Маяковский о Есенине.

Маяковский о Есенине. - 974180895995
"Есенина я знал давно — лет десять, двенадцать. В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир.
Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским. Тем более, что он уже писал нравящиеся стихи и, очевидно, рубли на сапоги нашлись бы.

Как человек, уже в свое время относивший и отставивший желтую кофту, я деловито осведомился относительно одежи:
— Это что же, для рекламы?
Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло. Что-то вроде:
— Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем… мы уж как-нибудь… по-нашему… в исконной, посконной…

Его очень способные и очень деревенские стихи нам, футуристам, конечно, были враждебны. Но малый он был как будто смешной и милый.
Уходя, я сказал ему на всякий случай:
— Пари держу, что вы все эти лапти да петушки-гребешки бросите!
Есенин возражал с убежденной горячностью. Его увлек в сторону Клюев, как мамаша, которая увлекает развращаемую дочку, когда боится, что у самой дочки не хватит сил и желания противиться.

Есенин мелькал. Плотно я его встретил уже после революции у Горького. Я сразу со всей врожденной неделикатностью заорал:
— Отдавайте пари, Есенин, на вас и пиджак и галстук!
Есенин озлился и пошел задираться.

Последняя встреча с Есениным произвела на меня тяжелое и большое впечатление. Я встретил у кассы Госиздата ринувшегося ко мне человека с опухшим лицом, со свороченным галстуком, с шапкой, случайно держащейся, уцепившись за русую прядь. От него и двух его темных (для меня, во всяком случае) спутников несло спиртным перегаром. Я буквально с трудом узнал Есенина. С трудом увильнул от немедленного требования пить, подкрепляемого помахиванием густыми червонцами. Я весь день возвращался к его тяжелому виду и вечером, разумеется, долго говорил (к сожалению, у всех и всегда такое дело этим ограничивается) с товарищами, что надо как-то за Есенина взяться. Те и я ругали «среду» и разошлись с убеждением, что за Есениным смотрят его друзья — есенинцы.

Оказалось не так. Конец Есенина огорчил, огорчил обыкновенно, по-человечески. Но сразу этот конец показался совершенно естественным и логичным. Я узнал об этом ночью, огорчение, должно быть, так бы и осталось огорчением, должно быть, и подрассеялось бы к утру, но утром газеты принесли предсмертные строки:

"В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей."

После этих строк смерть Есенина стала литературным фактом."

1926г.
статья В. Маяковского " Как делать стихи"

Маяковский был противником имажинизма, но не Есенина. Его он во враждебном литературном направлении выделял как талантливого поэта. 
«Мы ругались с Есениным часто, кроя его главным образом за разросшийся вокруг него имажинизм», — вспоминал он.

В мае 1922 года Маяковский в разговоре с журналистами рижской газеты сказал, когда речь зашла об имажинистах: «Из всех них останется лишь Есенин».
И именно Маяковский написал, пожалуй, один из самых пронзительных откликов на смерть поэта - стихотворение
Сергею Есенину

Вы ушли,
      как говорится,
             в мир в иной.
Пустота…
      Летите,
         в звезды врезываясь.
Ни тебе аванса,
         ни пивной.
Трезвость.

Нет, Есенин,
        это
         не насмешка.
В горле
    горе комом —
            не смешок.
Вижу —
     взрезанной рукой помешкав,
собственных
        костей
           качаете мешок.
— Прекратите!
        Бросьте!
            Вы в своем уме ли?
Дать,
   чтоб щеки
        заливал
             смертельный мел?!
Вы ж
   такое
      загибать умели,
что другой
      на свете
          не умел.
Почему?
     Зачем?
        Недоуменье смяло.
Критики бормочут:
          — Этому вина
то…
  да сё…
      а главное,
           что смычки мало,
в результате
       много пива и вина. —
Дескать,
     заменить бы вам
                богему
                  классом,
класс влиял на вас,
            и было б не до драк.
Ну, а класс-то
         жажду
           заливает квасом?
Класс — он тоже
         выпить не дурак.
Дескать,
    к вам приставить бы
        ‎    кого из напосто̀в —
стали б
    содержанием
           премного одарённей.
Вы бы
   в день
      писали
          строк по сто́,
утомительно
       и длинно,
            как Доронин.
А по-моему,
      осуществись
             такая бредь,
на себя бы
      раньше наложили руки.
Лучше уж
     от водки умереть,
чем от скуки!
Не откроют
      нам
        причин потери
ни петля,
     ни ножик перочинный.
Может,
    окажись
        чернила в «Англетере»,
вены
   резать
       не было б причины.
Подражатели обрадовались:
               бис!
Над собою
     чуть не взвод
            расправу учинил.
Почему же
      увеличивать
            число самоубийств?
Лучше
    увеличь
        изготовление чернил!
Навсегда
     теперь
        язык
           в зубах затворится.
Тяжело
    и неуместно
           разводить мистерии.
У народа,
     у языкотворца,
умер
   звонкий
       забулдыга подмастерье.
И несут
     стихов заупокойный лом,
с прошлых
      с похорон
           не переделавши почти.
В холм
    тупые рифмы
           загонять колом —
разве так
     поэта
        надо бы почтить?
Вам
  и памятник еще не слит, —
где он,
   бронзы звон
          или гранита грань? —
а к решеткам памяти
           уже
             понанесли
посвящений
       и воспоминаний дрянь.
Ваше имя
     в платочки рассоплено,
ваше слово
      слюнявит Собинов
и выводит
      под березкой дохлой —
«Ни слова,
      о дру-уг мой,
            ни вздо-о-о-о-ха.»
Эх,
  поговорить бы и́наче
с этим самым
       с Леонидом Лоэнгринычем!
Встать бы здесь
        гремящим скандалистом:
— Не позволю
       мямлить стих
               и мять! —
Оглушить бы
       их
         трехпалым свистом
в бабушку
      и в бога душу мать!
Чтобы разнеслась
         бездарнейшая по́гань,
раздувая
     темь
       пиджачных парусов,
чтобы
    врассыпную
          разбежался Коган,
встреченных
       увеча
          пиками усов.
Дрянь
    пока что
        мало поредела.
Дела много —
        только поспевать.
Надо
   жизнь
      сначала переделать,
переделав —
       можно воспевать.
Это время —
       трудновато для пера,
но скажите
      вы,
        калеки и калекши,
где,
  когда,
     какой великий выбирал
путь,
   чтобы протоптанней
              и легше?
Слово —
     полководец
           человечьей силы.
Марш!
    Чтоб время
          сзади
             ядрами рвалось.
К старым дням
        чтоб ветром
              относило
только
    путаницу волос.
Для веселия
       планета наша
            ‎  мало оборудована.

