«Глупость нередко бесит более, нежели плутовство, и приносит больше вреда». К 300-летию со дня рождения Тобайаса Смоллетта «После полудня коммодор разрешил, чтобы его проводили в ее комнату, как преступника на казнь, и мисс Гризль приняла его с томным видом и в изящном дезабилье в присутствии своей невестки, которая, по весьма понятным причинам, была очень озабочена успехом ее дела. Хотя лейтенант дал коммодору указания, как вести себя во время этого свидания, тот скорчил тысячу гримас, прежде чем мог обратиться к своей возлюбленной с простым приветствием: "Как поживаете?" А после того, как советчик стал понукать его, раз двадцать шепнув ему что-то на ухо, причем он всякий раз отвечал громко: "Черт бы побрал ваши глаза, не хочу!" - он встал и, заковыляв к кушетке, на которой в тревожном ожидании возлежала мисс Гризль, схватил ее руку и поднес к своим губам. Но этот галантный поступок он совершил с такой неохотой, неловкостью и негодующим видом, что нимфе понадобилась вся ее сила воли, чтобы принять эту любезность без содрогания; а сам он был так смущен содеянным, что немедленно удалился в другой конец комнаты, где и уселся молча, сгорая от стыда и досады. Миссис Пикль, как здравомыслящая матрона, покинула комнату, якобы для того, чтобы пойти в детскую. А мистер Хэтчуей, поняв намек, вспомнил, что его кисет с табаком остался в гостиной, куда он немедленно спустился, предоставив двум влюбленным предаваться взаимным ласкам». (Тобайас Джордж Смоллетт, «Приключения Перигрина Пикля») «По присущей ему силе сатирического обличения и политической остроте Смоллет близок Свифту. Традицию авантюрно-плутовского романа, утвердившуюся в английской литературе с появлением произведений Дефо, он обогатил воспринятой им у Свифта сатирической беспощадностью. Вместе с тем творчество Смоллета было бы невозможно без реалистических полотен Фллдинга. Однако от филдинговских «комических эпопей» романы Смоллетта отличаются и присущей им атмосферой мрачности, и проявляющейся во всем их строе дисгармоничностью, и ярко выраженной склонностью к гротескно-карикатурным принципам изображения, которые отвергались Филдингом. Пафос творчества Смоллетта основан на опровержении философии оптимизма. Социальная действительность Англии середины XVIII в. и собственный жизненный опыт писателя давали для этого достаточные основания. Творчество Смоллета носит ярко выраженный обличительный характер. Вместе с тем в нем проявляется тенденция рассматривать пороки буржуазного мира и буржуазного индивида как проявление «природного зла». Возникает известное противоречие: с одной стороны, Смоллет всем ходом действия своих романов, построенных в форме «приключений» героев, обосновывает формирование их характеров под воздействием всевозможных жизненных испытаний; но, с другой стороны, не давая глубоких психологических мотивировок поведения и обнаруживая склонность к изображению определенной алогичности жизни и необъяснимости многих человеческих поступков, он тяготеет к утверждению мысли об исконной порочности людей и жизни вообще. Ощущение дисгармоничности мира, алогичности происходящего и присущая Смоллетту беспощадность суждений составляют характерные особенности его творчества» - вот пара исчерпывающих абзацев из учебного пособия для студентов-филологов «История английской литературы» 1975 года, уважаемых Геннадия Викторовича Аникина и Нины Павловны Михальской. А нам остается отметить, что в этом году, 19 марта, исполняется 300 лет со дня рождения Тобайаса Смоллетта, шотландского романиста, поэта, переводчика и крупного мастера англоязычной пикаресных романов. То есть, по-другому говоря, плутовских. Ученые-литературоведы подберут Тобайасу Смоллетту еще десятки характеристик, свидетельствующих о его славе «пионера», зачинателя и первопроходца. Сам Смоллетт говорит, например, о своей книге «Приключения Родерика Рэндома» (1748): «Роман, вне сомнения, обязан своим происхождением невежеству, суетности и суевериям… Нет более занимательной и поучительной сатиры, чем та, какая вводится как бы ненароком в ходе увлекательного рассказа, делает каждое событие живым и, рисуя знакомые сцены с необычной и забавной точки зрения, сообщает им всю прелесть новизны и в то же время ни в чем не отступает от правды». …Смоллетт родился в Шотландии в городе Далквхерн. Получил образование хирурга в Университете Глазго. В1739 году он отправился в Лондон, надеясь на удачу не за хирургическим столом, а в драматургии. Однако, пришлось ему вернуться к полученной в университете - он получил должность морского хирурга на английском военном корабле «Чичестер» и отправился на Ямайку, где