И. Астафьеву, 1989). ТОЛЬКО ВАЖНОЕ. Туристы должны уметь определить, в состоянии ли они безаварийно преодолеть встреченную на пути реку. Если есть сомнение в этом, надо уйти от непреодолимой опасности на поиски другого места. Реку осматривают вниз и вверх по течению на 2–3, а если надо – и на 10–15 км. Если при переправе в любом месте может произойти авария, маршрут должен быть изменён. По внешнему виду горных и таёжных рек бывает затруднительно сразу определить размеры опасности: как правило, горные и таёжные реки кажутся менее опасными и трудными для переправы, чем это есть в действительности. Для выяснения величины опасности при переправе учитывают силу напора воды, наличие катящихся по дну камней, ширину реки, её глубину, расположение камней в русле, количество туристов в группе, их физические силы и опытность. Определить, преодолима ли струя воды для переправы вплавь или вброд, опытный турист может на глаз. Преодолимость реки проверяет наиболее сильный участник группы, идущий в реку на страховке верёвкой. Катящиеся по дну камни могут сбить или покалечить человека. Обычно с берега можно услышать глухие удары камней о дно и вычислить с помощью часов частоту их движения. Ширина реки не должна превышать длины страхующей верёвки. Наличие и расположение камней в воде играют большую роль. По торчащим из воды камням можно пройти непреодолимый вброд поток. За камнями в белых бурунах можно отдыхать, так как здесь в результате встречных потоков напор воды минимальный. В то же время, если за торчащие из воды камни зацепится страхующая верёвка, это может привести к гибели туриста. Количество туристов в группе, их физические силы и опытность имеют большое значение. При большом составе группы (20–30 человек) наводят безопасную переправу через реку, которую 3–4 туристам форсировать невозможно. Нельзя ограничивать временем подготовительные работы и саму переправу. Спешка при переправе – это начало аварийного положения. Подготовка переправы и сама переправа могут занять 2–3 часа, но могут отнять и день, и два. Во время переправы через опасную реку организуют не менее двух видов страховки, так как успех переправы определяет не только механическая прочность страхующих средств, но и качество того или иного вида страховки. В горных реках меньше всего воды в 4–6 часов утра и больше всего – к вечеру. Спасательный пост выставляется при переправах больших групп и состоит не менее чем из трёх человек. Спасательный пост ставят в 10–20 м ниже по течению в том месте, куда река понесёт сорвавшегося. Страховка идущего первым применяется при переправах вброд, во время организации навесной переправы, во время разведок реки. Идущего первым страхуют с помощью рабочей верёвки. Туриста привязывают узлом булинь за конец основной верёвки с узлом на спине. Идти так удобнее. Кроме того, узел на спине помогает вытаскивать сбитого течением человека в положении лежа на спине, при котором вытаскиваемый может легче дышать. Если же узел будет завязан на груди, то при вытаскивании человека переворачивает на грудь, вода бьёт прямо в лицо. Дышать в таком положении нельзя. Делают одно плечико (а не два, как обычно) для того, чтобы узел от плечика оказался не сзади, а спереди. Тогда, достигнув другого берега, идущий первым может без посторонней помощи быстро отвязать плечико, передвинуть булинь на грудь и развязать узел. Вес всех верёвок на идущем впереди должен быть наименьшим. Верёвки по возможности надо держать на весу, в воде не полоскать. Страховка через плечо и поясницу при переправах совершенно недопустима, так как верёвку приходится, смотря по ходу событий, то очень быстро вытравить, то так же быстро выбрать. Вот почему страхующую верёвку держат на берегу два-три человека, просто взяв её в обе руки. Когда надо быстро выдать верёвку вслед идущему первым (например, при прыжке) или плывущему, часть собранной кольцами страхующей верёвки выбрасывают против течения. Выбравшись на противоположный берег, идущий первым должен сначала закрепить верёвку (например, обойдя вокруг дерева), а потом отвязаться. Для того чтобы вытащить идущего первым, сбитого течением воды, необходимо: а) удерживать страхуемого на основной верёвке, а если натяжение её мешает страхуемому держаться над водой, вытравить верёвку, чтобы дать возможность человеку спокойно сплывать по течению или встать; этого можно достигнуть в больших пределах, перебежав с верёвкой в руках по берегу ниже по течению; б) одновременно подтягивать страхуемого к берегу вспомогательной верёвкой (располагаемой перпендикулярно к течению или несколько против течения ниже основной верёвки). Надо всегда помнить, что в случае падения идущего первым в воду страхующая верёвка не должна вытягиваться втугую и удерживать сорвавшегося в положении, когда течение тянет человека вниз, а верёвка, удерживая его, не даёт возможности ни встать, ни плыть. Это всегда самое опасное положение, допускать его нельзя. Вот почему надо так организовывать страховку, чтобы в любой момент можно было ослабить верёвку и дать возможность человеку плыть вниз по течению, одновременно быстро подтягивая его к берегу. Верёвочные перила наводят с помощью основной верёвки для переправы по камням, вброд, по кладкам, по снежному мосту. Для того чтобы перила были прочны, верёвку надо натянуть и привязать к опорам. Обычно опорами служат стволы деревьев. Если ствол недостаточно надёжен, конец верёвки дополнительно привязывают ко второму, более прочному дереву. Перила могут