардом Болеславским основала школу драматического искусства, активно пропагандируя в ней метод Станиславского. Актриса была занята во многих бродвейских постановках, преимущественно в возрастных ролях.
Среди её работ в Голливуде — старая цыганка в фильме ужасов «Человек-волк» (1941), Мадам Кирова в ремейке «Моста Ватерлоо» (1941), а также менее значительные роли в фильмах про Франкенштейна и Тарзана. Успенская была впервые выдвинута на премию «Оскар» за свою дебютную американскую роль в фильме «Додсворт» (1936) как лучшая актриса второго плана. Три года спустя вновь номинировалась за роль в мелодраме «Любовная история». На съёмочной площадке Мария Успенская всегда была властной и требовательной, а перед съёмками своих последних фильмов настаивала на том, чтобы в титрах она значилась как мадам Мария Успенская.
В 1946 году «Оскар» был присужден её ученице Энн Бакстер.
Мария Успенская умерла от инсульта в декабре 1949 года после серьёзных ожогов, полученных во время пожара в своем доме, где она уснула с сигаретой в руке. Похоронена на кладбище Форест-Лаун.
Фильмография
1915 — Сверчок на печи 1916 — Ничтожные 1917 — Цветы запоздалые 1920 — Хвеска 1929 — Танька-трактирщица 1936 — Додсворт — баронесса фон Оберсдорф 1937 — Покорение — графиня Пелагея Валевска 1939 — Любовный роман — бабушка Жану 1939 — Пришли дожди — Махарани 1940 — Магическая пуля доктора Эльриха — Франциска Спайер 1940 — Мост Ватерлоо — мадам Ольга Кирова 1940 — Смертельный шторм — Хильда Брайтнер 1940 — Мужчина, за которого я вышла замуж — фрау Герхардт 1940 — Танцуй, девочка, танцуй — мадам Лидия Басилова 1941 — Человек-волк — старая цыганка Мальва 1941 — Жестокий Шанхай — Ама 1942 — Кингс Роу — мадам Мария фон Эльн 1943 — Франкенштейн встречает человека-волка — старая цыганка Мальва 1945 — Тарзан и амазонки — королева амазонок 1946 — Я всегда любил тебя — мадам Горонофф 1949 — Поцелуй во тьме — мадам Карина.
Интересные факты
В романе Трумена Капоте «Завтрак у Тиффани» Холли Голайтли говорит, что бриллианты по-настоящему выглядят только на старухах, вроде Марии Успенской.
Созвездие звёзд
Мария Алексеевна Успенская
(англ. Maria Ouspenskaya, 29 июля 1876— 3 декабря 1949) — русско-американская актриса и театральный педагог.
Во время американских гастролей театра в 1922 году Мария Успенская решила обосноваться в Нью-Йорке, где в 1929 году совместно с польским актёром Ричардом Болеславским основала школу драматического искусства, активно пропагандируя в ней метод Станиславского. Актриса была занята во многих бродвейских постановках, преимущественно в возрастных ролях.
Среди её работ в Голливуде — старая цыганка в фильме ужасов «Человек-волк» (1941), Мадам Кирова в ремейке «Моста Ватерлоо» (1941), а также менее значительные роли в фильмах про Франкенштейна и Тарзана. Успенская была впервые выдвинута на премию «Оскар» за свою дебютную американскую роль в фильме «Додсворт» (1936) как лучшая актриса второго плана. Три года спустя вновь номинировалась за роль в мелодраме «Любовная история». На съёмочной площадке Мария Успенская всегда была властной и требовательной, а перед съёмками своих последних фильмов настаивала на том, чтобы в титрах она значилась как мадам Мария Успенская.
В 1946 году «Оскар» был присужден её ученице Энн Бакстер.
Мария Успенская умерла от инсульта в декабре 1949 года после серьёзных ожогов, полученных во время пожара в своем доме, где она уснула с сигаретой в руке. Похоронена на кладбище Форест-Лаун.
Фильмография
1915 — Сверчок на печи
1916 — Ничтожные
1917 — Цветы запоздалые
1920 — Хвеска
1929 — Танька-трактирщица
1936 — Додсворт — баронесса фон Оберсдорф
1937 — Покорение — графиня Пелагея Валевска
1939 — Любовный роман — бабушка Жану
1939 — Пришли дожди — Махарани
1940 — Магическая пуля доктора Эльриха — Франциска Спайер
1940 — Мост Ватерлоо — мадам Ольга Кирова
1940 — Смертельный шторм — Хильда Брайтнер
1940 — Мужчина, за которого я вышла замуж — фрау Герхардт
1940 — Танцуй, девочка, танцуй — мадам Лидия Басилова
1941 — Человек-волк — старая цыганка Мальва
1941 — Жестокий Шанхай — Ама
1942 — Кингс Роу — мадам Мария фон Эльн
1943 — Франкенштейн встречает человека-волка — старая цыганка Мальва
1945 — Тарзан и амазонки — королева амазонок
1946 — Я всегда любил тебя — мадам Горонофф
1949 — Поцелуй во тьме — мадам Карина.
Интересные факты
В романе Трумена Капоте «Завтрак у Тиффани» Холли Голайтли говорит, что бриллианты по-настоящему выглядят только на старухах, вроде Марии Успенской.
#29июля