провёл несколько лет. В 1742 он в качестве хирурга участвовал в кампании по захвату Картахены. По возвращении он стал практиковать на Даунинг Стрит и в 1747 году женился на богатой ямайской наследнице Анне Ласселс. Литературные амбиции его не оставляли, и первой публикацией стала поэма о Каллоденской битве под названием «Слёзы Шотландии», оставшаяся, впрочем, малоизвестной. Зато книга «Приключения Родерика Рэндома» (1748), созданная по образцу «Жиль Блаза» Алена Рене Лесажа, прославила автора. Смоллетт написал трагедию-продолжение «Цареубийство», напечатанную, но ни разу не поставленную на сцене впоследствии. В 1750 Смоллетт получил степень Доктора Медицины в городе Абердине и отправился путешествовать по Франции, где собирал материал для своего второго романа «Приключения Прегрина Пикла», который снова принес ему успех. Прожив некоторое время в Бате, он вернулся в Лондон и опубликовал «Приключения Фердинанда Каунта Фэтома» в 1753 году. К этому моменту он стал значимой фигурой в литературе. В 1755 году был напечатан его перевод «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса, который он редактировал в 1761году. В 1756 он стал издателем «Критического Обзора». С этих пор Смоллетт занялся тем, что считал своей главной работой, «Полной Историей Англии», которая длилась с 1757 по 1765 годы. В это время он написал ещё один роман, «Жизнь и приключения Сэра Ланцелота Гривза», (1760). Также из-под его пера вышли «Путешествия по Франции и Италии» (1766), «Историю и Приключения Атома» (1769) и роман «Экспедиция Хамфри Клинкера» (1771), - последний вышел в год его смерти. …«История английской литературы»: «Характерная особенность Смоллетта, давшая основание называть его юмор жестоким и страшным, состоит в гротескно-сатирическом изображении необъяснимо странных свойств и чудачеств, составляющих основу характеров многих его героев. Понятие «юмора» как основы характера берет свое начало в английской литературе в творчестве Бена Джонсона. Смоллетт развивает эту традицию, проявляя особую склонность к гротеску и карикатуре. …Смоллетт обогащает авантюрно-плутовской роман сценами, воспроизводящими общественную жизнь Англии. Роман-жизнеописание обнаруживает тенденцию к перерастанию в панораму общественно-политической жизни и нравов». Подробнее – в рубрике «Хронограф» http://www.vounb.volgograd.ru/?option=view_post&id=1408 #волгоградскаягорьковка #рубрикахронограф # ТобайасСмоллетт
Волгоградская Горьковка
Рубрика «Хронограф»
«Глупость нередко бесит более, нежели плутовство, и приносит больше вреда». К 300-летию со дня рождения Тобайаса Смоллетта
«После полудня коммодор разрешил, чтобы его проводили в ее комнату, как преступника на казнь, и мисс Гризль приняла его с томным видом и в изящном дезабилье в присутствии своей невестки, которая, по весьма понятным причинам, была очень озабочена успехом ее дела. Хотя лейтенант дал коммодору указания, как вести себя во время этого свидания, тот скорчил тысячу гримас, прежде чем мог обратиться к своей возлюбленной с простым приветствием: "Как поживаете?" А после того, как советчик стал понукать его, раз двадцать шепнув ему что-то на ухо, причем он всякий раз отвечал громко: "Черт бы побрал ваши глаза, не хочу!" - он встал и, заковыляв к кушетке, на которой в тревожном ожидании возлежала мисс Гризль, схватил ее руку и поднес к своим губам. Но этот галантный поступок он совершил с такой неохотой, неловкостью и негодующим видом, что нимфе понадобилась вся ее сила воли, чтобы принять эту любезность без содрогания; а сам он был так смущен содеянным, что немедленно удалился в другой конец комнаты, где и уселся молча, сгорая от стыда и досады. Миссис Пикль, как здравомыслящая матрона, покинула комнату, якобы для того, чтобы пойти в детскую. А мистер Хэтчуей, поняв намек, вспомнил, что его кисет с табаком остался в гостиной, куда он немедленно спустился, предоставив двум влюбленным предаваться взаимным ласкам».
(Тобайас Джордж Смоллетт, «Приключения Перигрина Пикля»)
«По присущей ему силе сатирического обличения и политической остроте Смоллет близок Свифту. Традицию авантюрно-плутовского романа, утвердившуюся в английской литературе с появлением произведений Дефо, он обогатил воспринятой им у Свифта сатирической беспощадностью. Вместе с тем творчество Смоллета было бы невозможно без реалистических полотен Фллдинга. Однако от филдинговских «комических эпопей» романы Смоллетта отличаются и присущей им атмосферой мрачности, и проявляющейся во всем их строе дисгармоничностью, и ярко выраженной склонностью к гротескно-карикатурным принципам изображения, которые отвергались Филдингом.