быть привязаны к кусту. Верёвку обкручивают сразу вокруг нескольких веток куста ближе к его корням, а иногда конец верёвки дополнительно привязывают к вбитому в землю колу, чтобы предупредить соскальзывание её через вершины ветвей. Опорами для перил могут служить камни или скалы. Надо следить за тем, чтобы камни прочно лежали на берегу и при натяжении перил не сорвались в воду. Особенно осторожно надо выбирать камни, лежащие на краю подмываемого водой берега или на снежном мосту. Если камень лежит на основании снежного моста, то при обвале снега в реку такая опора может съехать в воду вместе с перилами. Перила можно привязать к колу, вбитому в грунт берега. Для страховки надо забить два-три кола на глубину примерно в 0,5 м на расстоянии друг от друга в 1 м. Опоры на берегу реки, где нет ни деревьев, ни подходящих камней и где нельзя вбить кол, строят из альпенштоков или палок, высотой 1,5 м. Опору устанавливают за 2 м от воды. Связывают концы четырёх-пяти палок и, раздвигая их «шалашиком», ставят на землю. К их основаниям привязывают две поперечные перекрещенные палки. «Шалашик» до самого верха засыпают камнями любого размера. Получается очень надёжная опора, которую при натяжении перил не в состоянии поколебать даже 10–15 человек. Однако простого натяжения перил между прочными опорами ещё недостаточно, для того чтобы сделать переправу безопасной. Такие перила всё-таки лишены важнейшего достоинства – большой устойчивости. Верёвка, которая неожиданно проваливается под рукой, уходит под напором руки в сторону или наваливается на туриста, часто становится причиной тяжёлой аварии. Для натяжения временных перил на безопасных переправах туристы держат верёвку так, как это делается при обычной, применяемой во время скалолазания страховке через плечо. Вид переправы выбирают в зависимости от условий местности и возможностей группы: по камням, вброд с шестом, вброд таджикским способом (шеренгой или в кругу, взявшись за плечи), вплавь, по кладке, по снежному мосту, по навесной переправе, по подвесному мосту.
АртБаза. Мануфактура развлечений
ТЕХНИКА ПЕРЕПРАВ (по В.
И. Астафьеву, 1989).
ТОЛЬКО ВАЖНОЕ.
Туристы должны уметь определить, в состоянии ли они безаварийно преодолеть встреченную на пути реку. Если есть сомнение в этом, надо уйти от непреодолимой опасности на поиски другого места. Реку осматривают вниз и вверх по течению на 2–3, а если надо – и на 10–15 км. Если при переправе в любом месте может произойти авария, маршрут должен быть изменён. По внешнему виду горных и таёжных рек бывает затруднительно сразу определить размеры опасности: как правило, горные и таёжные реки кажутся менее опасными и трудными для переправы, чем это есть в действительности. Для выяснения величины опасности при переправе учитывают силу напора воды, наличие катящихся по дну камней, ширину реки, её глубину, расположение камней в русле, количество туристов в группе, их физические силы и опытность. Определить, преодолима ли струя воды для переправы вплавь или вброд, опытный турист может на глаз. Преодолимость реки проверяет наиболее сильный участник группы, идущий в реку на страховке верёвкой. Катящиеся по дну камни могут сбить или покалечить человека. Обычно с берега можно услышать глухие удары камней о дно и вычислить с помощью часов частоту их движения. Ширина реки не должна превышать длины страхующей верёвки. Наличие и расположение камней в воде играют большую роль. По торчащим из воды камням можно пройти непреодолимый вброд поток. За камнями в белых бурунах можно отдыхать, так как здесь в результате встречных потоков напор воды минимальный. В то же время, если за торчащие из воды камни зацепится страхующая верёвка, это может привести к гибели туриста. Количество туристов в группе, их физические силы и опытность имеют большое значение. При большом составе группы (20–30 человек) наводят безопасную переправу через реку, которую 3–4 туристам форсировать невозможно. Нельзя ограничивать временем подготовительные работы и саму переправу. Спешка при переправе – это начало аварийного положения. Подготовка переправы и сама переправа могут занять 2–3 часа, но могут отнять и день, и два. Во время переправы через опасную реку организуют не менее двух видов страховки, так как успех переправы определяет не только механическая прочность страхующих средств, но и качество того или иного вида страховки. В горных реках меньше всего воды в 4–6 часов утра и больше всего – к вечеру. Спасательный пост выставляется при переправах больших групп и состоит не менее чем из трёх человек. Спасательный пост ставят в 10–20 м ниже по течению в том месте, куда река понесёт сорвавшегося. Страховка идущего первым применяется при переправах вброд, во время организации навесной переправы, во время разведок реки. Идущего первым страхуют с помощью рабочей верёвки. Туриста привязывают узлом булинь за конец основной верёвки с узлом на спине. Идти так удобнее. Кроме того, узел на спине помогает вытаскивать сбитого течением человека в положении лежа на спине, при котором вытаскиваемый может легче дышать. Если же узел будет завязан на груди, то при вытаскивании человека переворачивает на грудь, вода бьёт прямо в лицо. Дышать в таком положении нельзя. Делают одно плечико (а не два, как обычно) для того, чтобы узел от плечика оказался не сзади, а спереди. Тогда, достигнув другого берега, идущий первым может без посторонней помощи быстро отвязать плечико, передвинуть булинь на грудь и развязать узел.