Надо
   вырвать
       радость
           у грядущих дней.
В этой жизни
       помереть
            не трудно.
Сделать жизнь
        значительно трудней.

1926 г.
Маяковский о Есенине. - 974180896251

Комментарии

  • 11 июл 22:38
    Никогда не понимала его стихов.....?
  • 11 июл 23:09
    Самые лучшие стихи на смерть Есенина написал Маяковский. Он поверил в официальную версию, что Есенин повесился.Только в 90 годы из новых расследований мы узнали, что Есенин был убит. Маяковский правильно понял главное значение Есенина - он был настоящим народным поэтом со своим звонким голосом, народным языком, любимый всем народом. "У народа,
         у языкотворца,
    умер
       звонкий
           забулдыга подмастерье..."
  • 12 июл 13:14
    Спасибо Вам за комментарийлучше и не скажешь.
    "в горле - горе комом... "
  • 12 июл 22:18
    Татьяна, Маяковский был любимым поэтом моего отца. На фронт он взял с собой толстый том собрания сочинений поэта. Дома он постоянно цитировал наизусть его стихи на все случаи жизни. Поэтому я дипломную работу и кандидатскую писала о Маяковском. Его стихи очень хорошо запоминаются и вспоминаются часто при любом случае жизни - и лирические, и сатирические. А любителей Маяковского в нашей стране ещё очень много.. А вот сегодняшнее поколение его уже не знает. В Программе ЕГЭ оставили только стихи "Лиличке вместо письма.." Наверное, Маяковский ушёл вместе со своей эпохой..Так бывает...
  • 13 июл 03:25
    Сегодняшнее поколение вообще мало знает литературу и мало читает, к сожалению... А Маяковский - глыба, он никогда не уйдёт и, в том числе, благодаря таким людям, как вы.
  • 13 июл 14:41
    Спасибо, Татьяна! Увы, я уже не работаю в филологической аудитории, а это было самое счастливое время моей жизни. А всё ещё хочется рассказать что-то хорошее о писателях - и русских, и зарубежных. Вспоминаю слова Конфуция - Выбери себе самое любимое дело, и тебе не придётся работать ни одного дня...
  • 13 июл 19:03
    Рифма у него была офигеть. Рифмовал не рифмуемое! "Серпастый, молоткастый, советский паспорт!" Словно топором рубал свои рифмы!
  • 13 июл 21:01
    Если есть что рассказать, нужно рассказывать. Делиться знаниями, это ценно. А благодарная аудитория обязательно найдётся! Есть, не смотря ни на что, в нашем обществе спрос на культуру.
  • 13 июл 22:24
    Спасибо, Татьяна за добрые слова. Когда-то я жила в Москве и, конечно, много раз была в музее Маяковского,слушала рассказы экскурсоводов, любящих поэта. Знаю каждый уголок его маленькой комнаты в коммунальной квартире и историю его вещей.Интересно, как там сейчас?
  • 13 июл 22:29
    Спасибо, дорогой товарищ! Всё-таки нас ещё много, любящих Маяковского.
  • 14 июл 05:32
    Как раз таки наоборот! В школьной программе я его на дух не переносил! Вот о чём это? "Достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза" Для детского ума это просто шок! Не зря его Владимир Ильич называл "хулиган в литературе"
  • 14 июл 13:43
    Тоже давно не посещали музей Маяковского, постараюсь сходить в ближайшее время. Обещаю вам фото и рассказать, если что-то изменилось. 🤝
  • 14 июл 14:22
    Спасибо за внимание. Это совсем не к спеху. Я ведь была почти у всех писателей дома, в разных концах страны.Чтобы лучше понять писателя, надо посмотреть, как он жил, и послушать экскурсоводов.