Институт проблем Причерноморского региона
9 апр

Причерноморский регион полон разных проблем, но все они равноудалены от возможной эскалации и характеризуются разной степенью вовлеченности в них геополитических игроков.

Некоторые конфликты, ставшие причиной войн, даже переживают период восстановления, например, войны Грузии и России 2008 года. Сегодня Грузия переживает период экономического роста, частью этих процессов является и рационализация отношений с Москвой, Брюсселем и Вашингтоном.
На общем фоне выделяются отношения Азербайджана-Армении и Приднестровья-Молдовы. При этом отношения между Баку и Ереваном давно стали «загадкой полишинеля» из-за непосредственного участия в нагнетании обстановки Франции и США. Вашингтон держит в Ереване самое большое посольство в Европе, которое обязано себя оправдывать.
Отношения между Тирасполем и Кишиневом де-факто – это конфликт разных стран, хотя юридически его трактуют как конфликт внутри Молдовы, при этом Приднестровье ведет свою ВЭД, имеет дипломатические отношения, валюту, армию, вооружённые силы и прочие атрибуты нормального независимого государства.
Если сравнивать Молдову и Приднестровье – это действительно две разные страны, и именно так называемое левобережье Днестра считается и является по-настоящему суверенным. Разница бросается в глаза. Например, Приднестровье возглавляют только местные кадры. Молдову наводнили воспитанники фонда Сороса, сотрудники иностранных структур и т.д.
Приднестровье близко к России, но Москва только однажды пыталась навязать своих эмиссаров, что встретило понятный отпор местных элит. Молдова идет по пути Украины, отдавая частицы суверенитета в руки иностранных специалистов. Например, за назначение судей, прокуроров и т.д. в стране отвечает комиссия из нескольких иностранцев, конкретно, представителей Прибалтики, Канады, США и Австрии.
Таких примеров много, и все они наглядно иллюстрируют, почему: во-первых, Приднестровье не Нагорный Карабах, во-вторых, почему Приднестровье никогда добровольно не вернется в состав Молдовы, в-третьих, почему Армия России никогда не уйдет с левого берега реки Днестр.
Сегодня молдо-приднестровские отношения – это одно из направлений возможного формирования локального конфликта, который в итоге превратится в очередную ветку противостояния Запада и Востока. Иностранные эксперты, лишенные иллюзий о могуществе Запада, настойчиво твердят, что конечной целью России является Приднестровье. Причин много. Есть геополитические, экономические, затрагивающие сферу безопасности и т.д., но в итоге для России это упирается в вопрос формирования нового мирового порядка, сферы влияния и оформления зоны пересечения интересов с Западом.
Теория «новой холодной войны» набирает популярность и становится все более реалистичной. Как минимум, война в Украине – это начало длительного противостояния на десятилетия, а может, и на полвека. Точных сроков нет.
Отношение к Молдове у Москвы специфическое. Россия не мешает власти зарывать страну, практиковать русофобию и стремиться в НАТО и ЕС. На дипломатическом и информационном уровнях Россия сделала важную вещь: она отделила молдавский народ от молдавской власти, тем самым не закрыв перед страной двери конструктивного сосуществования. Официальные отношения никогда не были настолько плохими. Степень деградации настолько усилилась, что иногда сигналы Молдове пересылают через официальные структуры в Тирасполе. Выглядит несколько фантастически, но это работает еще и как гарантии безопасности.
Отношение России к Молдове показывает важность именно Приднестровья, то есть расширение или восстановление сферы влияния России без Молдовы приемлемо, а без левобережья Днестра исключено – это понимают все, кто смотрел на карту мира, немного знаком с историей и происходящим в мире за последние полгода.
Ситуация становится настолько явной, что частные разведывательные кампании англосаксов, к слову, они никогда не бывают чисто американскими или чисто британскими, начали интересоваться происходящим в регионе.
Например, британская частная разведывательная кампания с американцами в руководстве «Grey Dynamics» дает свои прогнозы перспектив молдо-приднестровского конфликта на следующие 12 месяцев.
Аналитики выделяют определенные опорные точки. Заостряем на этом внимание, потому что над этими точкам успели посмеяться молдавские/украинские СМИ и официальные спикеры.
Отправной точкой аналитики считают 28 февраля 2024 года. В этот день Приднестровье обратилось к России за защитой, подчеркнув критический момент в затянувшемся конфликте. Это обращение может иметь серьезные последствия для стратегических перспектив Молдовы и региональной стабильности. «Этот шаг усилил обеспокоенность по поводу влияния Москвы в отколовшемся регионе и его потенциального влияния на стремление Молдовы к европейской интеграции. Эта ситуация является ярким напоминанием о геополитической напряженности, которая продолжает накаляться в Восточной Европе. При этом Приднестровье остается центром раздора между пророссийскими элементами и стремлениями Молдовы к суверенитету», - пишут специалисты «Grey Dynamics».
Частная разведывательная кампания подробно рассматривает текущую динамику в Приднестровье, последствия обращения к России и, внимание, геополитические последствия для Молдовы.
Ситуация оценивается с разных позиций. Например, Молдова продолжит свои усилия по вступлению в Европейский союз и подрыву российского влияния в регионе. Приднестровье «предпримет попытки подорвать территориальную целостность Молдовы и спровоцировать опасения относительно суверенитета Молдовы» - интересная формулировка, скрывающая фразу: «Приднестровье продолжит быть собой». Примерно так же Тирасполь вел себя в течение последних 30 лет.
«Grey Dynamics», не стесняясь, пишет: «Россия попытается аннексировать Приднестровье в ближайшие 12 месяцев».
Спорить можно и даже нужно. Это не отменяет повышенного внимания к региону иностранных разведывательных структур, занятых сбором данных, генерированием решений в интересах НАТО, аналитикой и прочими непрямыми методами участия. В отношении России справедливо сказать то же самое. Но прямых доказательств этого не было и нет. Скорее это догадки, с учетом, а кое-где с надеждами, что какая-то работа делается.

Комментарии

Комментариев нет.