Вес всех верёвок на идущем впереди должен быть наименьшим. Верёвки по возможности надо держать на весу, в воде не полоскать. Страховка через плечо и поясницу при переправах совершенно недопустима, так как верёвку приходится, смотря по ходу событий, то очень быстро вытравить, то так же быстро выбрать. Вот почему страхующую верёвку держат на берегу два-три человека, просто взяв её в обе руки. Когда надо быстро выдать верёвку вслед идущему первым (например, при прыжке) или плывущему, часть собранной кольцами страхующей верёвки выбрасывают против течения. Выбравшись на противоположный берег, идущий первым должен сначала закрепить верёвку (например, обойдя вокруг дерева), а потом отвязаться. Для того чтобы вытащить идущего первым, сбитого течением воды, необходимо: а) удерживать страхуемого на основной верёвке, а если натяжение её мешает страхуемому держаться над водой, вытравить верёвку, чтобы дать возможность человеку спокойно сплывать по течению или встать; этого можно достигнуть в больших пределах, перебежав с верёвкой в руках по берегу ниже по течению; б) одновременно подтягивать страхуемого к берегу вспомогательной верёвкой (располагаемой перпендикулярно к течению или несколько против течения ниже основной верёвки). Надо всегда помнить, что в случае падения идущего первым в воду страхующая верёвка не должна вытягиваться втугую и удерживать сорвавшегося в положении, когда течение тянет человека вниз, а верёвка, удерживая его, не даёт возможности ни встать, ни плыть. Это всегда самое опасное положение, допускать его нельзя. Вот почему надо так организовывать страховку, чтобы в любой момент можно было ослабить верёвку и дать возможность человеку плыть вниз по течению, одновременно быстро подтягивая его к берегу.
Верёвочные перила наводят с помощью основной верёвки для переправы по камням, вброд, по кладкам, по снежному мосту. Для того чтобы перила были прочны, верёвку надо натянуть и привязать к опорам. Обычно опорами служат стволы деревьев. Если ствол недостаточно надёжен, конец верёвки дополнительно привязывают ко второму, более прочному дереву. Перила могут быть привязаны к кусту. Верёвку обкручивают сразу вокруг нескольких веток куста ближе к его корням, а иногда конец верёвки дополнительно привязывают к вбитому в землю колу, чтобы предупредить соскальзывание её через вершины ветвей. Опорами для перил могут служить камни или скалы. Надо следить за тем, чтобы камни прочно лежали на берегу и при натяжении перил не сорвались в воду. Особенно осторожно надо выбирать камни, лежащие на краю подмываемого водой берега или на снежном мосту. Если камень лежит на основании снежного моста, то при обвале снега в реку такая опора может съехать в воду вместе с перилами. Перила можно привязать к колу, вбитому в грунт берега. Для страховки надо забить два-три кола на глубину примерно в 0,5 м на расстоянии друг от друга в 1 м. Опоры на берегу реки, где нет ни деревьев, ни подходящих камней и где нельзя вбить кол, строят из альпенштоков или палок, высотой 1,5 м. Опору устанавливают за 2 м от воды. Связывают концы четырёх-пяти палок и, раздвигая их «шалашиком», ставят на землю. К их основаниям привязывают две поперечные перекрещенные палки. «Шалашик» до самого верха засыпают камнями любого размера. Получается очень надёжная опора, которую при натяжении перил не в состоянии поколебать даже 10–15 человек. Однако простого натяжения перил между прочными опорами ещё недостаточно, для того чтобы сделать переправу безопасной. Такие перила всё-таки лишены важнейшего достоинства – большой устойчивости. Верёвка, которая неожиданно проваливается под рукой, уходит под напором руки в сторону или наваливается на туриста, часто становится причиной тяжёлой аварии. Для натяжения временных перил на безопасных переправах туристы держат верёвку так, как это делается при обычной, применяемой во время скалолазания страховке через плечо. Вид переправы выбирают в зависимости от условий местности и возможностей группы: по камням, вброд с шестом, вброд таджикским способом (шеренгой или в кругу, взявшись за плечи), вплавь, по кладке, по снежному мосту, по навесной переправе, по подвесному мосту.