Пафос творчества Смоллетта основан на опровержении философии оптимизма. Социальная действительность Англии середины XVIII в. и собственный жизненный опыт писателя давали для этого достаточные основания. Творчество Смоллета носит ярко выраженный обличительный характер. Вместе с тем в нем проявляется тенденция рассматривать пороки буржуазного мира и буржуазного индивида как проявление «природного зла». Возникает известное противоречие: с одной стороны, Смоллет всем ходом действия своих романов, построенных в форме «приключений» героев, обосновывает формирование их характеров под воздействием всевозможных жизненных испытаний; но, с другой стороны, не давая глубоких психологических мотивировок поведения и обнаруживая склонность к изображению определенной алогичности жизни и необъяснимости многих человеческих поступков, он тяготеет к утверждению мысли об исконной порочности людей и жизни вообще. Ощущение дисгармоничности мира, алогичности происходящего и присущая Смоллетту беспощадность суждений составляют характерные особенности его творчества»
- вот пара исчерпывающих абзацев из учебного пособия для студентов-филологов «История английской литературы» 1975 года, уважаемых Геннадия Викторовича Аникина и Нины Павловны Михальской.
А нам остается отметить, что в этом году, 19 марта, исполняется 300 лет со дня рождения Тобайаса Смоллетта, шотландского романиста, поэта, переводчика и крупного мастера англоязычной пикаресных романов. То есть, по-другому говоря, плутовских.
Ученые-литературоведы подберут Тобайасу Смоллетту еще десятки характеристик, свидетельствующих о его славе «пионера», зачинателя и первопроходца. Сам Смоллетт говорит, например, о своей книге «Приключения Родерика Рэндома» (1748): «Роман, вне сомнения, обязан своим происхождением невежеству, суетности и суевериям… Нет более занимательной и поучительной сатиры, чем та, какая вводится как бы ненароком в ходе увлекательного рассказа, делает каждое событие живым и, рисуя знакомые сцены с необычной и забавной точки зрения, сообщает им всю прелесть новизны и в то же время ни в чем не отступает от правды».
…Смоллетт родился в Шотландии в городе Далквхерн. Получил образование хирурга в Университете Глазго. В1739 году он отправился в Лондон, надеясь на удачу не за хирургическим столом, а в драматургии.
Однако, пришлось ему вернуться к полученной в университете - он получил должность морского хирурга на английском военном корабле «Чичестер» и отправился на Ямайку, где провёл несколько лет.
В 1742 он в качестве хирурга участвовал в кампании по захвату Картахены. По возвращении он стал практиковать на Даунинг Стрит и в 1747 году женился на богатой ямайской наследнице Анне Ласселс.
Литературные амбиции его не оставляли, и первой публикацией стала поэма о Каллоденской битве под названием «Слёзы Шотландии», оставшаяся, впрочем, малоизвестной.
Зато книга «Приключения Родерика Рэндома» (1748), созданная по образцу «Жиль Блаза» Алена Рене Лесажа, прославила автора.
Смоллетт написал трагедию-продолжение «Цареубийство», напечатанную, но ни разу не поставленную на сцене впоследствии.
В 1750 Смоллетт получил степень Доктора Медицины в городе Абердине и отправился путешествовать по Франции, где собирал материал для своего второго романа «Приключения Прегрина Пикла», который снова принес ему успех. Прожив некоторое время в Бате, он вернулся в Лондон и опубликовал «Приключения Фердинанда Каунта Фэтома» в 1753 году. К этому моменту он стал значимой фигурой в литературе.
В 1755 году был напечатан его перевод «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса, который он редактировал в 1761году. В 1756 он стал издателем «Критического Обзора». С этих пор Смоллетт занялся тем, что считал своей главной работой, «Полной Историей Англии», которая длилась с 1757 по 1765 годы. В это время он написал ещё один роман, «Жизнь и приключения Сэра Ланцелота Гривза», (1760).
Также из-под его пера вышли «Путешествия по Франции и Италии» (1766), «Историю и Приключения Атома» (1769) и роман «Экспедиция Хамфри Клинкера» (1771), - последний вышел в год его смерти.
…«История английской литературы»: «Характерная особенность Смоллетта, давшая основание называть его юмор жестоким и страшным, состоит в гротескно-сатирическом изображении необъяснимо странных свойств и чудачеств, составляющих основу характеров многих его героев. Понятие «юмора» как основы характера берет свое начало в английской литературе в творчестве Бена Джонсона. Смоллетт развивает эту традицию, проявляя особую склонность к гротеску и карикатуре. …Смоллетт обогащает авантюрно-плутовской роман сценами, воспроизводящими общественную жизнь Англии. Роман-жизнеописание обнаруживает тенденцию к перерастанию в панораму общественно-политической жизни и нравов».
Подробнее – в рубрике «Хронограф» http://www.vounb.volgograd.ru/?option=view_post&id=1408 #волгоградскаягорьковка #рубрикахронограф # ТобайасСмоллетт